Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Адам Мицкевич - светоч польской литературы




Имя Адама Мицкевича приобрело для поляков особое значение. Он считается символом национального своеобразия, достоинства польского народа, который вел многовековую борьбу за получение независимости. Творчество Мицкевича принято разделять на три периода: - ранний, віленсько-ковенський (до 1824). Лучшими произведениями этого периода считают "Оду к молодости" (1820) "Баллады и романсы" (1822), поэму "Гражина" (1823);

- российский (1824 - 1829) - "Крымские сонеты" ( 1826 ), "Конрад Валленрод" (1828);

- период эмиграции (1830 - 1855) - закончено "Дзяды", создан "Пана Тадеуша".

Он родился в семье, которая всегда исповедовала демократические идеалы. Его отец когда-то примкнул к Наполеону, потому что видел в "маленьком капралі" освободителя поляков. В Виленском(Вильнюсском) университете молодой Адам Мицкевич возглавляет поэтический движение студентов. В 1822 г. во время публикации "Баллад и романсов", он добавляет к своей первой сборки предисловие "О романтической поэзии", в которой рассказывает о европейский романтизм, о необходимости развития романтического искусства в Польше. Сила романтического искусства, по мнению Мицкевича, заключается в опоре на национальный характер и национальную историю, в изображении оригинальной личности каждого народа. Всю первую сборку пронизано верой в чудо, которое существует в реальном мире, но увидеть его можно только "глазами души"("Романтика"). В 1823 г. появляется поэма "Гражина", которое было создано на основе одной из героических страниц польско-литовско-белорусской истории (в XIX в. поляки, литовцы и белорусы считали себя единым народом. Мицкевич родился на белорусской земле, образование получил на территории современной Литвы). В средневековье крестоносцы тевтонского ордена постоянно атаковали прибалтийские и північноросійські земли. Они отбирали наделы в коренных жителей, делали их рабами. Во время страданий народа под иностранным гнетом Мицкевич создает поэму о героическом прошлом, о отчаянный поступок княгини Гражины, которая возглавила литовское войско тогда, когда ее муж находился в горах на охоте. Лирико-драматическая поэма "Дзяды" ("Поминание" или "Деды") стала для Мицкевича произведением, к которому он возвращался всю жизнь. "Дзяды" рассказывают о связи между живыми и умершими, о посмертную казнь для тех, кто не жалел несчастных, притеснял бедных.

В 1823 г. Мицкевича был арестован "за участие в тайных собраниях". Некоторое время его продержали в тюрьме, а затем выслали в Россию. Царское правительство намірено культивировал российские связи талантливого поэта, надеясь на "перевоспитание", на то, что провинциальный юноша проникнется великодержавным духом, как это уже было с некоторыми другими польскими поэтами. Поэтому Мицкевича начинают публиковать почти все столичные журналы, его охотно принимают в благородных гостиных. Но не до благородных гостиных тянется душа поэта. Он завязывает тесную дружбу с декабристами (особенно с Рылеевым), дружит с Пушкиным (правда, позже их пути разошлись). Посетив Москву, Петербург, Одессу, в 1825 г. поэт приезжает в Крым. Недавно завоеванный Крым тогда еще не избавился от восточного колорита. Впечатление от увиденного вылились в блестящие "Крымские сонеты" (1826). Российские чиновники ошибались: поэт не забыл родную Польшу. Доказательством этого является поэма "Конрад Валленрод" (1828), в которой Мицкевич снова обращается к национальной истории, к героической борьбе с крестоносцами.

