Статья
Жизненный и творческий путь Тараса Мельничука
Легко видеть в далеких личностях гениев, особенно, если они жили несколько веков назад. И трудно видеть гениев среди своих ровесников, среди своих современников.
Так и блуждают непризнанные гении этим миром пока не умрут, пока кто вдруг не воскликнет: - А потому что это был великий человек!
Жизнь Тараса Мельничука - человека-загадки - именно такое. Непризнанный как следует при жизни, затравленный советским бытом и сіромахами, он слонялся по этой жизни, находя убежище только в писании поэзии.
Да, сейчас он более известный и прославленный чем прежде, но это искреннее человеческое отношение современников, не очередная игра человеческой шаблонности поклоняться тем, кого забывали при жизни...
Мельничук Тарас Юрьевич родился 20 августа 1939 г. в селе Уторопы Косовского р-ну. Правда, еще и до сих пор идут споры по поводу точного года рождения поэта.
После окончания десятилетки работал корректором районной газеты "Советская Гуцульщина", далее - в Коми АССР лесорубом, валовідбійником на Донбассе, служил в рядах советской армии.
1958 г. вступает в Черновицкого госуниверситета. На 3-м курсе бросил учебу, едет по комсомольской путевке на строительство Криворожского горно-обогатительного комбината, далее - на протяжении двух лет работает плотником на стройках Красноярского края.
1964 г. вновь возобновляется в университете, из которого через полтора года за вольнодумство отчисляют.
После этого работает в редакциях районных газет Глубокой, Хотина, Косово, Верховины, Ивано-Франковска.
в 1967 году в издательстве "Карпаты" выходит первый сборник стихов "Несімо любовь планете". В 1967 году поступает на заочное отделение Московского литературного института. Сдает рукопись сборника стихов "Чага" в издательство "Карпаты" и "Советский писатель", что стало причиной его ареста 24 января 1972 года во время массового заключения украинской интеллигенции.
Отбывал наказание в Пермских лагерях, откуда вышел на свободу в марте 1975 года. Находится под наблюдением органов безопасности.
В апреле 1979 года за "оказание сопротивления сотруднику милиции", а на самом деле за антисоветскую деятельность арестован на несколько лет.
Далее - несколько лет административного надзора, скитания в поисках работы. 1982 года в Торонто выходит сборник стихов "Из-за решетки". 1990 года - "Строфы из Голгофы" (Великобритания) и "Князь росы" (Киев, издательство "Молодь").
За нигу "Князь росы" в 1992 году удостоен Государственной премии Украины имени Т.г.шевченко. Сборник стихов "Чага" - увидела свет в Коломыйской типографии ім.Шухевича 1994 года благодаря ее директору Михаилу Андрусяку.
Главные поэзии и сборки Т.Мельничука идут в следующей последовательности: "Несімо любовь планете" (1967), "Из-за решетки" (1982, США), "Князь росы" (1990), "Строфы с Голгофы" (1990, Великобритания), "Чага" (1994), подборки стихов в журнале "Днепр", "Украина", "Октябрь", в коллективном сборнике "Яворове листья".
В июле 1990 г. Тарас Мельничук - лауреат премии имени в. Сосюры за подборку поэзии в газете "Литературная Украина". А в марте следующего года он стал членом Союза писателей Украины.
в 1967 году в издательстве "Карпаты" выходит первый сборник стихов "Несімо любовь планете". В 1967 году поступает на заочное отделение Московского литературного института. Сдает рукопись сборника стихов "Чага".
Счастливый грусть окутывает, вот уже с 29 марта 1995 года нет с нами автора талантливых поэтических книг.
Примечательно, что на 1-м творческом вечере Тараса Мельничука., по инициативе нашей писательской организации и Ивано-Франковского культурно-научного общества "Движение" состоялся 21 октября 1991 г. Зал поддержал предложение одобрительными аплодисментами.
6 ноября 1991 г. члены бюро Ивано-Франковской областной организации СПУ провели заседание и выдвинули Тараса Мельничука на соискание Шевченковской премии именно за книгу поэзии "Князь росы".
Во время обмена мнения выступающие сходились на том, что оригинальный талант Тараса Мельничука - неповторимое явление в нашей литературе. И он сделал бы честь любой из европейских литератур. Это фигура действительно самобытная и выдающаяся.
Однако горькая судьба не позволила Тарасу Мельничуку полностью раскрыться, реализоваться, даже оставить для будущих поколений весь творческий достояние. Немало своих произведений, дневниковых записей поэт не вывез из неволи, много забрали при обыске. А еще доведенный до отчаяния поэт и сам сжигал свои произведения, в частности в протоколе допроса от 3 июля 1972 года является объяснение причин сожжения в ноябре 1971 второго экземпляра сборника стихов "Чага" разных стихотворений из цикла "Чудо сын".
24 января 1972 года арестован и обвинен в том, что "...в течение 1965-71 г. изготовлял, хранил и распространял в устной и письменной форме стихотворные произведения, в которых сводил злостную клевету на советский государственный и общественный строй, призывал к борьбе против советской власти. Вещественные доказательства - сборник стихов "Чага".
В Союз писателей Украины вступил 1990 года.
