| 
 
 
 УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 
Сколько видов повтора имеет в своем арсенале писатель? 
Повторение слов или словосочетаний в тексте с целью обратить на них внимание читателя принято называть повтором. Его использование усиливает выразительность произведения, эмоциональность, подчеркивает важнейшие мысли. Условно повторы делятся на закрепленные и не закрепленные за определенным местом в тексте. Они встречаются в эпических произведениях, но чаще всего - в лирических.  
 В Г. Чупринки читаем:
  Блеском, блеском.
  Миганием,
   Треском, треском,
  Лупотінням
  Разгулялся Царь-Огонь.
   В золотых красных ризах.
  В димках белых, синих, сизых.
  
Гневно вьется по карнизам,
   Всех держит в стороне.
  То ужасает гоготінням.
  То предвещает хлопанье:
  «Я огонь, огонь, огонь!..»
  В этом стихотворении слова, которые повторяются, стоят рядом и точно воспроизводят динамичную картину распространения огня. Близкой к такого вида повтора является тавтология - удвоение понятий, особенно характерное для народного творчества: слушает-слушает, веет-повевает, серебро-золото; в Т. Шевченко: «Диво дивное случилось на свете» или «Ветер веет-повевает, по полю гуляет». Тавтология подчеркивает текст, акцентирует внимание на повторяющихся словах.  
 Другая группа повторов - это те, которые занимают определенную позицию в строке, строфе, абзаце, в произведении в целом. Если повторы стоят в начале, то это - анафора, а в конце - эпифора. Например:
  Где лен зеленый между вівсами  
 Такой задумчивый цветет...
  Где гречка буйная и шумная.
  Как неугомонный большак...
  Где сходят ранки, чтобы умереть
  И вновь воскреснуть в росе...
  Где соловей выводит скерцо
  В предвечернее тишине.  
 Д. Фальківськиій
  Возможна анафора и в эпических произведениях. Так, каждый из двенадцати разделов повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма» начинается одинаковой фразой: «Грустный и невеселый», «грустно и невесело», «грустная и невеселая». Эта анафора является одним из средств комического, ибо она - контраст между мрачным настроением персонажа и сатирически-юмористическим восприятием его читателем.  
 Эпифора в прозе подчеркивает мысль, как, например, у Марка Вовчка: «И долго стоял здесь казак, на воду смотрел, и думал, и слушал, и все любил. И обижался и жалел, и все любил. Сильнее от гнева, тоски, обиды была любовь». Такую же функцию выполняет она и в поэзии:  
 Может, зарю перелег тот,
   А на перелозі...
   Я посею мои слезы.
  Мои искренние слезы.
  Т. Шевченко
  Повторение того же слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы, абзаца называется кольцом:  
 Верни меня, памяти моя!
   Пусть на сердце ляжет ваготою
   Моя земля с рахманною печалью.
   Пусть сходит пением сердце соловья в роще ночном...
  Верни меня, памяти мояі
  В. Стус  
 Итак, самая общая функция всех видов повтора - это художественная выразительность речи, усиление ее экспрессивно-изобразительных свойств.
 
  | 
 
 |