Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


 
 
Течет поток в овражке... Вот его начало: бьет родничок из-под горы, словно ящерица,сюда-туда извивается в траве. А дальше - поголубіла лента, стала шире, уже журчит и журкоче ручей, по дороге новые источники его наполнили, и - потекла река-небольшая... Да и большая река начинается,- где-то под горой, на лугу или в лесу с маленькой кринички. В нее вливаются ручьи и ручейки, речушки и реки, ветер гонит волны по ней, и уже она поит своими водами нивы, луга, леса и отражает в себе голубое небо и облака, солнце и чайки, пролетающие над ней, журавлиные ключи и гордого орла в поднебесье, молнию и радугу, месяц и обильные звезды, вечернее зарево и розовый рассвет... Течет широкая и глубокая река мимо города и села, между плавнями и степями. А вот и устье. Здесь берега реки обрываются, и воды хлынули в море, в океан...

Так и жизнь человека. У одного оно - как горный поток, что бурує и катит камни в долину, в другой - как в той степной речушки,- тихое, мелкое, заросшее аиром... А у третьего - как и живодайна, полноводная и могучая река. Плесо ее широкое, берега опоясаны плавнями, течь чистая и неустанная. Все растет, цветет и в ней и вокруг нее.

Такая река жизни и великого художника слова украинского писателя Панаса Мирного (Панаса Яковлевича Рудченко).

Родился он за крепостничества,- 13 мая 1849 года,а умер после Октябрьской революции, когда еще не утихли громы сражений гражданской войны,- 28 января 1920 года в Полтаве.

Началась его жизнь в тихом городке Миргороде на Полтавщине. Потекло оно узеньким серебряным ручейком раннего детства.

Глубокий след оставляют в памяти первые детские впечатления.

А какие были впечатления?

Отец Паньсів, Яков Григорьевич, сначала служил в должности канцеляриста, а потом стал бухгалтером уездного казначейства. Мать, Татьяна Ивановна, происходила из семьи мелкого чиновника. Панас Мирный в одной статье упоминал; «Отцу жалование в те времена было очень небольшое, и если бы не своя земелька, то приходилось бы семьи и голодать. А семья уже была хоть и небольшая, но и немаленькая на такое изобилие: кроме старшего Ивана, было еще два парня и девушка. Каждого надо было и одеть и еще о небольшую образование позаботиться...»

Отец изо всех сил тянулся, чтобы каждому из детей дать образование. На кого же он хотел их повиучувати? В тех условиях детям чиновника единственный стелился путь - в писари, в казначеи, бухгалтеры, т.е. в чиновники. Поле деятельности - канцелярия; вислужування, рабское преклонение перед начальством; скучные бумаги, счеты... И то была папина мечта - пустить сыновей по этой дороге. Такая судьба предназначалась и малом Панасу.

Ой, не исчезнет, не пересохнет ручей его жизни, не зарастет аиром? Где те источники и потоки, наполнят его живительной водой?..

Отдали Панаса учиться в Миргородскую начальную школу. в 1867 году отца перевели из Миргорода в Гадяч, туда и вся семья переехала. Там 1858 года Афанасий поступил в уездной школы, в которой проучился четыре года.

Хорошо ему давалась наука, много он читал и почерк имел замечательный. А хороший почерк для служащего в канцелярии - то почти талант.

И самой большой радостью для Панаса были книги.

Вспомните, что писал Тарас Шевченко о своем детстве:


Давно это было. Еще в школе,
Таки у учителя-дьячка,
Хорошенько украду пятака -
Потому что я было чуть не голый,
Такое убогое - и куплю
Бумаги лист. И сделаю
Маленькую книжечку. Крестами
И узорами с цветами
Кругом листочки обведу
Да и списываю Сковороду...

И если крепостной мальчик Тарас Шевченко очень рано переписывал себе на лист песни Григория Сковороды, то мог не познакомиться с ним очень рано и Панас Рудченко на Левобережной Украине - которую в свое время вдоль и поперек обходил Григорий Сковорода и оставил по себе славу среди грамотных и неграмотного люда? Видимо, и портрет Сковороды висел в родительском доме. Так то же была семья служащего, и учился же Панас в городской уездной школе, а не в глухом селе в благодарность. Видимо, малый Панас также в детстве слышал песни от кобзарей и лирников, ве ведая, что то «псальмы» Сковороды, как они тогда назывались. И те мудрые песни заронили в его душу зерна больших дум про жизнь человеческую.