Тарасу Мельничуку пришлось пережить еще и второго февраля ареста и заключения. И вот известие из стольного Киева в марте 1992 г.: лауреатом Государственной премии Украины имени Т.шевченко стал Тарас Мельничук за сборник поэзии "Князь росы". Это вторая после двадцати двухлетнего перерыва сборник автора.
В застойные семидесятые годы судьба этого талантливого поэта сложилась драматично. Своими честными строками Тарас Мельничук уже тогда приближал перестройку. Его стихи вобрали в себя и мужественную высоту Карпатских гор и свободный дух восточно-украинских полей. Последние годы прожил в Коломые. Скончался 29 марта 1995 года. Похоронен на месте бывшего родного подворья в Уторопах.
По мнению многих литературоведов, сложный поэтический мир Т.Мельничука найавтентичніше передает одна книга - "Князь росы", которое надлежащим образом отредактировал и издал І.Малкович в 1990 г. в Киеве, а в 1992 г. Она была отмечена Государственной (Национальной) премией Украины имени Т.г.шевченко. Эта сборка - поетове самовыражения, многогранное, полное выявление уже сформированного устойчивого мировоззрения, отточенного слова художника. "Сердце же - ствердло", - так сказал о себе во втором поэтическом сборнике "Князь росы" , которую издал на склоне лет. Унаследованная поэтом от исторического национального опыта своего оду и народа ("землю отцов положил мне Бог на сердце") мировоззренческая позиция, к тому же обогащенная практикой личностного понимания собственного "Я" в неспокойном мире ("и свободным состояния, опершись на свой меч"), выражает одну из главных предпосылок эстетически-философского направления его поэзии. Каждая строка "Князя росы" призывает к национального самосознания в безнастанному временном движении, к самопожертвованию во имя своего народа:
болит меня судьба от дома до Дона бессмертие болит и слеза и гроздья соборов и сто тысяч заборов - и безлиственная как воля лоза.
Поэт строит свой суверенный пространство в контексте самых неожиданных морально-этических ориентиров ("тихо воют комнаты // на решетке / горицвет звезд в синем горшке / несет ангелам борщику / а час час хочет спать / свари мне вкраїноньку мать / зрубай мне головушку кате").
Эта невероятность, нереальности высказывания является одним из самых характерных признаков художественного стиля Т.Мельничука, более того - формулой его души, открытой для всех, пульсирующей ритмом своего времени.
В сборнике "Князь росы" поэт попытался форму свободного стиха, и показал свое совершенное умение в таком стихосложении. Здесь стоит отметить, что тогда в украинской поэзии существовали лишь определенные попытки такого стихосложения. Однако, совершенная форма верлібра, которую удалось покорить поэту, долгое время не принималась им во внимание, не становилась доминирующей в его стихах. Для верлібрових произведений сборника характерны: ритмическая вивільненість, разнообразное интонационная варьирования, сложная система ритмических окончаний, взаимосвязь и взаимозависимость метрико-ритмических рядов между собой.
Свободный стих Т.Мельничука отмечается введением дополнительных словесных акцентов в пределах одного метрико-ритмического ряда и связано с этим членения данного ряда. Как правило, в этих стихах не употребляется знаки препинания, каждое слово (иногда соединение двух-трех полнозначных слов) записывается с нового ряда. Поэзия делится на отдельные части, количество строк в которых может колебаться от одного до пяти-шести. Иногда в стихах присутствует рифма, и что более характерно для содержательной конструкции - поэт рифмует слова для достижения эффекта родства:
... вертит царь железный кружочек а в кружочки дребезжат жальця ужалит жальце в ресницу и мамино сердце скаменіє и мамина голова ляжет на слізку в гроб а заберите выцветшего царя пусть я засну.
Как видим, здесь объединяются слова "кружок" - "жальце", "вею - скаменіє", "гроб - засну". Рассмотрев семантическую нагрузку каждого из слов пары, замечаем некоторую общность их содержательных линий. Так, в частности, символика слова "гроб" (или другое более выразительнее - "гроб") - приют вечного сна, покоя; оно рифмуется с соответ "засну", что так же предполагает покой, но не вечный, на определенное время. Подобное переплетение семантического поля и в слов "вею - скаменіє". Почему именно в ресничку "ужалит жальце"? Проходят ассоциации с невзвешенными действиями маленького ребенка ("вертит царь железный кружочек"), которая по своей бессознательности попадает предметами в глаза. Образ ребенка-царя подчеркивается и словом "мама" и характеристиками в отношении этого персонажа ("мамино сердце скаменіє", "мамина голова ляжет на слізку в гроб"), которые указывают на сожаление, отчаяние за поступки сына.
Интонационные вскрытия нарушают обычный способ мышления, вичленовуючи отдельные слова или соединения слов, акцентируют внимание читателя на каждом из слов, подчеркивают поэтическое высказывание:
мертвые я тоже буду мертв
берусь по тому что куда не пойду не могу найти своего дома.
В этой поэзии каждое отдельное слово, высказывание формируют определенное мнение, как и отличная от других, но в то же время тесно связана с ними. Такое постепенное интонационная членения приводит к тому, что выделенное слово (или соединение слов) становится первичной ритмической единицей, приобретает синтагматичну самостоятельность.
