Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизненный и творческий путь Тараса Мельничука




Тарас Мельничук родился 20 августа 1939 года и был третьим ребенком в семье Мельничуків. В интервью газете "Вестник Коломне" 1991 г. он признался, что папа не желал его рождения, но мать нашла отвагу возразить мужу.

Так и появился на свет великий украинский поэт и страдалец. Тогда в карпатских селах был обычай крестить детей именами дедов и бабушек или же в честь святых. А здесь гуцульском мальчику дают Шевченково имя, такое редкое в этих краях.

Предчувствовал ли отец, что сыну выпала такая тяжелая судьба? Или предчувствовала что-то вуйна Елена, посоветовав назвать ребенка именем Кобзаря? Но чем имя и талант Т.Мельничука подобные Шевченко.

Малому Тарасу пришлось звідати тяжких бедствий войны. И уже тогда в нем усматривалась непокорная, гордая натура. Когда научился читать, то увидел новый мир сквозь призму мнений и рассказов других людей, которые он находил в книгах. Читал много, одновременно приобретая знания и вдохновение для будущего творчества.

Больше всего любил драматургию В.Шекспіра. особое отношение у Тараса было до Библии. Ребенком в родительском доме вычитал из этой Святой книги, что сначала было Слово. И уже тогда понял, что Слово - это нечто могучее. Читая Библию он открыл для себя волшебную силу метафоры, и это впоследствии убедило парня, что без метафоры не может быть поэзии. Стихи же начал мережити с девяти лет, тяжело переносил насмешки по поводу них.

И наступило еще одно бедствие для гуцульского народа - по горным склонам начали насильно создавать колхозы. У людей забирали имущество приобретенное тяжким трудом. Не миновала эта несправедливость и семью Мельничуків. Старший брат Василий помогал и тайком способствовал лесным ребятам, а малый Тарас завидовал силе и отваге неуловимых воинов УПА. Уже ребенком он осознал, что сила духа может и горы свернуть.

Первая учительница была родом из Коломыи. В малом Тарасу она заметила большой талант и всячески поддерживала одаренного ребенка, вела отдельные занятия с ним, підживляючи тяга к изящной словесности.

Окончив семилетку в родном селе, Тарас с разрешения отца продолжил обучение в соседнем поселке Яблоневые, где была средняя школа. Здесь еще больше вырос и возмужал его талант, он встретился с будущим поэтом Дмитрием Павлычко, который уже окончил школу и был известным среди молодых поэтов.

После окончания десятилетки работал корректором районной газеты "Советская Гуцульщина", далее - в Коми АССР лесорубом, валовідбійником на Донбассе.

Вернулся в родное село ранней весной 1957 года, вступил в брак с любимой девушкой Машей Залуцкой. В ноябре 1957 года призвали Тараса в войска аж в Приморский край, служить ему пришлось в сложных условиях в городе Сучанах, но недолго. В середине мая 1958-го его снова встречали Уторопы, жена Мария и новорожденная доченька Слава.

После возвращения из армии юноша начал готовиться к поступлению в университет. Друзья и знакомые советовали учиться, чтобы не пропал талант, и он пошел на дневное отделение филологического факультета Черновицкого государственного университета. Ю.Федьковича.

В ранних студенческих стихах Тараса уже выкристаллизовался гигантский дух протеста, одет в метафоры и неологизмы. Автор смело декламировал свои стихи в общежитии на студенческих вечеринках, которые, несмотря на строгие предостережения коменданта и администрации общежития, все-таки происходили. Да и сам устраивал кулуарные поэтические вернисажи. На них звучало живое поэтическое слово, в бесконечных спорах рождались новые стихи, создавались метафоры...

Тарас с женой Марией определенное время занимались резьбой - в основном им удавалось изготовления небольших резных пейзажей и портретов известных лиц. Но этот промысел не давал больших заработков, и художник начал рисовать.

Впоследствии, на третьем курсе едет по комсомольской путевке на строительство горно-обогатительного комбината в Кривой Рог.

Наслушавшись о больших заработках на сибирских лесоповалах и на великих комсомольских стройках Сибири, Тарас решил и здесь попытать счастья.

1961 года с группой гастарбайтеров-западников оказался в далеком сибирском городе Красноярске. Через год, закаленный сибирскими ветрами, без "длинного рубля", вернулся домой. В полупустом чемодане мужа жена нашла тетрадь лирических стихов и несколько газет на русском языке, в которых были напечатаны стихи Тараса. Удалось устроиться на работу аж в Верховине. Где нашлось место в районной газете "Верховинские вести" в отделе сельского хозяйства. Зарплата была относительно мала, кроме того приходилось платить за съемную квартиру в селе Глубоком. Собственно, в этом селе познакомился с девушкой Марусей, которая стала его второй женой...

