Ямб (греч. iambos - напасник) - в античной версификации триморна стопа из двух (длинный и короткий) складов, в силабо-тонической системе - двухсоставная стопа с ударением на втором слоге (∪-). В ямбічному стихи ритмический акцент приходится на четные (сильные) склады, хотя возможны пропуски метрических ударений (пірихій), что разнообразит богатство стихотворной ритмомелодики. Редчайшим в украинской поэзии есть одностопний Я.:
Иду посреди поля я,
Иду;
Головушка уже крутится -
Упаду,
Тогда над несется мавонька,
Как сон [...] (В. Полищук).
Не часто случается и двостопний Я. Его примером может служить строфа из поэмы и. Драча "Смерть Шевченко", удлиненная в третьей строке гіперкаталектичною клаузулой:
Вишневый цвет
Из вишневых веток
Вишневый ветер ,
Звіває с вит.
Тристопний Я. также не очень распространен:
Заквіт осенний сумм,
осенний сумм заквіт.
На ресницах я несу
расшитый привет -
и любой принесу,
прохатиму: возьми;
заквіт осенний сум -
заквітнемо и мы (В. Чумак).
Четырехстопный Я., благодаря своей гибкости и емкости, - самый распространенный в украинской поэзии:
Каких еще потерплю кар?
Какими дебрями пойду
Путями из Рима и до Крыма
Под шум и смех янычар? (И. Светличный).
Часто наблюдается п'ятистопний Я.:
Горячий день - и вдруг поспеет рожь
И доп'яніють отяжелевшие грозди.
Он еще неведомый, еще непережитий,
Единственный день моей жизни корона (Елена Телига).
Шестистопний Я., что за количеством слогов соответствует александрийском віршеві, был любимым размером киевских "неоклассиков", прежде всего м. зерова, хотя к нему обращались и другие авторы, в частности Б.-І.Антонич:
Антоныч был хрущем и жил некогда не вишнях,
на вишнях тех, что их воспевал Шевченко [...].
Семистопний Я. наблюдается среди вольных ямбов: Сдвигаются все грізніше черно сизые облака...
Становится на всей земле слишком душно, темно; тяжело, томно...
...И тоскливо
В мінливім молний красном мигании [...] (А. Сказка).
Восьмистопний Я. - крайний, помежовий в современной ритмо-метрической системе:
Струится гимн растений, зовут о стремительность роста,
и сердцу, как по седьмой рюмке, невисловно пьяняще.
Отбуду уже. Здесь был я только случайным гостем.
В других зрение буду молиться и ждать других ранцев
(Б.-І.Антонич).
В Элладе Я. называли шуточные стихи, которые использовались под аккомпанемент музыкального инструмента - ямбіке. Впоследствии Я. означает любое сатирическое произведение, написанное ямбічним размером. Позже Я. постепенно исполнялись жанровым содержанием, что в украинской поэзии показали сборки С.гординского "Слова на камнях. Римские ямбы" (1937), М. Бажана "Ямбы" (1940). Я. употребляется и в форме свободного стиха как свободный Я. при разном количестве стоп в віршовому строке и астрофічній строении, сохраняя традиционное рифмовки. Чаще всего такой Я. практикуется в жанре басни и поэтому называется байковым стихом. Я. используется и при отсутствии рифмовки в пределах строфы, собственно, в белых стихах:
[...] Когда вдруг мне в чужом краю
не хватит на дыхание Украины,
когда среди небес и океанов
не удержат меня серебристые крылья, -
останется горячий пепел предков,
и я развеюсь над широким миром
живучими пылинками землицы -
той, в которой корни хлеба,
той, в которой мои корни (П. Перебейнос).
|
|