Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Святослав Гординский


 

Не перестаешь удивляться и радоваться тому, сколько по-настоящему великих имен родил и открыл не только для Украины, но и для мира замечательный и удивительный Львов. Видимо, самим Богом суждено быть ему большим городом в духовной и художественной сокровищницы планеты всей - и в этом нет преувеличения... Одно из таких славных современных имен - Святослав Гординский. Почти половину своей жизни прожил он в далекой Америке, не переставая одновременно быть украинцем в лучшем смысле этого слова. В последнее время его имя все чаще упоминается в родном Отечестве. Во Львове несколько лет назад введен премию имени Святослава Гординского в области культуры и искусства с вручением диплома «Львовская слава», причем получить эту награду победитель может только один раз в жизни, - такие условия присуждения премии. Как-то, встретившись с директором издательства «Мир», узнала, что там готовится к выпуску сборник литературоведческих и искусствоведческих статей, эссе, новелл и других работ Гординского. А недавно в Национальном музее Львова состоялась выставка, которая представляла различные направления его творческой жизни - живопись, графику, литературоведческие и искусствоведческие труды, поэзию, переводы и т.д. В то время во Львове находились две дочери нашего уважаемого земляка, которые приехали ознакомиться с родным городом своего отца, и именно тогда во Львовской академии искусств состоялась научная конференция, посвященная Гординському. Гости из США были приятно удивлены, что здесь, в Украине, знают и помнят их отца. Хотя, как утверждают специалисты, по-настоящему мы еще не понимаем всего величия этого человека, которая всегда привлекала свою Украину в мировых духовных и художественных горизонтов - хоть бы где она жила, чем бы занималась.

Любовь Васильевна Волошин, заведующий художественно-мемориальный музей Олексы Новакивского во Львове, долгие годы исследует творчество не только самого Новаковского, а и его учеников, среди которых яркой фигурой был Святослав Гординский. С ней наш разговор.

- Святослава Гординского, без преувеличения, можно назвать настоящим европейцем в нашем украинском искусстве, как справедливо сказал о нем один из его товарищей, - рассказывает Любовь Васильевна. - С другой стороны, он был человеком, кровно заинтересованной в развитии национальной культуры своего народа. И делал это, сочетая свою европейскость, которой наполнился на Западе в первой половине ХХ века, с неповторимыми украинскими традициями. Гординский всей душой стремился, чтобы украинское искусство усваивало новые веяния мировой культуры, но одновременно крепко держалось на почве собственных традиций. Очень высоко ставил народное искусство, а также школу старинного византийско-русской иконописи, в котором усматривал мощный пласт нашей культуры и на котором затем строил свою позднюю творчество. Второй аспект, что делает его исключительным явлением в нашей культуре, - это феноменальная разносторонность деятельности. Он и график (в том числе книжный), и художник, и монументалист, и замечательный искусствовед, журналист, редактор, переводчик стихов с многих иностранных языков (английского, французского, немецкого, итальянского, польского и т.д.), сам признанный поэт, издал несколько поэтических сборников в Львове. Кроме всего, С.Гординський - ученый, который дал европейской культуре один из шедевров нашей средневековой литературы - «Слово о полку Игореве», переложив его на украинском, а затем на немецком языках и написав исследования о неразгаданные места поэмы, в котором доказал на основе аналогии с украинским фольклором украинское происхождение «Слова...» Вообще, он был представителем украинской культуры в иноязычных средах, особенно в англоязычном. Например, когда на Западе готовилась к выходу монография о художнике Архипенко (на английском языке), Гординский написал к ней вступление, рассказывая о Архипенко, который творил авангард на Западе, как о украинского художника. Пишет вступление (теперь уже на французском языке) и в монографии о Грищенко, представляя таким образом украинских художников в Европе. Эта разносторонность делает Гординского действительно уникальным явлением в нашей культуре.

- Расскажите, пожалуйста, о жизни самого Гординского, где он получил образование, какое?

