Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Бойчук Михаил и Георгий Нарбут


 

Украина всегда славилась талантливыми людьми. Среди них и Бойчук Михаил и Нарбут Георгий. Художники с большой буквы, которые страдали в период советской ярости и были замолчано о несправедливо. Пришло время рассказать всем о славных детей Украины.

 

 

МИХАИЛ БОЙЧУК

Михаил Львович Бойчук родился в селе Романовке на галицком Подолье (ныне Теребовлянский район Тернопольской области) 10 октября 1882 года.
Детей у Льва и Анны Бойчуков было семеро, они росли в условиях простых и строгих. Будущий художник приехал в город Львов 1898 года до малярной школы. Поддержан Научным обществом им. Т.шевченко во главе с М.грушевским (с 1912 года сам становится членом общества) он учился в Венской академии художеств, затем - в Леона Вичулковського в Краковской. Окончив академию с серебряной медалью, поехал еще учиться в Мюнхенской академии, затем на несколько лет в Париж, где он становится одним из основателей украинской общины. Изучая достижения мировой культуры художник одновременно углубился в народное примитивное искусство.
Оказавшись 1908 года в Париже - столице тогдашнего художественной жизни Европы - М.Бойчук в оригиналах изучает творчество Сезанна, Ренуара, знакомится с Пикассо. Эти мастера окончательно подтвердили его сомнения относительно академической рутины официальной школы. Они привлекают его анализом художественной культуры современного и прошлого, а также простого и выразительного искусства примитива. Вместе с тем Бойчука не захватывают індивідуалістські, разобщены формальные поиски. Именно в Париже у него возникла мысль сделать искусство достоянием, достоянием народных масс" М.Бойчук задумывается над весом коллективности в искусстве (речь шла не только о коллективность восприятия, чтобы произведения стали коллективной собственностью, но и о коллективное творчество). Так он пришел к идее монументализма.

Своих последователей, а затем и учеников Бойчук убеждал: "Не бойтесь потерять свою индивидуальность. Кто лучше Работает, к тому приглядайтесь. Не надо бояться заимствовать у другого, надо стараться сделать лучше. Индивидуальность сама окажется, когда мастер вызреет". Группа художников, образовавшейся под его началом (Николай Касперович, София Бодуэн-де-Куртенэ, София Налепинська), сознательно пошли на авторское самоотречения, работая коллективно.
Занимаясь в Париже историю искусств, художники вскоре пришли к ориентации на искусство Византии и Киевской Руси, видя в нем вершинные явления художественного творчества (М.Бойчук стремился именно на таких началах начать возрождение нового украинского искусства). Вместе, в парижском "Салоне независимых", они начали выставляться под общим лозунгом "Возрождение византийского искусства".

Об очередную такую выставку, в которой приняли участие более двух тысяч авторов, петербургский элитарный журнал "Аполлон" в 1910 году писал: "Среди анархии и вакханалии, что царят на выставке Независимых, в дружеских засиллях этой (то есть Бойчукової) тесной группы чувствуется что-то серьезное и большое - тоска по монументальным стилем, по анонимной и коллективным творчеством, живописью как профессиональной тайной артизанів (художников) и монахов".
В Париже Михаил Бойчук вступил в брак с Софией Налепинською. В 1910-1911 годах он бывал также в Италии, где изучал произведения монументального искусства, прежде всего периода проторенессанса, осваивал различные технические приемы в темпере и фреске, в 1911-1912 годах проживал во Львове, работая здесь над монументальными росписями. По приглашению Российского археологического общества провел реставрационные работы в храме в с.Лемешах Черниговской губернии (1912-1914).

