Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Лирическая творчество Леси Украинки




                               П л а н

 

1. Общая характеристика лирического творчества Леси Украинки.

2. Первый сборник «На крыльях песен»:

а) поэзия «Досвітні огне»;

б) пейзажная и интимная лирика.

3. Второй сборник «Думы и мечты»:

а) поэмы «Старая сказка» и «Роберт Бюрс, король шотландский»;

б) первый поэтический цикл «Мелодии»;

в) второй поэтический цикл «Невольничьи песни»;

г) третий поэтический цикл «Отзывы».

4. Третий сборник «Отзывы».

 

Широкое, всенародное признание Леся Украинка получила поэтесса, ее имя вошло в сознание поколений как символ мужества и борьбы. «Своими мыслями она занимает весь украинский народ... Она старается пробудить в сердцах этого народа веру в лучшее будущее и в собственные силы...». Стихи писала в течение всей творческой жизни: известная нам первая поэзия «Надежда» датирована 1880 годом, последняя - «О исполина» - 1931.

В творчестве каждого писателя важно определить два главных аспекта: содержание и характер написанного и место и роль его в истории литературы. Для анализа творчества Леси Украинки это особенно существенно, потому что за идейно-художественным смыслом и значением для истории ее поэзия занимает особое место.

До Леси Украинки были великие поэты Тарас Шевченко и Иван Старицкий, Павел Грабовский. Это были определенные образцы и те традиции, к которым не была безразлична муза юной поэтессы, пока не определилась ее собственная творческая дорога. Рано ознакомилась она с классиками русской литературы, хорошо знал Пушкина, Лермонтова ,Некрасова, неоднократно цитировала по памяти их строки. Широко осведомлена была Леся Украинка и с мировой литературой, немало поэтических переводила

произведений зарубежных авторов, в частности Гейне, Гюго, Мицкевича, Франко, были также Леонид Глебов, Степан Руданский, Михаил

Конотопіцької, что тоже отразилось на выработке индивидуального стиля писательницы.

И главное, что определяет «образ индивидуальности» поэта, - это идейная целенаправленность его творчества. «...Идейность его произведений, - пишет И. Франко, - ...является выплывет такого, а не иного образа мышления, желания и чувства автора, выплывет и манифестацией его души, образом его индивидуальности».

Мир поэзии Леси Украинки, разнообразно - богатый, ярко индивидуальный, эмоционально-приподнятое. Ее талант лирика наиболее полно раскрылся в гражданской поэзии. Рассматривая жанры общественно-политической лирики в контексте сознания эпохи, убеждаемся, что образная мысль поэтессы органично связана с реальной жизнью, с важнейшими событиями того времени. Именно поэтому обоюдоострые мечи и молнии, вогнисті песни и звон оков, громы весенней бури и борцы-прометеїсти появляются в творчестве Леси Украинки как эстетической необходимости. Тема революционной борьбы, любовь к родному краю, размышления о будущем народа, задачи и обязанности художника определили главный пафос творчества писательницы, а вместе с тем и мир художественных образов.

Поэтическое наследие Леси Украинки помещена в сборниках «На крыльях песен» (1893), «Думы и мечты» (1902), «Отзывы» (1913). В последнее десятилетие своей жизни (1903-1913) она написала еще более ста стихотворений, половина из которых при жизни автора не печаталось. Среди них «Дым», «Песни про волю», «Мечтает не предавай...», «Упоенные на кровавых пирах» и другие.

Иван франко крупнейший среди современников знаток и ценитель поэзии Леси Украинки, подытоживая ее творческое наследие, в 1900 году писал: «Главной ее силой является лирика и рисунки сцен и ситуаций, вытекающих из лирического настроения. Здесь каждое слово имеет силу и пластику, здесь, что ни строфа, то художественное степенування поэтического пути. Леся Украинка ... умеет простыми словами вызвать глубокое впечатление».

С первых шагов литературной работы поэтессы замечаем ее тяготение к лирического цикла как принципа компоновки поэзии. Это «Путешествие к морю» (1888), «Семь струн» (1890), «Крымские воспоминания» (1890-1891) и другие. Интерес к циклу как композиционного средства лирики не теряется на протяжении всей литературной деятельности автора («Весна в Египте» - 1910, «С подорожной книжки» - 1911).

