Статья
Символика в творчестве украинских поэтов-романтиков
Среди разнородной символики украинских романтиков, заслуживает внимание также символ окна. В поэзии он менее распространен чем в прозе и, кроме этого, в украинских романтиков он менее распространен чем в западноевропейских, особенно немецких. Однако я решил более подробно остановиться именно на этом символе, поскольку он мало исследован.
Несмотря на то, что тема окна мало разработана украинскими романтиками - это сквозной мотив европейского романтизма. Развитие и утверждение этого мотива определяется особенностями романтического мировосприятия. Оно характеризуется пониманием глубокого противоречия между желаемым и существующим, между конечным и бесконечным. Романтизм полон тоски за пространством, за неизведанными далями, он пытается вырваться из пут, сковывающих его - с ограничивающей действительности. В то же время, для него характерно, особенно в поздний период, понимание силы и непереборності окружающего мира, его законов. Ощущение связанности, неминуемой замкнутости, во много раз увеличивает тоску по идеальным, безграничным. Классическим романтическим выражением этого противостояния двух миров, их взаимосвязи и в то же время недостижимости идеального, тоски за ним, стал в искусстве романтизма "мотив окна" (или "символ окна").
В поэзии прозе романтизма присутствуют два типа символического наблюдения пейзажа: пейзаж, увиденный с какой-то высокой точки холма или возвышения и пейзаж, как "вид из окна". Сущность их романтической природы заключается в том, что оба типа предполагают обращение к бесконечности. "Вид с холма" порождает в романтической человека ощущение своей причастности миру безграничных далей, это пейзаж, утверждает желанную возможность реального сближения, даже слияния с природой.
"Вид из окна" также направлен в даль, но по своей сути он уже конфликтный, ибо выражает не чувства гармонии, а только порыв к ней. Вид из окна определяет то состояние, которое лучше всего можно определить романтическим словом "тоска" или "томление".
Ранний романтизм в своем стремлении к запредельному часто обращается в космические пространства, луны и звезд. Этим объясняется любовь романтиков до ночных лунных пейзажей. Ночью, когда стихает суета дня, природа выступает в своей настоящей, тайной сути. Тогда приоткрывается завеса над ее тайнами, доступной становится ее речь:
... Над Украйной плыла
В облачке злато-кудрявом
Полуночная луна.
И над лугом благовонным,
И над лесом будто сонным,
И на небе тишина...
Как роскошно и светло
Небо в озере легло!
Как блестит в вышине,
Как горит во глубине...
(А. метлинский "Украинские ночи")
Одной из особенностей ранньоромантичного вида из окна является его панорамность. Пейзаж представляется безграничным и нередко эта беспредельность подчеркивается разнообразными звуками, которые доносятся оттуда, куда не достает взгляд:
И снова господа у окна
Сидит задумчива, бледна
И слушает, как вдалеке
Вторится топот по реке.
Вот топот тише, тише стал -
То замирал, то оживал -
И вдруг исчез - в далекий мрак
Как будто утонул козак.
И только лишь когда рассвет
Свой розово-огнистый цвет
Разлил на небе голубом
И звезды, трепетным щелочью
Дрожа, как стали потухать
И неприметно исчезать,
В тумане забелел поток,
[-27-]
Дохнул из сада ветерок,
И предрассветный соловей
Запел в тени густых ветвей,
Любовной негою дыша, -
Вздохнув, жена Барабаша
Лег печально сил
На одинокую кровать.
(Е. гребенка "Богдан", раздел IV)
Определяющим здесь оказывается не только вид из окна, но и состояние человека возле окна. Его можно охарактеризовать как тоска по идеальным, как желание совершенства и счастья. Смысл романтической формулы "еще здесь, а не там" становится четким, благодаря введению образа окна: оно указывает одновременно на цель стремлений и невозможность ее достижения. В данном случае лирическая картина осложняется еще и тем, что героиня ждет своего мужа, жаждет встречи с ним. Это основная тема этого отрывка, что немного стирает образ окна и пейзажа за ним, окрашивая их личными, интимными переживаниями.
