Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
«Тени забытых предков»: литературное произведение и его экранизация (Г. Коцюбинский)

Повесть «Тени забытых предков» принадлежит к золотому фонду нашей классики. Это - лебединая песня М. Коцюбинского, зеленая сказка гуцульских гор, в которой он вознесся на верховину слова. И своего, и украинского, и в общем - красного, потому что, читая повесть, иногда ловишь себя на мысли, что лучше, чем здесь, о чем-нибудь сказать нечего, а в частности о Карпаты, гуцулов и их мир - то и подавно.
Каждое действительно значительное явление создает вокруг себя своеобразное силовое поле, продолжает жить в новых формах, жанрах, шедеврах. Именно так произошло и здесь. Одноименный кинофильм С. Параджанова занимает в нашей культуре, пожалуй, не менее почетное место, чем повесть, по мотивам которой он снят. Свидетельство этому - и гран-при на международном фестивале в Аргентине, и большой прокатный успех в Украине и за ее пределами; и это, на мой взгляд, особенно важно, что «Тени...» С. Параджанова, в свою очередь, перевернули новую золотую страницу в истории украинского кинематографа, на которой, кроме С. Параджанова, оставили свои автографы актер И. Миколайчук оператор, затем режиссер Ю. Ильенко, художник Г. Якутович и еще целая плеяда блестящих имен. Их усилиями украинское «поэтическое кино» возобновило свою довженківську силу и заиграло новыми красками.
Недопустимой ошибкой было бы заводить речь о какой-то иерархию ценностей: что лучше - фильм или литературное произведение, по мотивам которого этот фильм снят? Не нужно (как сказал бы Франко) тулить круглое в ровно, потому что эти вещи несопоставимы. В нашем случае имеем дело не просто с экранизацией повести, а с двумя равноценными произведениями на одну тему. С. Параджанов (и его съемочная группа) на языке кинематографа показали то, о чем М. Коцюбинский рассказал с помощью красного слова. Каждый своими средствами, они впитали в красочную непревзойденную плоть - дух Карпат.
Чем так манит каждого, кто попадает на Гуцульщину, эта местность? Да, конечно, красотой природы, экзотическими обычаями и бытом ее жителей, уникальной мифологией.... И все же ограничиться вот таким перечнем чисто внешних черт было бы мало. Она манит своей первозданностью, а также неприкосновенностью. Она до сих пор такая, как была и вся «остальные» земли некогда, в начале мира. Разве же можно сказать, когда происходят события произведения? Сто и тысячу лет назад здесь все было примерно так же, как и в 1911 году, когда в гуцульском селе Криворивня гостил, собирая материал, М. Коцюбинский. «Если бы только Вы знали, какой это удивительный, почти сказочный уголок [...]. Смакую всю наслаждение первоначального жизни», - писал в письме к М. Горького из Криворивни.
Любовь Ивана и Марички - то любовь «в раю». Они не знают, что такое грех, потому что смотрели, что все вокруг них спаривается, и не понимали, почему это у человека - части природы - мало бы быть иначе. Они живут сердцем, а не умом, и сердцем чувствуют, что хорошо, а что плохо, а что - и невозможно. Когда гуцульская Джульетта погибает, гуцульский Ромео обнаруживает, что жить без нее не может. И поэтому он начинает медленно умирать.
Жизнь и смерть, любовь и ненависть - главные, найвизначальніші категории, здесь, в первоначальным мире, переживаются в полной мере, такими, какими они есть на самом деле. Человек «равнинная», «цивилизованная» часто уже и не помнит, что это такое, живя вполсилы, защищаясь от боли и радости «цивилизованными» приспособлениями. Однако ностальгическая тоска по тем первоначальным, истинным все же отзывается где-то в закоулках сердца. И тогда этот человек спешит в Карпаты, чтобы запричаститися духом этой земли, как спешил в 10-х годах XX ст. М. Коцюбинский, а в 60-х - С. Параджанов и еще тысячи и тысячи вечных карпатских паломников, жаждущих причастия от Настоящего.