Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Сколько видов повтора имеет в своем арсенале писатель?

Повторение слов или словосочетаний в тексте с целью обратить на них внимание читателя принято называть повтором. Его использование усиливает выразительность произведения, эмоциональность, подчеркивает важнейшие мысли. Условно повторы делятся на закрепленные и не закрепленные за определенным местом в тексте. Они встречаются в эпических произведениях, но чаще всего - в лирических.

В Г. Чупринки читаем:

Блеском, блеском.

Миганием,

Треском, треском,

Лупотінням

Разгулялся Царь-Огонь.

В золотых красных ризах.

В димках белых, синих, сизых.

Гневно вьется по карнизам,

Всех держит в стороне.

То ужасает гоготінням.

То предвещает хлопанье:

«Я огонь, огонь, огонь!..»

В этом стихотворении слова, которые повторяются, стоят рядом и точно воспроизводят динамичную картину распространения огня. Близкой к такого вида повтора является тавтология - удвоение понятий, особенно характерное для народного творчества: слушает-слушает, веет-повевает, серебро-золото; в Т. Шевченко: «Диво дивное случилось на свете» или «Ветер веет-повевает, по полю гуляет». Тавтология подчеркивает текст, акцентирует внимание на повторяющихся словах.

Другая группа повторов - это те, которые занимают определенную позицию в строке, строфе, абзаце, в произведении в целом. Если повторы стоят в начале, то это - анафора, а в конце - эпифора. Например:

Где лен зеленый между вівсами

Такой задумчивый цветет...

Где гречка буйная и шумная.

Как неугомонный большак...

Где сходят ранки, чтобы умереть

И вновь воскреснуть в росе...

Где соловей выводит скерцо

В предвечернее тишине.

Д. Фальківськиій

Возможна анафора и в эпических произведениях. Так, каждый из двенадцати разделов повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма» начинается одинаковой фразой: «Грустный и невеселый», «грустно и невесело», «грустная и невеселая». Эта анафора является одним из средств комического, ибо она - контраст между мрачным настроением персонажа и сатирически-юмористическим восприятием его читателем.

Эпифора в прозе подчеркивает мысль, как, например, у Марка Вовчка: «И долго стоял здесь казак, на воду смотрел, и думал, и слушал, и все любил. И обижался и жалел, и все любил. Сильнее от гнева, тоски, обиды была любовь». Такую же функцию выполняет она и в поэзии:

Может, зарю перелег тот,

А на перелозі...

Я посею мои слезы.

Мои искренние слезы.

Т. Шевченко

Повторение того же слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы, абзаца называется кольцом:

Верни меня, памяти моя!

Пусть на сердце ляжет ваготою

Моя земля с рахманною печалью.

Пусть сходит пением сердце соловья в роще ночном...

Верни меня, памяти мояі

В. Стус

Итак, самая общая функция всех видов повтора - это художественная выразительность речи, усиление ее экспрессивно-изобразительных свойств.