Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

IV. Литература XX вв.

 

Тема 28. Валерьян Пидмогильный (1901 - 1937)

 

Биографические сведения

Валерьян Петрович Подмогильный родился 2 февраля 1901 г. в с. Цапли под Екатеринославом (ныне Днепропетровская обл.) в крестьянской семье. Он работал учителем в Павлограде и Екатеринославе. Был одним из основателей литературной группы «Звено» (с 1926 г. - МАРС (Мастерская Революционного Слова). В декабре 1934 г. писатель был арестован и заключенный. С ноября 1937 года В. Подмогильного было расстреляно.

В. Подмогильный много переводил, в частности произведения Вольтера, Д. Дидро, А. де Вальзака, А. Франса, Г. де Мопассана, Г. Флобера и др.

Активно занимался писатель и проблемами функционирования украинского языка, заключив вместе с Есть. Плужником словарь «Фразеология делового языка», который издавался в 1926 и 1927 гг.

Популярность и признание принес В. Підмогильному роман «Город» (1928).

Прозу В. Подмогильного можно назвать интеллектуально-психологической. Мировоззрение писателя сформирован под влиянием зарубежной классической литературы XX в. и ярких представителей западноевропейской философии нач. XX вв.: 3. Фрейда, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра.

«Если бы кто-то из читателей этих моих литературных воспоминаний и спросил меня, кого из молодых украинских писателей двадцатых-тридцатых годов я считаю наиболее интеллектуально углубленной, душевно тонким или, по простому говоря, наиболее интеллигентным, то я бы ни на минуту не задумался и сказал: - Валерьяна Пидмогильного». (Ю.Смолич)

Особенности творческой манеры В. Подмогильного:

1. Сухость, а иногда и протокольність рассказы;

2. углубление в психологические и бытовые детали;

3. тон вибачливої иронии, сатиры и скептицизма;

4. средство холодного наукоподібного вскрытия общественных явлений и отдельных человеческих характеров, облагораживание человека и проявление понимания к ее слабостям;

5. философски настроенный критицизм;

6. обращение к темам красоты, морали, искусства, человека и общества, человека и революции;

7. характеры героев раскрываются постепенно, через художественное исследование поведения, действий, поступков;

8. детали, описания, герои нередко контрастные (духовность и внутренняя пустота, действительность и мечты и т.д.);

9. новый тип героя, склонного к рефлексии, самонаблюдения, сосредоточение на собственной личности.

Роман «Город»

История написание:

1929 г. В. Под могильный так объяснил свой замысел о создании романа: «Написал «Город», потому что люблю город и не мыслю вне ним ни себя, ни своей работы. Написал еще и потому, чтобы приблизить, в меру возможности, город к украинской психики, чтобы сконцентрировать его в ней. И когда мне часть критики забрасывает «хуторянскую враждебность» к городу, то я себе могу забросить только неблагодарность против села. Но слишком уж долго мы жили под крышами, чтобы оставаться романтиками их».

Жанр произведения

Роман «Город» - первый урбанистический роман в украинской литературе, с новыми героями, проблематикой и манерой повествования.

Урбанизация 1) процесс сосредоточения населения, экономической и культурной жизни в городах;2) распространение черт и особенностей городской жизни.

Соломия Павлычко в монографии «Дискурс модернизма в украинской литературе» отмечала, что роман «Город» принадлежит к новому для украинской литературы типа интеллектуального романа.

Критик ю. шевелев назвал роман «Город» «первым настоящим прозаическим романом XX века и считал его «одним из вершин украинской прозы и указателем для ее дальнейшего развития».

Некоторые критики считали роман автобиографическим, а высказывания героя отождествляли с автором, против чего в прессе предостерегал В.Підмогильний своих читателей. Хотя, конечно, были прототипы некоторых героев: в образе поэта Вигорського угадываются черты Есть. Плужника, а в образе маститого критика - н. зерова.

В романе отразилось освоения В. Пидмогильным европейской литературы, в частности произведений «Отец Горио» Бальзака, «Милый друг» Мопассана, «Кандид» Вольтера.

