Вступление
Если бы осуществилось все то, о чем мечтал А. Довженко, каким бы счастливым стало человечество! Александр Петрович - уникальная фигура в истории Украины. Судьба наделила его щедрым талантом: он умел любить - Украину, ее народ, своих родителей, природу, своих жен, творчество, литературу, кино, живопись, любое интересное творческое дело. Это наш и писатель, и кинорежиссер, и художник, и государственный человек. Все ему было под силу, на все его хватало. За что бы не взялся - и все получалось талантливо. Он всегда мечтал, жил активной общественной жизнью, любил новое, изменения, любил будущее.
Пока верил, мечтал - жилось счастливо, но постепенно розовые очки потускніли, безжалостная государственная машина проехалась гусеницами и по нему.
"Украина в огне" - это переломный этап в жизни и творчестве а. Довженко. Последние его произведения - это уже не Довженко. Я бы никогда не присвоила ему Ленинской премии за "Поэму о море".
Проследим, как, почему и когда Довженко перестает быть самим собой. I так: сначала мечтал всю землю превратить в роскошный цветущий сад, сам сажал фруктовые сады на Киевской киностудии и на Мосфильме. Его называли "живым аккумулятором идей", ко всему он был небайду жим: i к Мичурина, и к космосу, и к жизни в других странах. Имел чрезвычайно богатый внутренний мир. Носил в себе океан идей, сюжетов. Долгие годы вынашивал план архитектурной застройки и реставрации Киева, создал целый проект архитектурного оформления Днепра, мечтал о строительстве на его берегах деревень нового типа, а под столицей хотел создать деревню-музей, к которому были бы перенесены дома из всех регионов Украины. Задолго до полета Ю. Гагарина делился на съезде своими мыслями о покорении космоса. Его интересовали проблемы садоводства и освоение тайги, он проектировал памятники и монументы выдающимся деятелям украинского народа.
Находясь в плену фантазий и чрезвычайных идей, прозірливо видел и чувствовал недостатки общественного устройства. Глубоко это переживал, будто чувствуя и свою вину. Этими размышлениями изобилует его дневник: "...будь я Богом, я переделал бы целый мир, создав его лучшим, куда бы не посмотрел мое всевидящее сердитое глаз..." Он был дитя своей необычной эпохи, ребенком большого настоящего искусства.
А тем временем искусство теряло свои основные функции - нести людям эстетическое наслаждение, быть средством самовыражения и познания мира, средством изменения человека к лучшему - i становилось покорной служанкой правящей идеологии. Партийными указаниями навязывался фальшивый оптимизм и фанатичная вера в гегемонию рабочего класса, партию, коммунизм.
Предчувствие катастрофы, глубокой пропасти, в которую скатилось общество, к Довженко придет позже, как и до Волнового или Яновского. А то горькое прозрение от сна-заблуждения станет большой внутренней спорные стю, трагедией. Сначала Довженко, будучи по натуре романтиком, сознательно поддерживал идеи нового строя, он отдал свой талант общем оркестра, но потом внутренняя свободная природа художника активно противилась этому, она возносила его над актуальными большевистскими идеями коллективизации, индустриализации глубинного осмысления вечных человеческих проблем в тесном единстве с национальными.
На экран или в текст настойчиво прорывалась болезненная правда, которая мучила его. И он написал правду сначала в "Дневнике", а затем в "Украине в огне". Конечно, эта правда правящей верхушке, и Сталину в том числе, не понравилась.
Началась травля писателя. Сломать Художника, каким был Довженко, поставить его на колени, заставить пойти против своего народа, сделать его творчество орудием антинародной пропаганды - это была жестокая кара, чем сгноить на Соловках или выслать на Колыму.
Довженко постоянно чувствовал дискомфорт, ведь он осознавал величину своего таланта, но реализовать его свободно, на полную мощь не сумел. От этого он постоянно страдал.
Ему казалось, что он предал свой народ, не живя в Украине, что его все забыли. О. Довженко преждевременно умер от боли сердца. У художницы Аллы Горской есть портрет Довженко: розполовинене лица (темное и светлое), которое художник охватил руками. Этот портрет очень точно передает трагедию великого Художника.
Украина в произведении Александра Довженко "Украина в огне"
Как горячо надо любить Украину, каким честным и мужественным быть, чтобы написать "Украину в огне"! В своем "Дневнике" за 26 ноября 1943 года Довженко сделал такую запись: "Мне тяжело от сознания, что "Украина в огне" - это правда. Закрыта и заперта моя правда о народе и его беда". За то, что все произведение с первой до последней строки пронизано правдой, его замалчивали так долго. Только в 1966 году впервые киноповесть было напечатано, но и после такого долгого молчания в ней было много цензурных купюр. Жаль, что при жизни автор не увидел своего произведения. Эта киноповесть в творческой биографии Александра Довженко занимает особое место, это один из лучших его произведений.
