|
Статья
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Специфика культуры Северного Возрождения. Шевченко - писатель, поэт, общественный деятель
1. Специфика культуры Северного Возрождения
Эпоха Возрождения вызвала большой подъем искусства не только в Италии, но и в ряде других стран, расположенных к северу от нее, за Альпами. Возрождения за пределами Италии условно называют Северным Возрождением. Принципиальные сдвиги в искусстве и, прежде всего, в живописи, когда художники начали проявлять углубленный интерес к человеку и окружающему миру, наметились здесь позже - только в XV в. Борьба за освобождение ума от средневекового мировоззрения происходила в других странах Европы замедленно, потому что слишком устойчивой оставалась феодальная система. Мысли и чувства людей находились в крепких лапах религии; художники, опираясь на традиции готического искусства, долго не нарушали старой системы отображения мира, а только воспроизводили единичные жизненные явления, уделяя особое внимание тщательному изображению деталей.
Значительные изменения в искусстве Северного Возрождения обусловлены мощными народными движениями и социальными реформами конца XV-XVI вв. Около 1500 г. в искусстве заальпійських стран окончательно победили новые тенденции. Определенного распространение получили теперь идеи гуманизма, заинтересованности итальянским искусством. Решающим в творчестве многих художников стал острый интерес к индивидуального образа человека и всего ее окружения. Наряду с картинами на религиозные темы, осмысленными как жизненные ситуации, широкое распространение получил портрет; начали формироваться пейзажный и бытовой жанры. Наиболее значительными центрами искусства Северного Возрождения стали Нидерланды, Германия и Франция.
В первой половине XV в. искусство Нидерландов подарило мастера мирового значения. Это был Ян ван Эйк - придворный художник бургундских герцогов (тогдашних властителей этой страны) - человек образованный и талантливый, которая вышла из бюргерских слоев. Несмотря на еще средневековое понимание мира, Ян ван Эйк был влюблен в красоту окружающей природы и обычных вещей, окружающих человека, глубоко интересовался внутренним миром своих современников. В мельчайших проявлениях жизни, в незаметных на первый взгляд предметах он сумел увидеть одухотворенную красоту. В его картинах даже краски, чистые и прозрачные, сияли как драгоценные камни. Этого впечатления художник добился, усовершенствовав новую в то время технику масляной живописи.
Позже, в XVI ст., незадолго до буржуазной революции в Нидерландах расцвела творчество Питера Брейгеля Старшего на прозвище "Мужицкий" (1525-1569). Глубоко национальная, демократическая в своей основе, полна философских размышлений о вселенной, она воспевала эстетическую ценность народной жизни ("Сбор урожая", "Охотники на снегу"). Это было новым для европейской художественной культуры.
В конце XV - начале XVI в. одним из крупнейших центров Северного Возрождения стала Германия. В условиях Реформации и Крестьянской войны искусство получило здесь особенно напряженного и драматического характера. Именно на этот период приходится творчество Альбрехта Дюрера (1471 - 1528), который преподнес немецкий живопись и графика на уровень мировых достижений. Смелый новатор в искусстве, человек, терзаемый жаждой научного познания мира, он, подобно Леонардо, сочетал высокий взлет творческой мысли с самым внимательным изучением натуры. Творчески развивая традиции национального искусства, Дюрер в то же время вооружал современных ему немецких художников знаниями о закономерности реальной жизни и открыл путь к глубокому пониманию и усвоению высоких достижений итальянского искусства.
В этот же период, кроме Дюрера, в Германии в жанре гуманизма работали и такие значительные мастера, как Матиас Нітхарт и Лукас Кранах Старший (1472-1553).
Последним из великих художников немецкого Возрождения был Ганс Гольбейн Младший (1498-1543) - живописец и гравер, что проявил себя, прежде всего, как выдающийся портретист. Кого бы не рисовал Гольбейн, - прославленных гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора или французского посла при английском дворе Моретта, купца Георга Гизе, свою жену с детьми или английского короля Генриха VIII, он всегда объективен, полон интереса к внутренней жизни человека и наблюдателен, точен в своей лаконичной художественной речи.
Самобытный, гармоничный и изящный вариант Северного Возрождения сложился в XV-XVI вв. во Франции. В этот период здесь происходил процесс централизации национального государства, а поэтому центром новой художественной культуры стали не только крупные города, как в других странах, но и королевский двор.