Конечно же, он читал знаменитую «перелицованную «Энеиду» Котляревского, ибо имя Котляревского было известно на Полтавщине и вся Полтавщина гордилась своим земляком и его произведениями.

Не мог Панас не перечесть еще в школе произведений Николая Гоголя - тоже земляка, его «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Сорочинская ярмарка», ведь это все писано было про родные места Панаса Мирного. Молодую воображение также заполонили образы казаков-запорожцев - Тараса Бульбы, Остапа и всего общества низового - беззаветно храбрых, сильных, гордых, свободных, совершенно противоположным тому затурканому мелкому чиновничеству, среди которого проходило детское и юношеское жизни будущего писателя.

...Ед людей ежедневно слыхивал Панас о произволе господ и о той несправедливости, которую они оказывали покріпаченому крестьянству, слышал вопли и стенания угнетенных, на ярмарке слушал думы, что их співалж кобзари о прошлом Украины. Слушал песни и сказки народные.

Впечатление от услышанного и прочитанного ложилось в его детскую память, как зерно в почву. Когда оно взойдет, зазеленел, заколосится!

Панас имел старшего брата Ивана, который очень рано начал заниматься литературным трудом. 1860 года, то есть когда Ивану было 15 лет, он напечатал в газете «Полтавские губернские ведомости» первые свои собранные фольклорные материалы.

Следуя брата, которым он очень гордился, Панас начал и сам записывать народные песни и поговорки, в него углубилась внимание к слову, к народной речи. 1862 года, когда Иван был вольнослушателем Киевского універзитету и было ему всего семнадцать лет, появилась его первая статья в петербургском журнале «Основа», в котором печатались тогда поэзии Тараса Шевченко и произведения других украинских писателей. Дрожащими от волнения руками взял Панас тот номер журнала. Сколько было радости у обоих юношей!

Кто-то скажет: «Да неужели же он в тринадцать лет мог интересоваться такими вещами?»

А почему - нет?

Леся Украинка свое стихотворение «Надежда», который до сих пор очаровывает нас своей мелодичностью, написала 1880 года, когда ей было всего девять лет. Стихотворение породили мысли о важном событии,- ее тетю В. А. Косач был выслан за деятельность против царского правительства.

Первый сборник стихов Максима Рыльского - «На белых островах» - вышла в свет, когда поэту было 15 лет.

Афанасий закончил Гадяцьку уездную школу в 1862 году, на этом его школьное образование и закончилась. Но учиться он не перестал - наоборот, он еще с большей настойчивостью получал образование самостоятельно, перечитывал произведения украинских, русских и мировых классиков.

История мировой культуры знает много случаев, когда очень талантливые люди неимоверными усилиями воли самостоятельно осваивали знания своего времени. Пример искать недалеко. Гениальный русский писатель Максим Горький никакой - ни высшей, ни средней школы не заканчивал, но он жадно получал образование сам, он никогда не мог утолить своей жажды знать все о человеческой жизни. И, как следствие этого, Максим Горький еще в юности вышел на вершины мировой культуры и был одним из образованнейших людей своей эпохи.

Панас Мирный относится именно к такой категории людей. Школа дала Панасу только первый толчок в обучении, а дальше он уже сам проходил свои «университеты». Через три года после окончания школы юноша записывает в своем дневнике мысли, которые вызывают удивление и изумления. Когда он успел столько перечитать, чтобы так зрело рассуждать! Ведь сразу по окончании школы пошел Панас работать писарчуком! На самообразование у него оставалось очень мало времени. После службы до поздней ночи, одриваючи часа от сна, он читал и писал. И так целый век. И когда был юношей, и когда стал известным писателем...

Наверное, еще в школе читал он и печатные, а также непечатные произведения Тараса Шевченко, которые ходили в списках из рук в руки, словно пылающие факелы революции: «Завещание», «Сон», «И мертвым, и живым, и нерожденным...», «Холодный Яр» и другие. Ходили они по рукам тайком, но в душах читателей викрешували молнии и катили гуркотливими громами бунтарского духа, призывали к революции.

