Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинская литература ХХ века




Украинская литература ХХ века прошла разные этапы и периоды: революционный, военный, послевоенный, постсоветский. Каждый этап характеризуется своими особенностями, своими литературными героями. В данной работе попробуем рассмотреть ХХ века Украины в литературном разрезе.

Традиционно считается, что зачинателем украинского модернизма был Николай Вороной. Готовя в 1901 г. альманах "Из-за туч и долин" (вышел в 1903 г.), М.Вороний опубликовал в "Литературно-научном вестнике" открытое письмо украинских писателей, в котором призвал присылать произведения, в которых были бы устранены набок разные спетые тенденции и вынуждены морали", где было бы "хоть немножко философии, где хоть клочок сиял бы ... голубого неба". М.Вороний считал неприемлемыми для своего альманаха примитивные торгово-этнографические и натуралистические, упрощенно тенденциозные произведения. Основная мысль выступления М.Вороного выделялась четко: он призвал писать иначе, "по-современному", обновлять литературу, исходя прежде всего из чисто художественных требований и задач. Тем временем младшие авторы, прежде всего те, что составляли ядро группы "Молодая муза", отмечали, что кризис в литературе вызвал "тенденциозный реализм" Нечуя-Левицкого, п. мирного, и. Карпенко-Карого и др., в которых "каждое описанное событие можно было сконтролювати метром и каждую их тенденцию - обычным розумуванням". Чтобы выйти из этого кризиса, надо стать на другой путь: "Воля и свобода в содержании и форме, искренность в чувствах человеческих и в тонах природы". Поскольку молодомузівці художественную красоту пытались вполне отграничить от общественно-патриотических мотивов, Франко считал, что этот путь ведет "литературу в какой-то тупик, где можно разве что повеситься" .

Поскольку украинский реализм начала ХХ века был в основном народническим, "крестьянским" реализмом, постольку антинародництво стало важной основой модернистов. Прозвучали призывы к обновлению и расширение проблемно-тематического диапазона, отхода от преимущественно крестьянской тематики, характеров, наконец, языка, лексики. Наконец, в противовес народническом реализму, модернизм отстаивал приоритет индивидуального над коллективным, права личности, а не абстрактные интересы общества, в жертву которым приносились личные порывы.

Революция 1917 г. наполнила культурную деятельность Украины ощущением новизны, сознанием освобождение от старого мира и его ограничений. Возникали сложные упорны вопрос о том, в каком направлении следует развиваться украинской культуре, на которые образцы ей предстоит ориентироваться и какой быть вообще. Это было время поисков и надежд. Воодушевленные чувством собственной миссии и растущей аудиторией, писатели, художники и ученые с увлечением окунулись в создание нового культурного вселенной.

Нигде так не оказывались эти свежие настроения, как в литературе. Марксистские писатели пропагандировали мнение, согласно которому для осуществления своих задач революция, кроме общественно-политической сферы, должна достигнуть и в область культуры. То есть буржуазное искусство и мышление прошлого необходимо заменить новым, пролетарским, искусством.

Попытка создать пролетарскую культуру в России привела к возникновению литературной организации "Пролеткульта", которая опиралась на две коренные основы: во-первых, пролетарскую культуру можно создать, отбросив традиции и образцы прошлого; во-вторых, в создании этой культуры должны участвовать народные массы. Отождествлен с культурой русского города, "Пролеткульт" не имел большого влияния среди украинцев. Однако его идеи сделали свое дело в процессе возникновения в Украине так называемых массовых литературных организаций.

В 1922 г. в Харькове под руководством Сергея Пилипенко появилась первая из массовых литературных организаций "Плуг". Заявив, что для масс надо создавать такую литературу, которую они хотят, эта организация учредила сеть писательских кружков, которая вскоре охватила 200 писателей и тысячи начинающих. Один из деятелей организации так выразил отношение к искусству: "Задача нашего времени в области искусства заключается в том, чтобы приземлить искусство, снять его с пьедестала на землю, сделать его нужным и понятным для всех". Через год Василий Эллан-Голубой организовал литературную группу "Гарт", которая также стремилась работать для создания пролетарской культуры на Украине. В группу входили Константин Гордиенко, Александр Довженко, Олесь Досвитний, Михаил Иогансен, Александр Копыленко, Иван Микитенко, Валерьян Полищук, Владимир Сосюра, Иван Сенченко, Павел Тычина, Николай Хвылевой и др.

