ВИШЕНСКИЙ ИВАН (ок. 1550 г., м. Судебная Вишня, теперь Львовской обл. - после 1621 г. на Афоне) - писатель - полемист, мыслитель.
О его жизни известно немного: Иван - это имя монашеское, а Вышенский могло означать место, хоть в м. Судебная Вишня фиксируется фамилия Вышенский (В. Щурат). Учился сначала в родном городе, затем в Луцке, где был близок к римо-католиков. Знание европейской мыслительной литературы (латино - языковой) - Эразма Роттердамского, Т. Мора, Т. Мюнцера и др. свидетельствует: заявление мыслителя о том, что он не учился в латинских школах, ложная, сделана из политических мотивов. В первый период жизни был близок, очевидно, к протестантам (социниан), ибо его идея церкви без владык - реформаторская. Пережил какую-то душевную драму, очевидно, после столкновения с иезуитами, после чего сблизился с львовскими братиками. Некоторое время был связан с Острожским литературно-научным кружком второй половины XVI в. В 80-х годах переселился на Афон, откуда посылал в Украину свои послания, написанные в стиле посланий апостола Павла. В 1604 г. посетил Украину, два года жил во Львове, Ските Манявском и других местах. 1606 г. снова вернулся на Афон, где и завершил свою жизнь.
До нашего времени дошло 16 трактатов и посланий Ивана Вышенского, 10 из них он объединил в рукописную «Книгу». Она построена по образцу «Книжиці», что вышла в Остроге в 1598 г. «Книжку» полемист прислал в Украину не ранее 1599 г. и не позднее 1601 г., надеясь, что ее будут читать по братствах и выдадут печатью. Еще до заключения «Книги» было напечатано «Послание к епископам» (Острог, 1588). Есть мнение, что около 1609 г. Иван Вышенский послал в Украину второй свод посланий, которые как будто составляют вторую «Книгу». Отдельно стоит «Зрелище мисленне» - последнее произведение полемиста, написанный на перевод 10-й книги Иоанна Златоустего «Книга о священстве» (Львов, 1614) в 1615-1616 гг., где он отстаивает свою отстраненность от мира.
В первой «Книжке», кроме чисто полемического задача противостояния унии и римо - католической конфессии, в которой находилась так называемая «католическая русь», Иван Вышенский создал свою утопически-мыслительную систему, построенную на апологии бедности и глупости, высшего всякий ум (за апостолом Павлом), что является своеобразной философской дискуссией с «Похвалой глупости» Эразма Роттердамского. Человеческая цивилизация, за Иваном Вишенским, развивалась до определенной поры гармонично, но после раскола христианства погублено прежнюю правду, значит, людям надо вернуться к предыдущему состоянию развития, к первоначальной простоте, то есть чистоты, первоначальной образованности. Отбросив латинскую систему образования, построенную «на стихиях мира», следует построить «ум... духовный, простой, смиренный, кроткий и молчаливый». Обновленные люди должны составлять новое общество (церковь), очищенное и праведное, что станет путем для постижения идеала золотого тысячелетнего царства, которое может быть получено, когда каждый человек поставит себе целью нравственное совершенствование. Тогда такое общество станет образу и подобию «горньому, небесному небу», посередине которого будет посаженное «умное дерево вечной жизни». В идеале мыслитель видел общество, составленное из общин (братских союзов), подобных раннехристианских, без частной собственности или с очень ограниченной, заработанной собственным трудом, без господ, царей, владык, которые являются порождением неправедного развития общества. Мыслитель остро отрицал самовластные формы правления (либо папизме). В целом такая система укладывается в контекст западноевропейских утопий XVI - первой половины XVII ст., имеет параллели и в тогдашней польской литературе.
Иван Вишенский не пришел к гуманизму, хотя элементы гуманистического мировоззрения у него есть (например, сочувствие к простолюдинам). Его острая религиозная ортодоксальность, в частности пренебрежение ко всему, что не касалось «вечного спасения» (земная красота, искусство, народные обычаи, радости жизни), а также отрицание национальных ценностей привели к тому, что его послания не возымели должного влияния на общество, в частности на братства, как надеялся мыслитель, что и привело его к самоизоляции от мира.
Произведения второго периода (вторая «Книжка») уже не сказываются такой силой страсти, как первого, и является не попыткой научить мир, как ему жить, а обороной собственных взглядов, что привело к духовному и мислительного упадка полемиста и знеохотило его к общественным соревнований. В стилевом ключе произведения Ивана Вишенского является образцом раннего украинского литературного барокко.
Лит.: Сумцов Н. Иоанн Вышенский // Киев. старина. 1885. № 4; Перетц В. Исследование и материалы по истории старинной украинской литературы XVI - XVII в. Л., 1926; Еремин И. Иван Вишенский и его общественно-литературная деятельность // Вишенский И. Произведения. К, 1959; Махновец Л. Сатира и юмор украинской прозы XVI - XVIII вв. К., 1964; Франко И. Иван Вине энский и его произведения // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1981. Т. 30; Яременко П. Иван Вышенский. К, 1982; Паславский И. Из истории развития философских идей на Украине в конце XVI - первой пол. XVII ст. К., 1984; Шевчук В. Иван Вишенский и его послание // Вишенский И. Произведения. К, 1986; Шевчук В. Я стремлюсь быть полезен рутенам: Е. Ротгердамський и давняя украинская литература 11 Дорога в тысячу лет. К., 1990.
В. Шевчук