Лирический цикл в творчестве Леси Украинки выполняет важную структурную функцию и обогащает возможности лирических жанров. Предмет изображения подается в разных аспектах, лирическая поэзия перерастает рамки одноразовой вспышки чувства, мысли, настроения и становится органичной частью целого. Вколі других стихов она дополняет и расширяет внутренний подтекст, что объединяет весь цикл. В лирический ряд вносит элемент повествования, и такое изложение материала дает преимущество автору в выражении замысла: появляется багатопланованість, разное видение объекта изображения усиливает главную идею. Этим достигается несвойственная лирическом рода письма эпичность, широта, объемность. Стихи цикла в совокупности творят будто подвижную панораму, значительно более широкую сюжетную картину, чем это может постигнуть один только лирическое произведение.

У Леси Украинки встречаем различные принципы компоновки цикла. Прежде всего это идейно-тематический принцип, когда все стихи цикла объединены сквозной идеей. Например: поэтическое слово - оружие, меч обоюдоострый на врага в цикле «Ритмы». Преимущество зрительных впечатлений способствует созданию из отдельных лирических этюдов сплошной, развернутой картины («Путешествие к морю»). Музыкальный принцип усиливает звуковые впечатления. Здесь особого смыслового значения приобретает мелодия стиха. Музыка слова («Семь струн», «Мелодии»).

Такой способ укладки поэтических книг был новым явлением в украинской литературе, К тому Стихи в сборниках размещались по хронологии или по другим формальным признакам. Леся Украинка одновременно с Иваном Франком утверждает новый принцип композиции поэтической книги, в основе которого лежат категории содержания, а не формы.

Лирические стихотворения - это страницы стремлений и страданий, порывов и сомнений, радости и горя поэтессы. В них были звездные вершины, были и минуты отчаяния.

Несомненно, что богатая, удивительная личность Леси Украинки отоьражаемая в мире поэзии. И не следует воспринимать это прямолинейно, ибо «помните, - говорила поэтесса, что я ищу всегда в произведениях поэтессы не автобиографии, а чего-то такого, что не его одного трогало бы». Поэтому не удивительно, что у писательницы преобладает общественно-политическая лирика. Кроме того, преимущество гражданских мотивов над всеми другими была уже традицией в украинской литературе, ведь после субъективной лирики поэтов-романтиков 20 - 40-х годов в поэзии утверждаются и доминируют эти мотивы.

Первая поэтическая книжка Леси Украинки «На крыльях песен» вышла во Львове в начале 1893 года. Тогда же в журнале «Заря» в статье «Наша литературная жизнь в 1893 году» Иван Франко высказывает мнение, что этот сборник «составляет, без сомнения, важнейший достижение поэтический нашей оригинальной литературы по 1892 год».

Сборник состоял из шести поэтических циклов, около тридцати стихотворений вне циклами, поэм «Самсон», «Лунная легенда», «Русалка». В произведениях молодого автора преобладают гражданские мотивы, мужественные интонации , жизненно утверждающий настроение. Первым аккордом было

патриотическое обращение к родному краю - «К тебе, Украина, наша бездольная мать, струна моя первая отзовется». Так начинался цикл «Семь струн», которой открывал книгу. Бескомпромиссное - «Или погибель либо победа» - стало сквозным мотивом цикла «Слезы-перлы». Как кредо молодой поэтессы прозвучало стихотворение «Contra spem spero»:

 

Я на гору крутую крем'яную

Буду камень тяжелый підіймать

И, неся вес ту страшную,

Буду песню веселую петь.

Так! Я буду сквозь слезы смеяться,

                               Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Буду жить! Прочь думы грустные!

 

И особое место в сборнике заняла поэзия «Досвітні огні». Удачной находке - образу предрассветных огнів, удостоверяющих люди рабочие, суждено стать не только символическим в творчестве Леси Украинки но и, в определенной степени, символом эпохи - такое художественное обобщение социально-исторических явлений содержал он в себе.