Итак, жанр романа - интеллектуально-психологический.

Персонажи романа

Степан Радченко - главный герой;

Надежная - девушка из села;

Левко - студент;

Аня и Нюся - подруги Надежды;

Лука Гнедой - хозяин;

Тамара Васильевна (Мусінька) - жена лавочника, у которого жил Степан, его любовница;

Максим - их сын;

Борис Задорожный - студент, товарищ Степана;

Зоська - городская девушка, любимая Степана;

Рита - балерина;

Вигорський - поэт, товарищ Степана.

Эпиграф к роману

«Шесть примет имеет человек: тремя похожа она на животное, а тремя на ангела: как животное - человек ест и пьет: как животное - она множится и как животное - выбрасывает; как ангел - она имеет ум, как ангел - ходит просто и как ангел - священной языке разговаривает» (Талмуд. Трактат Авот).

«Как можно быть свободным, Евкріте, когда имеешь тело?» (А.Франс, «Таис»).

Тема и идея, «Город» - это первый в пореволюційну сутки роман европейского уровня о украинскую крестьянскую молодежь, которая, разбушевавшаяся революцией, в начале 20-х годов тысячами потянулась в чужие когда ей города. И пошла она туда, чтобы выполнить возложенную на нее историей двойную миссию:

а) «выйти в люди», овладеть некогда недосягаемую науку, приобрести определенную специальность и создать новые отряды сознательной государственно-творческой украинской интеллигенции;

б) завоевать и сделать своим зрусифіковане украинский город, влить в него свежую крестьянскую кровь, ликвидировать антагонизм между украинским городом и селом.

Краткое пересказ произведения Часть первая

Степан стоял на палубе корабля, плыл до Киева по Днепру, осматривал берега, мысленно прощался с родным селом, селами, что виднелись на берегу. Он едет в большой город, чтобы учиться и жить, чтобы осуществить свою давнюю мечту. Вместе с ним ехали учиться односельчане Надежда и Левко.

Степан имел дядькиному письмо знакомого лавочника. Когда парень нашел крамареву хату на Подоле, тот безразлично встретил его и предложил переждать в столярной мастерской рядом с коровами. Степан спал на голых досках, ел черствый хлеб с салом, ходил далеко за город на Днепр, где была чистая вода, чтобы умыться или искупаться. В институте, куда возраст пришел за направлением, надо было пройти приемную комиссию, оформить документы. Хотел устроиться на работу, но, несмотря на заслуги Степану перед революцией, его никто не ждал. Парень посетил Левка, позавидовал его уютной комнатке. Наведался к Наденьки, которая привлекала его все больше и больше. Наконец он блестяще сдал экзамены, получил стипендию. Надо было искать жилье, Пришел хозяин и сказал, что Степан может остаться в них, спать на кухни и иметь обед, если будет ухаживать за коровами, носить воду и помогать хозяйке по хозяйству. Парень с радостью остался. Теперь на сэкономленную стипендию он сможет купить себе приличную одежду.

Бродя по улицам, Степан Радченко думал, что он, как и Лев, получит в городе образование, станет культурным человеком и вернется в деревню, привезет туда новую жизнь. А город и горожане - это так, старый порох, который надо стереть. Вдруг парень оглянулся и увидел город ночью, что сияло огнями, перекочувалося человеческими волнами, гукало голосом извозчиков и гудками авто. Все красиво одет толпа показался ему бессмысленным и ничтожным.

Надя жила на квартире с подругами. Там собиралась компания. Один из юношей предложил пойти всем вместе на литературную вечеринку. Писатели читали со сцены свои произведения, им аплодировали, а Степан с завистью думал, что и он бы хотел быть автором, слышать аплодисменты и поздравления в свой адрес.

И решил, что напишет о своей бритву. Как он, находясь в составе небольшого отряда повстанцев, попал в плен к деникинцам, как откупился у черкеса бритвой, как потом тот солдат был убит и Степан снова забрал свою бритву. «Судьбу своей бритвы он поднес к истории гражданской войны, сделал ее символом виборюваної власти».

