Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Жизненный и творческий путь Василия Стефаника




1. Биографическая справка писателя

Василий Стефаник - талантливый украинский писатель-реалист, может, непревзойденный до этого мастер краткой социально-психологической новеллы. Его творчество приходится на конец XIX и первую треть нашего столетия.

Стефаник написал не так уж и много - его художественные произведения умещаются в одном томиках. И все же имя писателя стоит рядом с именами величайших новелістів мира. Стефаникові новеллы поражают своей исключительной правдивостью, настоящей оригинальностью и художественным совершенством. Уже изначально, как только появились первые реалистические новеллы писателя, они захватили и взволновали читателей. Художник Иван Труш, например, писал, что Стефаник "представить мужика", или лучше сказать его душу, так пластично и так знаменито, как никто перед ним". Радовалась Леся Украинка, что молодой новеллист очень быстро стал знаменитостью на своей родине". Иван Франко в 1901 г. отмечал, что появился, может ли не крупнейший после Шевченко писатель, "которым уже сейчас можем повеличатися перед миром", что "его новеллы - как лучшие народные песни..."

Василий Семенович Стефаник родился в семье зажиточного хозяина 14 мая 1871 г. в селе Русове вблизи старинного города Снятын на Станиславщине. Учился он в Русівській и Снятинской школах. В 1883 году поступил в польской классической гимназии в коломыи. Там подружило с Лесем Мартовичем, который позже стал писателем-сатириком. Стефаник в гимназии много читал. Особенно большое влияние принесло плод на него произведения Т.шевченко, И.франко и русского реалиста Г.Успенського. за участие в тайном кружке и по агитационно-просветительную работу среди крестьян Стефаника и группу его товарищей исключили из гимназии в 1890 г. Завершал он среднее образование в немецкой классической гимназии в г. Дрогобыче. Здесь лично познакомился с Иваном Франком, встречался с ним, писал статьи для прогрессивных Франковых изданий, выступал на собраниях крестьян.

Окончив гимназию, осенью 1892 г. Стефаник, по желанию отца, поступает на медицинский факультет Краковского университета. Но медицина не увлекала его. Он много времени уделяет литературе, проводит агитационную и культурно-образовательную работу в селах, особенно часто там бывает во время выборов в сейм и парламент. За это его не раз арестовывали.

Сначала Стефаник писал небольшие стихотворения в прозе, и не нашел для них издателя. С осени 1897 г. в газетах стали появляться его реалистические новеллы. Затем вышли сборники произведений "Синяя книжечка" (1899), "Каменный крест" (1900) и "Дорога" (1901). Изучение медицины писатель оставил в 1900 г. Осенью 1903 г. в составе делегации он посетил Киев. Здесь встретился с известными писателями - Лесей Украинкой, М.Коцюбинським, М.Старицьким и др. Посетил могилу Т.шевченко в Каневе.

В 1904 г. женившись на Ольге Гаморак, Стефаник некоторое время отошел от литературы, занимался сельским хозяйством. С 1908 г. по 1918 г. он был депутатом парламента и использовал возможности "мужицкого посла" для защиты бедноты в старостве и на суде.

Во время первой мировой войны австрийские военные власти арестовали Стефаника за связи с российскими солдатами. Страдания трудящихся, порожденные войной, заставили писателя снова взяться за перо, и он пишет ряд антивоенных новелл.

В 1928 г. правительство Советской Украины назначил Стефаникові пенсию за заслуги в развитии литературы. Это была большая материальная и моральная поддержка.

Умер Стефаник 7 декабря 1936 г.

Когда крестьяне Русова объединились в колхоз, его назвали именем славного земляка. В доме писателя по решению Правительства создан литературно-мемориальный музей. Впоследствии имя Стефаника было присвоено Ивано-Франковском пединституте. Памятники выдающемуся мастеру слова свелись в Русе, Снятыне, Львове ... А главное - его произведения пришли в каждый дом.

В творчестве Стефаника было два периода: первый приходится на 1897-1901, а второй на 1916-1933 гг. Главная тема его новелл - тяжелая жизнь западноукраинской сельской бедноты, ее окончательное обнищание и пролетаризація. Как писала Леся Украинка, "Стефаник изображает крестьян, которые стоят на пороге к полной пролетаризации или уже переступили этот порог; впрочем, болезненный переходный состояние почти исключительно интересует молодого писателя".

В село все больше проникали капиталистические отношения. Богатели кулаки и ростовщики, а сотни хозяйств разрушались. Вчерашние хозяева массово становились батраками. Это показал Стефаник в новеллах "Из города идя", "Май", "Древность", а особенно в "Синей книжечке". Последние произведение автор назвал "маленькой трагедией всех мужиков на свете".

