Амфібрахій (греч. amphibrachys, от amphi - с обеих сторон и brachys - короткий) - в античной версификации - трискладова стопа на четыре моры с длинным средним составом: В силаботонічному стихосложении - трискладова стопа с наголошеним вторым составом (-∪-). Константа віршового строки может быть двусоставляющей, превращаясь на ямб с ударением на последнем слоге, в позанаголошеному состоянии содержать несколько составов (пеон); лучший вариант А. - при парокситонній риме, когда создается гармоничный акаталектичний строка. В украинской поэзии к А. впервые обратился е. гребенка ("Лодка", "Украинская мелодия" и др.). Наименее подержанный одностопний А., что случается в основном в гетерометричних строфах ради выразительность лирического сюжета и акцентации поэтической мысли:
- Мамочка! Кто глаза мне заменил? -
Улыбнется, чтобы слез не увидел.»
Сама - к окну, к непаханых полей -
И плачет... (Есть. Плужник)
Двостопний А.. также не часто наблюдается:
...ночами о подвиге
я бредил малым,
а подвиг - это быт
без жара и золы,
шизоїдно чистый,
абсурдно крепкий,
не весьма торжественный,
и очень ясный (О.Шарварок).
Иногда поэты обращаются к тристопного А.:
На решетке не месяц - корова,
Не сияние - рапатий язык.
В железных, грузовых оковах -
Жизнь сумасшедшего лик (И. Крушельницкий).
Примеров четырехстопного А. в украинском стихи тоже не очень много:
В метана бурей, Нене нищая,
Укреплю Тебя я на камне слова,
И будешь, как церковь, понятное и сталенна! (В.Пачовський).
П'ятистопний А. предоставляет поэтическом вещании признаков торжества, как в стихотворении М-Желанная "На Карпатских склонах":
Просвеченный солнцем, на ветру, в зеленом огне
Он листья резное, отягощенное росами, сушит.
Пусть ломятся горы, пусть грозы ревут в вишині, -
Он здесь укоренился, он здесь укрепился и не двинется.
Чрезвычайно редкий А. - шестистопний (С.голованевский: "Проходят годы, как минуты, и звезды гаснут равнодушно..."), что отчетливо разграничивает стихотворный строку на два піввірші, вызывает впечатление "тяжелого" стиля. Иногда поэты обращаются и к свободному А., например, И.франко:
Полуднє.
Широкеє поле безлюдное.
Вокруг для глаза и для уха
Ни духа! [...]
|
|