Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Создание растительности в украинской мифологии: Сокол-Род, Падуб, Белобог и Чернобог, Земля, Дажьбог и Жива, Перун-Стрибог-Сварог




Украинская мифология довольно богата на символику, большая часть - это символика дохристианского пантеона многобожие славян, праукраинцев. Большая часть символов связана с растительным миром.

Долгое время считалось, что славяне-язычники имели примитивный пантеон богов, бедную мифологию. Однако отечественные и зарубежные ученые /м. максимович, н. Костомаров, О.Потебня, М.грушевский, Б.Рибаков, О.Знойко и др./ показали в своих трудах многочисленность, весомость языческого политеизма. По их мнению, праукраинцы особенно почитали Даждьбога, Перуна, Стрибога, Симаргла, Мокош, Волоса /Велеса/, Берегиню, Лада, Дана, Ярилы, Сварога, Тура, Чудеса, Белобога, Рода и др.

Одним из першобогів славянской мифологии считается Род. По мифам, он - зачинатель всего живого, Хозяин Мира, ведает судьбами богов и людей. Род - это бог природы, урожая, "руководит" дождем, молнией. О могуществе этого божества свидетельствует значительное количество генетически родственных слов для обозначения важнейших понятий: "родитель /родитель/", "уродил урожай", "родиться", "родимое сторона", "природа", "народ", "родовид" и др. По мнению Я.Боровського, Род усимволізовував прочность семьи, непрерывность, незнищеність славянского этноса.

Не менее важным в пантеоне язычников выступал Даждьбог - бог Солнца, света, добра. Дажьбог - главный бог Родной Украинской Национальной Веры /Рунверы/, которую основал Лев Силенко. "Дажьбог - это святая Правда, Справедливость, життетворяще свет, Святой Дух, Воля" /Л.Силенко/. Важное место в пантеоне древних богов занимал Стрибог. Он усимволізовував небесную силу, которая приносила как добро, так и зло /см. Добро и Зло/. Ученые определяют его как "властелина лютуючої стихии, хаоса, магических заклинаний, которые могут обернуться во зло людям".

Наши наблюдения /анализ однокоренных слов в восьми европейских языках, сопоставление Стрибога с античными небожителями/ показали, что Стрибог - это не бог ветра /как ошибочно полагали ранее/. Стрибог усимволізовував божество войны, смерти со всеми ее последствиями. В то же время он был охранником праславян, богом грома, дождя, рек /Потапенко А.И., Потапенко Г.И., Потапенко Я.А. Стрибог в системе языческих богов праукраинцев /Проблемы, гипотезы, открытия/. - Переяслав-Хмельницкий, 1995/.

Перун символизировал бога молнии и грома, военной дружины. Он - стремительность, мужество, непобедимость. Как бог-громовик приносил животворный дождь, способствовал урожайности.
Интересной и символичной фигурой является Ярило, который усимволізував весеннее солнце, любовь и страсть. Ярило - заместитель тружеников, хлеборобов-сеятелей. Отголоски об этом бога находим в современных формах "яра" /весна/, "яровая пшеница" /зерно/, "яровина" /яровой хлеб/, "ярка" /молодая овца/, "яристь" /ярость, стремительность/ и др.
Велес /Волос/ - это бог "нижнего мира", пойменных пастбищ, скота. Часто появляется в мифах как Змей-Дракон, соперник Перуна.
Глубокую символику для язычников имела Берегиня /Оберега, Великая Богиня/. Она - защитница людей от всякого зла, добра "домашняя" богиня. Оберегала дом, детей, благосостояние семьи. Отголоски о ней находим в словах "оберегать", "обереги" - магические предметы, фигуры, которым приписывалась таинственная сила. Схематическое изображение Берегини /символическая фигура женщины с предостерегающе поднятыми руками/ трансформировалась в рисунок трезубца /см. Трезубец/.
Чрезвычайно поэтическим в пантеоне язычников был образ Лады - богини любви, красоты, гармонии жизни. По мнению Костомарова, Лада символизировала собой природу, жизненную основу, была матерью солнца в его воплощении, богиней любви, свадьбы, благополучия, "подательницею благ". Отголосок верований Строя находим в словах "лад" /порядок/, "ладный" /хороший/, "ладить" /жить в мире, согласии/, Ладо /пестлива название мужа, жены//О порядке см.: Стельмахович М. Порядок в жизни украинцев//Литература, 1996. - №33/.
Колоритной фигурой в мифах праукраинцев считается Дана - богиня год. По мнению О.П.Знойка, от ее имени произошли названия Днепр, Дунай, Дон, Двина, ибо "да" - это вода, а "на" - матушка". То есть, Данное означает "Вода-мать". Данная символизировала Непорочную Деву, вечную красоту, была женой Солнца. Ее символ - липа /Знойко А.П. Мифы Киевской земли. - С. 65-66/.

