Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА
Жизнь и творчество Марии Пидгирянки




Поэтический венок Украины радужно украшает и разнообразна полонинська цветок Марийки Пидгирянки, которая выросла и щедро ухоженная в живописном горном селе Белые Ославы, что на Гуцульщине. Настоящее имя поэтессы и учительницы - Мария Емельяновна Ленерт-Домбровская.

Село Белые Ославы - колыбель поэтессы Марии Пидгирянки. Здесь зажглась ее звезда на голубом небе Украины, над Карпатскими горами 29 марта 1881 года. А еще ее жизненные дороги перекрещивались в тринадцати селах и городках Прикарпатья, Закарпатья, Львовщины и Австрии, которые для нее стали родными, ведь в этих местах она жила, растила своих детей, учила местную детвору, черпала воодушевление своего творчества.

В село Заречье, соседствующая с Белыми Ославами, босиком бегала к дедушке-священника Николая Волошина. Дед имел большую библиотеку, научил машу читать и писать не только на украинском, но и несколькими иностранными языками. Потом отец Емельян Ленерт достал служебное назначение в лесничество села Уторопы Косовского уезда. В Уторопах любопытная Маша закончила начальную школу, сюда вернулась учительствовать после окончания Львовской женской учительской семинарии. В этом селе написала свой знаменитый стих "Ой не нам в кандалах ходить".

На учительском вече во Львове в 1904 году синеглазая Маша запала в душу молодому учителю Августину Домбровскому. И запала на всю жизнь, с ним связала свою судьбу. Пришлось в селе Рыбном на Косовщине вместе с ним работать в школе, а затем в селе Ворона Коломыйского уезда. В Рыбном родились их сыновья Остап и Роман, а в Вороне - сын Марьян и дочь Дарья.

Далее свои коррективы вносит Первая мировая война. Августина Домбровского забирают на фронт. А молодая мать Марийка Пидгирянка попадает в специальные лагеря с тремя сыновьями и дочерью. Об ужасной жизни в австрийском лагере в городке Гмюнде она рассказала в поэме "Мать-страдалица". Ее впервые напечатали в 1922 году в Филадельфии, а в 1929 году вышла в Львове в серии "Золотая библиотека", затем в 1984 году была напечатана в первом номере журнала "Дукля", что выходит в Чехословакии.

В 1919-1928 гг. поэтесса жила на Закарпатье. Здесь в трех селах Заричево и Порошковое Перечинского и Длинном Иршавского уезда учила детей украинскому грамоты. Вместе с мужем Августином Мария Емельяновна проводила в крае большую патриотическую работу, за что чешские власти прогнали с должности учительницы. Пришлось зарабатывать на кусок хлеба, давая в Длинном частные уроки внукам Ивана Франко Тарасу и Миронове.

На этой серебряной украинской земле М.Підгірянка собрала самый большой свой творческий урожай. Тогда хозяйка литературного поля была как раз в расцвете творческих сил, а жизненные круговерти давали темы для написания сочинений. Она не имела нужды искать сюжетов с чьей-то судьбы - у нее своих хватало на много книг. В 10-30-х годах ХХ в. во Львове и Ужгороде, Вене и Филадельфии вышли в свет ее книги "Отклики души", "Мать-страдалица", "Вертеп", "Святой Николай на Подкарпатской Руси", "Малый Василек", "Портниха Маруся", "Юркова путешествие", "Зайчик и Лисичка", сотни стихов, рассказов, басен, сказок, песен, загадок.

В духовный мир своего народа Марийка Пидгирянка входила со своими знакомыми - Иваном Трушем, Василием Стефаником, Антоном Крушельницким, Констянтиною Малицькою. Учится мастерству у Леси Украинки, Ивана Франко.

На Прикарпатье вернулась Марийка Пидгирянка в 1928 году. Сначала работала в Антоновке, а потом в Братишеві и Викнянах Тлумацкого уезда. Жизнь в родных краях понемногу налаживалась. И весной 1940 года произошла беда: в городке Нижнев на базаре на поэтессу налетел испуганный конь. На годы была прикована М.Підгірянка к кровати. Дома вышивала, понемногу писала стишки для своих внуков.

В 1957 году уехала доживать свой век к дочери Дарьи, в село Рудное возле Львова. В том селе в субботу 18 мая 1963 г. угасла яркая звезда Марийки Пидгирянки. Отсюда ее провели в последний путь на Лычаковское кладбище, на вечный покой. Могила поэтессы неподалеку от могилы Великого Каменяра.

В советское время при жизни Марийки Пидгирянки ее книги не издавались, отдельные стихи появлялись в журналах. Потом издательства Львова и Киева выдали маленькие сборника для детей "Бесконечные сказки", "Играй, бджілко", "Растите большие", "Школьники идут". За последние десять лет увидели свет в издательствах Киева, Ужгорода, Коломыи, Ивано-Франковска ее книжечки "Хороший Мурко мой маленький", "Бесконечные сказки", "Зіллюся с сердцем народа", "Край мой, родной", "Учись, маленький", "Три веночки", "Мелодии детства", "Мать-страдалица". Кто из сегодняшних дедушек и бабушек Галичины и Гуцульщины не помнит с детских лет чудесных, приятных стихов Марийки Пидгирянки, которые словно бы из собственного сердца следовали. Возвращение Марийки Пидгирянки - это большой подарок не очень щедрой к нашему народу судьбы, это целый сноп просветительного воздействия, способного наполнить мир добра, заполнить пробел воспитательного процесса, что давно беспокоит тех, кто искренне болеет за возрождение нашей духовности.

