II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 1
Урок 51. ТАРАС ШЕВЧЕНКО - ГОРДОСТЬ И СЛАВА УКРАИНЫ. ПЕЙЗАЖ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО «ЗОРЕ МОЯ ВЕЧІРНЯЯ...»
Цель: продолжать ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Т. Г. Шевченко; совершенствовать навыки чтения стихотворных произведений; обогащать словарный запас; развивать связную речь учащихся.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Хмариноньки-тучки,
Причудливые, волосатые,
Вмостились на минутку
У мальчика на хате.
2. Работа над чистомовкою
Ку-ку-ку, ку-ку-ку! Сидит птичка на сучке!
Ки-ки-ки, ки-ки-ки! Посадили огурцы!
Ко-Ко-ко, ко-ко-ко! Люблю свежее молоко!
3. Игра «Продолжите чистомовку»
Учитель предлагает состав, а дети пытаются составить чистомовку.
4. Игра «Звездный час»
Задание: из букв слова составить слова.
Метель - мех, рот, рута, хор, нора...
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодняшний наш урок посвящен гениальному человеку - поэту и художнику. Кому именно - узнаем, когда расшифруем пословица.
(Шевченко Тарас - как солнце для нас.)
- Почти два столетия назад родился в селе Моринцы на Черкасщине, мальчик Тарас. Рано умерли его родители, и на судьбу сироты выпали тяжкие скитания.
Т. Г. Шевченко прожил всего 47 лет, из них 24 года был крепостным, 10 - в ссылке и только 13 - на свободе... (Крепостной - лично зависимый от помещика крестьянин.)
Судьба преследовала его в жизни, сколько только могла, и она не сумела превратить золото его души на ржавчину, а его любовь к людям - ненависть и презрении.
Т. Г. Шевченко - прославленный народный поэт, гениальный Кобзарь Украины - был также выдающимся художником. Посмотрите на автопортрет Т. Г. Шевченко.
Автопортрет - это работа, выполненная самим автором с самого себя. Портрет выполнен в 1840 p., на нем изображен Тарас в 26-летнем возрасте.
На сегодняшнем уроке мы начнем изучать поэзии Т. Г. Шевченко. Его творчество и жизненный путь вы будете изучать на протяжении всех школьных лет, а к его «Кобзаря» возвращаться всю жизнь.
Физкультминутка
IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ПРОРАБОТКА СТИХОТВОРЕНИЯ Т. Г. ШЕВЧЕНКО «ЗОРЕ МОЯ ВЕЧІРНЯЯ...» (с. 55)
1. Вступительное слово учителя
- За любовь и за стихи царь отправил Шевченко солдатом в далекую Орске крепость. Там он пробыл десять долгих лет. Ему запрещали писать и рисовать. В этих казахских песках Шевченко вспоминал живописную природу Украины, тосковал по ней и свою тоску изливал в стихах.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем
- С какой интонацией читается стихотворение?
3. Словарная работа
Вечерняя садится
тихонечко одалживает
похилилась зеленой
разослала распустила
Чтение слов в столбиках на одном дыхании.
- Найдите и прочитайте слова - названия действий.
4. Чтение стихотворения учениками
5. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения
- К кому обращается поэт?
- Что он просит у зари?
- Какую реку вспоминает поэт в стихотворении? Что он о ней говорит?
- Что означает выражение «... у Днепра веселочка воду одалживает » ?
Пейзаж (картину природы) описывает Тарас Шевченко в стихотворении?
- За чем сокрушается поэт?
- Как вы думаете, почему автор использует такую форму слов: солнышко, веселочка, тихесенької
6. Игра «Подбери рифму»
- Какие рифмы подобрал поэт в своем стихотворении?
Горой... (тобой);
садится... (одалживает);
распустила... (похилилась).
7. Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее чтение стихотворения.
V. ИТОГ УРОКА
- Кому был посвящен сегодняшний урок?
- Что вы узнали о детстве Т. Г. Шевченко?
- Как народ ушановує память поэта и художника?
- Есть ли в вашем городе места, связанные с именем великого Кобзаря?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рассмотреть дома с родителями сборник Т. Г. Шевченко «Кобзарь».