Тарас Григорьевич Шевченко - гражданин с обостренным чувством справедливости, с чистой совестью и стремлением к улучшению судьбы Отечества. Отсюда его пристальное внимание к общественным, политическим, социальным вопросам. Отсюда - склонность к острой и меткой поэтической сатиры. Свидетельством тому являются поэмы «Сон» и «Кавказ».
В первой описываются картины общественных противоречий в царской Российской империи, во второй освещаются принципы международной политики самодержавия и отношение к народам государственных окраин.
Большой смелостью было в то время написать такое произведение, как поэма «Сон». На помощь поэту пришла художественная находка - подача авторских впечатлений в форме сна. Кажущееся сновидения дало возможность развернуть в поэме всеобъемлющую картину Российской империи. Здесь и народные страдания («...Заплатанную свитину с калеки снимают...», «...опухла ребенок, голоднеє мре...», «...распинают вдову за оклад, а сына куют,... в войско отдаю...»), здесь и московская муштра, и ужасное видовисько політкаторги... Где же тот рай, который стремится найти во сне лирический герой?
Надеясь увидеть рай в столице, наш герой спешит туда. Он становится свидетелем парада царского семейства. Автор не жалеет сарказма, воспроизводя впечатление, которое произвели на него царь и царица. «Царь цвенькає», «царица скачет, бодрится», сама она «языков засушенный опенок, цапля длинноногая». Шевченко показывает, какие жалкие люди руководили империей. Вокруг них достойное окружение из блюдолизів, многочисленных сановных лиц, которые подстерегают на царские милости:
...может, ударят
или дулю дать
Благоволят; хоть маленькую,
Хоть половины кукиша, чтобы только
Под самую морду...
Заканчивает эту картину знаменитая сцена «большого мордобитія», что своеобразно символизирует принцип государственного устройства, общественной «иерархии» царской империи:
...царь подходит
К старым... и в рожу
Его как затопит!..
Облизнулся бедняга
И меньшего в пузо -
Вплоть поросло!.. а то себе...
Завершает портрет царя преобразования свирепого медведя на мелкое и испуганного котенка. Так иносказательно поэт показал, что на самом деле его величество - это беспомощная серенькая ничтожество. Величие царя вытекает не из личных качеств, а идет от огромного государственного аппарата, армии, которые поддерживают угнетение самодержавных земель.
Шевченкова сатира показывает: гнет царизма возможен еще и потому, что простой народ его терпит. После всех безобразий и грандиозных «мордобитій» видим, как «православные по углах стонали и, стеная, за батюшку Господа молили. Смех и слезы!»
Против угнетения царизмом народов в многонациональной Российской империи Шевченко выступает в поэме «Кавказ». Самодержавие стремилось уничтожить национальный дух порабощенных народов. Слез и крови здесь пролито столько, что «напоит всех императоров бы стало с детьми и внуками, утопит в слезах удов'їх».
Опыт выжимания соков из окраинных народов Российская империя уже имела. Поэтому решила покорить и Кавказские горы, где издавна пахло волей. С глубоким сарказмом Шевченко разоблачает государственный девиз:
Дери та дай,
И прямо в рай,
Хоть и родню всю забери!
Тарас Шевченко, поэзия которого стала символом свободы, был против всякого духовного порабощения. Самодержавная произвол в отношении иноязычных народов империи, пролитие братской крови внутри страны заполняли поетову душу презрением и ненавистью к власть имущим. Этот благородный гнев сочетается у него с огромным талантом, поэтому поэмы «Сон» и «Кавказ» - не просто стихи, а исторические документы эпохи, обвинительные и обличительные.