В сборник вошла также пейзажная и интимная лирика - циклы «Путешествие к морю», «Крымские воспоминания», «Звездное небо». Мир природы в воображении поэтессы - это страна солнца и золистої лазури. Такое мировоззрение соответствовало целостном поэтическом настроении книжки, хоть и нарушали его чрезмерные вздохи, сожаления, слезы. Самой слабой оказалась интимная лирика, которой еще не хватало художественных находок, мешали сентиментальные атрибуты альбомного стихосложения. Ранние произведения поэтессы не лишены примет ученичества, подражания писательских авторитетов.

Первый поэтический сборник Леси Украинки «На крыльях песен» свидетельствовала приход в украинку литературу новой силы, потенциальные возможности которой были неоспоримыми. Она обогащала национальную поэзию новыми мотивами, образами, разнообразила ритмичную и строфічну строение стиха. Вслед за Франком ее автор применяет в украинской поэзии принцип циклирования, который расширял пределы и возможности лирических жанров.

в 1899 году во Львове выходит второй сборник стихов Леси Украинки - «Думы и мечты». Это было этапное явление в украинской поэзии конца ХІХ - начала ХХ века.

Новый поэтический сборник Леси Украинки отличалась четкой, викінченою композицией, идейно-тематической целеустремленностью. Ее открывала поэма «Давняя сказка», и этот зачин звучал как голос поэта-гражданина, с позиции которого выступил автор. Он утверждал силу поэтического слова-дела, высокое назначение художника как выразителя интересов народа.

Следующая поэма - «Роберт Брюс, король шотланський» - это волнующий рассказ о доблестном предводителя шотландского народа в борьбе против английских завоевателей. Темой патриотизма, героическим пафосом поэма органично объединилась с целеустремленностью, главным сборки.

За поэмами шли три поэтические циклы: «Мелодии», «Невольничьи песни», «Отзывы», которые дальше развивали тему призвание поэта, Она особенно остро и непосредственно нашла воплощение в стихах с красноречивыми заголовками - «Поэт во время осады» и «Слово, чому ти не твердая криця». Последний стал программным в творчестве Леси Украинки.

Второй важной приметой нового сборника было утверждение героического, что характеризовало авторскую концепцию нового человека, сложившейся на рубеже двух веков. Содержание и форма художественного выражения героически отвечали духу времени, его требованиям и потребностям

Этот «дух времени» так характеризует А. В. Лучанський, который принадлежал к близкому поэтессе круга киевской молодежи. «Говоря от имени молодежи, с которой я рос и зрел, и позже, присоединившись к передового пролетариата, в конце концов совершила величайший акт в истории России, я могу сказать, что мы стремились героизма».

Характерным в этом плане был цикл политической лирики «Невольничі песни» - один из высочайших взлетов революционного слова поэтессы. Цикл объединяет сквозная мысль: «Что слезы там, где даже крови мало!», а также общий героический пафос заключается в выражении «образа времени». Завершаются «Невольничьи песни» обращением к современника:

 

Братья мои, потомки Прометея!

Вам не орел розшарпав грудь гордые, -

Гадкие змеи в сердце уп'ялись...

Эй, Царь тьмы!

Наш лютый враг! Недаром ты боишься

Оков тех железной музыки!..

«Да будет тьма!» - сказал ты, - сего мало,

Чтобы заглушит хаос и Прометея убить.

 

Цикл «Мелодии» - это интимная, личная лирика поэтессы с явно выраженным сюжетом, развитием настроения, в основе которого лежит музыкальный принцип. Уже заголовок свидетельствует о важной здесь функцию музыки, тяготение автора к синтезу поэзии и музыки. А каждый из двадцати стихотворений - это переливы душевного состояния-настроения лирического героя, смены чувств и переживаний человека. С их изменением, движением меняется и ритмико-интонационная структура стиха, появляется новая поэтическая мелодия, где трепетно звучит музыка слова. Так музыкальный фон, звуковые впечатления способствуют воссозданию сложных душевных изменений лирического героя, его слова. Так музыкальный фон, звуковые впечатления способствуют воссозданию сложных душевных изменений лирического героя, его переживаний.