Когда завершил работу над рассказом, то подписался Стефаном. Понес свое произведение знаменитому критику, выступление которого слышал на литературном вечере, но тот не захотел с ним даже разговаривать. Степан был унижен и уничтожен. Бесцельно бродил по улицам, зашел к Наденьки. И радостно встретила его, пошли в парк. Хмурый и раздосадованный, он грубо взял девушку за руку, и расплакалась. Тогда Степан сказал, что он уходит насовсем. Потом долго мучился, потом дерзко подумал, что, мол, не он, так другой. И был обижен, будто Наденька была виновной, что его любовь к ней оказалась фальшивкой.

Степан познакомился с сыном хозяев Максимом, который оказался культурным, образованным и разочарованной вкоханні человеком. Радченко пошел в институт и с задором бросился к науке. Во многом он был уже на голову выше однокурсников. Писал еще рассказы. Как-то похвастался земляку Борису, который учился в институте на отделении сахарной промышленности. Тот посоветовал послать произведения в журналы, что он и сделал.

Ночью до Степана стала приходить хозяйка дома Тамара. Рассказывала про свою несчастливую супружескую жизнь. Сын как-то узнал, назвал Радченко ночным вором. Ребята подрались, и Максим совсем ушел из дома.

Степан хорошо усвоил математические науки, а вот с украинским языком было трудновато. Тогда он засел за учебники и быстро все наверстал. Профессор, принимавший экзамен, был удивлен и доволен. Узнав, что студент имеет материальную нужду, посоветовал ему пойти работать - преподавать на курсах украинского языка (их много открылось для госслужащих в период украинизации), и дал письмо с рекомендацией к председателю лекторского бюро. Степану дали работу, но заметили, что в лектора должно быть соответствующую одежду. Теперь, когда окреп его бюджет, он подумал, что ему достаточно заниматься коровами и дровами. Купил себе новую одежду, старик сжег и ушел от своей «Мусіньки» в комнатку, которую предложил Борис.

На курсах Степан познакомился с предыдущим лектором. Им оказался поэт Вигорський, которого он видел на літвечірці. С того времени они подружились.

Часть вторая

Избавившись от нищеты, Степан продолжал жить просто - ходил . купаться на Днепр, утром пил молоко, обедал в нархарчі (учреждении народного питания), вечером перекусывал так же без больших роскоши. Составил себе жесткий распорядок дня и занялся изучением литературы. Потом приводил в порядок свои знания, раскладывая в голове по полочкам, как когда-то книжки в сільбудівській библиотеки. Взялся учить также английский и французский языки. Вечером делал упражнения по системе доктора Анохина и чувствовал стройность своих мыслей и епікурейську радость.

Однажды Степану пришло письмо от Вигорського, который путешествовал по украине. Тот сообщил, что послал его рассказы в журналы. Степан вскочил, выскочил на улицу и купил в киоске журналы. Там были напечатаны произведения, подписанные его именем.

Почувствовал счастье. Он - писатель! Пошел в кафе, на концерт, купил кучу лотерейных билетов, но ничего не выиграл, только собрал возле себя толпу изумленной публики. Вдруг выскочила какая-то девушка, взяла билет, выиграла детскую соску и под радостный гул и аплодисменты толпы вручила ее Степану. Так он познакомился с Зоською.

Фортуна ему улыбалась. С харьковского журнала пришел ему гонорар и приглашение писать еще. Девушка Зоська, непредсказуемая, странная и неуемная, нравилась ему все больше. Он приходил к ней часто, дарил цветы, конфеты, водил в кино и театры и в конце концов добился ее благосклонности. Как-то в одном ресторане

Степан встретил сына своей бывшей хозяйки Максима. С скромного. парня он превратился в заядлого пияку и развратника.

Зайдя в редакцию журнала по гонораром, Степан увидел, как там проводят дискуссии молодые литераторы. Вскоре и он примкнул к ним, но пока слушал, скромно отмалчивался.

