Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Богдан Лепкий
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ БОГДАНА ЛЕПКОГО "МОТРЯ"



Пространство и время взаимосвязаны и взаимообусловлены. "Мы не знаем ни одного явления в природе, которое не занимало бы части пространства и части времени", - пишет в. Вернадский. Другой исследователь Бабушкин, рассматривая проблему: "Что связывает пространство и время в искусстве?", приводит слова Ж.Гюйо: "Попробуйте представить себе время как такой? Вы достигнете этого только тем, что вообразите себе пространство. Вы будете вынуждены расположить последовательные явления в одну прямую линию, вместить одно явление в одной точке линии, другое - во второй. Одно слово, для того, чтобы представить себе время, вы вызовете ряд пространственных образов". Поэтому О.Ухтомський вводит в научный оборот термин "хронотоп" на определение времяпространства. Для мировосприятия художественного произведения им впервые воспользовался М.бахтин. По его мнению, хронотоп - это "существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе..." Слияние часопросторових примет "обеспечивает эстетически совершенное ценностное познание человека и евіту".

В основе же написание любого художественного произведения на историческую тему лежат два фактора: фактор художественного вымысла и фактор правдивости изображаемого. Поэтому, воспроизводя положение Гетманщины в начале XVIII ст., Б.Лепкий основывает художественное пространство повести "Мотря" на реальной исторической ситуации. И хотя хронологические рамки нарисованного занимают 1706-1707 годы, автор не ограничивается только этим периодом.

Именно поэтому он стремится отдать должное всем 20-ти годам гетманства Ивана Мазепы. Ведь вошел в историю как "періклів возраст развития Украины" (Ю.Іван-ченко) или как "золотой век" (д. дорошенко). Мазепа положил конец Разрухе, которая окончательно обессилела Украинскую казацкую военную державу, стабилизировал жизнь народа, заботился об образовании и культуре, перестраивал церкви, укреплял города. То было время всеобщего благосостояния украинцев. Отголосок его находим в повести в огромном хронотопі побутовості.

Художественное время здесь, так сказать, обыденный, с интригами, конфликтами, мелочными проблемами, он протяжный, нудный, местами приближается к циклическому, приметы которого, по М.Бахтіним, "простые, грубо-материальны, крепко срослись с бытовыми локальностями". И хотя в "Мотри" нет повторения изо дня в день одних и тех же действий, складывается впечатление, что жизнь героев проходит в неизменном ритме. Иначе чем объяснить то, что Б.Лепкий аж в трех разделах ("Утром", "На крепости", "Мария-Магдалина") описывает житье-бытье всего лишь одной половины дня гетмана и больше к этому не возвращается? Выступают вперед и сугубо материальные потребности. Например, для генерального судьи Василия Кочубея самое главное вкусно поесть, выпить и хорошо выспаться. От его беспокойной молодости осталась только коллекция оружия.

Пространство в этом хронотопі имеет закрытый характер. Основной его единицей является двор (двор гетмана в Киеве и Бахмаче, генерального судьи - в Ковалевке и Батурине). Используя топос двора, Б.Лепкий продолжает традиции изображения ограниченного пространства (вспомним о существовании в литературе таких локальностей, как "замок", "салон") и констатирует, что в период Мазепина правления значительно улучшилось положение казацкой верхушки. Хоть автор воссоздает быт только в имении гетмана и генерального судьи, раскованные, свободные действия старшин свидетельствуют: из единичного можно делать вывод о положении общественности. Особое акцентирование на деталях быта. Так, в гетманском дворце имеем и пушистые персидские ковры, и шкафы с мосяжними ґратками, и книги, переплетенные в белый пергамент, и золотая и серебряная посуда, и искусно украшенные скатерти и занавески. Но нагромождение вещей для воспроизведения богатства старшин недостаточно. Поэтому Б.Лепкий сочетает их с природными реалиями. Величественный дом Кочубея в Ковалевке окружают "сады, огороды, пасеки и ветряки". "Как далеко глазом кинешь - все его - и земля, и люди, и даже небо, орошающий поля дождями, и солнце, что, кажется, только ему и светит" (С.72). Пространство воспринимается как прекрасный художественный мир, даже навевает мысль о идиллию. Но сообщение о том, что "Любви Хведорів-ни всего было мало" (С.72), абсолютно разрушает ее. Матрена тоже подкидывает ложку дегтя: "Наскучили эти богатства, похлібства, пустомельства, все вы наскучили мне... Все!" (С.75), - заявляет она Чуйкевичу. Действительно, идиллия - это иконный образ идеала, что ассоциируется со счастьем. Там, где нет счастья, исчезает и она. Бытие становится тоскним и непривлекательным. В дальнейшем перечень вещей и предметов роскоши уже сквозят ирония и боль. За внешним блеском и процветанием скрывается внутренний упадок. И пышная усадьба генерального судьи воспринимается не лучше, как усадьбы в произведениях Оноре Бальзака, "самый вид которых наводит скуку, как най-мрачнее монастыре, найсіріші стены, самые печальные руины".

