Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 1

 

Урок 51. ТАРАС ШЕВЧЕНКО - ГОРДОСТЬ И СЛАВА УКРАИНЫ. ПЕЙЗАЖ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО «ЗОРЕ МОЯ ВЕЧІРНЯЯ...»

 

Цель: продолжать ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Т. Г. Шевченко; совершенствовать навыки чтения стихотворных произведений; обогащать словарный запас; развивать связную речь учащихся.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Хмариноньки-тучки,

Причудливые, волосатые,

Вмостились на минутку

У мальчика на хате.

2. Работа над чистомовкою

Ку-ку-ку, ку-ку-ку! Сидит птичка на сучке!

Ки-ки-ки, ки-ки-ки! Посадили огурцы!

Ко-Ко-ко, ко-ко-ко! Люблю свежее молоко!

3. Игра «Продолжите чистомовку»

Учитель предлагает состав, а дети пытаются составить чистомовку.

4. Игра «Звездный час»

Задание: из букв слова составить слова.

Метель - мех, рот, рута, хор, нора...

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодняшний наш урок посвящен гениальному человеку - поэту и художнику. Кому именно - узнаем, когда расшифруем пословица.

image2

(Шевченко Тарас - как солнце для нас.)

- Почти два столетия назад родился в селе Моринцы на Черкасщине, мальчик Тарас. Рано умерли его родители, и на судьбу сироты выпали тяжкие скитания.

Т. Г. Шевченко прожил всего 47 лет, из них 24 года был крепостным, 10 - в ссылке и только 13 - на свободе... (Крепостной - лично зависимый от помещика крестьянин.)

Судьба преследовала его в жизни, сколько только могла, и она не сумела превратить золото его души на ржавчину, а его любовь к людям - ненависть и презрении.

Т. Г. Шевченко - прославленный народный поэт, гениальный Кобзарь Украины - был также выдающимся художником. Посмотрите на автопортрет Т. Г. Шевченко.

 

Автопортрет - это работа, выполненная самим автором с самого себя. Портрет выполнен в 1840 p., на нем изображен Тарас в 26-летнем возрасте.

На сегодняшнем уроке мы начнем изучать поэзии Т. Г. Шевченко. Его творчество и жизненный путь вы будете изучать на протяжении всех школьных лет, а к его «Кобзаря» возвращаться всю жизнь.

Физкультминутка

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ПРОРАБОТКА СТИХОТВОРЕНИЯ Т. Г. ШЕВЧЕНКО «ЗОРЕ МОЯ ВЕЧІРНЯЯ...» (с. 55)

1. Вступительное слово учителя

- За любовь и за стихи царь отправил Шевченко солдатом в далекую Орске крепость. Там он пробыл десять долгих лет. Ему запрещали писать и рисовать. В этих казахских песках Шевченко вспоминал живописную природу Украины, тосковал по ней и свою тоску изливал в стихах.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем

- С какой интонацией читается стихотворение?

3. Словарная работа

Вечерняя садится

тихонечко одалживает

похилилась зеленой

разослала распустила

Чтение слов в столбиках на одном дыхании.

- Найдите и прочитайте слова - названия действий.

4. Чтение стихотворения учениками

5. Анализ содержания стиха с элементами выборочного чтения

- К кому обращается поэт?

- Что он просит у зари?

- Какую реку вспоминает поэт в стихотворении? Что он о ней говорит?

- Что означает выражение «... у Днепра веселочка воду одалживает » ?

Пейзаж (картину природы) описывает Тарас Шевченко в стихотворении?

- За чем сокрушается поэт?

- Как вы думаете, почему автор использует такую форму слов: солнышко, веселочка, тихесенької

6. Игра «Подбери рифму»

- Какие рифмы подобрал поэт в своем стихотворении?

Горой... (тобой);

садится... (одалживает);

распустила... (похилилась).

7. Игра «Кто лучше?»

Конкурс на лучшее чтение стихотворения.

 

V. ИТОГ УРОКА

- Кому был посвящен сегодняшний урок?

- Что вы узнали о детстве Т. Г. Шевченко?

- Как народ ушановує память поэта и художника?

- Есть ли в вашем городе места, связанные с именем великого Кобзаря?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рассмотреть дома с родителями сборник Т. Г. Шевченко «Кобзарь».