Отсутствие разделительных знаков, интонационные паузы (поэт выделяет их графически - интервалами), выделяют слова, как понятия, символы, которые несут идейную нагрузку, делают их высвободившимися от синтаксической зависимости (когда значение слов подчиняются, стоят во взаимозависимости). Можем сказать, что семантические связи в таких стихах преобладают над синтаксическими.
Синтаксический параллелизм, анафоры (словесная и звуковая), повторы притягивают части позії друг к другу, но вместе с тем каждая из них сохраняет свою индивидуальность:
Нельзя руту Корнем перевернуть До солнца.
Потому рута не может Цвести и не гнутись В чужом городце. В чужом городце, В чужом окошке Рута, ой рута - Как соль в глазу.
Первый и второй строка стихотворения рифмуются между собой, а третий рифмой творит семантическое единство с третьей строкой второй строфы (первые две строки неримовані). Но, несмотря на такую объединяющую структуру поэзии, первая и вторая строфы остаются самостоятельными, каждая из них является носителем отдельной мысли, сродной с идейным замыслом. Наиболее акцентированные слова "в чужом" (автор творит анафористичні повторы для их выделения), они входят в сложную систему образов стихотворения: неволя, потеряна дом ("чужом окошке"), забытая, переиначенная история, культура ("руту корнем перевернуть"). Результатом сопоставления таких словесных соединений является синтаксический параллелизм. Интересно сравнить лексико-семантическую природу этих сочетаний, ведь каждая, фактически, варьирует ту же мысль. Только на другой ступени. В третьей строфе заметное влияние фольклора: "рута, ой рута, - как соль в глазу" (есть сходство, имеется в виду устоявшиеся сравнения, возглас "ой", с народными песнями).
Рассмотрим еще одну поэзию с характерной ритмической структурой, с системой последовательных взаимосвязей:
при чертям при чужой чужбине при красной зорині за воротеньками
калина стала а там сидит смутонько
как батенька а смертонька как матушка.
Здесь имеем еще и кружево звуковых повторов - ласкательные суффиксы в словах "воротеньками", "смутонько", "батенька", "смертонька", "матушка". А первые три строки стихотворения эмоционально объединяет, подчеркивает синтаксический параллелизм. Символические образы калины, смутонька-батенька и смертоньки-матери усугубляют картину чужбины, вызываются к тоскливые настроений через потерю родного дома, близких людей, природы Украины, которая является самой милой для глаз лирического героя.
Проблема добра и зла, боль вызвана уничтожением семейного дома, ощущение общности судьбы народа с судьбой художника являются определяющими для многих произведений "Князь росы". В стихах таится надежда, что зло не будет иметь будущего, потому что не может быть человек "вечным самоубийцей" и носить при себе "ключи от смерти". В конце концов она должна выжать из себя раба, возродить свое человеческое естество:
и ниц падут и люди и косы перед ромашкой: - Прости! и точат зубы желтые осы и золотые свои хвосты
девушки звонят юбками тыква ногами топчет рінь
и над вечерними жнецами
потеют телом комары.
В поэзии чувствуется влияние Шевченко, а именно его стихотворение "Садок вишневий коло хати". Здесь есть и девушки, и жнецы, но вместо хрущей странным образом всплывают комары, которые "потеют телом", а Украина предстает не в вишневых садах, но подчиненной ромашке "в белом венке". Странное сочетание большого с малым довольно часто встречается в стихах Т.Мельничука: "прикуте небо", "прикованный к галерам Днепр", "запеченные полотенца", "земля коленях до забора", "синее море, которое сквозь лодку вытекает". Интересный прием ("плен" большого тела малым) создает образ движения, который имеет внутренние преграды, природные явления здесь персонифицируются и воспринимаются "технологически неразвитой сообществом". Такая же идея в стихотворении "травы прочно // прикованы ногами // до галеры степи" (См.: "я князь росы..."). Символический образ травы объединяется поэтом с судьбой людей, порабощенных на своей земле, которые, однако не трогаются (отрываются) от назначенного им места.
Стоит сказать, что Т.Мельничук подпадал под влияние Шевченкового гения, в нем находит спасение от творческого истощения. Ведь это последнее призвание (стихосложение) причиняло немало хлопот Тарасу. В одном из своих интервью он упоминал, что при написание сочинений чувствовал себя на грани человеческой силы, а потом "... крайне был измучен, если бы переспал три раза с какой-то женщиной". И тут появляется спасение - дух Кобзаря, который проникает в понимание мира, мышление, чувства Т.Мельничука, творит новую грань его поэтической индивидуальности. Из автобиографических заметок эта история известна нам довольно подробно. Поэт рассказывает: "И вдруг - Тарас. Во сне или среди бела дня - уже не помню. Знаю хорошо, что не появился, а говорит: «Ты должен остаться! Ибо призван сделать еще не сделано - спасти Украину. Я - это ты...» Где-то в таком плане, понимаешь?.. Как меня закрутило! Я же перед тем большие годы кружил вокруг его стихов". Можем говорить о родстве судьбы обоих поэтов, которым пришлось терпеть муки ссылок, преследований, непонимание мира за Слово, за правду. Как уже упоминалось, Т.Мельничук отсидел за решеткой два раза (почти 6 лет жизни). Этот период обусловил тематику "невольничої музы". Некоторые исследователи считают, что без тюремных переживаний не было бы его поэзии. Суровая действительность создала полигоны отчуждения для талантливых, интеллигентных людей, которые не хотели мириться с ней, а выдвигали, держались за свои гуманистические идеалы:
учусь в лагере играть на бандуре
думаю себе пока я в лагере то пусть хоть научусь играть на бандуре
и учусь учусь а то у меня ничего не получается:
струны из-под пальцев бегут на Украину.
