Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерий Шевчук
Жизненный и творческий путь Валерия Шевчука. Произведение "На поле смиренном"




ПЛАН

Вступление

1. Жизненный и творческий путь В.Шевчука

2. Роман Валерия Шевчука "На поле смиренном..."

Список использованной литературы


Вступление

Шевчук Валерий Александрович - украинский писатель-шестидесятник, мастер психологической прозы, автор ряда литературоведческих и публицистических работ. Родился 20 августа 1939 года в городе Житомире.

Шевчук Валерий - один из выдающихся письм. поколения шестидесятников, мастер псих. прозы на темы современности, родом из Житомира. Сборник рассказов и повестей: «Среди недели» (1967), «Набережная 12» и «Средокрестье» (1968), «святой Вечер осени» (1969), «Крик петуха на рассвете» (1979), «Двое на берегу» (1984) и др. Работает также над актуализацией старокиїв. лит. тематики и литературы средней суток: роман «На поле смиренном» (1982), роман-эссе «Мисленне дерево» (1986), упорядочения в переводах на совр. лит. язык сб. любовной лирики 16 - 19 вв. «Песни Купидона» (1984), «Летописи Величка» в же. «Киев» 1986 - 87, и др.

 

1. Жизненный и творческий путь В.Шевчука
Шевчук Валерий Александрович родился 20 августа 1939 г. в семье сапожника в Житомире. После окончания в 1956 г. школы хотел стать геологом, но, разочаровавшись в геологии, поехал во Львов поступать в Лесотехнический институт. Не поступил и вернулся домой. Работал при ремонте Житомирского сельскохозяйственного института строительным подсобником. В этот период увлекался изучением литературы, в частности украинской. Особое впечатление произвели на будущего писателя книга Д. Багалея «Григорий Сковорода - украинский мандрований философ» и произведения И. Франко, что, по выражению самого Шевчука, «установило основы моего мировоззрения. Я начал понимать и изучать украинскую литературу по методологии И. Франка, а Г. Сковорода стал для меня учителем жизни».
В 1957 г. В. Шевчук окончил техническое училище и был отправлен на работу на бетонный завод. В 1958г. он поступил на историко-философский факультет Киевского университета. Учась, наладил отношения с литературными студиями: «Сич» (студия имени В.Чумака) и «Молодежь», писал стихи, с 1960г. начал писать новеллы.
В 1961г. В. Шевчук дебютировал рассказом «Настунька» о Т. Шевченко в сборнике «Венок Кобзарю», который вышел в Житомире.. Весной 1961г. литературная студия «Сич» выдала стенную газету «Запев», в которой был напечатан рассказ В. Шевчука «что-То хочется» (позднее название «Несколько минут до вечера» - сборник «Долина источников»). На том рассказ был острый отклик в университетской газете «За советские кадры». За газету «Запев», где был нарисован Т. Шевченко с зелеными усами, Шевчука хотели выгнать из университета, таскали в КГБ, допрашивали, но исключили художника, который рисовал ту газету.
В 1961 г. В. Шевчук написал 18 коротких новелл и первую статью «С. Васильченко в Коростышевской семинарии для житомирского сборника, в следующем году написал 20 новелл, часть из которых напечатал преимущественно в журналах «Вітчизна» и «Литературная Украина». Некоторым из них суждено быть переведенными на другие языки, а одна - «Она ждет его, ждет» - была даже позже экранизирована (И. Жилком как студенческая работа).
После окончания университета. Шевчук был отправлен в Житомир собственным корреспондентом газеты «Молодая гвардия» В ноябре был взят в армию, служил в Мурманской области. В армии снова начал писать стихи, не прекращая работы над прозой.
Вернулся домой в 1965г. именно в то время, когда начались массовые политические аресты среди украинской интеллигенции, был в кинотеатре «Украина», протестуя против массовых репрессий. В сентябре устроился в научно-методический отдел музееведения, содержавшийся в Киево-Печерской лавре (впечатление от этой работы отразились в повести «Голуби под колокольней»).
В 1966 г. закончил повесть «Средокрестье», в которой отразил впечатления от студенческой жизни. Арестовали его брата, поэтому Валерий вынужден был уволиться с работы (причиной ареста брата было то, что он решил набрать в типографии и отбить для себя как памятку времени статью о процессе над Погружальским. За это брат получил пять лет концлагеря строгого режима).
В 1967 г. вышла книга «Среди недели». В. Шевчук стал членом Союза писателей Украины.
В 1969 г. он написал повесть «Золотая трава» (напечатана в 1984г.) и первый вариант повести «Мор», к которой вернулся в 1980г. и сделал окончательную редакцию в 1983г. Писал исторические и фольклорно-фантастические рассказы, статьи, вышла книга «святой Вечер осени», в которой было напечатано восемь новых рассказов.
В трудные семидесятые годы произведения писателя почти не печатали, поэтому он вынужден был писать «для себя». В течение 1979 - 1999 гг. В. Шевчук издал книги: «Крик петуха на рассвете» (1979), «Долина источников» (1981), «Теплая осень» (1981), «На поле смиренном» (1983), «Дом на горе» (1983), «Маленькое вечернее интермеццо» (1984), «Краски осеннего сада» (1986), «Три листья за окном» (1986), «Каменное эхо» (1987), «Птицы из не видимого острова» (1989), «Часы вечный» (1990), «Дорога в тысячу лет» (1990), «Панна цветов» (1990), «С вершин и низин» (1990), «Тропинка в траве. Житомирская сага» (в 2 т., 1994), «В брюхе апокалиптического зверя» (1995), «Казацкая держава. Этюды к истории создания украинского государства» (1995), «Око бездны» (1996), «Женщина-змея» (1998), «Юноши из огненной печи» (1999), «Бес плоти» (1999) и др.
В 1986 г. В. Шевчуку присвоено звание «Заслуженный деятель польской культуры», в следующем году он был удостоен Шевченковской премии за роман «Три листья за окном».
С 1988 г. В. Шевчук - ведущий исторического клуба «Летописец» при Союзе писателей Украины. В 1999 г. вознагражден Орденом князя Ярослава Мудрого» V ст.
На сегодняшний день В. Шевчук - преподаватель Киевского национального университета им. Т. Шевченко, ведущий историко-общественных цикловых годовых программ Украинского радио: «Казацкое государство», «Киев, культурный и государственный», «Загадки и тайны украинской литературы», «Занимательное литературоведение».
В. Шевчук лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко, премии фонда Антоновичей, литературных премий им. Есть. Маланюка, О. Пчилки, О. Копыленко, И. Огиенко, премии в области гуманитарных наук «Признание» (2001). Он является автором около 500 научных и публицистических статей по вопросам истории литературы, исследователем и переводчиком современной украинском языке произведений древнеукраинской литературы.
В творчестве В. Шевчука условно можно выделить три основные направления: историческая проза, произведения, отражающие современную жизнь, литературоведческие труды.

