Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ



Выразительное чтение - искусство синтетическое и сложное.

Синтетичность и сложность его зависит от действительности, которая легла в основу произведения, а также от содержания и формы ее описания. Это значит, и от жанра произведения, поскольку художественная действительность находит свое отражение и в различных жанрах.

В хрестоматии для начальных классов входят различные жанры: рассказы, сказки, стихи, банки, малые фольклорные жанры (поговорки, пословицы, загадки), а также произведения, близкие к художественным - научно-популярные или деловые статьи.

Всякое литературное произведение имеет свои особенности, которые определяют специфику чтения. Тем более эта особенность существует между отдельными жанрами. Поэтому, закономерно, существует и определенная разница в чтении произведений разных жанрів1.

Во всех случаях произведение надо глубоко проанализировать, оживить перед внутренним зрением все картины и образы, раскрыть и осмыслить экспрессивность. (См. раздел «Подготовка к уроку чтения», стр. 94). В первом случае, по сравнению с другими, чтец имеет некоторые облегчения: экспрессивность произведения он передает только с позиции одного автора. Так, например, с тем чувством боли в душе, что и у автора, чтец ведет рассказ о скудности удовиної хижины; страдания вдовы-поденниці и ее детишек, которые живут в ней («Удовина хата», 2,47). С чувством нежности и искренности рассказывает о девочке Улянку, о том, как она любуется красотой природы родного ей леса. («В лесу», 3,4).

Во втором случае чтение несколько усложняется, поскольку экспрессивность надо передавать соответственно к каждой личности собеседников. Это значит, воспроизвести тесную связь между ними, а через индивидуальные черты их языка передать настроения, чувства и переживания каждого. Зримость создаваемых собеседников слушатели должны воспринять «не только по содержанию, но и по звуковым особливостями1».

Однако ни в коем случае не театрализовать диалога, то есть не перевоплощаться в образы собеседников, как это закономерно делают актеры театра, не играть их, а только на основе интонационных признаков их вещания (тональных, динамических И темпоральных показателей) подавать их индивидуальности.

В третьем случае чтец закономерно берет на себя весь мир мыслей, чувств, переживаний и автора и действующих лиц. Очень важно здесь уметь переходить от образа рассказчика в действующих лиц, их индивидуальностей. Для этого надо умело пользоваться всеми средствами выразительности, особенно интонационными и другими логическими и эмоциональными средствами излияния на читателя.

Свои особенности чтения имеет повествование.

«Рассказ - своеобразная манера развертывания событий и описания образов в художественном произведении от первого лица»1. В отличие от рассказа, в рассказе писатель освещает определенные события и образы не от себя, а от рассказчика: «Синичка;) (1,42), «Красный цветок» (1,164), «В лесу» (2, 28), «Пулемет» (2,142), «Булочка» (3,8), «Новогодний подарок» (3,155) и другие,

Чтобы правильно прочитать рассказ, необходимо глубоко охарактеризовать образ рассказчика: его возраст, пол, характер, симпатии, антипатии, обстоятельства, в которых он находится, и особенно его отношение к тем событиям и людям, о которых он (она) повествует. Проанализировав, например, произведение «В лесу» (2,28), мы видим рассказчика - человека, страстно влюбленную в осеннюю лесную природу. Рассказчик находится непосредственно в лесу и восторженно, взволнованно повествует о том, что его радует, очаровывает. И хотя неизвестно, кто этот рассказчик, задача чтеца понятно: став на его место, передать слушателям взволнованный рассказ, восторг, любование красотой природы в лесу осенью.

В повествование может входить развернутый диалог: «Кусок пирога» (2, 51), «Пулемет» (2, 142). В таких случаях чтец, став на место рассказчика, «снижает характерность языка действующих лиц за счет роста характерности речи рассказчика»8. Воспроизводить индивидуальные черты языка действующих лиц настолько, насколько это делается в рассказе, нет нужды. Задача чтеца не индивидуализировать их, а рассказывать с ярко выраженным отношением к ним: их мыслей, намерений, настроений, поступков, переживаний и т.д. Таким образом, для экспрессии повествования первостепенное значение имеет речь рассказчика, второстепенное - речь действующих лиц; для экспрессии повествования авторская речь и речь действующих лиц имеют одинаково важное значение. К задачам чтение рассказа в любой форме изложения добавим следующие замечания: 1. Относительно устойчивый темп произведения должен быть не поспешный, рассудительный, рассчитан на возраст младшего школьника; 2. В процессе чтения целесообразно после каждого эпизода, части делать длительные паузы. Это даст возможность детям лучше осмыслить, пережить прочитанное и подготовиться к слушанию следующего эпизода или части