По всей России, а особенно на Украине, взрывались в то время крестьянские восстания. Гнев народа двиготів, гудел в глубинах, предвещая землетрясение, вот-вот прорвется земная кора, шугне к небу огонь и потечет лавина - кара народная господам и паненятам за все вековые обиды, за кровь, за гнет, за слезы.

Опомнитесь! будьте человеками,
Ибо беда вам будет.
Розкуються вскоре
Закованные люди,
Настанет суд, заговорят
И Днепр, и горы!
И потечет сторіками
Кровь в синее море
Детей ваших...-

гремел голос Тараса Шевченко.

Русский царь и господа озаботились, потому что видели, как перед тем по странам Западной Европы прокатилась мощная волна революции. К тому шло и в России. Что же делать? Как избежать революции? И они нашли выход.

Из плотно закрытого котла, в котором кипит вода, время от времени выпускают пар, потому как не выпустишь - она разорвет толстые чугунные стенки. Так и паны сделали. Они выпустили бунтівливу «пар» народного гнева,- отменили кріпаччину, но обманули, обманули крестьян. Пустили их «на волю», но без земли или с очень убогими наделами. Крестьянин оказался на свободе, можно сказать,сам себе господин, и если своей земли нет, то поневоле пойдешь к господину проситься на работу и будешь работать за ту зарплату, которую он тебе назначит. И будешь работать до седьмого пота. Он тебя купил и за те копейки кровь из тебя высосет и жили повитягає. «Голодная воля»,- так назвал ее позже Панас Мирный, став писателем.

Когда отменилась кріпаччина, ученику Гадячского уездного школы Панасу Рудченкові было 12 лет. Перед глазами любознательного подростка происходила большое общественное событие. Кругом него клокотало и гаморіло. Одни были рады и такой свободы,- пусть и голодная, чтобы воля... А другие ждали случая, чтобы силой отобрать у помещиков землю.

Юный Афанасий Рудченко не мог еще понять всего детским умом, но впечатление от событий и от разговоров старших глубоко откладывались в его памяти. И пригодилось все это позже ему не раз.

И тогда, когда писал «Бес попутал», и тогда, когда рисовал картины жизни народного в повести «Горе давнее и нынешнее».

Могучие потоки вливались в русло юности Панаса Мирного, потоки от крупных рек Григория Сковороды, Ивана Котляревского, Николая Гоголя, Тараса Шевченко... Повнили его и неисчерпаемые источники устного народного творчества. Панас с увлечением читает номера журнала русской революционной демократии «Современник», в котором в 1863 году был напечатан роман М. Чернышевского «Что делать?».

Панаса очаровали образы новых людей-революционеров, чистых, честных и справедливых. В них он увидел образец настоящей передового человека своего времени.

Душа юноши была полна больших порывов, а жестокая и беспощадная действительность толкала его на службу в душную канцелярию.

На то время у него уже выработались твердые и ясные взгляды, он видел в жизни Правду и Неправду и решительно стал на сторону Правды. Он видел обездоленное, обманутые, угнетенное крестьянство - и стал на его стороне, отдал ему всю любовь, весь жар своего горячего сердца. Видел, как господа зневажало украинский язык, как язык не допускали в школы, в учреждения, как обижали ее и пхекали на нее господа, как запрещал ее царское правительство,- и полюбил свой родной язык навеки нежнейшей любовью, полюбил ее за красоту, мелодичность, яркость, красочность и певучесть. Потом он целый век лелеял ее и лелеял, словно садовник свой необъятный цветник из всех цветов-медоносов, с всякого зелья запашного. То разворачивал в своих произведениях, изучаемых на дорогих коврах, ее сокровища несметные, показывая всем: вот смотрите, это драгоценности, самоцветы, которые в этом языке мерцающие звезды, какое небо глубокое, какую музыку ветра в ней слышно и дыхание человеческое. Посмотрите, какие думы в ней парят, какие чувства бушуют,- то бунтующие и гневные, то нежные, как девичья или материнская песня, как первое слово ребенка. Прислушайтесь, сколько плача и стона в ней, сколько печали и горя, сколько радости и веселья...

