Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Символика в творчестве украинских поэтов-романтиков

 


Среди разнородной символики украинских романтиков, заслуживает внимание также символ окна. В поэзии он менее распространен чем в прозе и, кроме этого, в украинских романтиков он менее распространен чем в западноевропейских, особенно немецких. Однако я решил более подробно остановиться именно на этом символе, поскольку он мало исследован.

Несмотря на то, что тема окна мало разработана украинскими романтиками - это сквозной мотив европейского романтизма. Развитие и утверждение этого мотива определяется особенностями романтического мировосприятия. Оно характеризуется пониманием глубокого противоречия между желаемым и существующим, между конечным и бесконечным. Романтизм полон тоски за пространством, за неизведанными далями, он пытается вырваться из пут, сковывающих его - с ограничивающей действительности. В то же время, для него характерно, особенно в поздний период, понимание силы и непереборності окружающего мира, его законов. Ощущение связанности, неминуемой замкнутости, во много раз увеличивает тоску по идеальным, безграничным. Классическим романтическим выражением этого противостояния двух миров, их взаимосвязи и в то же время недостижимости идеального, тоски за ним, стал в искусстве романтизма "мотив окна" (или "символ окна").

В поэзии прозе романтизма присутствуют два типа символического наблюдения пейзажа: пейзаж, увиденный с какой-то высокой точки холма или возвышения и пейзаж, как "вид из окна". Сущность их романтической природы заключается в том, что оба типа предполагают обращение к бесконечности. "Вид с холма" порождает в романтической человека ощущение своей причастности миру безграничных далей, это пейзаж, утверждает желанную возможность реального сближения, даже слияния с природой.

"Вид из окна" также направлен в даль, но по своей сути он уже конфликтный, ибо выражает не чувства гармонии, а только порыв к ней. Вид из окна определяет то состояние, которое лучше всего можно определить романтическим словом "тоска" или "томление".

Ранний романтизм в своем стремлении к запредельному часто обращается в космические пространства, луны и звезд. Этим объясняется любовь романтиков до ночных лунных пейзажей. Ночью, когда стихает суета дня, природа выступает в своей настоящей, тайной сути. Тогда приоткрывается завеса над ее тайнами, доступной становится ее речь:

 

... Над Украйной плыла

В облачке злато-кудрявом

Полуночная луна.

И над лугом благовонным,

И над лесом будто сонным,

И на небе тишина...

Как роскошно и светло

Небо в озере легло!

Как блестит в вышине,

Как горит во глубине...

(А. метлинский "Украинские ночи")

 

Одной из особенностей ранньоромантичного вида из окна является его панорамность. Пейзаж представляется безграничным и нередко эта беспредельность подчеркивается разнообразными звуками, которые доносятся оттуда, куда не достает взгляд:

 

И снова господа у окна

Сидит задумчива, бледна

И слушает, как вдалеке

Вторится топот по реке.

Вот топот тише, тише стал -

То замирал, то оживал -

И вдруг исчез - в далекий мрак

Как будто утонул козак.

И только лишь когда рассвет

Свой розово-огнистый цвет

Разлил на небе голубом

И звезды, трепетным щелочью

Дрожа, как стали потухать

И неприметно исчезать,

В тумане забелел поток,

[-27-]

Дохнул из сада ветерок,

И предрассветный соловей

Запел в тени густых ветвей,

Любовной негою дыша, -

Вздохнув, жена Барабаша

Лег печально сил

На одинокую кровать.

(Е. гребенка "Богдан", раздел IV)

 

Определяющим здесь оказывается не только вид из окна, но и состояние человека возле окна. Его можно охарактеризовать как тоска по идеальным, как желание совершенства и счастья. Смысл романтической формулы "еще здесь, а не там" становится четким, благодаря введению образа окна: оно указывает одновременно на цель стремлений и невозможность ее достижения. В данном случае лирическая картина осложняется еще и тем, что героиня ждет своего мужа, жаждет встречи с ним. Это основная тема этого отрывка, что немного стирает образ окна и пейзажа за ним, окрашивая их личными, интимными переживаниями.