Такой сильный, буквально взрывной аккорд детонирует в нашем сознании с невероятной силой, вырывает из глубины исторической памяти печальные аналогии с судьбой многих страдальцев нашей литературы и культуры.
Т.Мельничука никогда не покидало желание видеть, изучать, наблюдать этот противоречивый мир и себя в нем. Каждое его слово содержит в себе мысль, связанную с реалиями мира, возвышенную до символа, наделенного особой экспрессией:
тонконогий снег - снова здоров
уста пушки - бесстыдные
и стон таскает за косы землю
минуту нарядили в красное.
Символика слова "снег" имеет семантическое родство со словами "вода", "роса"; та же характерная черта Т.Мельничука - одухотворение природы (снег "тонконогий", "здоровый" - признаки, которые присущи в основном человеку), предметов (пушка имеет бесстыдные уста), явлений (стон, который "таскает за косы...", и кого - землю). Создается картина убийства, полна человеческими страданиями, ожиданием с надеждой на спасение или же на смерть. Строки поэзии кажутся бредом сумасшедшего, никак не связанные с реальностью. Здесь речь идет об уничтожении людей, наций. Поэтому как можно о таком рассказывать, сохраняя здравый смысл, логические рассуждения, высказывания? Это был бы рассказ не очевидца, человека, который испытала притеснения системы, в конце концов, не любящего сына, это были бы строки не Т.Мельничука.
Т.Мельничук - поэт с ярким, самобытным и щедрым дарованием. Он создал неповторимый и жизнеутверждающий мир со своим способом мышления и чувства.
А вместе с тем - человек розкованої, свободной нрава твердого гуцульского духа ("Срубят - Пусти новое корни, чтобы не знали когда ты успел") и, безусловно, драматично судьбы.
Тернистый путь также судился многим его стихам, рукописям... Сколько их, исписанных плотным живописным почерком, рассеяно между людьми, а сколько превратилось в муках на черный пепел...
Под пером Т.Мельничука утверджувалося свободное и своеобразное украинское слово, искренняя любовь к Украине, страстное стремление к неуярмленого жизни на предківській земли. Поэт унаследовал свободный дух запорожских казаков, который не дает стать рабом. Ростки этой свободолюбия довольно заметно пробились в художественном слове первой книги Тараса "Несімо любовь планете" (1967). Ее выход в свет как раз пришелся на период бешеного разгула реакции, когда имя Симоненко изымалось из литературного реестра. Да и только Симоненко. О Лине Костенко вообще было запрещено упоминать, а для мировой общественности коммунистические идеологи придумали сказочку про счастливую беззаботную жизнь человечества страны Советов, и такие как Тарас Мельничук только клевещут на "советскую действительность".
Да и напечатана в 1982 г. украинцами Канады в издательстве "Смолоскип" книга Т.Мельничука "Из-за решетки", попала в Украину только в начале 90-х. Поэтический сборник "Чаґа" было конфисковано во время ареста поэта 1967 г. А было еще рукописей на которых 20 сборников, их хранили отважные потовые друзья. Свез их Тарас в Уторопы в 1990-м и мечтал благоустроить и сдать в печать, и не суждено.
Но по сборникам, которые остались после поэта (кроме уже упомянутых, это еще и "Князь росы" (1990) и "Строфы с Голгофы" (1990)), за рукописями произведений, которые печатались в периодике (своеобразные подборки стихов в журналах "Днепр", "Украина", "Октябрь" (теперь "Колокол"), газете "Литературная Украина", коллективном сборнике "Яворове листья" и др.) мы, читатели, становимся свидетелями отчаянного прорыва на то время сквозь зарешеченные горизонте, окутаны проволокой пути...
Весной 1992 года Т.Мельничук стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т.г.шевченко за сборник стихов "Князь росы". А в июле этого же года за подборку стихов в газете "Литературная Украина" был удостоен премии имени в. Сосюры и принят в ряды Ивано-Франковской Союза писателей Украины.
Поэту, к сожалению, не пришлось полностью раскрыться, реализоваться и даже оставить для будущих поколений весь творческий достояние. Немало стихов дневниковых записей Т.Мельничук не вывез из неволи, потерял при обысках.
Доведенный до отчаяния, поэт и сам сжигал свои произведения. В частности, в протоколе допроса от 3 июля 1972 года является объяснение причин сожжения в ноябре 1971 года второго экземпляра сборника стихов "Чаґа", разных стихотворений из циклов "Золотой Козелец", "Девясил". Далее сжег еще и другие стихи, в основном - разные сонеты. Названы причины: "Сжег после того, как со мной была проведена беседа в обкоме партии. Было плохое настроение и я решил вообще покончить с писанием стихов". Комментарии, понятное дело, здесь лишние.