1964 г. поновляється в университете, из которого через полтора года его отчисляют за вольнодумство.

в 1967 г. в издательстве "Карпаты" выходит первый сборник стихов "Несімо любовь планете". В этом же году автор поступает на заочное отделение Московского литературного института.

Именно в это время в Черновицком университете, где еще хорошо помнили поэта, был организован вечер поэзии. На нем выступил Т.Мельничук со свежей только что завершенной поэме "Осанна", которая позже войдет в его известной сборника стихов "Чаґа". Очевидно, именно тогда имя поэта было занесено в картотеку КГБ и установлено оперативный надзор за ним, потому что после выступления Тараса уже в Верховине вызвали на беседу в органы. С тех пор началось давление на автора и постоянные запугивания родными и друзьями, провокации и увольнения с работы... пришлось ему обивать пороги не в одной редакции, но везде отказывали, к тому же были проблемы с пропиской. В конце концов, махнул рукой на все и снова отправился в далекие сибири. Теперь уже в Томскую область, о чем сам позже говорил: "Туда посылали насильно людей, а меня оттуда выгнали".

Сдает к печати рукопись сборника стихов "Чаґа", что стало причиной его первого ареста 29 января 1972 г. во время массового заключения украинской интеллигенции.

Следствие, ужасные допросы ловкими следователями КГБ довели поэта до срыва, после чего его подвергли психиатрическому обследованию в спецотделе областной больницы. Тут слепой случай свел Тараса с интересным человеком - беглецом из советского государства Берничуком Аполлоном, с которым потом он оказался в пермском лагере.

Через месяц пребывания под следствием, художник начал осознавать странную вещь: чем больше он открывал свою душу следователю, тем более ув'язнював ее, плел сам на себя тугой невод, из которого не выпутаться. И было слишком поздно, чтобы что-то отрицать.

В лагере, где оказался Тарас, были две длинные бараки с четырьмя отделами. Каждый отдел имел две жилые секции. Лагерная администрация так замысловато разбросала по секциям украинских заключенных, чтобы их было везде поровну. Чтобы они не жили сплоченно. Поэт Алексей Резник, критик Евгений Сверстюк и Олесь Сергиенко были в одной секции; Левко Лукьяненко с Покровским - в другой, Анатолий Здоровый, Степан Сапеляк, Анрей Турик - еще в одной.

Тарас, обладая непревзойденным искусством словообразования и молниеносного рифмовки, быстро стал любимцем украинской общины зоны. Существовала в зоне подпольная группа, которая ловко переправляла информацию на волю. Тарасу сообщили, чтобы он приготовил несколько хороших стихов, которые можно передать за границу. И действительно, вскоре они были опубликованы в зарубежных журналах. У автора пытались выведать кому именно он читал передавал стихи. Но поэт выдал себя за простака, объяснял, что его стихи кто мог стащить с тумбочки, тем более, что их забирают при обысках, то, может, и сами гебисты передают.

Весной 1975 года Тараса перевели в соседнюю тридцать девятую зону в Всесвятськ, где он познакомился с Иваном Светличным, Игорем Калинцом, Анатолием Марченко, Семеном Глузманом. Особенно уважал Тарас Игоря Калинца, которого немного знал еще с воли.

После того, как отбыл наказание в Пермских лагерях, вышел на свободу в марте 1975 г. Находился под надзором органов безопасности. В апреле 1979 г. за "оказание сопротивления сотруднику милиции", а на самом деле - за антисоветскую деятельность арестован на четыре года. Далее - несколько лет административного надзора, скитания в поисках работы. Работает в редакциях районных газет Хотина, Косово, Верховины, Ивано-Франковска. 1982 г. в Торонто выходит сборник стихов "Из-за решетки", 1990 г. - "Строфы из Голгофы" (Великобритания). За сборник "Князь росы" (1990,1992) был удостоен премии им. Т.г.шевченко. 1994 г. была напечатана сборник стихов "Чаґа" в коломыйской типографии им. Шухевича благодаря ее директору Михаилу Андрусяку. Последние годы Т.Мельничук жил в Коломые.

Годы, проведенные в лагерях (первый арест 1972 г., второй - 1978 г.) оставили свой след на бескомпромиссной, откровенной души поэта.