То внутреннее деградирования выходило на прямую связь с двумя проблемами: 1) с участием Украины в Великой Северной войне (1700 - 1720), которая внешне вроде бы и не затрагивала интересов Гетманщины - борьба велась за выход к Балтийскому морю между Московией и Швецией, и все же вносила в элементы благосостояния расстройство. Ведь Украина, будучи автономным государством в составе Московии, должна была поддерживать ее политику и всячески помогать ей; 2) с проблемой негосударственности Гетманщины. Разобраться в ней Б.Лепкому помог Липинский, дружба с которым пришлась именно на краковский период жизни писателя.

Когда же заглянуть в труды талантливого историка и звеличника героического прошлого В.липинского, то среди статических причин украинской негосударственности найдем: 1) невыгодное географическое положение в Европе (большак); 2) плодородные земли, постоянно притягивали к себе завоевателей и вели к быстрой дегенерации гражданских инстинктов у людей; 3) "неусталеність расы" - "полное отсутствие патриотизма и ненависть к своих собственных земляков"; 4) "преимущество в нашем характере емоціональності над волей и интеллигентностью". Такая трактовка вечной зависимости украинцев от своих соседей соответствует в историческом цикле повестей Б.Лепкого универсальной пространственной единицы - степи,

Само понятие степи несет в себе ощущение свободы, неопределенности и необузданности. Оно является признаком политического бессилия народа. "На бескрайних степях, ... где не понимали, что свобода лежит в ограничении и в обязанностях, где каждый казак, осев, хотел подражать шляхтича, ведь это был его идеал во времени мира, - тяжело было вообще наладнати государственную жизнь", - констатирует В.Безушко. Вот и лепківський Мазепа, рассматривая возможность достижения самостоятельности Гетманщины, приходит к выводу: "В том-то и беда, что Господь посадил нас не между горами и морями, а на огромном суше, на безбережних степях...

...Степью назверх и внутри, потому что наша душа тоже степь. Степ - враг государства" (С.186 - 187).

Простор степи и смутное, тревожное время способствуют становлению огромного кризисного хронотопа порога. "Время в этом хронотопі, по сути, является мгновением, которая как будто не имеет длительности и выпадающим из нормального протекания биографического времени"13. В Б.Лепкого порог существует в тесном переплетении с бытовым хронотопом. Познаются они чаще всего через пространство дороги. Четкое выявление хронотопа дороги имеем в смотринах гетманом Киева, путешествия Чуйкевича в Ковалевку и генерального судьи в Батурин.

Целостное пространство Киева создает контраст к быту в Мазепиному дворе. Он уже не настолько сгущенный, как в описании пира у гетмана, не локализованный двором или комнатой. Хвастаться тут нечем: встречались калеки и нищие, улицы кое-где вымощены деревом, а иногда попадались ямы и выбоины. "Лампы светились ночью только перед гостинницями и заезжими домами, кто что хотел, то и выбрасывал на улицу, а в день некому было спря-таты этого хлама. Киев был подобный большого постоялого дома, в которой невозможно завести порядок, потому что все кто-то новый приедет и насмітить... Только роскошные церкви привлекали к себе глаза" (С.40).

В топосах Киева видим еще две противоположности, связанные со строением крепости на Печорську и с монастырским жизнью. Первая воспринимается как маленькая зона ада, как прелюдия к трагедии Батурина, вторая - как скромное, тихое, прижизненное существование. Данные пространственные сферы существуют в произведении автономно, они являются взаимно відмежованими, как и отграниченное жизни различных слоев населения. Именно поэтому главный герой встречает пространственные оппозиции, образующих зону отчуждения, ощущение которой Б.Лепкий специально подчеркивает: "нельзя сказать, чтобы гетман был доволен строем, который на улицах видел" (С.40), "закусив губы и приказавши своему сердцу молчать, сближался он до этого нового ада" (до Печерска. - Б.В.), "как здесь тихо, как далеко от забот и суеты житейской!" (С.48) - думал Иван Мазепа, входя в монастырские врата.