 

2. Роман Валерия Шевчука "На поле смиренном..."

Законы существования человеческого общества настолько сложны и противоречивы, что часто кажутся нам абсурдными. Обостренное ощущение этой абсурдности бытия легло в основу целого модернистского литературного направления - екзистенціоналізму, основанный на концепциях одноименной философии, самыми известными представителями которого были Камю и Сартр. Екзистенціоналізм освещал роль человека, как метафизической, а не только социального существа, взгляд на личность с этого ракурса позволяла прикасаться оминутих представителями чистого реализма сущностей. Не случайно главным разновидностью литературных произведений этого направления стала современная притча. К этому жанру обращается и украинский писатель Валерий Шевчук. Но его роман-притча "На поле смиренном..." несмотря на близость к екзистенціоналістської прозы, имеет свои отличия: автор пытается дать рациональное объяснение абсурдным событиям, природе и истокам тоталитаризма.

Сюжетно роман посвящен жизни монастыря. У Шевчука были причины выбрать его модель тоталитарного общества, потому что регламентация монашеской жизни была очень похожей на устройство тоталитарных государств ХХ века. "Идейная" (в данном случае - религиозно-идейная) принудительная однообразие, дополненная откровенным лицемерием, время - неестественность требований как идейного, так и физиологического плана, жесткие правила с четкой иерархичностью подчинения, даже наличие своего рода униформы - все это можно наблюдать в любой системе тоталитарного типа. Главная идея берется хорошая, привлекательная для обычных людей, но результат ее воплощения становится противоположностью исходным принципам. При нацизме любовь к своей нации превращается в попытку уничтожить всех других, разговоры о равенстве и братстве коммунистической іделогії - на возведение всех людей к роли "винтиков". Но категории "Бога" и "дьявола" всегда были синонимами категорий "добра" и "зла" в самом общем смысле, поэтому подмена одного другим в религиозных заведениях является наиболее яркой. Это и исследуется в романе В. Шевчука.