Через год после второго ареста Тарас пишет открытое письмо с символическим и характерной для тогдашних времен названием - "Прозрение". В нем человек по сорок, истощена системой, клеймен духовно, вынуждена обливать грязью своих собратьев по перу и по убеждениям, отречься от своей деятельности за предыдущие годы и вынужденно петь дифирамбы справедливой советской власти. Не глумление? Душа поэта разрывалась от боли, сочиняя этакого "покаянное письмо" и отрекаясь от того, что творил почти всю свою сознательную жизнь - самого себя. Это письмо, как отмечал сам автор, писался для того, "чтобы иметь возможность как можно скорее вернуться на свободу к литературному труду, к своим родным и близким, которые, верю, с нетерпением ждут моего возвращения..." [50;3].

Вымученная, израненная душа, изболевшееся тело, одиночество - это действительно все то, что художник получил после изнурительных скитаний по тюрьмам. Поэтому не удивляют нас строки "Прозрение".

За такое самоотрицание стоит осуждать не художника, а эпоху, которая сломала миллионы человеческих судеб, казнила множество талантливых деятелей, покалечила тысячи светлых душ.

Награжден и наказан своим буревійним характером и ярким талантом, потеряв здоровье по лагерям, Т.Мельничук угасал на глазах. Последние годы его жизни - это больничная койка, на котором рак догризав его наболевшие легкие.

Рассказывают, что за несколько дней до смерти пришел к поэту знаменитый гуцульский мольфар (волшебник, знахарь) Михаил Нечай в гуцульском наряде. Тарас встал. Вдохнул на полную грудь (чего в последние дни не мог делать) и радостно воскликнул: "Горы! Горы!"

Ночью 29 марта 1995 года поэта не стало. Он был Поэтом и Патриотом с большой буквы, настоящим князем поэзии. В первом сборнике стихов Т.Мельничука "Несімо любовь планете" (1967) есть такие трогательно провидческие строки:

... мне силы хватит идти по дороге, которой нет. [48;7].

Это без преувеличения, обречения себя на гибель в условиях дикого режима. Зато есть уверенность и право "не прорасти к от чужих, а хотя бы прорасти маком горячим на твоей, Украина, терновой пределы" [54;27].

Т.Мельничук говорил: "Я с миром хочу разговаривать на равных. А мир же не боится быть таким как есть. То чего я должна бояться?" [55;14]. Всю свою жизнь он боролся, чтобы не предать себя, своих идеалов, стремился всегда быть самим собой. Жаль, что для этого мира поэты не всегда такие, какими они и должны быть. Не потому ли он постоянно стремится перелицьовувати их, перевоспитывать тюрьмами, лагерями, другими, более изысканными методами. На судьбу Тараса также выпало немало психологических пыток, колючих проволок лагерей, где презиралось все высокое, уничтожалась человеческая личность, виснажувалася мысль и душа, разрушались физические силы. Преодолевая боль, поэт не падал духом, оставался собой:

На Украину, моя дорогая, на Украину, -
Из всех безнадій и надежд.

После десятилетий страданий пришло возвращения на волю. На вопрос, как он прожил свою жизнь, если бы вернулись лета молодые, Т.Мельничук ответил: "Странствиями и поэзией."

Недруги не давали ему покоя. Так, в ночь с 19 на 20 августа подожгли его родной дом. Наверное, пытались избавиться и самого поэта. Когда на пепелище приехали его друзья, то прежде всего подумали: так и случилось. Но Тарас, к счастью, гостил в Тернополе...

Факт присуждения премии им. Т.шевченко был, пожалуй, только для позірності, мол, воздали. Однако никто не почувствовал больших обязанностей перед художником.

Переступив порог "новой" хаты в Коломые, которую выделила ему местная власть, можно было увидеть тесную комнатку с маленьким коридорчиком и с окном на трассу. Все "нашлось" для больной, уже не молодого человека. Но поэт никогда не сетовал на свою судьбу.

Судьба Т.Мельничука (как и многие другие того времени) был поврежден. За что? За антисоветскую пропаганду. Теперь это звучит как злая насмешка. Судьба уничтожена, но остаются поэзии, которые требуют основательного исследования, признание своей неповторимости.

Т.Мельничук - поэт с ярким, самобытным и щедрым дарованием. Он создал неповторимый и жизнеутверждающий мир со своим способом мышления и чувства.

А вместе с тем - человек розкованої, свободной нрава твердого гуцульского духа ("Срубят - Пусти новое корни, чтобы не знали когда ты успел") и, безусловно, драматично судьбы.