Расширяя рамки топосов, автор достиг целостности в освещении бытия города. За Б.Лепким, пространство Киева - то единство контрастов: благосостояния и тяжелой жизни, спокойствия и тревоги. Он не заходит в противоречие с общим положением Гетманщины в начале XVIII ст. И все же хронотоп порога оказывается здесь не так отчетливо, как на периферии. Ведь в дороге отряда Ивана Чуйкевича в Ковалевку и генерального судьи в Батурин видим конкретные схватки с московским войском. Такой ход событий, с одной стороны, отчетливо свидетельствует об усилении временной неопределенности, с другой - соответствует историческим данным об издевательствах Московии над украинцами, которые находились под ее протекцией.

Часопросторову неуверенность в дороге Кочубея усиливает сопротивление среды (по определению Д.Лихачова), который вызывается погодой, что превращает путь в болото и озерца. "Как попал туда повез, то застревал по оси, и надо было его вытаскивать" (С.176). Плохая погода обнаруживает своеобразную преграду движению телегам генерального судьи. Она оплакивает его судьбу. В солнечной Ковалевке остался Кочубеев непрочный покой. Батурин станет местом тревог и интриг, поэтому дорога не пускает Василия Леонтьевича туда.

Пространственные объекты, как видно из окна кареты; вызывают у героев рефлексии над судьбой Украины, а иногда просто ужасают, как, к примеру, образ повешенного, на белом черепе которого "сидел черный ворон, чистил свой клюв к человеческой кости и, махая крыльями, обрывал и пускал по ветру останки чуприны" (С.177). Топосы глухих закоулков Гетманщины заставляют читателя сомневаться в благополучии и признать, что она напоминает "тот строй, который подрастет немного, то его пообтинають, и он никак не может развиться в полный рост" (С.176).

Казалось бы, пространство боли и беспокойство за будущее Украины должны на задний план отжать любые проблемы частной жизни. Но Б.Лепкий решает иначе: через общий грусть пробивается и уверенно промощує себе дорогу любви Мотри и Мазепы. Это ярко видно при анализе иерархической структуры хроното-пол, которые составляют композиционную основу "Мотри".

Отправным пунктом действия является хронотоп банкета в честь царя в Киеве. Пир можно воспринимать как апофеоз встречи. Встреча Петра с казацкой верхушкой предопределяет возникновение хронотопа порога старшин, который усиливается встречей с дедом-символом казацкой славы. На этом четкая связь хронотопів обрывается. Но через некоторое время возникает уже другая взаимодействие часопросторів, которая берет начало опять же с банкета, правда, уже на хуторе Кочубея в Ковалевке, где генеральный судья чтит украинского рейментаря. Встреча-банкет в Ковалевке ведет к метафорическому хронотопа кольористих огнів, которые, во свою очередь, "разветвляются" на кольористі огне Кочубея и Искры и кольористі огне Мотре и Мазепы. Первые находят свое продолжение в повести "Не убивай", вторые детерминируют по-рогову стадию в семье Кочубеев, которая снимается хронотопом дороги Мотри в монастырь. В дороге происходит встреча - похищение дочери генерального судьи. Похищение сочетается со знакомством с мельничкой и мельником и меняется дороге на Бахмач. С одной стороны, дорога влияет на становление идиллического хронотопа, с другой - на хронотоп порога для Любви Хведорівни и Василия Леонтьевича. Развязка происходит благодаря встречам и дороге.

Рядом и в тесном взаимодействии с Мазепы сюжетной линией развивается и линия Ивана Чуйкевича. Она не так важна, как гетьманова, и выражается в такой часопросторовій последовательности: дорога - встреча - порог.

Как видим, автор начал повесть с решительной политической ноты, акцентируя на временипространстве Гетманщины начале Великой Северной войны, а затем повернул в совершенно другую сторону. Именно таким ходом действия он попытался напомнить читателю, что является прежде всего лириком, поэтому его воображению тесно в пределах исторической эпохи первой половины XVIII ст., она способна творить немного другие комбинации времени и пространства. Этой цели он подчинил применения символики, которая прежде всего касается фигуры Мотре Кочубеевны.

В интервью В.Безушку Б.Лепкий как-то высказал мысль о том, что в образах Ивана Мазепы и Мотри имеем проекцию на одну и ту же личность - украинского гетмана". Поэтому, описывая во внешнем сюжете Мотрю как гетьманову любимую, он стремится в ее образе воплотить идею независимости: "Она его праздник, его надежда, что придет великий день Воскресения, когда на всей Украине заигрывают воскресные колокола и брат обнимет брата и ненавидячі себя встретятся словами: брат, сестра! мы вольны, вольны!" (С.284). Мазепа же - носитель этой идеи. Олицетворением лучших патриотических сил Украины выступает Иван Чуйкевич.