Во второй половине XV в. в искусстве страны начал сказываться влияние Италии. Интерес к культуре Ренессанса усилился в конце XV и в начале XVI в. в связи с итальянскими военными походами французских королей. Во Франции в это время начали изучать и античную культуру. Поэтому уже в XVI в. определяющей особенностью французского искусства стало органическое сочетание форм итальянской культуры, античного наследия и в корне переосмысленных традиционных для Франции форм готического искусства. Этот художественный сплав повлиял на архитектуру построенных легких и нарядных дворцов, а также отразился в монументально-декоративном искусстве, прежде всего скульптурном. Из выдающихся французских скульпторов эпохи Возрождения особую известность получил Жан Гужон (15(10)14-15(64)68). Значительного развития достиг портретный жанр, сделанный красками или карандашом, обозначенный редкой остротой наблюдения, чистотой, точностью и изысканностью рисунка. Много таких портретов создал Франсуа Клуе (ок. 1516-1572), который происходил из семьи французских художников эпохи Возрождения.
2. Шевченко - писатель, поэт, общественный деятель
Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля (9 марта по н. ст.) 1814р. в с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в семье крепостного.
Все, что мы знаем о ребенка и подростка Шевченко из воспоминаний и его произведений, рисует нам характер необычный, натуру чувствительную и уязвимую на все доброе и злое, мечтательную, самозаглиблену и одновременно непокорную, волевую и целеустремленную, которая не удовлетворяется тяжело добытым в борьбе за существование куском хлеба, а хочет чего-то высшего. Это действительно художественная натура.
1832р. Энгельгардт законтрактовывает Шевченко на четыре года мастеру петербургского малярного цеха В. Ширяеву. Вместе с его учениками Шевченко принимает участие в росписях Большого и других петербургских театров. Очевидно, в 1835. с Шевченко познакомился ученик Академии художеств И. Сошенко. Он делает все, чтобы как-то облегчить его судьбу: знакомит с Есть. Гребенкой и конференц-секретарем Академии художеств В. Григорьевичем, который позволяет Шевченко посещать рисовальные классы Общества поощрения художников (1835). Впоследствии происходит знакомство Шевченко с К. Брюлловым и В. Жуковским. Пораженные горькой судьбой талантливого юноши, они в 1838р. выкупают его из крепостничества.
21 мая 1838р. Шевченко причисляют посторонним учеником Академии художеств. Он учится под руководством К. Брюллова, становится одним из его любимых учеников, получает серебряные медали (за картины "Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке" (1840), "Цыганка-гадалка" (1841), "Катерина" (1842)). Последняя написанная по мотивам одноименной поэмы Шевченко. Успешно работает он и в жанре портрета (портреты М. Лунина, А. Лагоды, О. Коцебу и др., автопортреты).
Стихи Шевченко начал писать еще крепостным, по его показаниям, в 1837г. С тех первых поэтических попыток известны только стихи "Причинная" и "Скучно мне, тяжело - что делать" (принадлежность последнего Шевченко нельзя считать окончательно доказанной). Пробуждению поэтического таланта Шевченко способствовало, очевидно, знакомство его с произведениями украинских поэтов (Котляревского и романтиков). Несколько своих стихотворений Шевченко в 1838р. отдал Гребешки для публикации в украинском альманахе "Ласточка". Но еще до выхода "Ласточки" (1841) 18 апреля 1840г. появляется первый сборник Шевченко - "Кобзарь".
Это было событие огромного значения не только в истории украинской литературы, а и в истории самосознания украинского народа. Хотя "Кобзарь" содержал всего восемь произведений ("Думы мои, думы мои", "Перебендя", "Катерина", "Тополя", "Думка", "К Основьяненко", "Иван Подкова", "Тарасова ночь"), они показали, что в украинскую литературу пришел поэт большого дарования. Впечатление, которое произвели "Кобзарь" и произведения, напечатанные в "Ласточке", усилилось, когда в 1841 г. вышла историческая поэма Шевченко "Гайдамаки" (написана в 1839 - 1841 гг.). Поэма посвящена Колиивщине - антифеодальному восстанию 1768р. на Правобережной Украине против польской шляхты. Она проникнута пафосом освободительной борьбы, содержит аллюзии, которые помогали читателю осознать ее современный социально-политический подтекст. Не случайно в условиях революционной ситуации в России "Гайдамаки" опубликовано в 1861г. в русском переводе в журнале "Современник".
