Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Изображение украинского быта и обычаев в повести И. С. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

Повесть «Кайдашева семья» - вершина творчества И. С Нечуя-Левицкого. По определению И. Я. Франка, она принадлежит «до лучших украшений украинского писательства». Вспоминая о своей работе над повестью, автор писал о том, что в Украине часто встречаются семьи, в которых постоянные ругани и ссоры; жизнь в таких семьях становится адом.

Тема повести - рассказ об украинском пореформене село со всеми его сложностями и противоречиями. Писатель, как уже отмечалось выше, хорошо знал жизнь, и в то же время видел бездну, которая разделяла идеалы от событий и явлений конкретного бытия, что, по сути, и стало причиной змізернення человека, низкого морального падения.

Надо сказать о том, что И. С. Нечуй-Левицкий, имея неповторимый талант повістяра, на страницах повести воспроизводит лучшие традиции поэтического, трудолюбивой украинской нации. Вспомните, как убирала свой дом Матрена, которых петушков рисовала; как описывает Мелашку автор: красота этой девушки «ослепила ему (Лавріну) глаза, так вместе заманила сердце, что она ему показалась не девушкой, а русалкой». Писатель хорошо знал человеческую психологию и был мастером художественной детали. В повести все художественные средства подчинены раскрытию характеров. Вспомните описание села Семигори то, как Матрена в воскресенье впитывается на улицу, куда должна прийти и Карп.

Речь персонажей, пересыпана пословицами, что свидетельствует о связи произведения с устным народным творчеством. Вспоминает автор в повести народную песню, которая также является исконно украинской традицией, без которой не обходился ни один обряд, ни один обычай, не говоря уже о ежедневных песни, которые звучали по вечерам в сельских домах или по улицам. Причем, читая повесть, мы замечаем, что каждому обряда соответствовала своя песня. В повести много музыки. На свадьбе, на вечеринках играют музыканты.

И рядом с лучшими украинскими обычаями писатель разоблачает с помощью иронии, смеха, а иногда и сатиры худшие стороны народной жизни, которые стали результатом разрушения национальных святынь.

Глубокий знаток крестьянской жизни и быта, крестьянской психологии, Иван Семенович понимал, что о жизни села надо писать без каких-либо украшений. Именно этих принципов он придерживался, работая над повестью. Новаторство писателя показали реальные картины быта и описание украинских национальных обычаев.

Говоря о быте, хочу сразу отметить: меня очень взволновали или даже поразили отношения между родителями и детьми в семье Кайдашей. Не хочется верить в типичность этого недоразумения. И все же... Писатель мастерски раскрывает психологию каждого члена этой семьи и мотивирует поступки.

Омелько Кайдаш - искусный стельмах. К нему с уважением относятся и господа, и крестьяне. И заработанные деньги он не может удержать в руках - они бегут в кабаке. За это его не уважают сыновья. Они насмехаются над отца, не находят объяснения его поступкам: ходит в церковь, верит в «святую пятницу» - и постоянно заглядывает в трактир.

Более того. Женившись, Карп чаще не сдерживается, обзывает отца «іродовою душой», бросается на него, толкает кулаками. С таким же неуважением он относится и к матери. Узнав, что она закрыла его коня в своем хлеву, он хватает мать за плечи кричит: «Нате, ешьте меня, или я вас съем». А потом гонится за матерью с палкой. Мотря не останавливает мужчину, потому что у нее такая большая ненависть к свекрови, что «взглядом бы испепелила ее».

Думаю, что описывая эти картины быта, автор приходит к мысли духовная разобщенность между родителями и детьми отравляет каждый день жизни.

Вчитываясь в повесть, я прихожу еще к одному выводу: И. С. Нечуя-Левицкого не интересует этнографическая сторона жизни крестьян. Главным для него является показ конкретных обыденных ситуаций, в которых оказываются змізернілі под влиянием обстоятельств человеческие души.

Среди бытовых ситуаций автор больше внимания уделяет ссоры-драки, каждый из которых имеет свою завязку и свою развязку. Наиболее выразительных ссор, на мой взгляд, в повести три: драка между Кайдашихою и Матреной за мотовило, между Мотрей, с одной стороны, и Мелашкою и Кайдашихою, с другой стороны; драка между двумя семьями, когда они жили уже в разных домах. В этих драках мы узнаем характеры главных персонажей, их этику.

С каждой новой ссорой-дракой все члены семьи Кайдашей упадок морально. Имея в душе добрые начала и намерения, в конце концов они теряют их и уравниваются со всеми. Это прежде всего касается Лаврина и Мелашки.

Как понимать все то, что лежит в основе ссор? Думаю, что И. С. Нечуй-Левицкий эти бесконечные ссоры расценивает как трагический результат разрушения народной морали, народных обычаев и традиций в связи с уничтожением казачества в Украине.

Писатель любит свой народ, свою землю. Он любит своих героев, болеет за них, ему дорога самобытность народа. Ему болит потеряна воля и попрано чувство национального достоинства.

Именно этим можно объяснить особое внимание повістяра изображение традиций и обычаев, духовных порывов. Автор утверждает веру в непобедимость украинских традиций, украинского менталитета. Он верит в то, что придет день, который возродит украинскую духовность и люди будут беречь «соборы своих душ».