Тогда это был худенький высоко парень с хрупким лицом, с мягким взглядом и кротким нравом. Снаружи - мелкий чиновник в канцелярии,- писарчук Прилуцкого казначейства.

А душа юноши, взбудораженная идеями и образами произведений Тараса Шевченко и Николая Чернышевского, уже готовилась к большому творческого подвига в жизни. Как то тяжело иметь молодое орлиная сердце в груди и жить в неволе!

В августе 1867 года его перевели в Миргородское казначейство помощником бухгалтера. И снова - как птичка в клетке. Работал там почти четыре года.

5 марта 1870 года Панас Рудченко, доведенный такой жизнью до отчаяния, писал в дневнике:- «И нашли на меня мысли одна другой тягостнее, одна другой тяжелее. Вспомнилась моя служба и в Гадячому, и в Прилуке, и тута. Невесело, и как невесело стало на душе... Сердце мое наливалось огнем, в груди ходили прибое гнева... О, чем я тебе отомщу, глупый начальнику, за твои бесполезные попріки, за твое огудне и ложное слово?! Нет, я выставлю тебя напоказ всему миру, твои дурные привички.

 

 


водит добрых, сердечных, рядом обиды рисует и добрые порывы человеческие, рядом горя и слез показывает радость и утешение. И мало радости, мало светлого было среди дней непогоды того времени. А все-таки было.

Же сердце писателя горел большой любовью к людям,- добрых, но обиженных,- и тепло той любви разлито во всех его произведениях.

Ласково и нежно он писал о детях, о их чистые желания, мечты, добрые порывы сердца...

Вот такой замечательный и сердечный семилетний мальчик Филиппка из рассказа «Морозенко». Нас глубоко поражал трагический смысл этого произведения, в котором автор нашел такую совершенную форму, раскрыл в такой гармонично построенной композиции. Говорят: в капле отражен весь мир. Рассказ «Морозенко» и есть такая «капля».

В нем нашла свое художественное выражение главная тема творчества Панаса Мирного: «беда древнее и настоящее», особенно сегодняшняя, и невыносимо-жгучая горечь женской доли, судьбы сироты-работницу, которую погубил панич.

И После отмены крепостного сирота Катя вырвалась «на волю», пошла в город за служанку. Город ее перемолотило, перечавило и выбросило, она вернулась в деревню и оказалась в холодной и ободранной хате на грани катастрофы, ей бы веселее было повеситься, чем так жить, если бы не ребенок, не Пилинко. Чтобы сын не вырывался в такую стужу до крестного отца посыпать, она пугает его страшным дедом Морозенко. И Филиппка, полон любви к маме и желание спасти ее, таки похищается среди ночи, уходит в дальнюю дорогу, чтобы принести домой денег сороковник, колбасы и хлеба.

Мальчик замерзал в лесу, в царстве Морозенко, и эта трагическая сцена, изображенная с реалистичной правдивостью, и вместе с тем - со сказочной феєричністю, поражает нас до глубины сердца, и

Панас Мирный очень любил природу, тонко чувствовал ее настроения и умел ярко рассказывать о красоте степей, рек и рощ родной Полтавщины.

Очаровательный рассказ «Среди степей». Вот автор любуется степью, радуется им: «...синее небо, побратавшись с веселой землей, разворачивал над ней свое голубое, безмерно-высокое, безодньо-глубокое шатер: где тонет ваш взгляд в бескрайнем пространстве, как и ваша душа - в безмерной бездне того света и сияния, синей глубины и сизо-прозрачной далечизни...» Художник слова вновь накладывает и накладывает мазки кистью еще более тонкие и выразительные, нежные, едва заметные и широкие, на полнеба, полмира...

Автор, сам очарован, потрясен красотой мира, в восторге закрывает глаза, и тихая радость начинает обнимать его сердце. И вот встречается ему валка телег: это правятся крестьяне с семьями, со всем добром и утварью в далекий-далекий край - на Амур. Нет им здесь земли, нет радости среди этой роскоши. И возница Каким спрашивается, как записаться на Амур. Чего? Разве есть где лучший край на белом свете, чем этот?