Наряду с этими марксистскими организациями возникали также небольшие группы идеологически нейтральных или "непролетарских" писателей и художников.

В период украинизации особенно выделяется киевская литературная группа "неоклассиков", которую возглавлял Николай Зеров. В ее состав входили Михаил Драй-Хмара, Павел Филипович, О. Бургардт (Юрий Клен), Максим Рыльский. Блестяще образованные люди, они владели многими иностранными языками, создавали многочисленные переводы мировой классики, активно противостояли "Пролеткульта". "Неоклассики" ориентировались на сочетание национальных традиций и опыта мировой и европейской литературы.

Эстетические взгляды "неоклассиков" разделял М.Хвильовий, который выступал против хуторянства и "массовизма" в литературе. Его публицистика ("Камо грядеши?", "Мысли против течения") сыграли значительную роль в развитии украинского литературного процесса. Статья "Украина или Малороссия?" 1926 г. была изъята из литературного обращения, ее опубликован лишь в 1990г.

В 1925 г. после распада "Закалки" часть его членов (среди них Николай Кулиш, Павел Тычина, Бажан, Петр Панч, Юрий Яновский и Иван Сенченко) образовали элитарную литературную организацию Ваплите" ("Вольная академия пролетарской литературы") во главе с Николаем Волновым.

Противниками "Ваплите" были не только Пилипенко и другие сторонники "Плуга". С критикой буржуазно-националистической идеологии" выступило тогдашнее коммунистическое руководство Украины. Даже Сталин указал на опасность взглядов Хвылевого. Для борьбы с распространением националистических идей в литературе в 1927 г. было создано просоветскую организацию ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей) и усилен контроль коммунистической партии за литературной деятельностью.

В разгар этих событий появляются литературные произведения высокого сорта - П.тычины га м. рыльского. Сразу же после выхода в 1918 г. сборника "Солнечные кларнеты" п. тычина получил широкое признание. Продемонстрированное им в следующих сборниках, как "Вместо сонетов и октав", "Ветер с Украины", художественное владение словом не оставляло сомнения в том, что произведения Тычины является настоящей вехой в развитии украинской поэзии. Поэзии Максима Рыльского, публиковались в сборниках "Под осенними звездами", "Синяя даль", "Тринадцатая весна", были сдержанными, философскими и глубоко укорененными в классические традиции Запада. Среди многих других поэтов того времени особого внимания заслуживают Николай Зеров, Павел Филипович, Михаил Драй-Хмара, Евгений Плужник, Владимир Сосюра, Николай Бажан и Тодось Осьмачка.

Главными темами прозаических произведений были последствия революции и гражданской войны в жизни человека и общества. У "Синих этюдах", проникнуты тонким чувством слова, симбиозом романтичности и грубого реализма, Николай Хвылевой воспевает революцию, в то время как в "Осени" и "Я" он отражает ее противоречия и свое растущее чувство разочарования ею. В таких произведениях, как "В ржи", Григорий Косынка мастерски изображает решимость крестьян в борьбе с чужеземцами. В романе "Город" скептически-мистический Валерьян Пидмогильный описывает, как украинскому крестьянину безбедно жить в чужом для него городе благодаря тому, что он отказывается от лучших крестьянских ценностей. В своем произведении "Из записок холуя" мастер сатиры Иван Сенченко высмеивает беспозвоночных лакиз, что их порождал советский строй. В романе Юрия Яновского "Четыре сабли" с его яркими описаниями крестьян-партизан проступает дух запорожских казаков. Но непревзойденным по популярности был Остап Вишня, остроумные юморески которого читали миллионы людей.

Среди драматургов самой выдающейся фигурой был Николай Кулиш. Три его пьесы - "Народный Малахий", "Мина Мазайло" и "Патетическая соната" - вызвали сенсацию своей модернистской формой и трагикомичным трактовкой новой советской действительности, русского шовинизма, "малороссийской" ментальности, анахронічного украинского национализма, духовной незрелости коммунистов-доктринців.