Солнце - символ Всевидящего божества; Высшей космической силы; центр бытия и интуитивного знания; озарение; славы; величия; правосудие; Матери Мира; Центра; Бога-отца; Христа.
Вместе с луной солнце символизирует мужское и женское начала. В разных мифологиях им присущи различные роли. Иногда солнце может ассоциироваться с образом отца, а луна - с образом матери.
У многих народов солнце признается как древнейшее божество, то есть как символ верховной власти. Еще в XVI-XV вв. до н.э. в Египте солнце считалось единственным царем Вселенной, а земной царь почитался как солнечное божество. Древние греки величали его Гелиосом. В поздней античности бога Солнца отождествляли с Аполлоном, отсюда и его эпитет Феб-светлый.

В языческую эпоху славяне обожествляли Солнце в образе Дажьбога, Сварога, Хорса и др.

Славянский языческий пантеон богов знал и другие символы солнца в образах Ярила /бог весеннего солнца/, Купала /бог летнего солнца/ и др.

Многие из этих символов встречаются и у украинцев - "око Божье", "огненная неспалима шар", "большое колесо или круг", "лик Божий или лоб Боже", "свеча, которую носят ангелы" и т.д.

В свою очередь образ Солнца способствовал рождению на Украине многих подобных символов. Кроковеє колесо - весенние и купальские танцы, что шли по кругу; мосты - "символ лучей солнца или луны", король - "одно из названий солнца"; вратарь - "ворота открываются каждое утро, выпускают на небо солнце, а вечером закрываются и прячут его"; Джурило /Журило, Чурило, Юрило, Ярило, Юрий/ - "божий ключник, обладатель Ирия, потому, что одмикає сырую землю"; жучок - хоровод, где "по сцепленных руках, как по мосту, идет девочка, что воплощает жучка-солнце", /жучок, что ходит по кругу, символизирует солнце/. Зайчик /Білоданчик, Янчик, Женчик, Подолянчик, Королек, Подоляночка, Ягілочка Красна Панна/ - в этом цикле хороводов "движение Солнца изображался через действия человека"; Рожа - танец, "где солнце выступает в образе девки Розы".

Солярную символику имели венок и коса, обряд вождения Козы, орнаменты, вышивку ковров, резьба по дереву, керамическая посуда, где символами солнца является круг, крест, розетки, восьмиугольная звезда, свастика и т.д.

Солярную символику имели хлеб, пирожки, каравай /см. Каравай/ и т.д. Все эти образы широко используются в украинском фольклоре.

В христианской традиции символическое значение солнца очень разнообразное. Закат и затмение солнца означают гнев Божий, праведное наказание, бедствие, скорбь, страдание. Солнечный свет символизирует счастье /Іс.ХХХ,26/, открытия, обнаружения, возмездие и праведную казнь. Солнце - символ слова Божьего /Лк., XXI,23/. Носители слова Божьего имеют своим символом солнце. Солнце есть вечное Слово, Господь, Христос. Он - Солнце правды, истинный свет невечірнє, вечное /Ин.,III, 19; VIII,12;5; Откр., XXI,23, XXII,5/.

 


Список использованной литературы

 

1. Потапенко А.И., Потапенко Г.И., Потапенко Я.А. Стрибог в системе языческих богов праукраинцев.
2. Проблемы, гипотезы, открытия. - Переяслав-Хмельницкий, 1995/.
3. Знойко А.П. Мифы Киевской земли. - С. 65-66