Прощанию эмигрантов с родным краем он посвятил свой знаменитый рассказ "Каменный крест", написанное и опубликованное еще в 1899 г. Толчком к написанию произведения послужил выезд в Канаду русівського бедняка Стефана Дидуха.

Большая бедность и голод в деревнях порождали ужасные семейные трагедии. Вдовец Григорий Летучий ("Новость") не имел возможности согреть и накормить двух детей.

В ряде произведений "Ангел", "Осень", "Дети", "Святой вечер", "Глашатаи", "Озимые", "Сама-саміська" и др. раскрыта горькая судьба старых и неспособных к работе людей в бедняцких семьях.

Рост политического сознания бедноты нашел отражение в новелле "Письмо", которая была посвящена "политическим арестованным мужикам на святой вечер". Автор превозносил тех, которые смело "неправду корчевали" и верили в справедливость революционного дела.

В незаконченной новелле "Комиссар староста и помещик" (1902) описана забастовка сельских пролетариев во время жатвы.

Бунтівничим настроением проникнуто произведение "Предел".

Второй период творчества Стефаника, как мы упоминали, начал с антивоенных новелл и первая из них - "Діточа приключение". Он показал ужасы войны и гибель мирных людей, как это видит маленький Василек, что еще с младшей сестренкой оказался вблизи фронта, возле убитой мамы. Мальчик не осознает всего трагизма, той ситуации, а в читателя стынет кровь от ужаса.

Западноукраинское село под гнетом шляхтецької Польше показано в произведениях "Военные школы", "Morituri", "Глупые бабы", "У нас все праздник".

Две лирические исповеди Стефаника - "Мое слово" и "Дорога", новеллы "Древняя мелодия" и "Вечерний час" написаны с автобиографическими мотивами.

В 1903 году писатель впервые побывал, как сам говорил, "на Великой Украине", куда его пригласила общественность на открытие памятника Котляревскому в Полтаве. Здесь он лично познакомился с М.Старицьким, М.Коцюбинським и другими известными писателями, посетил могилу Т.шевченко в Каневе. Из Канева написал Ольге Гаморак: "Осе же и место, откуда я поклонился всей Украине".

С 1908 по 1918 год Стефаник был послом (депутатом) австрийского парламента в Вене. Находясь депутатом от крестьянской радикальной партии, понял, что его деятельность в условиях царской же государственной власти приносит очень мало пользы народу.

Первую мировую войну Василий Стефаник встретил в родном селе. Однако постоянное придирки вражеской немецкой военщины, подозрения в симпатиях к российскому войска заставили писателя перебраться в Вену. Военные действия глубоко поразили В.Стефаника, а именно здесь, в Вене, после почти 15 лет перерыва, у него "снова родилось слово". Одна за другой появляются новеллы "Девичья приключение", "Мария", "Сыновья", "Она-земля", "Пістунка", что носят антивоенный характер. Они рисуют трагедию народа: над его селами и городами, полями и горами прошла, как смерч, уничтожая все на своем пути, война.

А после войны приходит новая беда - оккупация западноукраинских земель напівфашиським - польским правительством во главе с маршалом Пилсудским. О том, как жили и на что надеялись покутские крестьяне под оккупационной властью, рассказывается в новеллах "Дед Гриша", "Morituri" и "Военные вреда".

Вот из этих произведений, написанных во время первой мировой войны и в послевоенное время, и сложилась новая книга новелл Стефаника - "Земля", вышедшей в 1926 году в городе Львове.

Когда рухнула царская империя, и на ее руинах возникла Украинская Народная Республика Стефаник поздравил ее образования как волеизъявление украинского народа. 17 ноября 1917 года выступая на все людном глаза в Снятыне, он с радостью говорил, что в Украине "в крупнейшей величия встает новый мир. Оттуда идет к нам свет для нашего развития".

Вместе с тем писатель протестовал против попыток польско-шовинистических кругов захватить Галичину. "верим все: никто нас не может збороти, ни уничтожить..: никакое государство не может заставить народ, чтобы шел к врагу на погибель..." - сказал Стефаник в своей речи 14 декабря 1917 года.

В многочисленных публичных выступлениях этого периода он утверждал идею государственной независимости Украины. Наиболее отчетливо эта идея воплощена в его патриотически-политической общественной акции-участия в празднике Воссоединения украинских земель.

В январе 1919 г. Стефаник возглавил большую делегацию на знаменательный праздник - провозглашение воссоединения всех украинских земель.