Тарасова поэзия содержит в себе животворную энергию, малый космос его большой души. Сам поэтический процесс Т.Мельничук сравнивал до изгнания - лету из-под ног птицы или гуркотливого скатывание камня с горы, середина которого должна быть величиной в язык. Очевидно, что под действием инерции размах, силу которого остановить невозможно, это сокращение нередко приводило к потере выразительности образов. А это иногда допускало глубокий семантический "провал" наружу создавая впечатление ілюзіоністського притворства. Таким образом немалый объем написанного может содержать в себе постоянно повторяющиеся два-три слова, а само произведение может заканчиваться нарастающими потоками непонятной языка или невероятным насилием.
Поэзию Т.Мельничук писал "запоем" и "боялся захлиснутися ней" [24;30]. Одержимый его поэтической энергией, "потрясен его невменяемыми метафорами", И.калинец написал некоторые стихотворения, в частности лирический цикл (с посвящением Т.Мельничукові) "Рождественское алогійне" [24;32].
Концентрационный режим только блокировал поэтическую волю художника окончательным противником которой могла быть Смерть. Его пугал только пустое пространство между Словом и Смертью, это неоднократно рассказывал в очерках автобиографического эссе.
Для понимания поэтической индивидуальности стоит рассмотреть факторы сознательного и подсознательного в творческом мышлении Т.Мельничука. В публикациях неоднократно упоминаются утомительные сны, которые мучили поэта почти каждую ночь с доминирующим образом навозной жижи, в которой в предсмертном экстазе под давлением Незнакомца болталась его голова... Мотивы отчужденности, страха, нереализованной попытки соединиться с Женщиной которые бередили душу Тараса, с отчаянием выливались в стихотворные строки; их можно было бы назвать вписанными в произведение сигналами ужасающей действительности. Отверженность была предвиденная ему еще перед рождением "... уже тогда, в 39-м, меня, младенца, мать спеленала в звериный страх, в человеческую кровавую резню и пожар" [29;73]. Здесь становится ясно, что жизнь уже изначально достигло опасности, которая не может быть совместима с фикцией сознания. Подсознание имела проявление в снах. Поэту внутренние переживания нависшей опасности, выливались в жуткие сновидения, ночной бред, из которых, как говорил Т.Мельничук, "сам Франциско Гойя изобразил бы лучшие свои полотна".
Интересными являются рассуждения Франко по поводу участия подсознания в создании художественного мышления. Он разграничивает "верхнее" сознание, которая самостоятельно творить не может и "нижнюю", которая, если ее всколыхнуть (муки творчества), освобождается на время от непосредственного контроля мысли и начинает продуцировать автоматически, открывает свои несметные богатства, из которых фантазия художника строит свой собственный мир, похожий и непохожий на тот, в котором мы живем.
Сам Тарас Мельничук по этому поводу давал советы молодым поэтам: "Если вы, ребята, к Слову проберетесь и оно пойдет вам навстречу - тогда вы непобедимы. Слово - то Бог. Оно - живое, оно - воля! В каждом нашем слове затаился Господь или его сподвижники. А Иисус - в сердце. Поэтому если ты через Слово не связался с какими-то высшими мирами - злізай с телеги. Притом Слово это должно стать и оставаться только твоим. Второй даст другое Слово. А ты дай это! Это!..".
Франко указывал на сходство поэзии и сновидений, замечал характерны общие для них признаки: предметность и яркость образов, аналитический характер изображения (образы развиваются во времени), легкость ассоциаций. Особенно важным признаком является символизация понятий. "Поэтическая так же, как и сонная фантазия на любит абстрактов и общим местам и с удовольствием транспонируют их на язык конкретных образов". Часто эти образы чрезвычайно далеко стоят от тех абстрактных понятий, которые они символизируют. Поэтическая фантазия, используя воспоминания, что их сохраняет "нижняя" сознание, строит свой особый мир. Этот мир живет по законам действительности, которую отражает, и в то же время по своим внутренним законом - законом высокого преобразования жизни, домыслу, если хотите - "мифа".
Какой бы не была поэтическое воображение, она ограничена опытом, записями памяти и в значительной степени зависит от способности второй раз пережить все пережитое. Эта способность присуща каждому человеку, в творческой деятельности приобретает совершенно особых форм, является психическим состоянием, которое сопровождает репродуктивное переживания и называется вдохновением.
В художественном воспроизведении пережитого огромную роль играет ассоциация, она заступает подробные и громоздкие описания. Рождается ряд новых эстетических средств, основа которых - пропуск, который заполняет ассоциация.