В вышеупомянутом отрывке присутствует еще одна очень интересная черта - это освещение. Известно, что романтизм не любил яркого дневного света, так как считал его неживописним. Его более привлекало утреннее или вечернее освещение, богатое на оттенки цветов, [-28-] переливы красок, возможны блики и рефлексы, движение теней, что мы и видим в этом и многих других лирических пейзажах поэтов-романтиков.
В литературе, чаще в прозе, широко используется "прием Керстінга" - изображение солнечного или лунного света, что вливается в окно и оживляет все вокруг. Возникает тот же эффект, что и в живописи: свет меняет и вдохновляет действительность. Он воспринимается романтическим героем как символ вечности, как вестник идеального мира. Часто признается иррациональность происходящего, также подчеркивается и большая творческая сила света, как части природы, что вечно творит, как местонахождение духовного начала света. В то же время лунный свет нередко носит мистически-потустороннее окраски:
Не спит Наталочка одна,
Сидит племянница в окна.
Сквозь ветви месяц свет.
Вот по пути что-то едет!
Земля гудит и стонет,
Ветерок по листве шелестит;
Кто едет-спешит,
До двора привлекает.
(Н. Костомаров "Наталья")
Здесь пейзаж из окна с лунным светом предшествует появлению мертвеца. С помощью нескольких [-29-] слов Николай Костомаров создает атмосферу длительного ожидания и образ окна то лунного света имеет сложное символическое значение.
Иррациональная природа света, проникающего сквозь окно в жилье, нередко также вступает в романтизме в противоречие с бытом и обыденностью, указывает на скудность ежедневных житейских хлопот в сравнении с вечными, в романтическом понимании, ценностями - природой, искусством, благородными порывами сердца, с любовью. Так опять "тема окна" и свет утверждают романтическую протиставленість поэзии и прозы, духовности и меркантилизма или, как в последнем примере, реальности и нереальности, обычности и мистики.
В западноевропейской поэзии и прозе можно подробно проследить развитие "темы окна" от раннего романтизма к позднему и неоромантизма. В поэзии украинских романтиков тоже заметное изменение и развитие символа окна, хотя и в меньшей степени. Основной чертой этого развития является уменьшение мистицизма и фольклорности мира за окном, он приобретает более художественного значения.
Зрелый романтизм не отказывается от панорамности пейзажных видов из окна. Но они становятся более конкретными и детальными, сохраняя композиционные принципы идеализированного [-30-] пейзажа. Однако уже в позднем романтизме намечается и устанавливается новое отношение к пейзажу за окном. Он все больше приобретает эстетического значения. Окно, помимо своей предыдущей функции, служит еще и рамой для какого-то фрагмента ландшафта. Окно дает возможность выбора того единственного ракурса, что предоставит эстетическое наслаждение. Картина за окно - во многом результат творчества того, кто смотрит От его вкуса, художественных симпатий и отношения к природе зависит то, какой вид возникает за окном. Итак, теперь пейзаж за окном существует не сам по себе, и не по собственной воле природы, он строится по законам искусства. Вид вновь выражает собой романтический идеал, но это идеал прекрасного в искусстве.
Окна постоянно выступают в качестве символов человеческого бытия, ритма жизни, самоощущение личности, наполняются метафорическим смыслом. Поэтому не случайно, что в романтизме различные состояния человеческой души выражаются через образ окна, приобретает символическое значение:
Темнело поле, из тумана
Луна кровавая взошла;
Взглянула с трепетом Оксана
И быстро молча отошла
[-31-]
Вот неприветного окна,
Страшась кровавого светила.
(Т. Шевченко "Слепая")
В данном случае кроме изображения внутреннего состояния Оксаны, окно выступает и в роли предсказания близкой встречи:
Завыли псы, рога трубили,
И шум, и хохот у ворот -
Охота с поля возвратилась,
И господин к страдалице идет
Бесстыдно пьяный...