В вышеупомянутом отрывке присутствует еще одна очень интересная черта - это освещение. Известно, что романтизм не любил яркого дневного света, так как считал его неживописним. Его более привлекало утреннее или вечернее освещение, богатое на оттенки цветов, [-28-] переливы красок, возможны блики и рефлексы, движение теней, что мы и видим в этом и многих других лирических пейзажах поэтов-романтиков.

В литературе, чаще в прозе, широко используется "прием Керстінга" - изображение солнечного или лунного света, что вливается в окно и оживляет все вокруг. Возникает тот же эффект, что и в живописи: свет меняет и вдохновляет действительность. Он воспринимается романтическим героем как символ вечности, как вестник идеального мира. Часто признается иррациональность происходящего, также подчеркивается и большая творческая сила света, как части природы, что вечно творит, как местонахождение духовного начала света. В то же время лунный свет нередко носит мистически-потустороннее окраски:

 

Не спит Наталочка одна,

Сидит племянница в окна.

Сквозь ветви месяц свет.

Вот по пути что-то едет!

Земля гудит и стонет,

Ветерок по листве шелестит;

Кто едет-спешит,

До двора привлекает.

(Н. Костомаров "Наталья")

 

Здесь пейзаж из окна с лунным светом предшествует появлению мертвеца. С помощью нескольких [-29-] слов Николай Костомаров создает атмосферу длительного ожидания и образ окна то лунного света имеет сложное символическое значение.

Иррациональная природа света, проникающего сквозь окно в жилье, нередко также вступает в романтизме в противоречие с бытом и обыденностью, указывает на скудность ежедневных житейских хлопот в сравнении с вечными, в романтическом понимании, ценностями - природой, искусством, благородными порывами сердца, с любовью. Так опять "тема окна" и свет утверждают романтическую протиставленість поэзии и прозы, духовности и меркантилизма или, как в последнем примере, реальности и нереальности, обычности и мистики.

В западноевропейской поэзии и прозе можно подробно проследить развитие "темы окна" от раннего романтизма к позднему и неоромантизма. В поэзии украинских романтиков тоже заметное изменение и развитие символа окна, хотя и в меньшей степени. Основной чертой этого развития является уменьшение мистицизма и фольклорности мира за окном, он приобретает более художественного значения.

Зрелый романтизм не отказывается от панорамности пейзажных видов из окна. Но они становятся более конкретными и детальными, сохраняя композиционные принципы идеализированного [-30-] пейзажа. Однако уже в позднем романтизме намечается и устанавливается новое отношение к пейзажу за окном. Он все больше приобретает эстетического значения. Окно, помимо своей предыдущей функции, служит еще и рамой для какого-то фрагмента ландшафта. Окно дает возможность выбора того единственного ракурса, что предоставит эстетическое наслаждение. Картина за окно - во многом результат творчества того, кто смотрит От его вкуса, художественных симпатий и отношения к природе зависит то, какой вид возникает за окном. Итак, теперь пейзаж за окном существует не сам по себе, и не по собственной воле природы, он строится по законам искусства. Вид вновь выражает собой романтический идеал, но это идеал прекрасного в искусстве.

Окна постоянно выступают в качестве символов человеческого бытия, ритма жизни, самоощущение личности, наполняются метафорическим смыслом. Поэтому не случайно, что в романтизме различные состояния человеческой души выражаются через образ окна, приобретает символическое значение:

 

Темнело поле, из тумана

Луна кровавая взошла;

Взглянула с трепетом Оксана

И быстро молча отошла

[-31-]

Вот неприветного окна,

Страшась кровавого светила.

(Т. Шевченко "Слепая")

 

В данном случае кроме изображения внутреннего состояния Оксаны, окно выступает и в роли предсказания близкой встречи:

 

Завыли псы, рога трубили,

И шум, и хохот у ворот -

Охота с поля возвратилась,

И господин к страдалице идет

Бесстыдно пьяный...