Здесь стоит сказать о ассоциации, символы, образы, поскольку считаем эти понятия очень характерными и важными для раскрытия поэтического мира Тараса Мельничука. В его стихах живут и развиваются образы росы (символ очищения, правдивости), гор (родная земля, твердыня, которая является опорой в трудные минуты), птичек (олицетворение стремительности, страстей), трав и цветов (все живет, имеет душу и дорогое до бесконечности). Поэт говорил, что в росе, словно в капле, происходит весь мир, наши чувства, наши мысли, наши страдания. Она - лечебная купель на рассвете, что исцеляет от экземы и псориаза. Образ росы в стихах Т.Мельничука появляется в разных ипостасях; но повсюду содержит основную символику - чистота, исцеление.
Так, в поэзии "раскрой свое лоно..." проходит ассоциация росы с девушкой, которая "пела на гитаре":
. . . он первую попавшуюся звезду целовал и она страдала ибо не было у них детей лишь роса пела на гитаре
и гнались юноши за девушками как лошади что смеются...
Несохраненная добродетель, которая становится причиной бесплодия, отчаяния мужчины и женщины - это мотив, который удачно відлунюється одним символическим строкой: "лишь роса пела на гитаре". Уже говорилось о том, что образы поэта сквозные, то есть объединяют стихи в единое целое, отражаясь в них какой-то одной деталью, чертой, гранею из множества других. Как вот в стихотворении "сидит дождик..." тот самый образ росы, но уже несет другое идейную нагрузку, для этого открыв другую свою содержательную сторону:
сидит дождик в рощи рощи и росу делает крап-крап крап-крап Которое тебе росо дать сердце Чтобы не разорвалось а дай мне сердце зеленый как калина а дай мне сердце сладкое как Украина.
Как видим, здесь упоминавшийся образ ассоциируется с новой жизнью, появлением маленького существа, которому душу, сердце дается с неба. По верованиям наших предков вода имеет способность запоминать информацию, возможно, где-то отсюда автор берет идейное воодушевление для последней строфы стихотворения: сердце наполненное любовью к Украине, ее красоты будет иметь силу снести, стерпеть, пережить судьбу, предназначенную ему и украинской нации.
Та же девственная чистота непорочность раскрывается с помощью символики образа росы в поэзии "присядь зайке...":
присядь зайке у земляники черлена же аж лапку печет ты все же мужчина хоть и косить не умеешь
а трава под росой а трава под косой так же девушка.
Здесь развивается еще одна смысловая линия этого образа - "трава под росой... потому же девушка" - обычаи, устоявшиеся соображения людей по девственности, невинности переносятся в среду, сферу существования природы. Действующие лица стихотворения - зайчик и земляника, трава, которая "под росой", река, которая "давно уже замужем". Поэт одухотворяет природные явления, животных, предоставляя им специфических человеческих черт. Стихотворение имеет в связи с этим настроения увлечение прошлым, обрядами, верованиями и традициями своего народа.
А вот в поэзии "Задзвони мне, росо, на сенокосе..." образ росы символизирует утешение й уже можем подчеркнуть, что как и во многих других произведениях, здесь он употребляется в сочетании со словом "сенокос" (раньше были "трава", "коса"), которое содержит в себе мифологический код смерти (вспомним хотя бы образ Смерти с косой в вертепе). Рассматриваемый стих содержит развернутые страницы истории: уничтожение людей, которые не хотели повиноваться, не желали забыть свои традиции, язык, мечтали сохранить приобретенное прадедами для внуков. Уже первая строка стихотворения работает на раскрытие идейного замысла и звон росы - информация, воспоминания, история, которая содержится в правдивых каплям живительной воды.
Самобытность мира художественных образов Т.Мельничука определяется в известной мере и присущим гуцульской мифологии анимизмом всего сущего в природе. Не здесь ли источник любимого художником художественного приема - одухотворение природы, персонификация и ее явлений. Всю жизнь гуцула - от колыбели до гроба - крепко переплетено с жизнью окружающей среды. Тем-то и в стихах Тараса природа никогда не остается равнодушной к человеческой печали, радости, горя или счастья. Лиризм его укоренен в гармонии внутреннего мира героев и окружающей среды. Как вот в поэзии "а еще травы мои не скошены..." духовное состояние, самочувствие, жизнеутверждающие настроения персонажа передаются природными явлениями, признаками:
А еще травы мои не скошенные И дороги в клубок не смотанные, И земля, как свадебное приглашение - С пшеницевою позолотой. Над моими скрипками манливими Еще смычковые покручувать усы. Под моими хмельными калинами
Еще девушкам терять бусы.
По одухотворение природы, неодушевленных предметов, стоит заметить, что этот прием автор использует и для построения нового желанного мира:
. . . а на столе хлеб в кружевном рубашке
и под крышей ласточка строит себе маленькую Украину.
В этом мире действуют человеческие законы, однако здесь они воспринимаются отстраненно, поэтому удивляют, смущают, становятся непонятными, а некоторые - вообще не поддаются логическому осмыслению, как-вот в следующей поэзии:
топор птицей поклонилась
топор на маленькое деревце помолилась помоги боже.
Уже кое-что было сказано об образе птицы в стихах Т.Мельничука, здесь мы можем заметить новую смысловую линию - беспрерывность, скорость. Топор и птицы - два, кажется, несовместимые понятия, почему же автор ставит их в один ряд как сравнение? Почему топор (орудие казни, убийства) приобретает человеческие черты, душу, ведь получает умение молиться, просить чего-то (получать энергетику) от созданного божества? И для чего - для казни, убийства. Можно было отчетливее раскрыть суть человеческой жизни, жестоких взаимоотношений, когда на трупах строятся государства-захватчики?