Критические отзывы на "Кобзарь" и "Гайдамаки" были, за отдельными исключениями, положительными. Почти все рецензенты признали поэтический талант Шевченко, хотя некоторые из консервативных журналов упрекали поэту, что он пишет на украинском языке ("Сын Отечества", "Библиотека для чтения"). Особенно благосклонна была рецензия на "Кобзарь" в журнале "Отечественные записки", критическим отделом которого руководил В. Белинский.
Учась в Академии искусств и имея твердое намерение получить профессиональное образование художника, Шевченко, однако, все больше осознает свое поэтическое призвание. В 1841 г. он пишет на русском языке стихотворную историческую трагедию "Никита Гайдай", из которой сохранился лишь отрывок. Впоследствии он переработал ее в драму "Невеста" (сохранился фрагмент "Песня караульного у тюрьмы"). В 1842р. пишет драматизированную социально-бытовую поэму на русском языке "Слепая". В этом же году создает историческую поэму "Гамалия" (вышла отдельной книгой в 1844г.). Концом февраля 1843р. датирована исторически-бытовая драма "Назар Стодоля" (написана на русском языке, известная только в украинском переводе). В 1844 -1845 гг. ее поставил любительский кружок при Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1844г. вышло второе издание "Кобзаря". Все эти произведения относятся к раннему периоду творчества Шевченко, когда он осознавал себя как "мужицкий поэт и поэт-патриот.
Новый период творчества Шевченко охватывает годы 1843 - 1847 (до ареста) и связан с двумя его поездками в Украину. По названию сборника автографов "Три лета" (которая включает поэзии 1843 - 1845 гг.) эти годы жизни и творчества поэта назван периодом "трех лет". К этому же периоду фактически принадлежат и произведения, написанные в 1846 - 1847 гг. (до ареста). Период "трех лет" - годы формирования художественной системы зрелого Шевченко. Его художественную систему характеризует органичное сочетание реалистического и романтического начал, в котором доминирующей тенденцией становится стремление объективно отражать действительность во всей сложности ее противоречий. В эти и последующие годы поэт пишет и реалистические произведения ("Сова", "Наймичка", "И мертвым, и живым..."), и произведения, в которых реалистическое начало по-разному сочетается с романтическим ("Сон", "Еретик"), и произведения сугубо романтические ("Большой погреб", "Разрытая могила", исторические поэзии периода ссылки). Такое сосуществование романтизма и реализма в творчестве зрелого Шевченко является индивидуальной особенностью его творческого метода. Художественный метод Шевченко - целостный и одновременно "открытый", то есть поэт сознательно обращался к различным формам художественного обобщения и различных выразительных средств согласно тех задач, которые решал.
Первое путешествие Шевченко в Украину длилась около восьми месяцев. Выехав из Петербурга в мае 1843г., поэт посетил десятки городов и сел Украины (родную Кирилловку, Киев, Полтавщину, Хортицу, Чигирин и др). Общался с крестьянами, познакомился с многочисленными представителями украинской интеллигенции и образованными помещиками (в частности, с М. Максимовичем, В. Белозерским, П. Кулеш, В. Забілою, О. Афанасьевым-Чужбинским, братом ссыльного декабриста С. Волконского - М. Рєпніним, с бывшим членом "Союза благоденствия" А. Капнистом, будущим петрашевцем Г. Штрандманом и др.). В Украине Шевченко много рисовал, выполнил эскизы в альбом офортов "Живописная Украина", который задуман как периодическое издание, посвященное историческому прошлому и современному народному быта Украины. Единственный выпуск этого альбома, что считается первым произведением критического реализма в украинской графике, вышел в 1844г. в Петербурге.
В Украине Шевченко написал два поэтических произведения - на русском языке поэму "Тризна" (в 1844г. опубликована в журнале "Маяк" под названием "Бесталанный" и в этом же году вышла отдельным изданием) и стихотворение "Разрытая могила". И вернувшись в Петербург в конце февраля 1844г., он под впечатлением увиденного в Украине пишет ряд произведений (в частности, поэму "Сон"), которые окончательно определили дальнейший его путь как поэта.