(Т. Шевченко "Слепая")

 

Здесь встреча имеет негативную окраску, чаще же окно выступает как символ радостной встречи: известная формула "открылось окно" (как правило, употребляется в переносном значении). Также у романтиков окно становится традиционным символом надежды на счастье, радостной встречи со счастьем - "в темном окне загорелся свет".

Для украинских романтиков также очень характерный мотив ожидания матери сына перед окном:

 

В неділеньку раненько,

Рано, до восхода солнца

Ой печалилась Грициха,

Сев у окошка,

И смутными оченьками

За Самар смотрела,

В поле бесконечное,

Где Саур-могила.

С того дальнего края

Сына надеялась...

(М.Петренко "Иван Кучерявый", часть i)

Наиболее показательным произведением среди украинских поэтов-романтиков по поводу "темы окна" является баллада Левка Боровиковского "Маруся". Символ окна здесь является одной из ведущих тем, он воплощает романтическое двоемирие, конфликт между миром реальным и фантастическим, мистическим миром сна. В произведении образ окна зутрічається семь раз. В первых двух случаях окно еще не несет прямого символического нагрузки, оно изображает украинские фольклорные обычаи, однако в очень романтическом духе:

 

Ты же, сестрица, ты чего

С нами не думаешь?

Под віконичком кого,

Откуда выглядишь?..

Встань, голубка, не журись,

Выйди из дома - посмотри,

Где каганчик светит -

Оттуда будет милый твой...

Под окошком постой -

Слушай, кто одвітить...

 

Сначала это известная фольклорная формула: ждать, выглядеть милого у окна; а далее описывается один из украинских народных обычаев. Также в первом случае (реальном) Маруся находится в доме с одной стороны окна, а во втором (совет) должен быть на улице, с другой.

 

Далее, в начале баллады, окна и пейзажа за ним в нескольких словах описывается душевное состояние Маруси накануне ее сна, а также намекается, что она ждет своего любимого (уже упоминавшийся мотив, очень распространенный среди романтиков):

 

Темно. Луна над лесом

В облака завернулся...

Прижавшись, под окном

Рюмала Маруся.

 

Четвертое упоминание окна тоже связано с народными обычаями, с нороднопоетичною и мифологической символикой, это привычная для европейского фольклора формула трех криков петуха:

 

Тихо в доме; под углом

Раз сверчок цвірінькнув;

Север: трижды под окном

Петух кукарекнул...

 

После этого вновь "девушка у окна", но уже с окраской тревожного ожидания, чувство какого-то бедствия, что девушка сама себе нагадала. Символика здесь осложняется и тем, что девушка засыпает, хоть об этом и не говорится прямо, и попадает в другой мир - мир сна. Этот переход также связан с окном, ведь попасть из реальности в фантастику физически (через символ "дверей") невозможно (во всяком случае в романтизме, позже, в модернизме символ дверей будет часто использоваться для этого, столь часто, что станет тысячи раз повторяющимся элементом белетристичних научно-фантастических и фэнтезийных произведений), можно только увидеть ее (сквозь "окно", с помощью "сна"):

 

Потушила ночник -

Девка беда слышит...

Села бедная у окна,

Сердце бьется, сердце знает,

Сердце что-то предвещает...

 

Характерно, что во время долгого Марусиного сна, несмотря на сложную и багатоманітну символику, которой он наполнен (сани, запряженные лошадьми; снег и метель; месяц, выглядывает из-за туч; черный ворон; хижина (хутор) среди поля; путь, исчезает; огонек кагнця; двери; мертвець; белый голубь и др.) не появляется образ окна. Это могло бы привести к заплутання и так непростой символики, мог бы возникнуть эффект бесконечности (кто-то смотрит в окно, видит там еще одно окно изнутри и т.д.). (Это было ненужно романтиком, такое плутання возникало раньше, его любило искусство барокко, и позже - в символизме, постмодернизме).

 

Сразу по окончанию сна снова возникает образ окна, удостоверяющий еще раз его основную роль в связи между двумя романтическими мирами:

 

"Ох!" - и пробудилась.

Где же? - На скамье у окна,

В доме, где думала,

Где, задумавшись, она

Вчера задремала.