В этот период произошли показательные изменения в отношениях между украинским Западом и Востоком. Если на рубеже веков галицкие издания открывали свои страницы для писателей из Приднепровья, то в 20-30-е годы восточноукраинская пресса широко публикует галицких и буковинских авторов. А в Харькове создается писательский союз "Западная Украина" с одноименным журналом, которую после возвращения из Америки возглавляет Мирослав Ирчан. Имена Ярослава Галана, Степана Тудора, Петра Козланюка, Ярослава Кондри, Александра Гаврилкжа, василий Бобинский, Екатерины Гриневичевой, Мирославы Свирели весьма разнообразно представляют литературно-художественные поиски западноукраинских авторов.

Новаторским талантом в Западной Украине отличался поэт-імажиніст Богдан-Игорь Антонич. Привлекают внимание философским осмыслением бытия сборника "Три перстня", "Книга Льва", "Зеленая Евангелия", "Ротации". Творчество Б.-И. Антонича созвучна с поэзией п.тычины.

Неоднозначным является развитие литературного процесса постсоветского периода ХХ века. Продолжают творить писатели и поэты старшего поколения: и. Драч, Р.Іваничук, П.Загребельний, Л.Костенко, Ю.Мушкетик, Б.олийнык, Д.павлычко. Однако литература испытывает на себе давление рынка, она вынуждена идти за читателем (покупателем). Эта тенденция способствует развитию массовой и популярной литературы, преимущественно русскоязычной. Расцветают такие жанры, как фантастика, детектив, любовно-авантюрный роман. Известными далеко за пределами Украины писателями-фантастами является Генри Лайон Олди (коллективный псевдоним Д.Громова и О.Ладижинського), А.Валентинов, М. и С.Дяченки, мастер любовно-авантюрного жанра считается Симона Вилар (Н.Гавриленко).

Пока что можно констатировать правильность мысли выдающегося украинского консерватора начала ХХ ст. Липинского, который в "Письмах к братьям - хлеборобам" обрисовал картину проблематичности формирования полноценной нации на территории, которая получила независимость не путем принципиальной освободительной борьбы, а вследствие распада метрополии. Однако в последние годы инерционность мышления и рудименты старой жизни все дальше уходят в прошлое, а в современном культурной жизни Украины можно отметить обнадеживающие положительные тенденции, которые отражают процесс национального духовного возрождения украинского народа.

Можно выделить несколько факторов, которые повлияют на дальнейшее развитие украинской культуры, а именно: 1) углубление национального самопознания и самосознания; 2) создание условий для существования, развития, сотрудничества и соревнования разнообразных философских, религиозных, литературных, изобразительных, музыкальных течений, направлений, школ, то есть действительное утверждение свободы духовного творчества; 3) учет мирового культурного опыта, осознание собственной национальной культуры как звенья мирового культурного процесса, соучастие в мировом культурном обмене при условии признания приоритета общечеловеческих ценностей и осознание земли как общего дома всего человечества; 4) всестороннее использование резервов национальной культурной традиции, возможностей национальной ментальности, ориентация на создание оригинальных культурных ценностей, имеющих не только национальное, но и общечеловеческое, мировое значение, ведь последнее и является критерием зрелости культуры.

Сейчас пока трудно предсказать конкретные формы, которые приобретет культура в условиях национально-государственного возрождения. Но ведущей тенденцией, пожалуй, будет раскрепощения творчества, обогащение художественного арсенала, усиление новаторских тенденций и в то же время обращение к истокам национальной традиции как до школы художественного мышления.

Одной из актуальных проблем на сегодня является государственная поддержка национальной культуры. Продуманная система государственного протекционизма в отношении украинской национальной культуры, которая бы не нарушала интересы других национальных центров Украины и не противоречит общечеловеческим принципам, государственная поддержка культуры национальных меньшинств - вот один из необходимых направлений национально-духовного возрождения нашего государства. Особого внимания требует украинизация различных форм массовой культуры, современной индустрии развлечений, а также новейших видов и жанров культуры, которые по разным причинам не развиваются в Украине или потеряли национальную определенность (телевизионные жанры, оперетта, различные формы видеокультуры).


Литература

1. Ефремов С. История украинской литературы: В 2 т. - Т.1. - К., 1924.

2. Жулинский М. Традиция и проблема идейно-эстетических поисков в украинской литературе ХХ века // Записки научного общества имени Т. Шевченко. Труда филолог. секции. - Львов, 1992. - С.141-153.