ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Лина
Костенко (род. 1930 г.)
Лина
Васильевна Костенко - украинская поэтесса. Родилась 19 марта 1930 года в
городке Ржищеве на Киевщине в семье учителей. С 1936 года жила в Киеве. Там
окончила среднюю школу и в конце 40-х годов стала студенткой Киевского
педагогического института. Позже поступила в Московский литературный
института, который окончила в 1956 году. в 1957 году увидела
мир ее
первый сборник стихов «Лучи земли», вскоре вышли сборники «Паруса» (1958)
и «Путешествия сердца» (1961). Потом Лина Костенко подверглась острой критике, и в ее
творчества начался длительный перерыв. Готова на начало 1963 года к печати книга
«Звездный интеграл» попала под очередную волну ресталинизации и была запрещена
властью. Следующую поэтическую книгу «Над берегами вечной реки» читатели увидели лишь
в 1977 году после шестнадцатилетней перерыва. Событием в украинской литературе стал
роман в стихах «Маруся Чурай» (1979). За этот роман Лина Костенко стала
лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1987). Перу поэтессы
принадлежат также сборники стихов «Неповторимость» (1980), «Сад нетающих скульптур»
(1987), сборник стихов для детей «Бузиновый царь» (1987). Последнее произведение поэтессы -
исторический роман в стихах «Берестечко», который она начала писать еще в 1966-1967
годах, вышел в свет только в 1999 году.
Для
творчества Лины Костенко, которая развилась на фоне лучших достижений мировой
поэзии XX века, характерны мощное интеллектуальное напряжение, тяготение к
меткости выражения, сочетание рельефности в описании деталей и подчеркнутой
субъективности в оценке явлений.
«Появление
первого сборника Л. Костенко была беспрецедентным явлением в советской поэзии хотя бы
с конца 1920-х годов: выдающийся поэтический талант воплотился от самого начала
(возможно, и благодаря хорошей литературной образовании) в вполне зрелых стихах,
полных искреннего лиризма и совершенных по форм...
Талант Л.
Костенко, если зризикувати попыткой психологически войти в ее творческую лябораторію,
производит впечатление какого-то гармоничного и уравновешенного. Она будто не
силится ни выискивать темы, ни подбирать оригинальных выражений для ее
оформление. Тему ей дает каждая обсервация окружающей, а поэтическое мышление
сразу одевает ее в художественную форму, навлекая при этом соответствующие асоціяції.
А культура поэтики проявляется в отборе из всей суммы впечатлений именно только тех,
которые достойны, чтобы их зафиксировать на бумаге...»
(Кошелівець
И. Современная литература в УССР.- Мюнхен: Пролог, 1964 - С. 282, 289.)