Весной 1845р. Шевченко после удостаивание его Советом Академии художеств звание неклассного художника возвращается в Украину. Снова много путешествует (Полтавщина, Черниговщина, Киевщина, Волынь, Подолье), выполняет поручения Киевской археографической комиссии, записывает народные песни, рисует архитектурные и исторические памятники, портреты и пейзажи. С октября по декабрь 1845р. поэт переживает необыкновенный творческий подъем, пишет один за другим произведения "Еретик", "Слепой", "Наймичка", "Кавказ", "И мертвым, и живым...", "Холодный яр", "Как умру, похороните" ("Завещание") и др. Все свои стихи 1843 - 1845 гг. (кроме поэмы "Тризна") он переписывает в альбом, которому дает название "Три лета". В 1846г. создает баллады "Лилея" и "Русалка", а в 1847г. (до ареста) - поэму "Осина". Тогда же он задумывает новое издание "Кобзаря", куда должны были войти его произведения 1843-1847 гг. легального содержания. До этого, пишет издание, в марте 1847р. предисловие, в котором излагает свою эстетическую программу, призывает писателей к более глубокому познанию народа и резко критикует этажный этнографизм и псевдонародність. Оно не увидело свет через арест поэта.
Весной 1846г. в Киеве Шевченко знакомится с М. Костомаровым, М. Гулаком, М. Савичем, В. Марковичем и другими членами тайного Кирилло-Мефодиевского общества (основано в декабре 1845 - январе 1846 гг.) и вступает в эту организацию. Его произведения периода "трех лет" имели бесспорное влияние на программные документы общества. В марте 1847р. общество было разгромлено. Начались аресты. Шевченко арестовали 5 апреля 1847г., а 17-го привезли в Петербург и на время следствия посадили в каземате III отделения.
Революционные произведения из отобранного во время ареста альбома "Три лета" стали главным доказательством антигосударственной деятельности Шевченко (его принадлежность к Кирилло-Мефодиевского общества не была доказана). "За создание возмутительными и в высшей мере дерзких стихотворений" назначен рядовым в Отдельный Оренбургский корпус. На приговоре Николай И дописал: "Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать". Были запрещены и Шевченко книжки. 8 июня 1847г. Шевченко привезли в Оренбург, оттуда в Орскую крепость, где он должен был отбывать солдатскую службу. Начались месяцы унизительного муштры. В Оренбурге поэт познакомился со своими земляками Ф. Лазаревским и С. Левицким, которые стали его друзьями и помогали ему в ссылке в Орской крепости - с польскими политическими ссыльными И. Завадским, С. Крулікевичем, О. Фишером и др. В Орске он нарушил царский запрет писать. Свои новые произведения он тайно записывал в самодельных "захалявных" тетрадках. В конце 1849 - начале 1850 года он переписал эти "невольничьи" поэзии в самодельную книжечку, которая впоследствии получила название "Малая книга". В Орской крепости поэт написал 21 произведение.
В 1848р. на ходатайство его друзей Шевченко как художника включили в состав Аральской экспедиции, возглавляемой А. Бутаковим. С октября 1848р. до мая 1849г. экспедиция зимовала на острове Косарал. Во время зимовки Шевченко много рисовал и написал более 70 стихотворений. С мая экспедиция продолжала исследования Аральского моря, в конце сентября вернулась в Раим, а оттуда в Оренбург. По просьбе Бутакова Шевченко оставили в Оренбурге обрабатывать материалы экспедиции, где он написал 12 стихотворений. Там подружился с польскими ссыльными (в частности, Бр. Залесским) и штабс-капитаном К. Герном, который предупредил Шевченко о следующий обыск и помог сохранить "Малую книгу".
23 апреля 1850г. Шевченко арестовали за нарушение царского запрета писать и рисовать. После следствия в Орской крепости его перевели в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, куда он прибыл в середине октября 1850г. Этот новый арест имел роковые последствия для поэтического творчества Шевченко в ссылке: из осторожности он вынужден был прекратить писать стихи и восстановил поэтическую деятельность только незадолго до увольнения (вторая редакция поэмы "Москалева криниця"). Однако, в те годы он рисовал, написал несколько повестей на русском языке и начал дневник. В Новопетровском укреплении Шевченко создал, в частности, серию разоблачительных рисунков "Притча о блудном сыне", которая является одним из наивысших достижений критического реализма в искусстве середины XIX в. В целом же, вопреки царскому запрету рисовать (но с негласного разрешения непосредственного начальства) на ссылке он сделал сотни рисунков и набросков - преимущественно пейзажей, а также портретов и жанровых сцен. Семь лет пребывания в Новопетровском укреплении - едва ли не самые тяжелые в жизни поэта. Только сочувствие таких гуманных людей, как коменданта укрепления А. Маевского и его преемника И. Ускова, несколько облегчали положение бесправного солдата-ссыльного. После смерти Николая i (февраль 1855 г.) друзья поэта (Ф. Толстой и др.) начали хлопотать о его освобождении. И только 1 мая 1857г. было дано официальное разрешение освободить Шевченко с военной службы с установлением за ним надзора и запрещением жить в столицах. 2 августа 1857р. Шевченко выехал из Новопетровского укрепления, намереваясь поселиться в Петербурге.