Элегическая «Ночка тихая и темная была...» сменяется скорбным, журливим - «Не пойте мне этой песни...». Третье стихотворение цикла - это взрыв долго сдерживаемого чувства, поэзия трагедийного звучания, раскрывает глубины душевных потрясений. Последний, кульминационный аккорд стихотворения звучит впечатляюще:

 

Хотела бы я выйти в чистеє поле,

Припасть лицом к сырой земле

И так заридати, чтобы звезды услышали,

Чтобы люди ужаснулись на слезы мои.

(«Горит мое сердце»).

 

А дальше - «Вновь весна, и вновь надежды», «Дивлюсь я на ясные зори...», «Стояла я и слушала весну...». Эти весенние мотивы после того, как «горит» сердце «плачет» душа, отражают сложность, время непостижимость «биографии души» героя, текучесть и диалектику человеческого бытия.

Сама же поэтесса во времена тяжелейших жизненных бурь погружалась в творчество, углублялась в нее, рятувалась ее могучей силой. Поэтому закономерным признанием является следующее стихотворение цикла - «Хотела бы я песней стать...», за ним - «Победа», обращение «К музе»... Все эти заголовки - будто ступеньки в логических переходах сюжета.

Последняя поэзия цикла «В черную тучу собралась тоска моя...» заканчивается оптимистичным, характерным для автора «Conta spem spero», аккордом:

 

Весенняя сила в душе моей играет,

Ее не сломили зимние морозы крепкие,

                               Ее к земле не прибили тяжелые туманы,

Ее не разбила и ся перелітная буря весенняя

Я выйду сама против бури

И состояния, - поміряєм силу!

 

Так личная, интимная лирика поэтессы влилась в общую тему героического.

Третий поэтический цикл, помещенная в сборнике «Думы и мечты», - «Отзывы». Он представляет собой действительно своеобразные отклики на различные жизненные события и явления. Некоторые из них - это стихи-послания к друзьям: «К товарищу», «зимняя Весна», посвященные Михаилу Кривинюку, «...Порвалась бесконечная разговор...» - Сергею Мержинскому. В этом цикле привлекает внимание широкое использование автором мотивов и образов мировой литературы, их оригинальная интерпретация.

Полную роль должен был Франко, когда в статье «Из последних десятилетий XIX века» писал: «Говоря об украинских поэтов этой эпохи, может, на первое место поставить Лесю Украинку. Это талант сильный, насквозь мужественный, хоть не лишен женской грации и нежности».

В 1902 году по инициативе студентов университета в Черновцах выходит третья поэтическая книга Леси Украинки «Отзывы». В нее вошли новые стихотворные циклы: «Из цикла «Невольницькі песни», «Ритмы», «Минуты», написанные в течение 1900-1902 годов, шесть легенд и драматическая поэма «Одержимая».

Новая сборка показала, Что ее автор достиг творческой зрелости и прокладывал дорогу дальнейшем развитии украинской поэзии в новом ХХ веке. В этом плане особенно заметна все возрастающая философская углубленность поэтического мышления, сгущение мысли, а также весомость эпического и лирического элемента в лирике, усиленный интерес к лиро-эпоса и лиро-драме. Искусно оно оказалось по-разному, но общая тенденция к осмыслению философской сути явлений, к углубленному отражение идеологической борьбы и одновременно обогащения и разнообразия жанровых форм и версифікаційних средств очевидна.

Особенно ясно проявился переход от лирики поэтессы медативної к лиро-эпоса и драматического монолога, от стиха рифмованного до свободного. Для сборки характерна строфічна и жанровая розкованость и розмоїтність. Это были признаки качественно нового для уккраїнської поэзии типа художественной творчості.Сучасна поэтессе критика высоко оценила ее новую сборку, которая стала популярной среди читателей.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Мищенко Л. И. Леся Украинка - Киев,1986. - С. 27-103.

 

2. Франко И. Сбор сочинений: В 50 т. - 1981. - Т. 31. - С.15-262.

 

3. Луначарский А. Гергарт Гауптман в России // Культура театра. - 1922. - № 1-2. - С.3.

 

4. Воспоминания о Лесе Украинке. - С.329.

 

5. Старицкий А. Леся Украинка. - Киев, 1970. - С.3.