Можно отречься села,
отречься крестьянского хлеба.
Только самого себя нельзя
відцуратись.
В. Дрозд
В. Дрозд - многогранный прозаик
настоящее. Он, по мнению литературных критиков, «постоянно меняющийся, весь в
поисках новых злободневных тем и проблем». Его всегда волнует мнение читателей о
написанные им произведения. А написал он много: это и сборники рассказов, повести,
романы. В центре внимания писателя - человек и мир, изменения в жизни и их влияние
на формирование мировоззрения молодежи и другие проблемы.
Главный герой повести «Ирий» -
Михаил Решето. Юноша живет в селе Пакуль вместе со своей матерью, но мечтает о
то время, когда поедет в город учиться в старших классах. И пока уехал,
выслушав «наставление» матери - не занимайся ерундой (юноша писал стихи),
хорошо учись. По своей натуре Михаил - добрый парень, мечтатель. Он
убежден, что, покинув родное село, его любистки, чубушники, никогда уже не
вернется сюда, потому что в городе - совсем другая жизнь, полная приключений, а Пакуль - то
вчерашний день. Ирий - сказочная страна, где не бывает зимы, где караси ходят на
берег и мирно беседуют с щуками, а волчицы выкармливают ягнят».
Страна его будущего. Парень
продолжает обучение в городской школе. Здесь он действительно увидел новую жизнь: дядя
Денис занимается коммерцией, «потому что в его сердце живет мечта об автомобиле»,
посещает валке, вступает в спор с жуком; понял, что человек будущего
должен жить новыми идеями, для реализации которых необходимы знания. Вместе со
своими товарищами сельский парень за три месяца образуя отрицательных черт, и теперь
его жизнь исходило согласно трех правил: говорить правду, руководствоваться в
своих поступках разумом, быть готовым к самопожертвованию ради своего друга.
Знаковой была встреча Михаила с Кузьмой Перебендьою, благодаря которому открыл то,
о чем никогда не думал: семья Решетів имеет казацкие корни. В городе Михаил
встретил свою первую любовь...
И в жизни нет ничего постоянного.
Все меняется, набирает новых форм. Под влиянием обстоятельств, окружения происходят
изменения и в мировоззрении. Михаил начал чувствовать, что он распят между городом и
селом: когда жил в деревне, думал о город, а в городе думает о селе. «Пакуль,
- говорит автор, - это его Ирий, до тех пор, до конца дней своих будешь возвращаться, а
вернувшись - снова рватимешся в широкие миры». И это характерно для юности, для
современного поколения. Такая философия жизни!
Человеком руководят моральные ценности,
которых она приобретает в процессе деятельности. Они не подлежат административному
разделения. Они аккумулируются там, где душа работает. А душа может работать и в
сельской хате под соломенной крышей, и в высотном доме. Это зависит от
каждого из не. От человеческой личности, от духовной наполненности ее.
Убежден, что основу духовности «закладывают» родители, хотя не исключаю
генетику.