Здесь стоит рассмотреть взгляды автора на Бога, верования. В анализируемом стихотворении воссоздан реликтовые верования нашего народа: перед началом нового дела - просить помощи у Творца. Но есть и другие грани этого образа в Т.Мельничука:
Я верю сегодня в Бога, В огнистых бога любви, Горькой, как соль. Тот бог по ранней росе Ко мне прибежал, Но не помог - Не смог. Бог любви, Со мной будь, Только не нашептывай: "Забудь... Забудь!.." .
Итак, вера поэта является непостоянной. Это подчеркивается словом "сегодня". В стихе из общего понятия о Боге выделяется давньоязичницькі верования, которые создают в воображении образ бога любви "горькой, как соль". Такие характеристики обусловлены опытом жизни, отношений с Женщиной.
Для стихов Т.Мельничука является типичной появление образа Женщины в разных ее ипостасях. Уже исследовался образ матери "канібалістської" ("Вы шли на меня..." - "вы шли..."), что является воплощением архетипного Ужаса (ее лицо утратило черты специфически индивидуальной обособленности, оно кровоточит, становится сплошным кровавым пятном) [29;73]. Кроме таких трактовок Женщина является в стихах Т.Мельничука и в эротических видениях:
Белые руки - Тихие муки, Ноченята ресниц Ты говорила, Ты умоляла: "Не смей..." Ты не знала, Не думала, Что так хорошо вдвоем: Ночь смеялась, Ночь рыдала, И был теплый мох.
Отдельные штрихи, детали вырисовывают образ милой женщины, любовницы, которую соблазняет лирический герой. Или же дальше имеем Женщину-мать, которая становится убийцей своего "первозачаття":
Первозачаття В себе убила Как будто отрезала руки Отрезала крылья.
Грех, совершенный нереализованной матерью сравнивается с отрезанными крыльями, втятими руками. Здесь возникают ассоциации с образом птицы, для которой потеря крыльев - безсмысленно, нереальность жизни, существования. Видения женщины, ее привлекательность, возникают у поэта даже относительно подводного мира:
Краткая добродетель платьев, Юпок девственность накалена. В море крабы спят С нимфами на пару.
Как видим, метафорами "добродетель платьев" и "юпок добродетель" и человеческими качествами, которые приписываются морским жителям ("крабы спят с нимфами на пару"), автор создает образы женщин-соблазнительниц.
В Т.Мельничука превалирует в стихах трагизм, но это светлый трагизм, что нас поднимает, окрыляет. Художник стремится, чтобы его воспринимали поэзию не как биографию, а только как поэзию. Он был слишком свободный - творил вне этого мира, совсем не работал на биографию. С его страдания, великого неизмеримой боли родилась настоящая поэзия.
А вот что говорит сам Тарас Мельничук в одном из интервью украинскому телевидению: "Поэзия для меня - все. Во всем живет поэзия - только надо увидеть, услышать ее звуки, связаться с ней. Поэзия - это та энергия, энергия, я бы сказал, где всего человечества... это что-то такое глобальное и вместе с тем это Человек, это Я".
Поэт, который ничего не знал и даже не подозревал, что в стране есть политзаключенные, признается о своем пути в литературу и как власть поиздевались над ним: "Арестовали меня 24 января 1972 года. В ходе следствия обвинение было... статья 62. Это - антисоветская агитация и пропаганда с целью подрыва, свержение советской власти. В чем же это свержение, что я так глубоко підкопав под советскую власть, свергнуть мог ее, такую мощную, которая была подперта тысячами танков, ракет, миноносцев?... а это было - стихи. Одним словом, обвинили за поэзию, за слово. За родное слово...".
Т.Мельничук всегда высказывался остро и категорично, резко и откровенно. От первой своей поэзии он уже принадлежал временные, литературе, поскольку материалом для творчества были сложные перипетии собственной жизни.
Его стихи - это и глубокое раскрытие движения репрессивной машины, которая не останавливалась перед уничтожением людей физически и морально. Многие попав в ее мельничное колесо, канули в безвестность, а еще больше - головешки и томились в сырых, тюремных камерах, ожидая изнурительные допросы, и не каждому удавалось выстоять и не предать друзей, родных, самого себя...
Т.Мельничук писал ночами по десять-двенадцать и более стихов. Будучи за решеткой, просил не кусок колбасы, пачку сигарет, а зеленой травы, зеленых листьев, потому что там вокруг все серое: и стены, и одежда, и лицо... Уже в этих деталях излучаемого света душа поэта, который справедливо отмечал: "Слово должно быть озарено лишь духом святым! Для этого, правда, и душу надо держать святой. Хотя бы на часа письма... Тогда начнут отворятися миры... До того они всегда заперты".
Кое-кто разделяет его лирику на интеллектуальную, эмоциональную, интуитивную (в зависимости от особенностей ее восприятия). Интуитивную поэзию Тараса почти невозможно объяснить логически, она поражает неожиданной метафорой настолько сильно, что долго не можешь прийти в себя:
на рассвете осудили росу на смерть и повесили на траве.