Работая в разных закоулках Прикарпатья, часто приезжала на каникулы к родителям, которые и дальше проживали в Уторопах. Там провела лето 1914 года и услышала весть о событиях в Сербии, а затем - объявление войны между Австрией и Россией.

С того времени пролетело много десятков лет, в Черемоше всплыла несметное количество воды. И вот известие от учеников Уторопської школы:

«В нашем селе есть много пожилых людей, которые помнят Машу Підгірянку и ее отца. Есть и ее ученики, которые вспоминают свою учительницу как очень отзывчивого человека. А на том месте, где был дом лесника, теперь построен клуб и двухэтажную школу»).

В родном селе Белые Ославы в декабре 1989 года был торжественно открыт художественно-мемориальную доску, изготовленную Ивано-Франковским скульптором О. Железняком).

Марийка Пидгирянка. «Отзывы души». Поэзии. Тиражом Общества «Взаїмна Помощь гал. и буков, учителей» в Львове. Чистый доход назначен на строение бурсы для сыновей учительских. 16. ст. 53.

Марийка Пидгирянка (псевдоним) впервые выступила на литературное поле перед несколькими годами в «Деле», печатая там свой стишок «Ой не нам и не нам в кандалах ходить...». Потом появилось несколько ее стихотворений в нашем журнале и поэтесса замолчала на некоторое время. Теперь западом д. Константний Малицкой вышел небольшой збірничок песен нашей поэтессы, и мы имеем возможность: ближе присмотреться литературной физиономии шан. автора. Поэтесса - женщина народного учителя и сама учительница - необыкновенно скромный человек. В письме к д. Константний Малицкой она пишет о себе: «Я не думала никогда, что когда-то буду «печатная»,- я самоучка, робкий ребенок Подгорье. Списывала, что мне старые леса рассказывали, и не знаю, поняла хорошо еловую язык. Начала я писать очень рано, где-то уже в 13 или 14 году жизни, а писала, потому что слышала душевную потребность вылить на бумагу те впечатления, которыми поила меня красота природы»... Поэтесса удовольствием читала Шевченко, Конопніцьку, Гейне и Лепкого и тревожится, из этой лектуры не остались какие следы на ее произведениях. По нашему мнению, поэтесса может быть вполне спокойна - литературных ссуд от упомянутых поэтов нет у нее. Под влиянием Шевченко - как сама пишет - могла «розбудитися в Н й национальное сознание и заботливость вырабатывать свой язык»; Конопницкая и Гейне научили ее строить строфы, но она не подражает никого, ее песни - это вицвіт собственного, нежного сердца. Поэтесса, «робкий ребенок Подгорье», с особым интересом прислухувалася Нашей людовій песни, пристально читала «книги, писаные и кружевные горами, лесами»... и только людова песня и природа оставили свои полезные следы на произведениях поэтессы.

Чистая, как хрусталь, народная речь, простота, ядерність высказывания, искренность - отеє главные приметы стихов Пидгирянки. Из ее песен веет свежесть, запах пільних цветков, шум и тоска наших еловых лесов. В ее песнях - даже патриотических - не встречаем пустых банальных фраз, декламации, пафоса. Она не пытается свои чувства, свои мысли прикрашувати блестящими, золотистыми павлячими перьями, не ищет за отборными словами, поэтическими картинами, не гонит за эффектами, не кокетничает с никакими «направлениям» - она поет только то, что лежит на сердце, что жмется к ее уст, она попросту - талант и талант истинный, чистый, как золото, талант, хапаючий своим лиризмом за сердце, словно поранкова весенняя молитва жаворонка.

Творчество нашей поэтессы с гор Карпатских - то настоящая материнская энциклопедия, на которой воспитывались и воспитываются целые поколения.

В свое время Максим Рыльский писал: "Марийка Пидгирянка действительно народная, искренняя, нежная, талантливая поэтесса".

Действительно, как говорят в народе, что горная земля хлеба не родит, а закаляет настоящие человеческие таланты. Ибо только через нежное семейно-школьное воспитание вырастает настоящий патриот своей нации.

И действительно, поэзия нашей землячки Марии Пидгирянки - как хрустальная вода из горного источника, утоляет жажду детям и взрослым.

Хорошо как-то сказал известный поэт Дмитрий Павлычко, что слово поэтессы Марии Пидгирянки среди честных людей не пропадет никогда. Марийка Пидгирянка появилась на свет, когда на Галичине создавалась "Родная школа", как раз тогда, когда не хватало учебников и учительских кадров.

 

Переплет книги

М.Підгірянки "Расскажу вам сказку, басню"

 

 

Использована литература:

1. Литературная энциклопедия. - К., 1986.

2. Украинская и зарубежная культура. Учебник. - К., 1999.

3. Украинская литература. Хрестоматия. К., 2001.

4. Украиноведение. В 4-х книгах. - К., 1994-1996.

5. Украинская литература на рубеже тысячелетий. / За ред. Яцуры И.С. - К., 1993.