В годы ссылки Шевченко, как и раньше, работает в разных поэтических жанрах. Он пишет социально-бытовые поэмы ("Княжна", "Марина", "Москалева криниця", "Если бы тебе пришлось...", "Петрусь" и др.), исторические поэмы и стихи ("Монах", "Иржавец", "Заступила черная туча", "В неділеньку в святую" и др.), стихи и поэмы сатирического содержания ("П. С.", "Цари"), хотя в эти годы сознательно сдерживает свой темперамент политического сатирика. И главный достояние его творчества 1847 - 1850 гг. - лирика. Лирика и личного плана, и ролевая, в которой видное место занимают стихи в народнопісенному духе. По идейно-художественными качествами и значению в литературном процессе лирика Шевченко этого периода - этап не только в его творческом развитии, но и в украинской поэзии в целом. Реалистическим психологизмом, воспроизведением "диалектики души", естественностью поэтического высказывания она опережала литературную сутки и создавала почву для дальнейшего подъема украинской поэзии в конце XIX ст. (И. Франко, Леся Украинка).
Значение "рабской" поэзии Шевченко в истории украинской литературы обусловлено также тем, что в 1847-1850 годах, когда после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества художественное слово на Восточной Украине почти замолчал, он был едва ли не единственным большую активность силой украинского литературного процесса. Следует однако учесть, что поэзия Шевченко периода ссылки могла реально влиять на развитие литературы уже после смерти автора, когда большую часть тех произведений было опубликовано в "Кобзаре" 1867р.
Когда Шевченко выехал из Новопетровского укрепления, направляясь через Астрахань, Нижний Новгород и Москву в Петербург, он (как и комендант Новопетровского укрепления Усков, который дал разрешение на выезд) не знал, что въезд в столицы ему запрещено. Об этом поэт узнал в Нижнем Новгороде, где ему пришлось задержаться на несколько месяцев, пока вице-президент Академии художеств Ф. Толстой не выхлопотал разрешение на его проживание в Петербурге. В Нижнем Новгороде Шевченко написал поэмы "Неофиты", "Юродивый" (неоконченное), лирический триптих "Доля", "Муза", "Слава" и дорабатывал свои "невольничьи" поэзии, переписывал в "Большую книгу".
В конце марта 1858г. Шевченко приехал в Петербург. Литературно-художественная общественность столицы горячо встретила поэта. В последние годы жизни он принимает деятельное участие в общественной жизни, выступает на литературных вечерах, становится одним из основателей Литературного фонда, помогает воскресным школам в Украине (составляет и выдает для них "Букварь южнорусский"), встречается с М. Чернышевскому, В. и М. Курочкіними, М. Михайловым, И. Тургеневым, Я. Полонским, М. Щербиной, А. Майковым, М. Лесковым и др., с деятелями польского освободительного движения - 3. Сераковским, Е. Желіговським, Я. Станевичем, И. Огрызко и др. В эти же годы общается с украинскими литераторами Петербурга - Марко Вовчок, М. Костомаровым, П. Кулешом, Д. Каменецким, В. Белозерским, Д. Мордовцевим и др., участвует в издании альманаха "Хата" и подготовке к изданию журнала "Основа". Однако для Шевченко были неприемлемыми буржуазно-либеральные взгляды Кулиша и Костомарова (особенно на крестьянский вопрос). Настоящая идейная и личная дружба установилась между Шевченко и Марко Вовчок, которой он посвятил стихотворение "Марко Вовчок".
Летом 1859р. Шевченко посетил Украину. Встретился в Кирилловке с братьями и сестрой. Намеревался поселиться на Украине. Искал участок, чтобы построить дом. И 13 июля возле с. Прохоровка его арестовали. Уволили через месяц и предложили выехать в Петербург.