"Украина в огне" - произведение о трагедии украинского народа. Сегодня вполне обоснованно исследователи утверждают, что сталинский режим был жестоким, антинародным.
Преступное пренебрежение жизнями людей привело к многочисленным трагедиям, невосполнимых потерь, катастроф, смертей в ходе войны. Для Александра Довженко всегда наибольшую ценность в жизни имел человек. Всем своим творчеством он принципиально отстаивал утверждение, что человек - личность. Человек - не винтик. Она неповторима. К такой мысли автор подводит читателя через использование обостренной полемічності: Кристина Хуторная i прокурор Лиманчук, Лаврин Запорожец и Заброда, автор полемизирует с фон Краузе. Следует заметить, что О. Довженко ставит в полярные позиции полемізуючих.
У Александра Петровича есть одна любовь и молитва - это родная Украина, поэтому центральным образом произведения является именно она, поэтому болит автору, когда родной край стал развалиной, поэтому неугасимая ненависть его к тем, кто топчет кованым сапогом родную землю, поплюжить ее, обливает кровью. Самое страшное - это видеть детей-калек, изнасилованных девушек, скупые старческие родительские слезы над могилой сына. Все это - Украина в огне. Это - самые трагические страницы Великой Отечественной войны.
Без преувеличения можно сказать, что все произведения искусства о войне славили Сталина, а вот нашелся смельчак Довженко, что пренебрег этим. Расплата была слишком жестокой, потому что это произведение о войне мог быть удостоен мировым искусством высокой награды, как, скажем, "Земля", но о нем молчали долго, более двадцати лет.
Для Довженко существенной была только правда и ничего, кроме правды. Для него Украина - это украинцы. Поэтому в центре произведения - трагическая судьба Лаврина Запорожца, простого крестьянина-земледельца, что олицетворяет собой судьбу всего украинского народа. Самой трагичной страницей истории Украины судьба женщины на войне. Здесь Татьяна Запорожец - берегиня рода. С особой привлекательностью изображен образ Олеси, а образ Христе - особый. Именно он, по мнению автора, является трагичным, потому что это - сама Украина, которую брошено под ноги уродам-фашистам. Судьба женщины в оккупации, женщины-пленницы. Его героини не становятся на путь активной борьбы, но человеческое достоинство не теряют в той страшной канители, начала войны. Устами Лаврина Запорожца Довженко призвал, "если судить людей, то по закону народного бедствия". А это значит, что следует быть гуманистом, ненавидеть всякое насилие. Александр Петрович верит в то, что пусть дорогой ценой, но беда научит, должен научить уважительного отношения к человеку.
Киноповесть "Украина в огне" была одним из первых произведений, в котором на фоне смертельного поединка с фашизмом принципиально относились проблемы гуманизации общества и личности, отрицание войны, впервые отрицались постулаты сталинизма.
И когда сегодня говорят о том, что надо установить памятник Сталину в Севастополе, то в происшествии становятся для молодого поколения такие произведении, как "Украина в огне" Довженко - пусть внимательно вчитываются в эти бессмертные строки.
Осуждение войны в повести "Украина в огне"
Когда славный князь Игорь вел свои храбрые полки на ратные подвиги за землю Русскую, небо послало ему зловещий знак - солнечное затмение. Может, это было предостережение всему роду человеческому: война - это большое зло, это помрачение ума и затмение души? Для чего люди научились убивать друг друга, кому нужна война? Неужели ее придумал человек - Божье создание, высшее существо на земле? Какие темные силы берут в свой плен целые народы?
Наш песенный край никогда не трогала эта смертельный яд убийства и разрушения. За всю свою историю Украина ни разу не пошла войной на другой народ, не позарилась на чужие земли, чужое богатство. А защищаться приходилось нередко. И пережить самую страшную из войн - второй мировой. Долгое время мы не знали всей правды о ней. И сегодня до нас доходят документальные и художественные произведения, запрещенные ранее как "антисоветские" или "националистические". Среди них киноповесть Александра Довженко "Украина в огне" - честная, неприкрытая правда о первый период войны.