Поистине чувствуешь себя на грани безумия, углубившись в такие строки.
Для осмысления мировоззренческих позиций поэта еще раз вернемся к трактовке понятий Веры, Надежды и Любви в его жизни. Эти три звезды были ведущими в творчестве Т.Мельничука, водили его по тяжелым скрижалях жизни, давали вдохновение к чему-то высокому и знаменитого.
Чуйте не истязайте Я двигаю крест ризы мои Потерял всевышний в тундре ризы воскреснут ибо Христос воскрес.
Поэт чувствовал свою миссию проводника, проповедника слова свободы, времени, бытия, знал, что слова его будут воскрешены и відізвуться невгасимими чувствами в душах сліпців смиренного народа, хоть и с опозданием:
Воскресение пришло из опозданием Во время такой без цели воскресают И пусть. Убиваю безверие песней Верю только в чувств незгасання..
В основе понятия и осмысления Веры Поэтом - раздвоение, которое было присуще ему на протяжении всей жизни: с одной стороны стремление подняться на вершины духовного постижения мира, а с другой - быть человеком с его материальными ежедневными реалиями. (Имеется в виду стремление зажечь семейный очаг: создать крепкую семью, воспитать детей).
Вера помогала Поэту создать себе определенный и доступный только ему Мир, в котором он сажает свой Сад, в котором есть все, чего так не хватало ему в обездоленному и холодном жизни: и деревьев, которые плодоносят даже зимой, и золотая рыбка как тотем, оберег обычаями и традициями гуцулов, и олени с оленятками, лошади с лошатками, кузнечики-цвірконики, труженицы-пчелки, гуси-лебеди, чайки, перепела.
В созданных лирических мирах Поэт находил спасение от страшных снов, кровавой действительности, видел себя хозяином на своей земле:
. . . У меня полей, у меня пшениц Как серебра-золота по всем миру.
За сто чуждых зоряниць Я не отдам и вишневую виту.
Вера помогала Поэту разорвать колючую проволоку на чистом небе и вывести Слово из заключения, потому что понимал, что:
... если поэт не свободен,
То будь проклята воля и, Что заставляет жить двойным. Тяжелым, как черный крест, жизнью.
Вера сформировала в нем гражданское мужество, придавала силы для самопожертвования, помогала нести свой крест и не потерять себя как личность. Любви, надежды на светлое будущее своего государства, нации, поэту хватило, чтобы согреть, оживить каждую строчку своего стихотворения, чтобы зарядить поэзию животворною энергией души, того малого космоса. Т.Мельничук знал, что дорога на Украину тяжелая и тернистая, но знал также и то, что только там его Слово и Дом:
На Украину дорогая моя, на Вкраину - Из всех безнадій и надежд, То в черную, или в ясную час, Потому что там Слово мое и мой Дом. На Украину дорогая моя, на Вкраину, Камениста, тернова - иду все
равно, Человеку дано одно Родину - Сердце равно.
В перемерзших лагерях поэт жил надеждой возвращения к матери, к Украины. Имел надежду, что все-таки вылезет на волю, а там Словом пробьет лед уныния и упадка, поднимет из спячки земляков, разбудит их национальные чувства, ибо знал:
Тот идет, кто боится застоя, А идет - до чего дойдет. Кто не верит в железные устои - В тумане вовек не упадет. Тот идет, кто ведет за собой, Кто ведет.
Оберегом от падений и опасностей для Т.Мельничука была любовь, окутавший его душу до бесконечности. В плену ее горячих волн он утверждал: "Земля от ЛЮБВИ не устает". Поэт познал это чувство настолько, что уже не сможет убить и самую маленькую букашку. Даже росу разбудить на рассвете ему не хватит смелости.
Забилось сердце вишни... Кто к солнцу дошел... Земленько, любой теплее! Люди, будбте нежнее - Сильнее! Рождается ЛЮБОВЬ.
Можно утверждать, что все творчество и жизнь Поэта является учением о Жизни и всей его полноте и в духовной насыщенности.
Итак, строки, рожденные страданием и болью, полны любви ко всему живому, крика отчаяния, просьбы остановиться перед убийствами, разрушающей и всепоглощающей цивилизацией поражают еще и своей символикой, ассоциативностью, многогранностью образов, ритмомелодикою, структурной совершенством.
Использованная литература
1. Андрияшко Т. Тарас Мельничук - кто он? // Колокол. - 1992. - №3.
2. Памяти Тараса Мельничука. // Литературная Украина. - 1996. - №5.
3. Угол С. Мифологические коды поэтического мышления Тараса Мельничука // Вестник Прикарпатского университета. Филология. - Вып. IV. - Ивано-Франковск: Плай, 1999. - С. 70-76.
4. Медведь В. Князь росы: Эссе [О Т. Мельничука] // Современность. - 1992. - № 10. - С. 18-22.
5. Мельничук Т. Стихи [датированы 25. II 1980] // Еженедельник Галичины. - 1998. - 20 августа.
6. Мельничук Т. Стихи // Днепр. - 1964. - № 5. - С. 22-23.
|
|