В эти годы Шевченко много работал как художник, почти полностью посвятив себя искусству офорта, во многом обогатив его художественно-технические средства (в 1860г. Совет Академии художеств удостоила его звания академика гравирования). К активной поэтического творчества Шевченко вернулся не сразу: В 1858р. в Петербурге написал только два стихотворения, в 1859р. - 11 и большую поэму "Мария", а в 1860г. - 32. Еще в 1858р. начал хлопотать о разрешении на печатание произведений (после возвращения из ссылки отдельные его поэзии появляются в российских журналах без подписи автора). Надеялся издать собрание сочинений в двух томах, второй том которого включал бы в себя произведения, написанные после ареста 1847г., однако добился разрешения цензуры только на переиздание давних своих стихотворений. В январе 1860г. под названием "Кобзарь" вышел сборник, которая состояла из 17 написанных к ссылке стихов (из них только цикл "псалмы" полностью опубликовано впервые). В этом же году вышел "Кобзарь" Тараса Шевченко в переводе русских поэтов". А в 1859 г. в Лейпциге издано (без участия поэта)
Памятник Кобзарю на Тарасовой горе в Каневе. сборник "Новые стихотворения Пушкина и Шевченко", где впервые напечатано шесть нелегальных стихотворений Шевченко, в частности "Кавказ" и "Завещание". Издание "Кобзаря" 1860г. было воспринято передовой общественностью как выдающееся литературно-общественное событие общероссийского значения (рецензии М. Добролюбова, М. Михайлова, Д. Мордовцева и др.). Ссылка подорвала здоровье Шевченко. В начале 1861 года он тяжело заболел и 10 марта умер. Незадолго до смерти написал последний стих - "не покинут нам, милая". На похороны поэта прибыл чуть ли не весь литературно-художественный Петербург (в частности, М. Некрасов, М. Михайлов, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, М. Лесков, М. Костомаров, В. Белозерский, П. Кулиш, Г. Честаховский). Его похоронили на Смоленском кладбище. Через два месяца, выполняя завещание поэта, друзья перевезли его прах на Украину и похоронили на Чернечей (Тарасовой) горе возле Канева.
Смерть Шевченко в расцвете творческих сил была огромной потерей не только для украинской литературы, но и для всего отечественного литературы и освободительного движения. И его поэзия жила, действовала, распространялась в списках и российских и зарубежных изданиях (пражское издание "Кобзаря" 1876р. включало большинство внецензурного произведений поэта). С 60-х гг. XIX в. появляются первые зарубежные работы о его жизни и творчестве и переводы произведений на разных языках мира. Поэзия шевченко и после смерти поэта остается мощным фактором украинского литературного процесса.
Трудно переоценить также роль Шевченковского наследия в развитии не только эстетической, но и социального и национального сознания украинского народа. Творчество Шевченко стала новым этапом в развитии эстетического мышления украинского народа. Она определила на десятилетия вперед дальнейшее продвижение украинской литературы (не только поэзии, но и прозы и драматургии), ускорила украинский литературный процесс. Шевченко, имя которого стоит наравне с именами Пушкина, Лермонтова, Байрона, Мицкевича, поднял украинскую литературу до уровня самых развитых литератур мира.
Большое влияние оказало творчество Шевченко на литературы славянских народов (болгарского, чешского, польского и др.), который был отчетливо заметным уже во второй половине XIX ст.
Поэзия шевченко стала этапом и в развитии украинского литературного языка. Шевченко завершил процесс ее формирования, начатый еще его предшественниками (Котляревский, Квитка-Основьяненко, поэты-романтики и др.), осуществив ее синтез с живым народным языком и обогатив выразительные возможности украинского художественного слова.
Список использованной литературы
1. Энциклопедия украиноведения. В 6-ти томах. - К., 1994-1996.
2. История мировой и украинской культуры. - К., 2000.
3. Лекции по истории мировой и отечественной культуры. - Л., 1994.
4. Лосев И.В. История и теория мировой культуры: Европейский контекст. - К., 1995.
5. Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М., 1986.
6. Основы художественной культуры. Ч.1.: Теория и история мировой художественной культуры. - Х., 1997.
7. Поликарпов В.С. Лекции по истории мировой культуры. - Х., 1999.
8. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс лекций. - К., 1992.
9. Литературная энциклопедия. - К., 1996.
10. Огиенко И. История украинского литературного языка. - К., 1995.
11. Украинское слово. Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в.: В 3 кн. - К., 1994.
|
|
|