Тернистый путь также судился многим его стихам, рукописям... Сколько их, исписанных плотным живописным почерком, рассеяно между людьми, а сколько превратилось в муках на черный пепел...

Под пером Т.Мельничука утверджувалося свободное и своеобразное украинское слово, искренняя любовь к Украине, страстное стремление к неуярмленого жизни на предківській земли. Поэт унаследовал свободный дух запорожских казаков, который не дает стать рабом. Ростки этой свободолюбия довольно заметно пробились в художественном слове первой книги Тараса "Несімо любовь планете" (1967). Ее выход в свет как раз пришелся на период бешеного разгула реакции, когда имя Симоненко изымалось из литературного реестра. Да и только Симоненко. О Лине Костенко вообще было запрещено упоминать, а для мировой общественности коммунистические идеологи придумали сказочку про счастливую беззаботную жизнь человечества страны Советов, и такие как Тарас Мельничук только клевещут на "советскую действительность".

Да и напечатана в 1982 г. украинцами Канады в издательстве "Смолоскип" книга Т.Мельничука "Из-за решетки", попала в Украину только в начале 90-х. Поэтический сборник "Чаґа" было конфисковано во время ареста поэта 1967 г. А было еще рукописей на которых 20 сборников, их хранили отважные потовые друзья. Свез их Тарас в Уторопы в 1990-м и мечтал благоустроить и сдать в печать, и не суждено.

Но по сборникам, которые остались после поэта (кроме уже упомянутых, это еще и "Князь росы" (1990) и "Строфы с Голгофы" (1990)), за рукописями произведений, которые печатались в периодике (своеобразные подборки стихов в журналах "Днепр", "Украина", "Октябрь" (теперь "Колокол"), газете "Литературная Украина", коллективном сборнике "Яворове листья" и др.) мы, читатели, становимся свидетелями отчаянного прорыва на то время сквозь зарешеченные горизонте, окутаны проволокой пути...

Весной 1992 года Т.Мельничук стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т.г.шевченко за сборник стихов "Князь росы". А в июле этого же года за подборку стихов в газете "Литературная Украина" был удостоен премии имени в. Сосюры и принят в ряды Ивано-Франковской Союза писателей Украины.

Поэту, к сожалению, не пришлось полностью раскрыться, реализоваться и даже оставить для будущих поколений весь творческий достояние. Немало стихов дневниковых записей Т.Мельничук не вывез из неволи, потерял при обысках.

Доведенный до отчаяния, поэт и сам сжигал свои произведения. В частности, в протоколе допроса от 3 июля 1972 года является объяснение причин сожжения в ноябре 1971 года второго экземпляра сборника стихов "Чаґа", разных стихотворений из циклов "Золотой Козелец", "Девясил". Далее сжег еще и другие стихи, в основном - разные сонеты. Названы причины: "Сжег после того, как со мной была проведена беседа в обкоме партии. Было плохое настроение и я решил вообще покончить с писанием стихов". Комментарии, понятное дело, здесь лишние.

Тарасова поэзия содержит в себе животворную энергию, малый космос его большой души. Сам поэтический процесс Т.Мельничук сравнивал до изгнания - лету из-под ног птицы или гуркотливого скатывание камня с горы, середина которого должна быть величиной в язык. Очевидно, что под действием инерции размах, силу которого остановить невозможно, это сокращение нередко приводило к потере выразительности образов. А это иногда допускало глубокий семантический "провал" наружу создавая впечатление ілюзіоністського притворства. Таким образом немалый объем написанного может содержать в себе постоянно повторяющиеся два-три слова, а само произведение может заканчиваться нарастающими потоками непонятной языка или невероятным насилием.

Поэзию Т.Мельничук писал "запоем" и "боялся захлиснутися ней" [24;30]. Одержимый его поэтической энергией, "потрясен его невменяемыми метафорами", И.калинец написал некоторые стихотворения, в частности лирический цикл (с посвящением Т.Мельничукові) "Рождественское алогійне" [24;32].

Концентрационный режим только блокировал поэтическую волю художника окончательным противником которой могла быть Смерть. Его пугал только пустое пространство между Словом и Смертью, это неоднократно рассказывал в очерках автобиографического эссе.