Следовательно, теоретически любой монастырь - это место пребывания и жизни людей, решивших посвятить себя, свою жизнь служению Богу. Главный герой Шевчука (от имени которого идет рассказ) объясняет свой приход туда тем, что он "Не мог найти в мире хорошего места, слишком болели мне боли мировые i слишком интересовался я ими". По его утверждению, таких людей было немало: при душевном беспокойстве и конфликте с действительностью, многие ищут выхода в служении определенной идеи. Но именно здесь и начинается спор между идейно задекларированным и реальным: автор приводит несколько примеров судеб людей, нашедших вместо утешения нечто противоположное. Теряет все имущество обманутый Василием Федот, предает свою любовь Иоанн. И худшее для них не сами потери - осознание ошибочности выбранного пути и бесполезности своих жертв.

Федоту о необходимости благотворительности твердил все время почти ма-ніакальний лихоимцев и завистник Василий. "С малых лет мне ад, что один в молоке купается, а другой локти кусает", - признается он Федоту, и немного дальше уточняет: "Какая это радость, подумал, сделать этого богатого голым". Позже, когда Федор, Федот находит клад, Василий из зависти натравливает на него князя. На что похожа эта логика? На большевистское толкование равенства: пусть i себе не получить, но не позволить кому-то жить лучше за себя.

Еще откровеннее разоблачают противоположность "официальной идеологии" настоящей вере два других эпизода: история Иоанна, которого возмутили зріктися любви под видом необходимости борьбы со страстями, и история Исакия. У них прямо противопоставляется Бог и официальные представления о Боге. "Кто же жизнь творит, тот непременно любовь сеет, следовательно i багословенний становится, а кто сеет ненависть, в одежде он княжеской, чернечей - дьявол в нем". Исакий получает уникальную возможность пообщаться с самим Господом, и именно от него слышит: "Ради слепой облудивіддав ты свою силу". Далее оказывается, что Божье Откровение вовсе не требуется "служителям Бога" в лице игумена и других руководителей. Не язычники ли турки заставляют Исакия отречься от своей веры - те, кто теоретически должен был бы следить именно за ее соблюдением, ибо для них "Святой правдой может считаться то, что служит славе нашего монастыря. Когда же ради неслави оно пишется, то злые выдумки это и клевета". то же даже и слова Бога, по их мнению, тоже своего рода "клевета", i Лаврентий с бичом (неслучаен тезка Берии) выбивает из Исакия ложное отречение. Не хватило сил у Исакия противостоять давлению, только под видом юродивого продолжает он исподтишка говорить правду. Почти так же отрекается от своего призвания и главный герой, печально признаваясь: "Каждый из нас слишком улягає обстоятельствам, через что легко может предать и опорочить брата ради временного спасения". Он решает просто тихо делать добрые дела, но не восставать против существующей силы в мире, где "требуется только одно: отправиться, пригнуться i розм'якшіти - все посочувствуют тебе". Но, как доказала история, это для большинства тоже не было спасением: во времена сталинщины тех, кто каялся, расстреливали так же, как и тех, кто пытался сопротивляться и сохранять собственное достоинство.

Именно после этого эпизода он объясняет свое решение мировоззренческой концепцией возможной естественности стремления людей к такого существования: "Уподіблення - вот что сбивает людей в общины [...] За это одинаковую одежду надевают i одинаковые стараются выражать мысли".

С этим можно соглашаться или не соглашаться, но трудно не оценить необходимость найти ответ на вопрос: почему именно возник тоталитаризм как явление. Хотя бы для того, чтобы знать, как противостоять ему. Это и делает роман-притчу Шевчука таким актуальным и интересным.

 


Список использованной литературы

1. Энциклопедия украиноведения. - К., 1994-1996.

2. Литературная энциклопедия. - К., 2000.

3. Творчество шестидесятников / под ред. Ковальца Г.В. - К., 2001.