 

За этим следует небольшое описание пейзажа за окном, что тоже имеет символічние значение и соотносится с тем описанием, что был раньше. Также второй раз повторяется формула крика петуха, значение которой в данном случае - пробуждение:

 

День сереет; за леском

Желтый месяц исчез;

Трижды, ранний под окном

Петух кукарекнул...

 

Последнее употребление образа окна в балладе предшествует развязке несложного сюжета. В этих словах прослеживается, уже упоминавшийся ранее, мотив радостной встречи, мотив ожидания и неопределенного предсказания и т.п.:

 

Так как вкопанная, сидит,

Под окном племянница

И в кватирочку смотрит

В поле, где дорога;

Везде сідий туман навалился

На широкое поле;

А в садике иней лег

На дерев'я голое...

Лошади через мерзлый снег

Санки мчатся; из-под лошадиных ног

Дым поднялся белый;

Едут, едут к воротам;

В санках парень силить -

Кто? - Марусин милый!

 

Картина за окном является символическим отражением прошлого сна Маруси, а последние слова полностью повторяют завершения сна. Вообще в этом произведении с одной стороны сон является отражением реальности, как той, что была до его начала, так и той, что началась после его завершения. С другой стороны, кажется, что реальность является отражением сна, который приснился перед этим Маруси. Далее мы узнаем, что изображено за окном является противоположным по значению [-36-] сна, но все равно они очень тесно переплетаются, образуют определенную целостность в подтексте - сон и реальность.

Тема окна насквозь пронизывает это произведение и ее роль здесь не менее важна чем роль сна. Эта баллада нельзя лучше показывает разнообразие значений символа окна, и всего с ним связанного в украинском романтизме.

Важна связь символа окна с героями романтических произведений, четко это заметно в прозе. Глубоко понять мир идеальной красоты (или безграничность космоса, важность искусства), что находится в конфликте с обыденностью, способны только положительные герои романтизма. Они несутся мысленно в прекрасную даль, стоя у окна постигают силу своего духа и ограниченность своих физических возможностей.

Отрицательные герои романтических произведений, ограниченные обыватели, не ведают такой тоски, и вообще в окна, как правило, не смотрят. Если же они и оказываются возле окна, то вовсе не для того, чтобы стремиться духом в неизвестное, а чтобы "себя показать и на людей посмотреть". Изображение отрицательного героя у окна носит, чаще всего, юмористическое окраску.

В позднем романтизме вообще часто возникает ироническое трактовка образа окна, этого, в целом, патетического мотива. Растет понимание того, что мощь прозаичного мира практически неодолима.

Возникают сомнения в том, что когда духовное начало жизни победит. Даль, что видится из окна, кажется все более недостижимой, действительность чаще заставляет обращаться к изучению ее законов. Когда исчезает напряженное стремление в запредельное, когда за окном уже не возникает безграничных перспектив, романтизм исчезает, освобождая место реализму.

Итак, очевидно, что мотив окна перевоплощается в процессе развития или эволюции романтизма. Пути его трансформации позволяют проследить движение общеевропейской романтической мысли, смену романтического мировосприятия.

В конце стоит отметить, что в середине XIX века в архитектуре, литературе и живописи вид из окна постепенно перестает существовать. Растет ощущение того, что жизнь за окном неприглядне, суровое и неизбежное. Человек пытается войти в свой внутренний мир, закрыться в своем доме, как в раковине, от невзгод окружающей действительности. На окна начинают относиться ширмы и шторы, отгораживая простые интерьера от пейзажа за окном. В интерьер входит зелень, что иногда превращает уголки гостиных в экзотические сады, обрамляет окна и все больше отделяет дом от улицы.

Однако с появлением неоромантизма на рубеже ХІХ и ХХ века вновь растет интерес к образу окна, интерьер снова раскрывается через окно в даль, хоть это уже немного другие образы. Можно проследить развитие этого символа и далее, до постмодернизма, и посмотрит назад, каким он был до романтизма, но это не входит в задачи этой работы.