Во время первой мировой войны Бойчука вместе с его младшим братом Тимошей как австрийских подданных русские сослали в Арзамас, где пришлось претерпеть и полуголодного существования. А когда в Киеве начали организовывать Украинскую Академию искусств (1917), среди найчільніших художников тогдашней Украины на ее профессора избрали Михаила Бойчука. Поэтому с 1917 года он работает в Киеве. Реставрировал несколько произведений в сборнике В.И. Ханенко, предложил метод закрепления фресок в крещальные Софийского собора (1919), открыл 1924 года фресковые росписи в Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове.
С того же 1924 года он профессор Киевского художественного института. Михаил Бойчук принял участие в монументальной пропаганде, возглавил первые государственные мастерские. Его группа расписала агітпароплав "Большевик", Луцкие казармы в Киеве (1919), оформляла праздник 1 мая 1919 года, декорировала Киевский оперный театр во время первого Всеукраинского съезда представителей волостных исполкомов (1919), весной 1921 года по приглашению правительства УССР оформила помещение Харьковского оперного театра, где состоялся пятый Всеукраинский съезд Советов, работала на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года, исполнила около двадцати портретов кооперативных и государственных деятелей в полный рост для Киевского кооперативного института, сделала росписи санатория им. ВУЦИК на Хаджибейском лимане в Одессе (1928), Червонозаводского театра в Харькове (1933-1935).
В своих творческих исканиях М.Бойчук был близок с мексиканским художником Диего Риверой. Кроме того, с 1909 года М.Бойчук работал в области графики. Известные обложки для Общества сторонников украинского письменстваі науки (Львов, начало ХХ ст.), плакаты "Шевченковский праздник" и "Несите подарки Красной Армии" (оба с 1920). Вместе с учениками он выполнил серию обложек для черкасского издательства "Сеятель" (1918, печатались за подписью "Мастерская Бойчука" и анонимно), а также является автором ряда станковых произведений "Собрание женского актива" (1929), портретов Б. Лепкого и С. Жеромского (начало 20 ст.), театральных декораций для постановок "Молодого театра" в Киеве ("Йоля" Ю. Жулавского, "Черная Пантера и Белый Медведь" В. Винниченко - оба 1918 года), эскизов багатофігурного гобелена "Обжинки" (1935). Если учесть, что немалая часть творчества приходится на период голода и разрухи, артиллерийских канонад на Киевских улицах и годы восстановления народного хозяйства, тяжесть совершенного достойна удивления.
в 1925 году была основана Ассоциация Революционного искусства Украины (АРМУ), объединявшей бойчукистов. АРМА пропагандировала внедрение искусства в быт, сочетание его с жизнью, возражала натуралистический реализм. Бойчукисты стремились к национальной самобытности украинского искусства. Эти идейно-художественные принципы не укладывались в канонизированные рамки "советского искусства", вызвали со стороны "воинствующих социалистов" обвинения в искажении образов советских людей, социалистической действительности". К тому же еще донимала недоброжелательность других художников, продиктована групівщиною. Последнее заставило М.Бойчука 1931 года оставить Киев.
Сначала он преподавал в Ленинградской Академии художеств, а уже в 1932 году возвращается в Украину в Харьков. В ноябре 1926 - мае 1927 года м. бойчук вместе с женой С.Налепинською-Бойчук, учениками І.Падалкою и В.Седляром имели творческое путешествие к Германии, Франции, Италии. Эта поездка за границу стала одной из формальных оснований для их ареста и обвинения в "шпионаже" и участии в "контрреволюционной организации".

Михаил Львович Бойчук вместе с его талантливыми учениками Иваном Ивановичем Падалкой и Василием Теофановичем Седляром были расстреляны 13 июля 1937 года в Киеве.

