Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Утверждение любви как источника духовности в повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков"


Сюжет повести "Тени забытых предков" перекликается с трагедией Шекспира. В них можно найти немало общих черт. Как Монтекки и Капулетти враждуют роды Палийчук i Гутенюків. Как и в трагедии "Ромео и Джульетта", в обоих враждующих родах есть дети, которые любят друг друга, - Иван и Маричка. Давняя вражда должна стать им на пути. Как и у Шекспира, герои Коцюбинского погибают. Оба произведения являются гимном любви. Главная коллизия в обоих произведениях - смерть героев, но смерть разная. В повести "Тени забытых предков" лишь Иван погибает через несилу перенести смерть любимого, Маричка же уходит из жизни случайно.
Дети природы, Иван и Маричка в своих взглядах на мир и в своей любви всецело преданные непосредственным душевным порывом. И их физическая близость выглядит не развратом, а естественным продолжением их душевных переживаний: "...все было так просто, естественно, как мир миром, что ни одна нечистая мысль не ослепила ей сердца". Гармония человека и природы, гармония чувств и действий - это та особенность, которую видит Коцюбинский в этом "первобытном" жизни гуцулов. И, конечно, любовь сочетается с выдумками, суевериями. "За поясом, на голім теле" Маричка носит чеснок, чтобы не забеременеть. Душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван играет на флояре, а Маричка поет. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией. Ярко и фантастически рассказывает писатель о тоске Ивана за Марией, которая погибла. Жена его - Палагна не может заменить любимого. Вечное таинство любви живет в душе Ивана i всплывает "на поверхность" прекрасными образами. Время от времени тоска по любимой выбивает его из обычного ритма жизни: "...неожиданно совсем, когда он сводил глаза на зеленые царинки, где покоился в копнах сено, или на глубокий задуман лес, зліта к нему давно забытый голос:
Ізгадай мне, мой миленький,
Два раза в день,
А я тебя ізгадаю
Семь раз в час...
Тогда он бросал работу и день пропадал".
I в святой вечер к нему снова приходили воспоминания о возлюбленной: "И когда так молились, Иван был уверен, что за плечами у него плачет, склонившись, Маричка..." Он грезит ею и на яву. Сознание его двоилось. Сначала Маричка видится Ивану живой, и он удивляется, что она живая и в то же время как будто мертвая. И сердце его наполняется радостью на фоне суровой природы, которая предвещает дурной конец: "Неунывающая молодость и радость снова водили его по сих безлюдных вершинах, таких мертвых и одиноких, что даже лесной шепот не мог вдержатись там и шло в долину шумом потоков". Тонкий психолог Коцюбинский показывает через фантастические образы, как постепенно меняется психическое состояние Ивана, как он в конце вполне теряет ощущение реальности, как восприятие сказочной природы переходит в абсолютное бред - встреча с лешим.
От самого начала любовь Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что им на пути стояла давняя вражда родов, а потому, что оно было большим и сильным по жизни. "Не приобрестись ним", - грустно бросает еще совсем юная Маричка то глубокое слово, которое по смыслу равна всей жизненной дороге. И когда погибает Маричка, Иван не в силах пережить свою любовь, он тает на глазах. "Зов любви и муки" порождает в его душе и иллюзии, и фантастические образы, и, в конце концов, приводит к тому, что и Иван, как и Маричка, потеряв бдительность, погибает от столкновения с дикой горной природой.