(Т. Шевченко "Слепая")
Здесь встреча имеет негативную окраску, чаще же окно выступает как символ радостной встречи: известная формула "открылось окно" (как правило, употребляется в переносном значении). Также у романтиков окно становится традиционным символом надежды на счастье, радостной встречи со счастьем - "в темном окне загорелся свет".
Для украинских романтиков также очень характерный мотив ожидания матери сына перед окном:
В неділеньку раненько,
Рано, до восхода солнца
Ой печалилась Грициха,
Сев у окошка,
И смутными оченьками
За Самар смотрела,
В поле бесконечное,
Где Саур-могила.
С того дальнего края
Сына надеялась...
(М.Петренко "Иван Кучерявый", часть i)
Наиболее показательным произведением среди украинских поэтов-романтиков по поводу "темы окна" является баллада Левка Боровиковского "Маруся". Символ окна здесь является одной из ведущих тем, он воплощает романтическое двоемирие, конфликт между миром реальным и фантастическим, мистическим миром сна. В произведении образ окна зутрічається семь раз. В первых двух случаях окно еще не несет прямого символического нагрузки, оно изображает украинские фольклорные обычаи, однако в очень романтическом духе:
Ты же, сестрица, ты чего
С нами не думаешь?
Под віконичком кого,
Откуда выглядишь?..
Встань, голубка, не журись,
Выйди из дома - посмотри,
Где каганчик светит -
Оттуда будет милый твой...
Под окошком постой -
Слушай, кто одвітить...
Сначала это известная фольклорная формула: ждать, выглядеть милого у окна; а далее описывается один из украинских народных обычаев. Также в первом случае (реальном) Маруся находится в доме с одной стороны окна, а во втором (совет) должен быть на улице, с другой.
Далее, в начале баллады, окна и пейзажа за ним в нескольких словах описывается душевное состояние Маруси накануне ее сна, а также намекается, что она ждет своего любимого (уже упоминавшийся мотив, очень распространенный среди романтиков):
Темно. Луна над лесом
В облака завернулся...
Прижавшись, под окном
Рюмала Маруся.
Четвертое упоминание окна тоже связано с народными обычаями, с нороднопоетичною и мифологической символикой, это привычная для европейского фольклора формула трех криков петуха:
Тихо в доме; под углом
Раз сверчок цвірінькнув;
Север: трижды под окном
Петух кукарекнул...
После этого вновь "девушка у окна", но уже с окраской тревожного ожидания, чувство какого-то бедствия, что девушка сама себе нагадала. Символика здесь осложняется и тем, что девушка засыпает, хоть об этом и не говорится прямо, и попадает в другой мир - мир сна. Этот переход также связан с окном, ведь попасть из реальности в фантастику физически (через символ "дверей") невозможно (во всяком случае в романтизме, позже, в модернизме символ дверей будет часто использоваться для этого, столь часто, что станет тысячи раз повторяющимся элементом белетристичних научно-фантастических и фэнтезийных произведений), можно только увидеть ее (сквозь "окно", с помощью "сна"):
Потушила ночник -
Девка беда слышит...
Села бедная у окна,
Сердце бьется, сердце знает,
Сердце что-то предвещает...
Характерно, что во время долгого Марусиного сна, несмотря на сложную и багатоманітну символику, которой он наполнен (сани, запряженные лошадьми; снег и метель; месяц, выглядывает из-за туч; черный ворон; хижина (хутор) среди поля; путь, исчезает; огонек кагнця; двери; мертвець; белый голубь и др.) не появляется образ окна. Это могло бы привести к заплутання и так непростой символики, мог бы возникнуть эффект бесконечности (кто-то смотрит в окно, видит там еще одно окно изнутри и т.д.). (Это было ненужно романтиком, такое плутання возникало раньше, его любило искусство барокко, и позже - в символизме, постмодернизме).
Сразу по окончанию сна снова возникает образ окна, удостоверяющий еще раз его основную роль в связи между двумя романтическими мирами:
"Ох!" - и пробудилась.
Где же? - На скамье у окна,
В доме, где думала,
Где, задумавшись, она
Вчера задремала.