Обучение в институте он покинул. Набрал часов лекций на курсах, с тревогой ожидал ответа из журналов, куда послал свои рассказы. А ее все не было. И вот пришло сообщение, что его сборник к печати принята, гонорара предлагается 350 рублей!

В литературных кругах сначала Степана просто терпели, чуть позже привыкли, потом «он симпатии некоторой приобрел своей кротостью и, заходя, мог уже услышать приветливый возглас: «А, вот и Радченко!»

Как-то к Степану пришел Борис, сказал, что женился с красивой девушкой. Из его описания Степан понял, что то была Наденька. Парню почему-то стало обидно.

Вскоре вышел сборник рассказов Стефана Радченко. А тут освободилась должность секретаря в журнале. Каждая группа выдвигала своего, прошла целая баталия. Как выход, взяли Радченко - нейтральную личность, которая подавала надежду на себя влиять.

Степан со всей энергией бросился к работы. Наводил порядок в редакционном хозяйстве, читал письма, рукописи, присматривал за типографией, принимал посетителей. «Новый секретарь был со всеми неизменно и спокойно вежливый. Он был уверен в обещаниях, точный в словах, прекрасно понимал, что кому можно и нужно сказать в литературной, всегда тяжелой атмосфере, стараясь по мере возможности быть хорошим вентилятором».

Степану захотелось более уютной комнаты. Работы у него прибавилось, когда избрали в культкомісії месткома. Все труднее было выкраивать время для свиданий с Зоською. Как-то в порыве чувств, когда они встретились на квартире у подруги, Степан предложил выйти за Зосьці него замуж. Та согласилась. Дома вообразил, что кто-то постоянно будет посягать на его время, внимание, мысли, романтика превратится в прозу, детское капризы и ссоры. Начал корить себя за глупость и решил порвать с Зоською. На вечеринке у подруги он прямо сказал ей об этом, но не ушел, а стал откровенно и вызывающе приставать к другим женщинам, познакомился с красавицей, актрисой из Харькова Ритой, что приехала к родителям.

У Степана зародилась мысль написать большое произведение о людях. Он уже представлял себе то произведение, видел его стройную строение, слышал голоса людей. Сел, с легкостью написал первый раздел. Но дальше, сколько себя не заставлял, ничего не получалось. Не писалось. Молодого автора охватило отчаяние. Шли дни за днями, а дело не двигалось. Степану захотелось увидеть Зоську, ее извиниться, помириться с ней. Когда он пошел к девушке, то соседка сказала, что Зоська отравилась и умерла. Парня охватил ясах. Пришел комиссионер и сообщил, что нашел для Степана квартиру такую, как тот хотел. Комната в семиэтажном доме с лифтом оказалась превосходной. Молодой писатель переехал туда, обставил мебелью, как хотел, но все там казалось ему чужим. Скука его не бросала. Как-то встретил односельчанина Левка. Тот выучился и теперь ехал работать на Херсонщину, говоря, что здесь, в городе, ему все чужое - и люди, и жизнь! Вспомнил про степь. Радченкові тоже вспомнились степь и село, и он решил, что и ему надо уезжать отсюда. Потом захотел разыскать Наденьку, увидеться с ней. Вспомнил адрес, который говорил ему Борис, и ушел. Наденьку он едва узнал. Это была женщина, что разговаривала с ним «обидно, наверное, погордо», ее располневшая фигура указывала на то, что Надя ждала ребенка. С тяжелым сердцем и гневом Степан вышел из дома, спрашивая себя, зачем он приходил сюда, к этой мещанки. Потом успокоился, пошел по улице. И вдруг встретил свою знакомую, красавицу Риту. Ему показалось это счастьем и утешением. Когда расставались, то пообещали друг другу встретиться завтра. Юноша побежал по лестнице, не дожидаясь лифта, в квартиру, открыл окно и послал городу, что прослалося внизу, свой поцелуй. Сел за стол и стал писать свою повесть о людях.