Василий Стефаник вместе со многими деятелями украинской культуры болезненно пережил трагедию нашего народа, который не смог отстоять свою независимость в то время. Ему стелилась дорога в Украину и в третий раз, 1927 года. Но Стефаник не приехал. И не только потому, что польские власти не дали заграничного паспорта. До него дошла информация о приближении той тяжелой, ужасной действительности, что именуется беспределом, сталинскими репрессиями, большевистским красным террором. Получая от украинского советского правительства за свою литературную работу персональную пенсию, Стефаник в то же время не давал себя втянуть в сомнительную политическую полемику, в конце концов, отказался от упомянутой пенсии. Дальнейшее развитие трагических событий в Советской Украине репрессии деятелей украинской культуры, среди них приятелей и знакомых Стефаника, старший голодомор 1933 года - все убедило писателя в том, что большевистско-сталинский тоталитарный режим враждебен народу, несет ему горе и страдания. Поэтому известное выражение Стефаника 1927 года: "Стою на углу моего дома и протягиваю к Вам руки..." нельзя переносить на всю тогдашнюю действительность Советской Украины. Эти слова касались только определенной группы писателей и декларируют, прежде всего, духовное единство В.Стефаника с честными, преданными народу художниками в Большой Украине.

В 1926-1927 годах широко отмечалось 30-летие литературной деятельности Стефаника. Имя писателя становится широко известным в мире. Его вторы переводятся на многие языки.

Однажды, рассказывают, Василий Стефаник с интересом и удивлением спросил писателя Гната Хоткевича, автора крупных прозаических произведений:

- Я не понимаю, как вы можете так много и так легко писать?

Хоткевич ответил:

- Видите, такая уж несправедливость в этом мире. Вам достаточно написать несколько страниц, чтобы сказать, что вы имеете талант, а мне надо - целую книгу.

В этой искорке юмора есть глубокая и меткая характеристика одного из самых славных мастеров украинской литературы Василия Семеновича Стефаника.

 

 

2. Обзор творчества в. Стефаника

(на примере новеллы "Каменный крест")

Эмиграция. Сколько их, украинцев, живет за границей. В течение 1890-1910 годов только из Галичины выехало за границу 300 тысяч украинцев. Этой темы касались в своем творчестве многие писатели. Да и рассматривался этот вопрос по-разному. Так же и покидали свою родину люди по разным причинам.

В Стефаника в "Кмінному кресте" эмиграция - один из выходов для крестьян из невыносимого положения, поиски лучшей доли. Безземелье, упадок крестьянских хозяйств, угроза смерти - это подталкивает крестьян к эмиграции. Но и потеря родины для многих была равноценна смерти. Так и появился каменный крест на "могиле" живых людей как символ трагедии в жизни украинцев.

Новелла "Каменный крест" - единственное произведение Василия Стефаника посвящен теме эмиграции. В основу произведения положен подлинный факт. Односельчанин писателя, емігруючи в Канаду, поставил на своем поле каменный крест. Он и поныне стоит на высоком холме в Русе.

Герой новеллы Иван Дидух эмигрирует, поддавшись требованиям жены и сыновей: "Два года ничего в доме не говорилось, только Канада и Канада..."

Иван не тешил себя никакими иллюзиями. Он убежден, что Канада - это могила для него и жены.

Так, на горб "щонайвищий и наихудший над все сельское поле", что его получил Иван Дидух в наследство от родителей, на него потратил крестьянин молодецкую силу, на нем покалечился, постарел и стал хозяином. Не богачом, но свой кусок хлеба был. А теперь, на старости лет, хозяйство, налажено таким каторжным трудом и невероятными усилиями, Иван добровольно оставляет. "Эта земля не годна сколько народа здержіти и кильки беде выдержать", - звучит отчаяние в словах крестьянина.

Для героя расставания с родной землей - трагедия. Проникнутый страшной тоской, Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный волной на берег. Да и весь он словно окаменел.

Картины прощания, исповеди, жалобный пение, сумасшедший танец - все это попытка автора показать читателю народную скорби, горе и одновременно надежду труженика на лучшее будущее.

Василий Стефаник - большой знаток психологии человека в ее самые критические минуты жизни. Писатель часто подает своего героя в ситуации отчаяния, тоски, захмеління с горя, то есть в таком состоянии, когда наболевшее вырывается наружу. Каменный крест со своим и женским именами, поставленный Иваном Дидухом на глиняном холме, стал памятником не только его семье, но и всем тем труженикам, которые выезжали к "Гамерики" и Канады, которые ассоциировались у Стефаника с могилой, стал символом трагизма жизни крестьянина-бедняка, эмигранта.

Слышишь, брат мой,

Товарищ мой,

Улетают серым шнурком

Журавли в теплые края.

Слышать: кру! кру! кру!

В чужбине умру,

Заки море перелечу,

Крилонька Сотру

( Богдан Лепкий ).