Для понимания поэтической индивидуальности стоит рассмотреть факторы сознательного и подсознательного в творческом мышлении Т.Мельничука. В публикациях неоднократно упоминаются утомительные сны, которые мучили поэта почти каждую ночь с доминирующим образом навозной жижи, в которой в предсмертном экстазе под давлением Незнакомца болталась его голова... Мотивы отчужденности, страха, нереализованной попытки соединиться с Женщиной которые бередили душу Тараса, с отчаянием выливались в стихотворные строки; их можно было бы назвать вписанными в произведение сигналами ужасающей действительности. Отверженность была предвиденная ему еще перед рождением "... уже тогда, в 39-м, меня, младенца, мать спеленала в звериный страх, в человеческую кровавую резню и пожар" [29;73]. Здесь становится ясно, что жизнь уже изначально достигло опасности, которая не может быть совместима с фикцией сознания. Подсознание имела проявление в снах. Поэту внутренние переживания нависшей опасности, выливались в жуткие сновидения, ночной бред, из которых, как говорил Т.Мельничук, "сам Франциско Гойя изобразил бы лучшие свои полотна".

Интересными являются рассуждения Франко по поводу участия подсознания в создании художественного мышления. Он разграничивает "верхнее" сознание, которая самостоятельно творить не может и "нижнюю", которая, если ее всколыхнуть (муки творчества), освобождается на время от непосредственного контроля мысли и начинает продуцировать автоматически, открывает свои несметные богатства, из которых фантазия художника строит свой собственный мир, похожий и непохожий на тот, в котором мы живем.

Сам Тарас Мельничук по этому поводу давал советы молодым поэтам: "Если вы, ребята, к Слову проберетесь и оно пойдет вам навстречу - тогда вы непобедимы. Слово - то Бог. Оно - живое, оно - воля! В каждом нашем слове затаился Господь или его сподвижники. А Иисус - в сердце. Поэтому если ты через Слово не связался с какими-то высшими мирами - злізай с телеги. Притом Слово это должно стать и оставаться только твоим. Второй даст другое Слово. А ты дай это! Это!..".

Франко указывал на сходство поэзии и сновидений, замечал характерны общие для них признаки: предметность и яркость образов, аналитический характер изображения (образы развиваются во времени), легкость ассоциаций. Особенно важным признаком является символизация понятий. "Поэтическая так же, как и сонная фантазия на любит абстрактов и общим местам и с удовольствием транспонируют их на язык конкретных образов". Часто эти образы чрезвычайно далеко стоят от тех абстрактных понятий, которые они символизируют. Поэтическая фантазия, используя воспоминания, что их сохраняет "нижняя" сознание, строит свой особый мир. Этот мир живет по законам действительности, которую отражает, и в то же время по своим внутренним законом - законом высокого преобразования жизни, домыслу, если хотите - "мифа".

Какой бы не была поэтическое воображение, она ограничена опытом, записями памяти и в значительной степени зависит от способности второй раз пережить все пережитое. Эта способность присуща каждому человеку, в творческой деятельности приобретает совершенно особых форм, является психическим состоянием, которое сопровождает репродуктивное переживания и называется вдохновением.

В художественном воспроизведении пережитого огромную роль играет ассоциация, она заступает подробные и громоздкие описания. Рождается ряд новых эстетических средств, основа которых - пропуск, который заполняет ассоциация.

Здесь стоит сказать о ассоциации, символы, образы, поскольку считаем эти понятия очень характерными и важными для раскрытия поэтического мира Тараса Мельничука. В его стихах живут и развиваются образы росы (символ очищения, правдивости), гор (родная земля, твердыня, которая является опорой в трудные минуты), птичек (олицетворение стремительности, страстей), трав и цветов (все живет, имеет душу и дорогое до бесконечности). Поэт говорил, что в росе, словно в капле, происходит весь мир, наши чувства, наши мысли, наши страдания. Она - лечебная купель на рассвете, что исцеляет от экземы и псориаза. Образ росы в стихах Т.Мельничука появляется в разных ипостасях; но повсюду содержит основную символику - чистота, исцеление.

Так, в поэзии "раскрой свое лоно..." проходит ассоциация росы с девушкой, которая "пела на гитаре":

. . .
он первую попавшуюся звезду целовал
и она страдала
ибо не было у них детей
лишь роса пела на гитаре
и гнались юноши
за девушками
как лошади что смеются...