- Казалось, сама судьба готовила Святослава Гординского к той миссии, которую он впоследствии взял на себя. А родился он в 1906 году в семье Ярослава Гординского, профессора украинского языка и литературы, преподавателя классической гимназии во Львове. Получил Гординский просто блестящее образование. В 18-летнем возрасте закончил с отличием классическую гимназию, хотя имел существенный физический недостаток - был почти глухим из-за перенесенной в детстве болезни и поэтому в основном общался с людьми перепиской. Это, конечно, затрудняло ему жизнь. Но при всем том он всегда был победителем в жизни, полным энергии, заинтересованности культурой, искусством, всем новым, так что никто очень не чувствовал его физического ганджу. По окончании гимназии продолжает обучение в Львове и вступает в художественной школе Олексы Новакивского, где его и других будущих художников «тошнило» от академизма, потому Новаковский пытался дать «студентам» классические, академические основы живописи, которые сам вынес из Краковской академии искусств. Молодые же амбициозные люди против этого активно протестовали. На Западе оправдывались тогда кубизм, конструктивизм, сюрреализм, супрематизм, и молодежь увлекалась этими формами. Новаковский же заставлял усваивать академическая живопись. Позже Гординский высоко оценит науку Новаковского. Первое прозрение в его жизни наступил тогда, когда оказался в США и начал работать в итальянской фирме, - от него стали требовать простого владения формой, без всякого модернизма. А потом, став искусствоведом и глубоко проанализировав творчество своего учителя, Гординский напишет, что талант Новаковского похож на высокие деревья, которые определяют ландшафт всей культуры. Но тогда, во Львове, он чувствовал, что просто задыхается в академизме, и поэтому в 1927 году уезжает в Берлин - очень классический, с его большими музеями, коллекциями античного искусства. Там в качестве вольнослушателя посещает Берлинскую академию искусств и курс византологии, что его вел известный украинский ученый Владимир Залозецкий в Украинском научном институте. Но вскоре молодой художник обнаружил, что все лучшее в Берлине имеет парижское корни, и поэтому он «убегает» (как сам говорил) в Париж. Именно здесь Гординский находит атмосферу, в которой нуждался, потому что Париж действительно был лабораторией новых идей, нового творчества. Уже в то время там существовала большая украинская колония (сейчас мы бы сказали - диаспора), было немало и русских живописцев. Одним из больших авторитетов считался художник Глущенко, имевший в Париже свою мастерскую, был признанным в художественных кругах, и вся молодежь к нему неслась. В Париже Святослав Гординский сначала посещает академию Жюльена, много копирует в Лувре. Работа в Лувре ввела его в «кухню» великих мастеров - творцов ренессанса и барокко. Впоследствии С.Гординський переходит в Современную академию Фернана Леже и именно там находит свой собственный стиль. Вскоре он напишет: «Меня интересовали и интриговали новые формы искусства. Я начал медленно осознавать себе, что новые формы можно уже хорошо сочетать с мотивами украинского народного искусства, и несколько моих графических работ, которые я подал на французские выставки, были успешны. Несколько месяцев в студии современной академии Ф.Леже помогли мне окончательно составить свое собственное понимание формы на площади, что я начал успешно применять в графике». Наконец жажда новых форм (а Леже принадлежал тогда в пятерку самых авторитетных в Париже художников-модернистов) нашла свое воплощение. Стилем Гординского, который выкристаллизовался в Леже, стало сочетание конструктивных форм (футуристического, ритмичного движения, кубістики) с украинским народным орнаментом. Так он пришел к своей собственной графической концепции. Святослав Гординский с тех пор начинает выставляться в очень престижных салонах и имеет большой успех, хотя сам скромно об этом отзывается. Его графические работы-иллюстрации печатаются в эксклюзивных французских и немецких журналах. Немецкий искусствовед Вольфганг Борн справедливо отмечает, что Гординский в своем творчестве сумел мастерски соединить национальные черты, ментальность украинского народа с современной графической пластикой.

- Но, насколько мне известно, Гординский не остался во Франции, он вернулся во Львов...

- Так, в 1931 году Гординский приезжает во Львов и в чемоданах (это было действительно так) привозит свои работы и картины выдающихся художников-парижан: Пикассо, Дерена, Дюффі, Марио Токе, Северіні, Шагала, Леже. Затем вместе с известным львовским графику Ковжуном организует в Национальном музее во Львове большую художественную выставку под эгидой новосозданной Ассоциации независимых украинских художников (АНУМ), которая начала декларировать себя как организация, которая ищет новых современных форм выражения. Гординский был ее идеологом и вдохновителем и фактически формировал эстетические принципы АНУМу. С тех пор и вплоть до 1939 года АНУМ провел на Западной Украине десять крупных выставок, в которых Гординский принимал участие не только как художник, но и как искусствовед - создавал каталоги и писал к ним вступительные статьи. Тогда вместе с Ковжуном художник увлекся книжной графикой. Кроме того, здесь, во Львове, он становится и одним из ведущих поэтов - рядом с Богданом-Игорем Антонычем, Богданом Кравцовым и другими. Элементы символизма, неоромантизма перемежаются в его творчестве с неокласицизмом. Впитав в себя эстетику французских поэтов-символистов, впоследствии он начал тяготеть к поэзии Рыльского, Бажана, Зерова. Тогда же Гординский проявил себя и как замечательный искусствовед. Он становится редактором созданного АНУМом высокопрофессионального журнала «Искусство», а также редактором литературно-художественного журнала «Навстречу». Острота мысли, интеллектуальный блеск, точность суждений о художниках (ибо и сам был художником) отличают Святослава Гординского среди других. Кроме того, он успевает принимать участие в международных выставках в Риме, Берлине, Праге как украинский график. Тогда во Львове работала целая когорта замечательных графиков, и Гординский был одним из лучших ее представителей. Просто удивительно, как этот человек все успевал. Но начался военный период. Немецкая оккупация. Во Львове она была немного иной, чем на Востоке Украины, сказывалась большей сдержанностью, особенно в первые годы. Поэтому украинская интеллигенция использовала каждую возможность, чтобы работать. Гординский и тогда был впереди, снова консолидируя украинское искусство. Создается Союз труда украинских изобразительных художников (СУОМ), которая охватила более четырехсот украинских художников. За несколько лет было проведено шесть крупных художественных выставок. В 1942 году уже к пятой выставки СУОМ Гординский пишет большой двуязычный (немецко-украинский) каталог, который долгие годы был фактически единственным энциклопедическим справочником о жизни и творчестве украинских художников. Во вступительной статье он сделал профессиональный обзор украинского искусства. Война закончилась, и на Западной Украине начались сталинские репрессии. Эшелонами вывозили и уничтожали украинскую интеллигенцию. Фактически все ученики Новаковского вынуждены были эмигрировать на Запад, спасая свою жизнь. Гординский - также. Сначала он приехал в Германию, в Мюнхен, который тогда становился очагом украинской жизни. Там Гординский 1947 года совместно с единомышленниками устраивает художественную выставку, а потом, как всегда, становится активистом творческой жизни и основывает Союз труда украинских изобразительных художников, похожую на львовскую. 1948 года в Мюнхене состоялись и дни украинской культуры. Тогда же он выпускает вместе с другими учениками Новаковского солидный журнал «Украинское искусство». Можно только представить себе, какая энергия была у этого человека. Прямо удивительно.