Близко к сердцу принял писатель судьбе родного народа в грозный час, когда над Украиной нависла смертельная угроза фашистского рабства: "О, украинская земля, как укривавилась ты! Реки кровью поналива ка, озера слезами и сожалением... Степи гневом утоптано и проклятием, и тоской и сожалением". Высоким патриотическим пафосом, народнопоетичною образностью эти строки через века перекликаются с бессмертным "Словом о полку Игореве". Писателя обвиняли в трагедійному звучании его произведения, потому что это было отступлением от принципов соцреализма. И изображение жизненной правды без фальши и прикрас были для Довженко важнее всякие догмы. Он собственными глазами видел весь ужас войны, который до глубины души потряс его палку, ранимую натуру. Кажется, мир сошел с ума, одурманенный запахом крови, и катится к какой-то темной пропасти, до своего конца. Горят дома, рвутся снаряды, столбы огня и дыма вздымаются до самого неба, а кучка выродившихся нелюдей бродит между людьми, вырывая из рук матерей плачущих детей и бросая их в то адское пламя... То уже вроде и не реальность, а какой-то дикий, плохой сон, потому что лежит за пределами человеческого разума и боли. "Не стало прекрасного села. Не стало ни домов, ни садов, ни добрых ласковых людей. Одни только печи и печища белили среди пепла и угля, и где-не-где висели трупы на ушулах или на грушах. Некому было ни плакать, ни кричать, ни проклинать".
Кто же допустил такой страшной надругательства над целым народом? Может, те, что отделили нас от нашего прошлого, от общечеловеческих и национальных духовных ценностей, приведя к исторического беспамятства? "Обучали классам", воспитывали нигилистов, предателей, "людей-винтиков". А сами бездарно стояли у руля, потеряв всякую ответственность за судьбу народа. Красноречивым является тот эпизод, где Лаврин Запорожец снимает с покутья портрет Сталина и ставит его судьбы. Ведь пророчества "отца всех времен и народов" позорно провалились в самом начале войны. И уже безопасно и хазяйнувато прохаживаются украинской землей всевозможные фон Краузи, ведут философские разговоры о высоких материях и при этом, будто между другими, вешают, допрашивают, расстреливают. Война разбросала во враждебных лагерях отцов и сыновей - Товченків, Хуторних, Гаркавенків. Правда, непутящі дети прозревают от ужасной правды войны, осознают свою страшную ошибку и спешат исправить ее, но не все. Кое-кто так и остается предателем, подонком, полицаем.
А наши многострадальные женщины! Через какой ад им пришлось пройти! Униженные, истерзанные, изнасилованные, они не теряли человеческого достоинства, силы духа, жизненной мудрости. "Мы матери нашего народа, говорит Олеся своей подруге Христе. - Надо все перенести, надо рожать детей, чтобы не перевівсь народ". Обе испили свою горькую чашу страданий до дна. Сполна расплатилась Олеся за ту ночь любви и счастье с Василием, что согревала сердца влюбленных среди этого неистового разгула безумия и смерти. Не обмелела душой, не сломалась, не озлобилася. И только седой стала, потому что пережила вечность. Не такой сильной оказалась Христя, да и для ее згорьованого сердца находятся лекарства - безжалостная месть.
И хоть как не отвлекали наш народ от его истории, национальная генетическая память сохранила ее для нас. Когда Лаврин Запорожец увидел перед собой неумолимое лицо смерти, вдруг заговорил в нем голос его далекого предка Байды: "I встрепенулась у Запорожца нечеловеческая жажда жизни. Из широких украинских степей, из оврагов и темных байраков повеяло на него смалятиною истории, головешками, дымом и кровавой парой". С казацким задором бросается он в неравный бой за жизнь и побеждает. В этом эпизоде Запорожец олицетворяет силу и бессмертие украинского народа, который мужественно вынес на своих плечах военное лихолетье i сумел залечить страшные раны, возродиться к новой жизни.
Написана по горячим следам войны, киноповесть передает глубокое душевное потрясение Довженко всенародной трагедией. Самим своим названием произведение тревожно перекликается с патриотической поэзией Тараса Шевченко. Два великие сыны украинского народа будто общаются и советуются между собой через расстояние времени. Потому что расстояние ничего не значит для настоящей любви. Не испугавшись гнева и осуждения Сталина, Александр Довженко вступился за свой народ, который понес тяжелые потери. Обрисовав кровавое, безобразное лицо войны, постигнув ее нечеловеческое, дьявольскую суть, писатель выступает ярым противником любого насилия и кровопролития. Война - это признак духовной деградации и вырождения человечества. Украинский народ всегда стремился к мирной жизни, а кровь и огонь были "посланы ему позорной историей Европы".
|
|