Несохраненная добродетель, которая становится причиной бесплодия, отчаяния мужчины и женщины - это мотив, который удачно відлунюється одним символическим строкой: "лишь роса пела на гитаре". Уже говорилось о том, что образы поэта сквозные, то есть объединяют стихи в единое целое, отражаясь в них какой-то одной деталью, чертой, гранею из множества других. Как вот в стихотворении "сидит дождик..." тот самый образ росы, но уже несет другое идейную нагрузку, для этого открыв другую свою содержательную сторону:

сидит дождик
в рощи рощи
и росу делает
крап-крап
крап-крап
Которое тебе росо дать сердце
Чтобы не разорвалось
а дай мне сердце
зеленый как калина
а дай мне сердце
сладкое как Украина.

Как видим, здесь упоминавшийся образ ассоциируется с новой жизнью, появлением маленького существа, которому душу, сердце дается с неба. По верованиям наших предков вода имеет способность запоминать информацию, возможно, где-то отсюда автор берет идейное воодушевление для последней строфы стихотворения: сердце наполненное любовью к Украине, ее красоты будет иметь силу снести, стерпеть, пережить судьбу, предназначенную ему и украинской нации.

Та же девственная чистота непорочность раскрывается с помощью символики образа росы в поэзии "присядь зайке...":

присядь зайке
у земляники
черлена же
аж лапку печет
ты все же мужчина
хоть и косить не умеешь

а трава под росой
а трава под косой
так же девушка.

Здесь развивается еще одна смысловая линия этого образа - "трава под росой... потому же девушка" - обычаи, устоявшиеся соображения людей по девственности, невинности переносятся в среду, сферу существования природы. Действующие лица стихотворения - зайчик и земляника, трава, которая "под росой", река, которая "давно уже замужем". Поэт одухотворяет природные явления, животных, предоставляя им специфических человеческих черт. Стихотворение имеет в связи с этим настроения увлечение прошлым, обрядами, верованиями и традициями своего народа.

Самобытность мира художественных образов Т.Мельничука определяется в известной мере и присущим гуцульской мифологии анимизмом всего сущего в природе. Не здесь ли источник любимого художником художественного приема - одухотворение природы, персонификация и ее явлений. Всю жизнь гуцула - от колыбели до гроба - крепко переплетено с жизнью окружающей среды. Тем-то и в стихах Тараса природа никогда не остается равнодушной к человеческой печали, радости, горя или счастья. Лиризм его укоренен в гармонии внутреннего мира героев и окружающей среды. Как вот в поэзии "а еще травы мои не скошены..." духовное состояние, самочувствие, жизнеутверждающие настроения персонажа передаются природными явлениями, признаками:

А еще травы мои не скошенные
И дороги в клубок не смотанные,
И земля, как свадебное приглашение -
С пшеницевою позолотой.
Над моими скрипками манливими
Еще смычковые покручувать усы.
Под моими хмельными калинами
Еще девушкам терять бусы.

По одухотворение природы, неодушевленных предметов, стоит заметить, что этот прием автор использует и для построения нового желанного мира:

. . .
а на столе хлеб
в кружевном рубашке
и под крышей
ласточка строит себе
маленькую Украину.

В этом мире действуют человеческие законы, однако здесь они воспринимаются отстраненно, поэтому удивляют, смущают, становятся непонятными, а некоторые - вообще не поддаются логическому осмыслению, как-вот в следующей поэзии:

топор птицей
поклонилась




топор
на маленькое деревце
помолилась
помоги боже.

Уже кое-что было сказано об образе птицы в стихах Т.Мельничука, здесь мы можем заметить новую смысловую линию - беспрерывность, скорость. Топор и птицы - два, кажется, несовместимые понятия, почему же автор ставит их в один ряд как сравнение? Почему топор (орудие казни, убийства) приобретает человеческие черты, душу, ведь получает умение молиться, просить чего-то (получать энергетику) от созданного божества? И для чего - для казни, убийства. Можно было отчетливее раскрыть суть человеческой жизни, жестоких взаимоотношений, когда на трупах строятся государства-захватчики?

В произведениях гражданской (политической) лирики речь идет о событиях общественно-политической жизни (губительные последствия войны, цивилизации, ужасы, истребление людей за собственное мнение, вольнолюбивое слово, за желание иметь независимость для своего народа), воспеваются фигуры выдающихся исторических лиц (часто встречается мифологический образ Икара, сказочный Знахарь, который пробуждает национальное достоинство).

Как в стихотворении:

Падай, Икар...
Не мучайся зря.
На падение право
Заслужил ты летом.
И уже навстречу тебе
Летят деревья
И птицы, и люди!..
Икар не слышит.
Икар вытирает слезу,
Чтобы не упала вместе с ним
На планету. .