- Но ведь большую часть своей жизни он вместе с семьей провел все-таки в Соединенных Штатах Америки?

- В конце 40-х годов начинается американский период в жизни и творчестве Святослава Гординского. И, как всегда, на далеком континенте он также проявляет себя отличным организатором. В 1953 году основывает «Объединение художников-украинцев Америки», становится его председателем. Сразу после создания организации проводит большую выставку с обзором всех творческих украинских сил, которые тогда собрались в США, выпускает каталог выставки, пишет вступительную статью. Богдан Некий, один из западных критиков, говорил, что Святослав Гординский был неутомимым представителем украинской культуры и украинской политики в западном мире. Сам Гординский рассказывал, что во время встречи с художником Петрицким, который приехал в США из Советского Союза, услышал от него: «Делайте вы здесь, за границей, то, что мы там, в Украине, делать не можем». В США Святослав Гординский очень активно занимается и переводческой деятельностью - перекладывает на украинском языке с французского, английского, итальянского лучших поэтов начала ХХ века, пишет чрезвычайно глубокое исследование «Украинская икона XII-XVIII веков» и перекладывает свою работу - сначала на английском языке, а потом по - немецки. Создает основательные монографии о украинских художников - Глущенко, Шевченко, Ковжуна, Ворона, Павлося, Мухина, Цимбала, Андрусива, Галину Мазепу, которых в Украине фактически забыли или не знали вовсе. Как искусствовед работает и в области художественной критики. При том не оставляет активной творческой работы как художник-художник. На заказ Иосифа Слепого Гординский покрывает мозаикой храм Софии в Риме, который считается одним из самых современных святынь «вечного города». Расписывает почти тридцать культовых сооружений, в том числе пять крупных кафедральных соборов - в Виннипеге, Мельбурне, Мюнхене, Риме. Когда Гординский только приехал в США, церкви украинской общины были разрисованы там в стиле псевдоренессанса. Художник расписал их в стиле давних украинских традиций. Византийско-русский стиль он совмещал с новейшими конструктивными достижениями.

- До Львова недавно приезжали дочери Гординского, а кто была его жена?

- Из происхождение жена Святослава Гординского - Мирослава Чапельська - также украинка, по профессии искусствовед. Работала преимущественно как критик, очень часто публиковалась в престижном тогда на Галичине женском журнале «Новая изба». Как и человек, выступала за новые эстетические идеи в искусстве. Была очень хорошей, как видим из фотографий. После смерти Гординского в 1993 году часть его обширной библиотеки и часть архива по завещанию «переехали» в библиотеке Национального музея во Львове. Зато здесь очень мало его художественных, графических произведений, поэтому на выставки приходится собирать также картины из частных коллекций львовян. После посещения Львова дочери художника пообещали подарить Львову его оригинальные произведения.

...Святослав Гординский успел побывать в Украине практически сразу после провозглашения ею независимости. Приехал во Львов и так же активно, как и всегда (хоть было ему уже за восемьдесят лет), встречался с единомышленниками, общался, выступал. На его последней фотографии, сделанной в то время, мы видим целеустремленный, заинтересованный взгляд, блеск в глазах. Он продолжал действовать, двигаться, жить, потому что главная его мечта осуществилась - успел приехать в уже свободную Украину, которой посвятил всю свою жизнь. Но для настоящего патриота границ не существует. Нигде, ни в чем, и это доказал нам Святослав Гординский, наш земляк.