Софию Налепинскую-Бойчук казнили 11 декабря 1937 года также как "шпионку" и "жену руководителя националистической террористической организации среди художников". Судьбу этих четырех разделила большинство учеников Михаила Бойчука.
Современников М.Бойчука удивляла его сознательный отказ от участия в выставках. Он же не видел в этом необходимости, Считая, что назначение фресок монументалистов - общественные здания и широкие площади, где они "живут" постоянно. Мог ли Михаил Львович предположить, что эти его монументальные произведения советского времени (буквально все до одного!) будут уничтожены, а недоброжелатели будут говорить потом, что из него никакой художник, потому что у него нет произведений! Все фрески были срочно заштукатурены после ареста художника. Уже 1952 года в соответствии с приказом Комитета по делам искусств фрески были изъяты из Национального музея Львова и уничтожены. В подвале Львовской библиотеки АН УССР № 2115 среди "идейно вредных" экспонатов погибло и 14 произведений М.Бойчука - "Милосердие", "Сон", "Богородица с младенцем", "У колодца", "Писательница" и другие. Однако удалось сохранить некоторые произведения Михаила Бойчука благодаря львовской художницы Ярославе Музыке, которая с 1914 года (когда М.Бойчук вынужденно покинул Львов, покинув картины в своей мастерской) хранила произведения художника и его небольшой, но значительной научной ценности архив. С точки зрения монументалиста то, что мы можем видеть сейчас в натуре, - только эскизы, подготовительные наброски к другой - большего и более яркого.
Но труд Михаила Бойчука нельзя мерить только количеством произведений (созданных или только сохранившихся). Кроме произведений живописи, графики он выступил как новатор-монументалист, создавший свою школу в монументальной живописи, коллектив единомышленников и последователей (над росписью помещений четырех этажей Луцких казарм в Киеве в 1919 г. работали около 200 художников).
"Даже на другие, сильнее индивидуальности Бойчук приглянулся повлиять так, что главные направления современного украинского искусства пошли почти без исключения путем монументализма", - так оценивал роль и значение творческого поиска художника известный график и художественный критик Павел Ковжун.
М.Бойчук подготовил плеяду учеников, из которых Тимофей Бойчук (брат Михаила Львовича), Кирилл Гвоздик, Антонина Иванова, Сергей Колос, Оксана Павленко, Иван Падалка, Александр Мизін, Василий Седляр, Николай Рокицкий (так называемые бойчукисты) воплотили его творческие идеи также в керамике, ткани, книжной графике и т.д.

 

ГЕОРГИЙ НАРБУТ

Родился 25 февраля 1886 года на хуторе Нарбутівка вблизи Глухова (теперь село Сумской области) в семье мелкого служащего. С детства вырезал вышивки, любил рисовать орнаменты, цветы, изображать буквы из старых книг. С 1896 года учился в Глуховской гимназии, где заинтересовался книжной иллюстрацией, рисунками І.Білібіна до детских книг, увлекся геральдикой.

1904 года Нарбут рисует иллюстрации к «Руслана и Людмилы» а. пушкина. Того самого года рисунки гимназиста экспонировались на сельскохозяйственной выставке в Глухове и были отмечены благодарственной грамотой уездного земства. 1906 года Нарбут принимает участие в выставке, устроенной в Глухове кружком любителей искусства. Один из рисунков с выставки - «Герб города Москвы» - печатается в петербургском издательстве. 1906 года Нарбут заканчивает гимназию и с братом Владимиром едет в Петербург, показывает свои рисунки известному художнику І.Білібіну, который устраивает его у себя в доме, способствует в его дальнейшей судьбе художника. В мастерской І.Білібіна Нарбут знакомится с О.Бенуа, М.Добужинським, М.Реріхом. В 1906-1909 годах создает иллюстрации к сказкам «Журавль и Цапля», «Как грибы воевали», «Теремок», «Деревянный орел», «Как мыши кота хоронили», в которых проявил себя как виртуозный мастер рисунка. 1909 года Нарбут за советом М.Добужинського едет в Мюнхен, где три месяца совершенствуется в студии известного графика Ш.Холлоші, изучает сборник Мюнхенской пинакотеки. Находясь в Петербурге, Нарбут увлекается творчеством художников объединения «Мир искусства», работает в редакции журнала «Гербовед», рисует много гербов, иллюстраций к книгам. Особенно увлекается архитектурными мотивами, давним украинским искусством, геральдикой. Много дало ему знакомство с В.Модзалевським, историком, знатоком геральдики, и Г.Лукомським, известным историком украинского искусства. Ежегодно Нарбут приезжает в Украину, работает в архивах, в музее Тарновского в Чернигове, много рисует с натуры. в 1913 году создает иллюстрации и оформление к «Статуту ордена св. Георгия», сказок Андерсена. в 1914 году в Лейпциге на всемирной выставке было представлено каталог и альбом, которые оформлял Георгий Нарбут. 1915 года иллюстрирует книгу Г.Лукомського «Старинные усадьбы Харьковской губернии».

