Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Розвитокт украинской литературы до Второй Мировой войны





Судьба украинской литературы-судьба Украины.

Трудно найти в мировой истории аналогию,чтобы живой язык,язык великого народа,систематически запрещалась и преследовалась специальными государственными вердиктами и актами.Наприклад: указ Николая 2,об отмене украинской прессы (1914). Многочисленные большевистские,открытые и тайные постановления,направлены на "разоблачение украинского буржуазного национализма" а на самом деле против украинской культуры,языка и национального сознания.

Красноречивый факт:все истории украинской литературы созданы в 1917р.або вне "підцензурної советской"Украины,не рекомендовались для изучение,не переиздавались,принадлежали к запрещенным видань.Навіть известный труд и. Франко "Очерк истории украинско-русской литературы до 1890 г."(1910) считалась запретной.

 

Со времен гражданской войны в Советской России распространился курс на отход от традиций прошлого,"досоветской культуры" и создание новой пролетарской культуры,освобожденной от "буржуазного искусства".Так появилась организация

"Пролеткульта", которая строила свою деятельность на принципах:

1. Отказа от общей буржуазной культуры,

2. Создание культурного наследия трудящихся,

3. Привлечение к созданию пролетарской культуры широких народных масс.

В отличие от России,"Пролеткуль" в Украине не имел особого влияния,но дал толчок к созданию разнообразных массовых литературных організацій.У 20-е гг. в Харькове действовала писательская организация "Плуг(председатель-С.Пилепенко),которая ставила себе целью "воспитание как своих членов,так и широких крестьянских масс в духе пролетарской революции,привлечения их к активному творчеству в этом направлении."

1823р. была основана союз пролетарских писателей "Гарт"(председатель-В.Еллан-Голубой).В своей программе она декларировала"борьбу против буржуазного искусства," привлечение "к литературному творчеству пролетарских масс."

К "Закалки" входили П.тычина,В.Сосюра,М.Йогансен,В.полищук,М.Хвильовий.

Главным центром союза стал Харьков,открылся филиал в Киеве,Одессе,Днепропетровске.

Группа деятелей укаїнської культуры в 1925г. создала Свободной академии пролетарской литературы(ВАПЛИТЕ) (председатель-М.Хвильовий).в нее вошли п. тычина,м. бажан,Ю,Яворский и др.

Важным событием литературной жизни Украины второй половины 20-х гг. стала дискуссия о будущих перспективах и направлениях развития украинской літератури.У ее центре оказался М.Хвильовий,который выступил вдохновителем широкого использования достижений европейского искусства отступления всех вульгаризации и просвітлянщини,(их проводили "Гарт"и "Плуг"),однобокой ориентации на российскую культуру.Без Европы,вне европой М.Хвильовий не представлял украинского ренессанса.

Он провозгласил крайне смелое тогда лозунг:

"Прочь от Москвы !Даешь Европу!"

Московское руководство,особенно Сталин,оценили выступление Хвылевого как распространение антироссийских настроений в Україні.Письменника остро критиковали,но в конце концов его вместе с деятелями ВАПЛИТЕ заставили писать письмо раскаяния "Хвильовизм"был розбитий.а ВАПЛИТЕ розпущенна.

В конце 20-х-начале 30-х гг. начинаются судебные процессы,большинство из которых была сфабрикована.Їхня цель-уничтожить цвет украинской нации,ее интеллектуальную и культурную еліту.Сумна стастика свідвичить,что среди репрессированных писателей Советского Союза половина-украинцы.

За настоновками ВКП внедрен единый всесоюзный литературное направление,для названия которого пропунували такие формы: "пролетарский реализм," "психологический," "тендендінційний," "конструктивный,метод коммунистического реализма".

Долгие годы стилевые поиски должны были определиться именно критериям соцреализма как официально определенного ведущего литературного методу.Він требовал изображения реальных событий,воспевания революционного іделу,обязательной поляризации персонажей,четко определенного морального аспекта("Гибель эскадры"а. корнейчука," Оптимистическая трагедия"В.Вишневецького)

Однако время от времени,появляются произведения ,выходящие за рамки суженного подхода к литературному творчеству ,они становятся гордостью украинской литературы("Патентична соната"Николая Кулиша,безмерті улыбки короля украинского юмора Остапа Вишни.)

Это подтверждает незаурядный художественный талант мастеров слова,их стремление отстаивать собственную индивидуальность,творческую свободу,свободное изъявление внутреннего мира.