УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Сколько видов повтора имеет в своем арсенале писатель?
Повторение слов или словосочетаний в тексте с целью обратить на них внимание читателя принято называть повтором. Его использование усиливает выразительность произведения, эмоциональность, подчеркивает важнейшие мысли. Условно повторы делятся на закрепленные и не закрепленные за определенным местом в тексте. Они встречаются в эпических произведениях, но чаще всего - в лирических.
В Г. Чупринки читаем:
Блеском, блеском.
Миганием,
Треском, треском,
Лупотінням
Разгулялся Царь-Огонь.
В золотых красных ризах.
В димках белых, синих, сизых.
Гневно вьется по карнизам,
Всех держит в стороне.
То ужасает гоготінням.
То предвещает хлопанье:
«Я огонь, огонь, огонь!..»
В этом стихотворении слова, которые повторяются, стоят рядом и точно воспроизводят динамичную картину распространения огня. Близкой к такого вида повтора является тавтология - удвоение понятий, особенно характерное для народного творчества: слушает-слушает, веет-повевает, серебро-золото; в Т. Шевченко: «Диво дивное случилось на свете» или «Ветер веет-повевает, по полю гуляет». Тавтология подчеркивает текст, акцентирует внимание на повторяющихся словах.
Другая группа повторов - это те, которые занимают определенную позицию в строке, строфе, абзаце, в произведении в целом. Если повторы стоят в начале, то это - анафора, а в конце - эпифора. Например:
Где лен зеленый между вівсами
Такой задумчивый цветет...
Где гречка буйная и шумная.
Как неугомонный большак...
Где сходят ранки, чтобы умереть
И вновь воскреснуть в росе...
Где соловей выводит скерцо
В предвечернее тишине.
Д. Фальківськиій
Возможна анафора и в эпических произведениях. Так, каждый из двенадцати разделов повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма» начинается одинаковой фразой: «Грустный и невеселый», «грустно и невесело», «грустная и невеселая». Эта анафора является одним из средств комического, ибо она - контраст между мрачным настроением персонажа и сатирически-юмористическим восприятием его читателем.
Эпифора в прозе подчеркивает мысль, как, например, у Марка Вовчка: «И долго стоял здесь казак, на воду смотрел, и думал, и слушал, и все любил. И обижался и жалел, и все любил. Сильнее от гнева, тоски, обиды была любовь». Такую же функцию выполняет она и в поэзии:
Может, зарю перелег тот,
А на перелозі...
Я посею мои слезы.
Мои искренние слезы.
Т. Шевченко
Повторение того же слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы, абзаца называется кольцом:
Верни меня, памяти моя!
Пусть на сердце ляжет ваготою
Моя земля с рахманною печалью.
Пусть сходит пением сердце соловья в роще ночном...
Верни меня, памяти мояі
В. Стус
Итак, самая общая функция всех видов повтора - это художественная выразительность речи, усиление ее экспрессивно-изобразительных свойств.
|
|