Автор сопереживает с духовными устремлениями героя, сочувствует ему, видя его попытки тщетными. Читатель может заметить родство идейных мотивов лету до солнца (символ правды) с творениями художника, предназначенными отразить сложные противоречия жизни, заклеймить их или возвеличить. И как Икар, поэт вынужден выстрадать боли народа, "вытереть слезу" с верой в то, что его подвиг, полет души, побуждает посмотреть на небо (символ свободы) отчаявшиеся глаза нации, ее проводников.

В философской поэзии Т.Мельничука поднимаются проблемы бытия человека и общества. Скороминучість и тщете всего сущего на земле, и в то же время неповторимость каждого "дня грядущего" который даст жизнь новым "проліскам, симфониям, городам / и Прометеям..." - идейная тематика следующего стиха - философии бытия:

Пусть живут снежинки, что летят в завтра,
Хуртвоно, сильнее хуртовинь.
Каждого когда-ждет закат
Под пучком кощавої травы.
Он и ты, и я - всем одно спасибо
И жалованье всем одна и та же.
Играй же, пока не погасла в горной гряды
Твоего солнца скрипка золота.

Играй красиво, на высокой ноте
Ув свое имя и имя других,
Где у звезды клен покупает злато
И возвышаются соборы, танки и стога.

Рука поэта-мыслителя усматривается в последней строке стихотворения: "и возвышаются соборы, танки и стога". Человеческие творения разного плана и смысла здесь поставлены в один ряд. Мы строим соборы - символы святости, духовности, ведем войны - уничтожение, отрицание жизни, существования и стога, которые являются життєствердженням. Сочетание несовместимых понятий, как уже было отмечено - одна из характерных черт мировоззрения поэта, раскрывается у большинства его философских стихов:

Слова сегодня - мертвые.
Не очень слов.
Судьбу читайте
По реактивных хрестиках в небе.
Кто хочет жить - пусть живет
А кто не хочет - успеет умереть.
И это не новое.

Прослеживается та же тематика, что и в предыдущей поэзии, однако здесь имеем большую художественное совершенство, лаконизм фраз, что создает насыщенность идейного содержания.

В пейзажной лирике Т.Мельничука наиболее заметен весь обширный кругозор его поэтической гуцульской души, любовь до каждой травинки, птички, до Украины. Какое замечательное видение зимы имеем в стихотворении "В декабре горы - верблюды белые", где автор состояние природы умело сочетает с лирическим настроением героя (однако не можем сказать, что они созвучны, это мнение возражали бы последние две строки стихотворения):

В декабре горы - верблюды белые.
В декабре в горах - радость морозная.
Замирает в снежных объятиях
Черный дуб при санной дороге.

Волчий след юркнул напоперек
Звон малиновых кистей на лошадях.
И летит земля белоперых,
Как высокая чайка - полукругом.

И ничего в зиме я не прошу,
Только дзвонного лету в засніжжі
И чтобы не скоро эта вечная порошка
Замел глаз моих нежность.

В Т.Мельничука превалирует в стихах трагизм, но это светлый трагизм, что нас поднимает, окрыляет. Художник стремится, чтобы его воспринимали поэзию не как биографию, а только как поэзию. Он был слишком свободный - творил вне этого мира, совсем не работал на биографию. С его страдания, великого неизмеримой боли родилась настоящая поэзия.

А вот что говорит сам Тарас Мельничук в одном из интервью украинскому телевидению: "Поэзия для меня - все. Во всем живет поэзия - только надо увидеть, услышать ее звуки, связаться с ней. Поэзия - это та энергия, энергия, я бы сказал, где всего человечества... это что-то такое глобальное и вместе с тем это Человек, это Я" [27;4].

Поэт, который ничего не знал и даже не подозревал, что в стране есть политзаключенные, признается о своем пути в литературу и как власть поиздевались над ним: "Арестовали меня 24 января 1972 года. В ходе следствия обвинение было... статья 62. Это - антисоветская агитация и пропаганда с целью подрыва, свержение советской власти. В чем же это свержение, что я так глубоко підкопав под советскую власть, свергнуть мог ее, такую мощную, которая была подперта тысячами танков, ракет, миноносцев?... а это было - стихи. Одним словом, обвинили за поэзию, за слово. За родное слово..." [27;4].

Т.Мельничук всегда высказывался остро и категорично, резко и откровенно. От первой своей поэзии он уже принадлежал временные, литературе, поскольку материалом для творчества были сложные перипетии собственной жизни.

