Имя Романа Иваничука как писателя связывается в читкацькій воображении прежде всего с его историческими романами "Красное вино", "Манускрипт с улицы Русской", "Вода из камня" и "Четвертое измерение". Они занимают на сегодня основное место в его творчестве,стали весомым достижением украинской прозы. Именно за исторические романы писатель удостоен Государственной премии УССР им. Т.г.шевченко. И в его исторической романистике видно не просто изображение тех или иных событий прошлого, реконструкцию тех или иных периодов, а постановка социально-философских и нравственных проблем, которые волнуют наших современников. С другой стороны, в новеллах и повестях о том, что происходит на наших глазах тоже размыкаются рамки изображенного охватывается большая временная перспектива, достигает событий, которые стали историей.
Путь Романа Иваничука как известно начинался с новеллистики, которая стала для него одним из самых любимых жанров и которому он верил до сих пор. Первое его рассказы: "Кусок земли", напечатанное в студенческом альманахе Львовского университета им. И Франко (жаль, выпуск альманаха не стал традицией в вузе ,откуда вышло и выходит немало одаренных писателей ) ,похвалил Максим Рыльский, а первая книга новелл " Прут несет лед" (1958) не только зачитывались до дыр в студенческих общежитиях , но и была одобрительно встречена литературной критикой.
В чем заключался секрет молодого писателя? Прежде всего, конечно, в таланте автора, его умении наблюдать новое в жизни, а также в усвоении уроков классики, прежде всего принципов психологизма В.Стефаника и М.коцюбинского, в стремлении совместить тонкую наблюдательность, точность детали с глубоким внутренним лиризмом. "Аистов огонь", "Доктор Бровко", "Отец" и сегодня читают с той же непосредственностью восприятия, с которой человек вспоминает молодость, будто сбрасывая с плеч опыт зрелости...
Так популярность произведения зависит в первую очередь от таланта, обеспечивается новизной художественного мира.
Исторические произведения Романа Иваничука требуют отдельного разговора.
В конце концов, о них немало сказано, самой примечательной чертой автора признается умение углубиться в духовную атмосферу эпохи, находиться в этой атмосфере непереходные стоимости, способны сходить и колоситься через века. Духовность здесь широкого плана, она имеет своим источником и драматизм песни и думы, и ученость восточных философов, и фольклорную и переосмысленную религиозную символику городского простонародья, и углубленное социальное и исторически-философское исследование идейных основ народных движений, и детальное погружение в истоки рождения новых идей и формирования новых носителей.
Недаром в последних романах писателя так поражает его умение творить колоритный и целостный в своей мозаичной последовательности коллективный портрет Львова - неотъемлемый фрагмент духовного портрета эпохи.
Книга повестей, которая предлагается вниманию читателей, является своеобразным синтезом линий прежнего развития писателя и, кажется, только и могла возникнуть на основе полученного им ранее в новеллистике и романистике, в разработке исторической и современной тематики.
"Седьмое небо", "Город", с полным основанием можно считать целостным произведением несмотря на то, что каждая из повестей написана в разное время, каждая имеет свою проблематику, свое идейно-смысловой стержень и свою тональность.
С исторической романістикою прозаика "Город", объединяет сосредоточение на ядре проблемы (свой акцент имеет каждая из повестей), с новелістикою - специфика построения с ассоциативными переходами от темы к теме, от эпизода к эпизоду, часто с опусканием промежуточных звеньев ассоциаций, и еще скрытый где-то в глубине лиризм, что не только выражает настроение, но и сосредоточивает в себе интеллектуальное напряжение.
Формируя книгу повестей "Город", автор избрал хронологический принцип расположения произведений, хоть он и не совпадает с датами их написания.
Самая поздняя по написанию и первая по хронологии событий, следовательно, и расположением в книге, повесть "Седьмое небо". Ее можно назвать и самым богатым в плане затронутых проблем, которые автор не ставил, по крайней мере не акцентировал, в одном из предыдущих произведений ,а также наиболее интересной ввиду способ характеров и художественной типизации.
"Седьмое небо" - повесть - полемика. В ней от первой до последней страницы идет напряженная философско-идеологическая дискуссия, имеет выразительную политическую окраску. Это и прелюдия, которая определила позднее поступки персонажей, расположение их по ту или другую сторону баррикады во время испытаний на саму человечность - в годы Великой Отечественной войны с фашизмом. Долгие и, казалось бы беспредметные споры, которые ведут между собой трое бывших гимназистов, оказавшись в первые дни войны в глухом гуцульском селе, которое вал немецко-фашистского вторжения на какое-то время обошел большими контрактами, - эти споры в дальнем углу края, "на седьмом небе" высокой горы Лисинки, по-своему вводит читателя в самую сердцевину событий, в человеческие души, сквозь которые проходит война и которые во многом впоследствии определит исход грандиозной битвы, говоря Франковыми словам, "чоловіцтва со зверством" Три персонажа повести - учитель Богдан Зарицкий, прозванный Страусом, нотариус Мирон Костецкий и бухгалтер Роман Заставный - концентрируют в себе ядро проблематики, которую автор ставит в произведении. Каждый из этих персонажей всем своим предыдущим жизнью выработал для себя определенную философскую доктрину, в привычных, нормированных обстоятельствах держалась при себе, в данной ситуации оказывается явно и даже подчеркнуто.
В "Седьмом небе" результата еще нет, здесь раскрыты лишь процесс разграничения мнений, взглядов, которое впоследствии во многом определяют линию поведения, конкретные действия персонажей.
"Нам суждено на этой горе проявиться, словно фотопленка в проявнику, - думал Страус, глядя на бледное, скованное желваками
Миронове лицо. Только бы не забыть: то, что белое, на позитиве становится черным. Только бы не забыть..."
По своей построением "Седьмое небо" повесть несколько не привычная в творчестве Романа Иваничука, в определенной степени экспериментальная. Поэтика ее основывается не на оповідності, а на интеллектуальном самовыражении персонажей. В процессе полемически заостренных диалогов определяются герои-антагонисты, действие движет постоянное углубление противостояния между ними. Внутренняя контрастность выступает как основной структурный принцип произведения, где каждое из понятий, которые составляют идейный комплекс повести, имеет своего антипода, обнаруженного прямо или подтекстом:
"седьмое небо" воспринимается не только как воплощение высоты, недоступности или наблюдательного пункта для выработки стратегии действия, но и как "Мертвой зоны", бездействие; кровь, что несет с собой фашизм (первой жертвой становится мал
Василько), контрастируют с фривольностью старой галицкой песни "Потому что война войной", которую напевает Мирон и мотив которой проходит через все произведение;
Новелла "Байкал " не случайно вписывается в общий замысел повести "Город" и цикла "На перевале": она является моментом связи между ранішніми и нынешними новеллами Романа Иваничука. Психологическое напряжение новых произведений прозаика, которая поставила на место течения внешних событий и логику характера, вызвала значительные изменения в поэтике автора.
|
|