За этим следует небольшое описание пейзажа за окном, что тоже имеет символічние значение и соотносится с тем описанием, что был раньше. Также второй раз повторяется формула крика петуха, значение которой в данном случае - пробуждение:
День сереет; за леском
Желтый месяц исчез;
Трижды, ранний под окном
Петух кукарекнул...
Последнее употребление образа окна в балладе предшествует развязке несложного сюжета. В этих словах прослеживается, уже упоминавшийся ранее, мотив радостной встречи, мотив ожидания и неопределенного предсказания и т.п.:
Так как вкопанная, сидит,
Под окном племянница
И в кватирочку смотрит
В поле, где дорога;
Везде сідий туман навалился
На широкое поле;
А в садике иней лег
На дерев'я голое...
Лошади через мерзлый снег
Санки мчатся; из-под лошадиных ног
Дым поднялся белый;
Едут, едут к воротам;
В санках парень силить -
Кто? - Марусин милый!
Картина за окном является символическим отражением прошлого сна Маруси, а последние слова полностью повторяют завершения сна. Вообще в этом произведении с одной стороны сон является отражением реальности, как той, что была до его начала, так и той, что началась после его завершения. С другой стороны, кажется, что реальность является отражением сна, который приснился перед этим Маруси. Далее мы узнаем, что изображено за окном является противоположным по значению [-36-] сна, но все равно они очень тесно переплетаются, образуют определенную целостность в подтексте - сон и реальность.
Тема окна насквозь пронизывает это произведение и ее роль здесь не менее важна чем роль сна. Эта баллада нельзя лучше показывает разнообразие значений символа окна, и всего с ним связанного в украинском романтизме.
Важна связь символа окна с героями романтических произведений, четко это заметно в прозе. Глубоко понять мир идеальной красоты (или безграничность космоса, важность искусства), что находится в конфликте с обыденностью, способны только положительные герои романтизма. Они несутся мысленно в прекрасную даль, стоя у окна постигают силу своего духа и ограниченность своих физических возможностей.
Отрицательные герои романтических произведений, ограниченные обыватели, не ведают такой тоски, и вообще в окна, как правило, не смотрят. Если же они и оказываются возле окна, то вовсе не для того, чтобы стремиться духом в неизвестное, а чтобы "себя показать и на людей посмотреть". Изображение отрицательного героя у окна носит, чаще всего, юмористическое окраску.
В позднем романтизме вообще часто возникает ироническое трактовка образа окна, этого, в целом, патетического мотива. Растет понимание того, что мощь прозаичного мира практически неодолима.
Возникают сомнения в том, что когда духовное начало жизни победит. Даль, что видится из окна, кажется все более недостижимой, действительность чаще заставляет обращаться к изучению ее законов. Когда исчезает напряженное стремление в запредельное, когда за окном уже не возникает безграничных перспектив, романтизм исчезает, освобождая место реализму.
Итак, очевидно, что мотив окна перевоплощается в процессе развития или эволюции романтизма. Пути его трансформации позволяют проследить движение общеевропейской романтической мысли, смену романтического мировосприятия.
В конце стоит отметить, что в середине XIX века в архитектуре, литературе и живописи вид из окна постепенно перестает существовать. Растет ощущение того, что жизнь за окном неприглядне, суровое и неизбежное. Человек пытается войти в свой внутренний мир, закрыться в своем доме, как в раковине, от невзгод окружающей действительности. На окна начинают относиться ширмы и шторы, отгораживая простые интерьера от пейзажа за окном. В интерьер входит зелень, что иногда превращает уголки гостиных в экзотические сады, обрамляет окна и все больше отделяет дом от улицы.
Однако с появлением неоромантизма на рубеже ХІХ и ХХ века вновь растет интерес к образу окна, интерьер снова раскрывается через окно в даль, хоть это уже немного другие образы. Можно проследить развитие этого символа и далее, до постмодернизма, и посмотрит назад, каким он был до романтизма, но это не входит в задачи этой работы.
|
|