Его стихи - это и глубокое раскрытие движения репрессивной машины, которая не останавливалась перед уничтожением людей физически и морально. Многие попав в ее мельничное колесо, канули в безвестность, а еще больше - головешки и томились в сырых, тюремных камерах, ожидая изнурительные допросы, и не каждому удавалось выстоять и не предать друзей, родных, самого себя...

Вера помогала Поэту создать себе определенный и доступный только ему Мир, в котором он сажает свой Сад, в котором есть все, чего так не хватало ему в обездоленному и холодном жизни: и деревьев, которые плодоносят даже зимой, и золотая рыбка как тотем, оберег обычаями и традициями гуцулов, и олени с оленятками, лошади с лошатками, кузнечики-цвірконики, труженицы-пчелки, гуси-лебеди, чайки, перепела.

В созданных лирических мирах Поэт находил спасение от страшных снов, кровавой действительности, видел себя хозяином на своей земле:

 

 

. . .
У меня полей,
у меня пшениц
Как серебра-золота
по всем миру.
За сто чуждых
зоряниць
Я не отдам
и вишневую виту. [13;40].

Вера помогала Поэту разорвать колючую проволоку на чистом небе и вывести Слово из заключения, потому что понимал, что:

... если поэт не свободен,
То будь проклята воля и,
Что заставляет жить двойным.
Тяжелым, как черный крест, жизнью.

Вера сформировала в нем гражданское мужество, придавала силы для самопожертвования, помогала нести свой крест и не потерять себя как личность. Любви, надежды на светлое будущее своего государства, нации, поэту хватило, чтобы согреть, оживить каждую строчку своего стихотворения, чтобы зарядить поэзию животворною энергией души, того малого космоса. Т.Мельничук знал, что дорога на Украину тяжелая и тернистая, но знал также и то, что только там его Слово и Дом:

На Украину дорогая моя, на
Вкраину -
Из всех безнадій и надежд,
То в черную, или в ясную
час,
Потому что там Слово мое и мой Дом.
На Украину дорогая моя, на
Вкраину,
Камениста, тернова - иду все
равно,
Человеку дано одно
Родину -
Сердце равно.

В перемерзших лагерях поэт жил надеждой возвращения к матери, к Украины. Имел надежду, что все-таки вылезет на волю, а там Словом пробьет лед уныния и упадка, поднимет из спячки земляков, разбудит их национальные чувства, ибо знал:

Тот идет, кто боится застоя,
А идет - до чего дойдет.
Кто не верит в железные устои -
В тумане вовек не упадет.
Тот идет, кто ведет за собой,
Кто ведет.

Оберегом от падений и опасностей для Т.Мельничука была любовь, окутавший его душу до бесконечности. В плену ее горячих волн он утверждал: "Земля от ЛЮБВИ не устает". Поэт познал это чувство настолько, что уже не сможет убить и самую маленькую букашку. Даже росу разбудить на рассвете ему не хватит смелости.

Забилось сердце вишни...
Кто к солнцу
дошел...
Земленько, любой теплее!
Люди, будбте нежнее -
Сильнее!
Рождается ЛЮБОВЬ. [13;40].

Можно утверждать, что все творчество и жизнь Поэта является учением о Жизни и всей его полноте и в духовной насыщенности.

Итак, строки, рожденные страданием и болью, полны любви ко всему живому, крика отчаяния, просьбы остановиться перед убийствами, разрушающей и всепоглощающей цивилизацией поражают еще и своей символикой, ассоциативностью, многогранностью образов, ритмомелодикою, структурной совершенством.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Андрусяк И. "Мне силы хватит идти по дороге, которой нет" (Материалы к уроку, 2. Гришин-Грищук И. Калинове ключи Т. Мельничука // Слово и время. - 1999. - № 10. - С. 76-80.
3. Дорошенко Я. Поэзии княжить вечно. К 60-летию со дня рождения Тараса Мельничука // Еженедельник Галичины. - 1998. - 20 августа. - С. 14.
4. Жулинский М. Князь росы // Мельничук Т. Ю. Князь росы: Стихи / Передм. М. Г. Жулинского. - К.: Молодежь, 1990. - 152 с.
5. Медведь В. Князь росы: Эссе [О Т. Мельничука] // Современность. - 1992. - № 10. - С. 18-22.
6. Мельничук Т. Стихи [датированы 25. II 1980] // Еженедельник Галичины. - 1998. - 20 августа.
7. Мельничук Т. Стихи // Днепр. - 1964. - № 5. - С. 22-23.