Думаю, что именно в повести "Мотря" разгадка и завершение всего исторического цикла, скрытый трагический конец Ивана Мазепы. Посмотрим на развитие событий, посвященных достижению государственности Гетманщины, в следующих томах: "Не убивай", "Батурине", "Полтаве", "Из-под Полтавы в Бендеры", - и мы заметим гармонию даже в часопросторах. В "Не убий" идет якнайактивніша подготовка к разрыву с Московщиной, ее можно ассоциировать с периодом устных и листовних разговоров гетмана с Мотрей. Хронотопы в обоих случаях подчиняются мотива нудного ожидания. В "Батурине" видим первую попытку непослушания царю, первую борьбу и трагическое завершение ее - уничтожение до тла гетманской столицы. В "Мотри" это соответствует ужасной встречи в непогоду среди темной ночи Кочубеев с дочкой и водворение ее в монастырь. "Полтава" воспроизводит сплочение украинских и шведских сил, планирования ими новой борьбы, незначительные бои и адские погодные условия, наконец генеральное сражение и трагическое поражение Кардових и Мазепиних войск. Это период относительного покоя. Уподобление его с первой повестью эпопеи находим в побеге Мотри в Бахмач, что является проявлением неповиновения родительской воле и продолжением борьбы за собственное счастье, в коварных действиях Кочубеїхи, которая стремится похитить дочь и опорочить гетмана, и в печальном Мазепиному решении отпустить Мотрю к родителям. Акцентирование внимания на болезни дочери генерального судьи словно напоминает: идея независимости уже частично взорвана. Уничтожен Батурин является свидетельством этого. И хоть в конце наступает выздоровление, оно является, по сути, только залікуванням того удара, который нанес казакам ужасный вид изуродованной столицы и удвоением стремление борьбы за суверенность Украины. Наконец завершающий том "Из-под Полтавы в Бендеры" напоминает последние страницы "Мотри". Герои смирились с судьбой, им пришлось распрощаться со своими желаниями и лишь надеяться, что в будущем они все-таки сбудутся.

Ассоциирование Мотре с идеей независимости и требует своеобразного освещения ее личного времяпространства. В начале первой части повістевого цикла он представляется только как хронотоп порога. Так же в условиях всеобщего добра и относительного покоя о суверенность государства забывают. Пространство мыслей старшин, олицетворением которых является Кочубей, не выходит за пределы вещественного богатства, а символы прошлой казацкой вольницы - пистолеты, панцири, шлемы - спрятано в его "святыни". Не удивительно, что Мотре тесно в богатых чертогах.

Для девушки солнце является воплощением чистоты и истины, которая дается нелегко, но "что бесполезное и хилое, солнца боится, перед ветром гнется, пусть пропадает" (С.94). Зрение ее часто прикован к окну. Живет Мотря на чердаке, где окна очень широкие. "Из них видно далеко более верхи деревьев, аж на Полтавский шлях" (С.72). Окно является символом общения с внешним миром. Жизнь на чердаке контрастирует с жизнью в нижних покоях, как высокие душевные порывы с порочными желаниями собственной выгоды (интересно, что Кочубеїха никогда не поднимается на чердак). Дальний Полтавский шлях ассоциируется с будущим. Родственные с Матреной топосы сигнализируют, что ее подлинность где-то впереди, в мечты, а настоящее, как и прошлое, только примарністю существования: "Дышать нечем, слышу кровь, слышу дым, трещит в основах дом, рушится, а им снится свадьба!" (С.113).

Порог показывает отчуждения Мотриної душе от того времени и пространства, в котором она живет. Отражает ли он кризис в жизни девушки, которая проходит благодаря встрече с гетманом, что происходит в прекрасную, солнечную, словно пасхе, день. Эта встреча помогает Метре понять собственные стремления и идеалы и даже в корне переінакшує ее жизни. Встреча, в конце концов, становится перщопоштовхом к становлению идиллического хронотопа, который охватывает почти весь второй том "Мотри".