В 1914-1915 годах создает цикл аллегорических композиций на темы второй мировой войны, начинает работать над «Украинским алфавитом». 1916 года Нарбута вместе с Є.Лансере, К.Петровим-Водкин, І.Білібіним избран в комитет объединения «Мир искусства». В декабре 1917 года Нарбут участвует в создании Украинской Академии искусств, в создании символики Украинской Народной Республики, выполняет эскизы украинских денежных знаков - гривен, почтовых марок, ценных бумаг Украинского государства, создает иллюстрации для журналов, книг. в 1919 году становится ректором Украинской Академии искусств, профессором. Того года создает иллюстрации к «Энеиде» Котляревского, обложки к журналам «Искусство», «Заря», экслибрисы, которые стали классикой украинской графики. Работает над комплексным оформлением книги, воспитывает школу своих последователей, которые создали самобытный стиль украинского книжного искусства. 23 мая 1920 года после неожиданной кратковременной болезни Нарбут умер. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Творчество Георгия Нарбута - яркая страница в украинском искусстве. Его по праву называют одним из крупнейших графиков современности. Начав свое самостоятельное творчество в русле воздействий художников знаменитого в начале века российского объединения «Мир искусства», к которому принадлежали звезды первой величины О.Бенуа, М.Добужинський, М.Реріх, О.Остроумова-Лебедева, І.Білібін и другие художники, Нарбут вырос в глубоко оригинального мастера, который создал целую школу своих последователей в области искусства книги. Творчество художников «Мира искусства» в области театрально-декорационного искусства и книжной графики, а также давнее украинское живопись и графика XVII-XVIII веков, геральдика украинских родов, украинская рукописная книга и старопечатные книги - такие были определяющие источники, питавшие поиски Георгия Нарбута, который вместе со своими современниками Василием Кричевским, Тимофеем и Михаилом Бойчуками, Иваном Падалкой, Василием Седлярем, Оксаной Павленко, Еленой Кульчицькою, Антоном Середой, Алексеем Новаковским, Николаем Холодным и другими мастерами своим творчеством начал стилевые признаки украинского искусства 20-30-х годов.

Украинские художники начала ХХ века, пытаясь создать оригинальный стиль украинской книжной графики, стремились синтеза в одном художественном образе трех составляющих: художественного слова, художественного изображения и суммарного полиграфического эффекта. Ориентируясь на достижения художников «Мира искусства», западноевропейской, китайской и украинской графики, Нарбут первый в Украине провозгласил принцип архитектурного построения книги как единого целостного художественного организма. От повествовательного сопровождения в своих первых иллюстрациях к русским сказкам и сказкам Андерсена Георгий Нарбут перешел к высшему этапу - сотворчества с автором книги, к воссозданию духа и содержания текста средствами графического искусства. Г. нарбут исходил прежде всего из самого сюжета литературного произведения. Например, обложку к «Антологии» Николая Зерова художник решил в строгой, классической античной манере с характерными, стилизованными под греческий шрифт, буквами, заставками в виде деталей греческой архитектуры. Колорит иллюстраций монохромный, с преимуществом двух цветов - черного и коричневого, как в греческой черно-фигурной керамике.

Нарбут влюблен в стихии украинского народного искусства, старинной народной гравюры, детской игрушки, народной картины «Казак Мамай». Он любил рисовать древнюю архитектуру, находя в архитектурных фантазиях воодушевление для поисков целостного образа книги. Особенно большую роль играют в его иллюстрациях характерные для Украины барочные и классические архитектурные элементы соборов, церквей, старинных дворцов. Скажем, черты черниговской архитектуры упізнаються в его иллюстрациях к сказкам Андерсена, что воспринимается уместно и придает им национального колорита.

