Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы





О. Олесь литературный псевдоним Александра Ивановича Кандыбы родился 5 гридни 1878г. в городке Белополье на Сумщине По отцовский линии его род происходил из чумаков по материнский из крепостных . Отец Иван Федорович работал на рыбных промыслах в Астрахани где и утонул в Возлі когда Саше исполнилось 11 р.и осталась его мать Александра Васильевна , с тремя детьми и зтрьома рублями в кармане ». Как могла, прихиляла к детям небо воспитывая в любви и добре . В четыре года Саша уже умел читать и вскоре перед ним начала открываться очаровательная поезия Шевченкового « Кобзаря» . И родном городке учился в начальной школе затем в двуклассном училище . Пятнадцятилитним юношей Саша отправился из дома поступил в хліборобськоі школы в городке Дергачи неподалеку от Харькова. Учился в земледельческой школе начинает издавать рукописный журнал «Комета» , в котором печатает свои стихи, написанные на русском и украинском языках. В одном из стихотворений этой поры (« Моя мольба» 1897г.). К сожалению после земледельческой школы Александр не имел права поступать в университет . И понимая это ,он ,еще учась в школе , студией слов, янской языка - болгарский, сербский , польский . Став вольнослушателем агрономического отделения Киевского политехнического института вскоре через материальные лишения оставляет его 1903р. вступает в Харьковского ветеринарного института. Определяющим фактом в его жизни стала поездка на открытии памятника , памятника И.П. Котляревскому в Полтаве . Незабываемые памятники , памятники в душе молодого поэта остаются от встреч с Бы. Гринченко , В. Семійлинком , М. Коцюбинским , Л. Украинкой. Здесь он передает в сборник « Костер » , выходившего в Одессе свои стихи . Предреволюционные события 1905г. поэт воспринимает как необходимый процесс обновления, создает зкличні боевые песни. Его настроениями объясняется сделанные поэтами переводы с русского «Марсельезы» ( Над залитой кровь , ю землей») « Варшавянки» ( «Облака зловіщ нависли над нами ...») «Смело в ногу идите ». Спад революции вызвал в душе поэта разочарование, ощущение руины мечтаний 1906г. летом, поэт едет в Крым вместе со своей мойбутньою женой, студенткой Бестужевских курсов Верую Сватською и ее сестрой Ольгой. Здесь он заключает свою первую книгу «С печалью радость обнялась» . Книга имела большой резонанс, много одобрительных оценок. Например М. Зеров писал : « Олесю не пришлось завоевать своей поэтической славы « . Первый поэтический сборник Олеся представляла его как нежного врача и одновременно как поэт высокого гражданского звучания . В ней нежные молитвы влюбленности в красоту природы, романтического - радісносприяття мира, в котором хочется жить, творить, любить. Революционный подъем в 1905г. воспринимается поэтом как активное сопротивление силам зла, порабощения, а следовательно журбы в всеобщему смысле этого слова. И он величественно співоє поэтический гимн в стихах «Мы не бросим оружия своей»... «С войском за свободу боролись мы» , « Три менты » , « Траурная песня ». Глубоко символического знания приобретает вірщ « Астры ». 1905г. если рассматривать его в контексте общественно - политических событий . Цветы , как люди , ждали перемен , « розового утра » , мечтали , «о солнечных дн и» им представлялся прекрасный мир , где вечная весна ». Переживая поражение революции , воспринимая реакцию как метод вытравливания из сознания народов любого стремление к свободе , Олесь гутує новую сборку , презначення которой фокусирует уже в самом названии : « Будь моим мечом ». Он говорит , что его слово родное , но в нем так много музыки и света . И для врага она должна стать , как меч , а для родного краем солнца . Однако под задумчивостью автора названием сборка не вышла запретила цензура; итак , вторая книга увидела свет 1909р. как «Позія» в Санк - Петербурге . Восстановлено название было только при переводе 1918г. Вторая и третья 1911г. сборки показали, как глубоко переживает Олесь общественные катаклизмы , как болит ему народная судьба . Следующими изданиями были « Драматические спады. Книга четвертого столяття» 1914г. « Поэзия . Книга пятого века » 1917г. шестой підготовленній к печати сборнике не суждено было увидеть свет.

Прагучи идеальной гармонии между формой и содержанием , сподіваючи глубокий лиризм , символизм в поэзии , единство музыки и слова , звуков и красок , Александр находится в поисках , присущих новоромантиках и символістам прекметно , что поэт, сочиняя стихи , проигрывал ее арфе , лире или кобзе , имея талант к музыкальному искусству . О. Олесь недает вняткового значение утверждения родного языка с целью избежать бездуховности . А это возможно лишь при условии свободного развития общества . Олесь воспринимает идею федеративного устройства как « весну народов » , хотя он понимает , какая шаткая общая ситуация , осложненная борьбой различных политических сил и движений . В то же время он находит в себе силы гутувати к печати шестой сборник стихов «На волнах » что должна была увидеть свет в начале 1919г. Однако на Украине поэт не вернулся , хотя всем сердцем он всегда был с родной землей . Настольгічні мотивы присутствуют во всей его поєзії , писаной на его чужбине ( сборник «Чужбиной» 1919г.) обращаясь к исторической памяти своего народа , к переводам с давньорускої истории , поэт пишет подборку стихов « Менуле Украины в песнях . Княжне времена » (1920г.) 1912г. в Вене печатает сборник сатирических стихов « Перезва » под псевдонимом В. Валентин ( украинский писатель который впоследствии эмигрировал из Западной Украіїни в радіанську Украину и будет расстрелян енквідистами ) . У1919р. - 1922г. вместе с Антоном Крушельницким и другими земляками собирает средства на помощь голодающим в Украине . Жуткие события 1921г. - 1923г. поэт изобразил в цикле " Голод", вошел в сборник " Кому скажу печаль мою" в цикле стихах поэт создает аллегорический образ всепожирающего голода , который все съел на своем пути " овцу, как хлеб кусок , глотал , детей малых съедала с костями , не обходил дерево и трав " .

Этим циклом , как и П. Тычина , Олесь сказал свое слово о " гуманистические " устремления в Украине новой , радіанської власти в 1921г. - 1923г. разоблачил ее истинное заботы о народе . Тревожные сообщения из Украины глубокой болью удивляются в душе Олеся : расстрел поэта Г. Чуба, арест сыновей Антона Крушельницкого , Ивана и Тараса , которые, как только перебрались из Галичины в советскую Украину , были обвинению в терроризме и антисоветской деятельности. Под впечатлением этих событий о. олесь пишет драму "Земля обетованная " 1935г., чем одним из первым в украинской литературе раскрывается суть сталинской политики .

Кроме поэзии , драматических произведений в творческом наследии художника прозаические публицистические произведения , переводы с русского , белорусского , польского , сербского , болгарского , немецкого , английского , арабского языков , публицистические и литературно - критические статьи .

Последний свое время Олесь встретил в Париже . Состояние тоски и одиночества углубился трагической вестью о гибели сына Ольга Ольжича .

А 22 июля 1944 г. не стало Александра Олеся . Его похоронили на Ольшанском кладбище в Париже.