8 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Отображение свободолюбия трудового народа в рассказе «Дорогой ценой»
II вариант
В XIX веке основной темой в литературе было крепостное право - самое страшное бедствие в жизни нашего народа. О тяжелой жизни крепостных писал Шевченко, к этой теме обращалась Марко Вовчок. Рассказы Коцюбинского «Дорогой ценой» тоже о закрепощенных крестьян, которые больше не могли терпеть издевательства господ, поэтому и бежали «туда, где хоть дорогой ценой можно получить желаемую свободу».
Остап родился крепостным, но был воспитан своим дедушкой в древних казацких традициях - свободолюбивым и смелым. Молодого парня поражало поведение других крепостных: «... воткнул... шею в ярмо да и безразлично ему, тянет, хоть ты что...» Остап не такой. Его дедушка был свидетелем другой жизни, и в крови Остаповій пылал свободолюбивый дух предков, который заставлял его заводить речь однако, что пора уже избавиться от панского ига. За эти слова, которые дошли до господина, крепостной вынужден был покинуть родной край.
Вместе с ним убегает в поисках свободы Соломия. Это очень опасный шаг, потому что пойманных беглецов ждало жестокое наказание, но «песня свободы... порывала... туда, где еще не чуть оков, скованных на людей людьми».
Множество испытаний пришлось пройти Остапу и Соломии. Остап был тяжело ранен, затем оказался в турецкой тюрьме, из которой был один путь - возвращение к господину. Верная Соломия была всегда рядом, пока нашла в холодной воде Дуная свою смерть, освобождая любимого.
В конце повествования мы видим Остапа свободным. И это горькая воля, куплена слишком дорогой ценой. Цена свободы - страшные шрамы на Остаповому теле, его одинокие годы, а главное - жизнь Соломии, которым она заплатила за эту свободу.
В своем произведении Коцюбинский ярко показал бесстрашие нашего народа, его свободолюбивые стремления и готовности любой ценой добыть себе свободу, за которую «предки вынимали сабли из ножен или становились к бою с кіллями и вилами...».