Кроме иллюстраций, Нарбут создавал шрифтовые обложки, силуэтные портреты, рисовал с натуры пейзажи, создавал аллегорические композиции, натюрморты. В киевский период творчества с 1917 года Нарбут создал знаменитую иллюстрацию к «Энеиде» Котляревского «Эней с войском», в которой в предельно лаконичной форме соединил черты украинской иконы, народной картины и монументальной живописи, решив композицию в торжественно-возвышенном, героическом духе, присущем поэме Ивана Котляревского. В этой работе проявилась основополагающая черта стиля мастера - глубокое творческое переосмысление поэмы средствами изобразительного искусства. Бурлескну поэму он передал без следа бурлескності. Он прославляет казаков, предоставив им внешности античных героев. Энергичными и суровыми ритмами композиции, активными чистыми цветами, перенятыми из украинских барочных икон и казацких портретов, он воплощает высокую патриотическую идею служения народу, делает ее особенно актуальной во время освободительных соревнований и борьбы за Украинскую Народную Республику.

Творческим использованием средств украинского изобразительного фольклора обозначено последний период творчества мастера, когда он создал собственное «нарбутівський» стиль, который в течение длительного времени разрабатывался, совершенствовался и переосмислювався многими его последователями. В своих иллюстрациях и обложках до книг и журналов он щедро использует мотивы крестьянской набивки, вышивки, полтавских ковров, опишнянской керамики, народной картины «Казак Мамай». Делая на их почве свой стиль, Нарбут одновременно кладет начало поискам национального стиля всей украинской книжной графики в лице лучших Нарбутових продолжателей - А.Середи, Л.Хижинського, М.Кирнарського, П.Ковжуна, А.Страхова и др. В обложках журналов «Искусство», «Заря», «Солнце труда», в сборнике стихов своего брата, Владимира Нарбута, он рисует фигуры казаков-бандуристов, стилизованные цветы, детали украинского народного орнамента и объединяет их четкой графической логикой в единое гармоничное целое.

Выдающимся достижением Нарбута и всей украинской графики является его «Украинская азбука», в которой художник достиг предельной простоте и одновременно изысканности композиции, рисунка и цвета. В решении букв алфавита Нарбут объединил достижения украинской рукописной и печатной книги, так и достижения западноевропейских мастеров шрифта. Нарбутівська «Украинская азбука» и по сей день остается непревзойденной благодаря высокому мастерству художника и глубокому пониманию им шрифтового искусства.

Постигнув вершины книжной графики, Нарбут удивительно тонко решал экслибрисы - книжные знаки, в которых добивался убедительного воплощения характера библиотеки, личных качеств ее владельца. Он также был пионером возрождения в Украине своеобразного искусства графического силуэта и достиг в этом виде творчества достойной удивления изящества.

Велика роль Нарбута как одного из основателей Украинской Академии искусств, первого высшего учебного художественного заведения в Украине, открытого в декабре 1917 года. Он был ректором и профессором ее и в весьма трудное время сумел организовать учебный процесс, наладить издательское дело. Вместе с Михаилом Бойчуком 5 декабря 1919 года обратился в Совет Академии с настоятельным требованием реорганизовать учебный процесс на почве древних родных традиций.

В годы Украинской Народной Республики он пытался внедрить прикладную графику и графику малых форм в промышленность, занимался созданием украинских игральных карт, эскизов украинских денежных знаков, ценных бумаг, почтовых марок, военных мундиров Украинской армии, новой украинской геральдики. Он даже делал эскизы этикеток, оформления упаковок, и непременно стремился придать этим малым формам графики национальных черт тактичным использованием элементов украинского декоративно-прикладного искусства.

Творчество Нарбута, который прожил короткую, но яркую жизнь, стоит в одном ряду с творчеством Павла Тычины, Юрия Яновского, Николая Кулиша, Курбаса, братьев Василия и Федора Кричевских, Александра Мурашко, Николая Леонтовича, которые во время национального возрождения в 20-х годах развивали украинскую культуру. Его произведения экспонировались на международных выставках в Риме и Лейпциге, Брюсселе и Праге, Берлине и Петербурге. Долгое время его имя и творчество замалчивались в связи с его участием в культурном строительстве в период Украинской Народной Республики. Лишь в 1960-х годах появилось немало публикаций, которые по-новому и беспристрастно раскрыли роль и значение выдающегося художника в истории национальной культуры, в частности книжного искусства. Нарбут стал для многих поколений украинских графиков ориентиром и духовным наставником в выработке своего стиля.