Идиллический хронотоп выражается в особой взаимодействия времени и пространства. Действие происходит в одном месте - в гетманском дворе в Бахмаче. Все в этом топосе является близким и дорогим для героев. Нет интриг, злоумышленников, насмешников. Здешние люди понимают влюбленных и сочувствующих им. В палатах Мазепы царят счастье и любовь. Здесь нет бытовых проблем, так же идиллия не знает мелочи. Она дает понимание того, что материальные богатства - это еще не рай. Персонажи живут в чрезвычайном эмоциональном подъеме, в ближних они видят только прекрасное. Оказывается временная дихотомия "прежде-теперь": "Первое люди передвигались перед ней (Матреной. - Б.В.), как образы, прыгали, как куклы в вертепе, она видела их этажа, не вдумуючися в их нрав, не питаючися, как они слышат и что себе думают.

Теперь интересовалась всем, даже старым медиком" (С.307).

Возрождение Мотриної души требует гармонии с природой: "проходи скорее, зима, развивайтесь щелочи, розц-вітайтесь цветки, верните птицы из дальних краев, пойте песню радости и любви..." (С.306).

Пространством для влюбленных становится солнце, небо, звезды, месяц. Превалирует вертикальность над горизонтальными измерениями, ибо герои витают в високостях, в мечтах. Бросаются в глаза световая акцентацию, параллель между людьми и небесными светилами: "Мотре, солнце мое!" (С.290, 306, 320).

Неслучайно праздник души наших героев совпадает с самым большим зимним праздником - Рождеством Христовым. Ведь с рождением Христа у человечества укрепляется надежда на спасение, а у влюбленных - вера в освобождение Украины. И даже зима не заходит в конфликт с молодецкими намерениями героев, свидетельством чего погідні, хорошие дни. Но тепло зимой недолговечно, оно быстротечно, как и идиллия в отношениях гетмана и дочери генерального судьи. На душе остается холод и боль, а "над Бахмачом гудели ветры и мело снегом" (С.382). Разрушение идиллии обусловлена сопротивлением среды - возникновением препятствий со стороны Кочубеєвої семьи и хронотопом сновидений, который вносит в слишком медленной продолжительность действия элементы тревоги.

Сон - это "выпадение из непрерывного потока времени, размыкание-его неумолимой непрерывности" . В нем с калейдоскопической скоростью могут быть представлены фантастически сконцентрированы или развернутые вариации времени и пространства, что предвещают лучшие или худшие ситуации и обстоятельства. Сны же в повести Б.Лепкого "Мотря" связанные одной проблемой - соревнованиями гетмана за суверенность Украины. Она связана с любовью героев.

Сновидения Ивана Чуикевича (озеро в лесу), на первый взгляд, не отбегает далеко от времени действия. Оно якобы является отражением стремлений канцеляриста защитить от всяких неожиданностей любимую гетмана Матрену. На самом же деле перебрасывает мостик в будущее, во время Полтавской битвы, когда казаку придется бороться за честь и свободу Гетманщины.

О скором крахе Мотриних надежд и гетманских желаний относительно освобождения родной земли "сообщает" сон дочери генерального судьи в Бахмаче: "Ходила с гетманом во облаках, ища своей зари", ее заря "в безвестность покатилась... Темно..." Гетьманова "пламенем вспыхнула, полнеба заревом озарила и - погасла. Темно, аж черно. Качаются облака под ногами, небо, как бушующее море, ни идти по нему, ни на землю вернуть...

Хорошо, что белые кони гонят. Черные сани безголосо сунутся за ними... Мотрю какая-то холодная рука потянула в сани, - гонят... Луна, солнце, звезды - все такое большое, ужасное, чужое - позасвітне.

- Тпру! - и сани остановились перед монастырской оградою..." (С.374).

Топос зари имеет двойное значение. Он отражает судьбу человека и в то же время отождествляется с ее мечтами и притязаниями. Яркость звезды измеряется тем значением, которого достигает человек в обществе, и величием ее стремлений. Темень, чернота, тучи, бушующее море сигнализируют о трагедии, тупик, крах надежд. Белые кони с черными санями символизируют боль и сожаление, а монастырские ворота являются своеобразным знаком прощания с миром. Действительно, Мазепине попытки одержать Украине волю захватит многих, и все же терпит неудачу. И идея суверенности длительное время не будет пробиваться наружу, разве что будет теплиться где-то в глубинах душ, словно за стенами монастыря.

Можно сказать, что художественный хронотоп "Мотри" отражает общие эстетические и философские представления автора о зображувану ним сутки (начало ХУІІІст. на Украине) и проекцию ее в масштабы будущего. Направлен он на воспроизведение объективных сторон жизни, на анализ переживаний героев. Интересно, что Б.Лепкий не пытается дать широкого описания пространственных единиц, а просто называет их, как это делают в поэтическом произведении, оставляя за читателем право на самые разнообразные ассоциации.