В 1829 г. Мицкевич покидает Россию. Возвращение на родину ему запрещают, поэтому он уезжает в Германию. В Веймаре встречается с Гете, потом едет в Швейцарии, Италии. В Риме, в 1830 г., он узнает о начале восстания и сразу же отправляется на родину, но его задерживают на австрийской границе и не пускают на подконтрольную территорию России. Так начался период эмиграции. До конца жизни Мицкевич не увидит Польши. Он будет переживать это очень болезненно, и продолжая "Дзяды", вспомнит героя, который появился в этой драматической поэме еще во время ее замысла, на основе старинной легенды о том, как в доме священника ночью пришел странный гость (IV часть). Взрослые теряются, и только дети понимают, что перед ними - мертвець. Гость раскрывает ксьондзу свою душу. Это Гюстав, который недавно кончил жизнь самоубийством из-за любви. А превратили природную любовь на трагедию общественные предрассудки, которые не позволяют людям из разных каст любить друг друга. Попытки священника утешить несчастную душу, которая не может получить покоя, не к чему не приводят. Гюстав будет вечно бродить по земле, пока люди не перестроят общество так, чтобы естественным чувствам и привязанностям ничего не мешало. Если на родине легенда о Гюстава интересовала Мицкевича более в русоїстському духе, то в эмиграции он вновь возвращается к ней, теперь уже на новом уровне. Он создает III часть "Дзядів", в которой добавляет новые факты к биографии души Гюстава. После самоубийства люди находят на стене латинская надпись: "Здесь умер Гюстав и родился Конрад". То есть, не испытав счастья на земле, душа Гюстава освобождается от земной любви и идет на встречу отчаянном служению родине. Таким образом поэт переосмысливает образ средневекового героя Конрада Валленрода, к которому уже обращался в одноименной поэме. Исторический Конрад погиб за родину, но его дух не покинул непокоренные земли. Поэзия Мицкевича глубоко патриотичной и исполненной гражданского долга, но она может и пугать своим противостоянием религиозному фатализму. Иногда поэт приближается к байронического демонизма. Героический Конрад противостоит огромной России ("Отрывок"), которую Мицкевич изображает как страну бесправия и несправедливости. Петербург, для Мицкевича, - город Сатаны, Медный всадник - символ тирании. Продолжение "Дзядів" глубоко оскорбило Пушкина, который ответил стихотворением "Он между нами жил". Российский поэт назвал Мицкевича "злобным поэтом", обвинил его в неблагодарности. Пушкин совершенно не понимал патриотических чувств покоренных Россией народов. Строка "Смирись, Кавказ, идет Ермолов" ярко свидетельствует об этом. Во время польского восстания, которое для поляков обернулось многочисленными человеческими жертвами, Пушкин вместе с Жуковским издали сборник "Во славу русского оружия", которую не мог принять Мицкевич. Но не только споры претерпел поэт на территории Российской империи. Его поддержали борьбу Герцен, Рылеев, Франко. "Отрывок" из "Дзядів" включает в себя не только критику "огромной вотчины царя", но и поэзию "Русским друзьям", в которой поэт отдает должное памяти погибших декабристов.

В условиях эмиграции, во время преподавания сначала греко-римской литературы в Лозанне, а затем - славянских литератур в Сорбонне, Мицкевич создает грандиозное полотно "Пана Тадеуша", поэмы о национальное своеобразие Польши. Издалека все видится в іділичному ключи, и Мицкевич естетизує старинный быт, национальный характер, родной пейзаж. Он показывает старопольский мир, который воспроизводит по-гомерівськи подробно, хотя и иронизирует по поводу свары между двумя дворянскими родами Горешків и Соплиць. Самого себя поэт изображает в образе молодого Яцека Соплиці, возвышенного, но одинокого поэта. Мир Горешків и Соплиць, которым так любуется автор, безвозвратно уходит в прошлое, вместе со старинным бытом, домашним хозяйством, наивными вкусами и предрассудками, вместе с оригинальной кухней и не менее оригинальными правовыми отношениями. Горешки и Соплиці завещают молодому пан Тадеуш сохранить польскую культуру и вернуть народу независимость.

В 1855 г. Мицкевич бросает спокойную жизнь в Париже и вместе с польским отрядом отправляется в Стамбул, где надеется принять участие в русско-турецкой войне на стороне Турции, надеясь хотя бы таким образом помочь собственному народу. Но его ждет скорая смерть. В том же 1855 г. он умирает в Стамбуле от холеры. Сейчас существует более, чем 30 памятников нескореному поэту. Наиболее известным из них является "Пилигрим" Бурделя, который стоит в Париже на набережной Сены.