|
Статья
Сидор Воробкевич
План
1. Сидор Воробкевич как писатель и композитор. Краткие биографические сведения.
2. Стихи поэта для детей и их воспитательное значение. „Родная речь", „То наши дорогие, высокие Карпаты", „Веснушки", „Осень", „Колыбельная".
3. Юрий Федькович о Воробкевича.
1. Воробкевич Сидор (псевдоним Данило Млака, Морозенко, Семен Хрен) - украинский писатель, композитор, музыкально-культурный деятель. Родился в семье священника 5.05.1836 г. Окончил в 1861 году Черновицкую духовную семинарию. Музыкальное образование получал частно у профессора Венской консерватории Ф.Кренна, 1868 г. сдал экзамен на звание преподавателя пения и регента хора в Венской консерватории. С 1861 года был священником в буковинских селах, где изучал фольклор и быт местного населения.
С 1867 г. преподавал в Черновицкой духовной семинарии и гимназии, с 1875 г. - в Черновицком университете. Один из основателей и редакторов журнала „Буковинская звезда", альманаха „Русская изба"; возглавлял с 1875 г. „Русское литературное общество", с 1876 г. возглавлял студенческое общество „Союз".
Литературная деятельность начал в 1863 г., опубликовав в сборнике „Галичанин" цикл стихов „Мысли из Буковины". Писал на русском, а также немецком и румынском языках. В литературном творчестве Воробкевича - стихи, поэмы, рассказы, повести реалистического и романтического характера. Лучшие произведения Сидіра Воробкевича проникнуты любовью к трудовому народу. Разрабатывал темы исторического прошлого - рассказ „Турецкие пленники" (1865), поэма „Негай" (1868). Писал о тяжелой судьбе бедного крестьянства - стихи „Рекруты" (1865), „Барская месть" (1878), драмы „Гнат Приблуда" (1875), „Убогая Марта" (1878) и др.
Одним из первых в украинской литературе отразил жизнь рабочих (драма „Блудный сын"). С искренним сочувствием откликнулся на национально-освободительную борьбу балканских народов против турецких поработителей (цикл стихов „Из несчастной Болгарии", 1876).
Известен как автор патриотических стихов, лирический песен („Мово рідна, слово рідне", „моя Буковина", „Над Прутом в лугу..." и др.).
Наиболее полно талант Сидіра Ивановича Воробкевича оказался в лирических стихах, где поэт „рассыпает большое богатство жизненных наблюдений, озаренных тихим блеском искреннего, глубокого человеческого и народолюбного чутье".
Писал также исторически-романтические поэмы, подражая исторические песни. Характерными чертами поэзии Воробкевича есть мелодичность, близость к фольклорным источникам (стихотворение „Летит, летит черный ворон...", 1864 и др.). Многим его произведениям присущ юмор.
В 1901 г. во Львове издан сборник С.Воробкевича „Над Прутом", составленную и отредактированную и.франко.
Немало произведений Воробкевича переведено русским, немецким и другими языками.
Сидор Воробкевич - автор многих музыкальных произведений. Известные романсы „Заиграй ты, цыган старый", „Вы девичьи синие глаза", „Если бы я была кукушкой" и др., хоры и тексты Т.шевченко, такие как „Проходят дни", „Огнем горят", и. Франко, м. Шашкевича, Ю.Федьковича, ему принадлежат оперетты „Золотой мопс" (1879), „Янош Іштенгазі" (1882). Воробкевич положил на музыку более 30 стихов В.Александрі. Писал статьи по вопросам музыки. Архив Сидіра Воробкевича хранят в институте литературы им. Т.г.шевченко.
В течение всей жизни С.Воробкевич увлекался русской литературой, особенно творчеством А.пушкина, М.Лермонтова, О.Кольцова, Н.гоголя и І.Тургенева. В 1879 г. в журнале „от рождения листок" появляется его очерк „Михаил Глинка - отец русской народной оперы", в котором говорится о развитии русской оперы еще XVIII века, о жизни великого композитора, дружбу с лучшими людьми России.