- Так оно-то так, сударь. Что и говорить? Хорошее в нас, врасно, и всего вволю есть... Только все то, сударь, чужое и не наше.

«Так уже же тая Обида стала правдувати»,- пели тогда в песне.

Кривда и выгоняла тружеников-земледельцев из родного края...

Вот Панас Мирный и написал свою «Сказку о Правде и Кривде».

Рассказывал ее детям старая-престарая бабушка. Силы и явления природы наделены здесь человеческими страстями и поставлены в человеческие взаимоотношения, между ними идет безнастанна борьба. Кривда и над людьми верх взяла: «встал род на род, колено на колено, начали сечу душогубну...»

«- Бабушка, а когда наступит такое время, что Правда одолел Обиду и начнет на земле царить? - спросил бабушки білолиций Ваня.

Все дети уп'яли глаза в бабье лицо, ожидая, что та скажет. Бабушка ничего не ответила, только низко-низко склонила голову, и та старая голова ее на тонких в'язах чего-то очень шаталась».

- Нелегко с Несправедливостью бороться,- говорит писатель.- И пусть каждый знает это и готовит себя к борьбе с ней, к борьбе за победу Правды и ее господства.

Какой дорогой пойти? Дорогой совести и порядочности или, может, совесть и честь будут мешать? Может, они только обузой будут? Еще с детства, еще в подростка, душа пускал побеги в ту или в другую сторону, и уже видно, на какую тропинку склонна стать этот маленький человек. Так и в рассказе «День на пастівнику» мы видим те разные склонности в трех пастушков. Они все братья. Гриша и Ваня - родные, а Василий - двоюродный. Они по-детски ссорятся, по-детски и мирятся, а в тех ссорах уже видно, что их несогласия имеют какую-то социальную подоплеку, еще, может, незначительное социальное неравенство, но которая, несомненно, будет расти. У Василия отец - полковой писарь и какие-то денежки присылает домой. Василий учится в школе, он мальчик умный, способный, любознательный и волевой. Но он уже знает, что ему в жизни не по пути с Григорием и Ваней. Гриша и Ваня в школе не учатся, они только глубоко вздыхают, когда речь заходит о школе. О занехаяне и покинутый княжеское подворье Ратієвщину они знают страшные и удивительные предания, в которых подлинные факты перемешаны с невероятными выдумками. Для Гриши и Вани это дворище только и интересное своей сказочностью. А Василий - практический. Он готов чертям душу запродати, чтобы только доскочити этакого имении.

Василий глухо вздохнул.

- 0х! Разве уже не доживу до того...- проговорил.

- К чему? - спросил Грицко.

- А Ратієвщина моя будет! - аж вскрикнул он».

Со временем из него получится ненасытный и жестокий жмикрут.

Еще молодым, двадцятидвохлітнім, Панас Мирный с душевным трепетом следил в прессе за событиями Парижской коммуны и болезненно пережил ее поражение. Потом близко стоял к революционному движению народников, сам принадлежал к кружку «Уния». Пережил радость революции 1905 года и пребывал жгучей горечи, когда она была подавлена.

Всем своим творчеством, всей своей жизнью он принадлежал народу и вместе с народом ждал и готовился к «подходящего времени», к большой настоящей свободы.

«Нет, не слава - та трактирщица пьяная - порывалась меня в мои молодые лета до работы,- писал он в маленьком етюдику 1909 г.- Мое небольшое сердце еще с детства лелеяла любовь к тебе, мой обездолений края, и она обвила мою душу волшебными снами и подстрекала мысли к работе».

«...Страшной марой вот современная жизнь стало предо мной и пугало мою юношескую душу своими злодіяцькими заходеньками. Что оно будет? И как оно дальше будет? Допытывалась моя запуганная душа, да, привыкла еще с детства к работе, она не поддалась жути и - втайне всех, темными ночами - созвала свои яркие мысли к группе, наструнчувала упадка силу и начала выкладывать эти выпады дурного жизнь мелкими строчками на бумаге».

Дожил Панас Мирный до Октябрьской революции, до новой эры. И когда оборвались в широком устье берега его жизнь, все прекрасное творение его поплыло дальше - в бурное море, в океан будущих поколений, в бессмертие...