Несмотря на неблагоприятные условия, поэт интенсивно работает, надеясь на лучшие времена. В 1869 г. было основано общество „Русская беседа", которое должно способствовать развитию культуры на Буковине. Его возглавлял протоиерей В.Продан, а среди членов преобладали буковинские попы. Черновицкая православная консистория, которая поддерживала общество мемориально, покорила его своей воле и делала все для того, чтобы его члены относились враждебно к украинского языка и культуры.
В 1901 г. через тяжелую болезнь С.Воробкевич оставляет работу в университете. Последние годы его жизни проходят в мрачном одиночестве. Современники им не интересовались. О нем забыли даже писатели, которые жили или бывали в Черновцах в 1896 г. он писал, что чувствует себя „старым дедом, которого обреклись давно его братья по судьбе, которого оддалило общество от себя, как прокаженного, а вместе с ним все его произведения и труды и пополнили его душу и сердце не только горькой полынью, но и бездільним ровно душним и апатией".
Сидор Воробкевич умер 19 сентября 1903 г. и был похоронен на черновицком кладбище в чужой гробнице.
Выбрав еще в юности писательский путь, С.Воробкевич путь, С.Воробкевич пришлось преодолевать большие трудности, связанные с пребыванием в немецкоязычной стихии, которая отнюдь не способствовала полноценному развитию таланта. И он не пал духом, а с присущей ему энергией изучал родной язык с укр. песен, которые сам записывал из уст народа, из фольклорных сборников, с трепетной любовью прочитал все лучшее, что появилось в рус. литературе. О.Маковей вполне справедливо замечает, что С.Воробкевич „за несколько лет выучил и знал язык лучше, чем ни один из буковинцев наших дней".
Молодой литератор вышел на пустырь, и став бок о бок с Ю.Федьковичем, пахал перелог и засевал его здоровым зерном, будучи глубоко убежденным, что служит своему народу, помогает ему прокладывать пути в лучшую будущность.
2. Стихи поэта для детей и их воспитательное значение.
Тематика произведений С.Воробкевича в основном отвечала требованиям школьной молодежи и в ней обращено особое внимание на воспитание патриотических чувств у детей и воспитания у них любви к труду. Самые известные среди стихов-песен поэта „То наши дорогие высокие Карпаты", „Родной язык", „Веснянка", „Осень", „Колыбельная".
Художественная стоимость произведений співаника неодинакова. Все же они составляли единый репертуар для начальной и средней школ.
Не всегда удовлетворительная форма стихов Даниила Млаки, принимаются неверные ударения, хоть они и известные на Буковине, не везде отборное рифмовки, встречаются диалектизмы. Но, несмотря на это, стихи-песни поэта укрепляли дух народа во времена национального и экономического гнета, учили школьную молодежь, детей.
3. Ю.Федькович о творчестве С.Воробкевича.
Осознавая необходимость распространения культуры среди укр. населения Буковины, заботясь о развитии родного языка и литературы, „буковинский соловей", Федькович несказанно радовался появлению первого попавшегося талантливого имени на поэтическом горизонте. Это придавало вдохновения ему самому, а также убеждало в непреодолимости народных сил, в их будущей победе. Познакомившись с произведениями своего современника Д.Млаки, Ю.Федькович искренне поздравил его выступление в литературе поддержал теплым словом вдохновенного стиха:
Миры, отцу, миры свет,
Ибо я уже не вспію!
Миры правду, миры веру,
Любовь и надежду.
И поэт с благодарностью воспринял теплое слово собрата. Десятки лет воспалительной труда как писатель так и композитор отдал разному народу.
Литература:
1. Энциклопедия.
2. С.Воробкевич. Произведения.
3. Украинская детская литература.
|
|
|