Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Бурлеск (итал. burlesque от bиrlа - шутка) - вид комической, пародийной поэзии и драматургии, генетически связанный с народной смеховой культурой, акцентированный на сознательной несоответствия между содержанием и формой. Найраннішим примером Б. считается "Батрахоміомахія" - схватка лягушек и мышей, поименованных по аналогии персонажей "Илиады" Гомера. Б. приобрел известность в европейских литературах XVII-XVIII вв., особенно в связи с тенденцией пародирование "Энеиды" римского поэта Вергилия (70-19 гг. до н.э.), учрежденной французским поэтом П.Скарроном. В Украине Б. наиболее полно раскрылся в героической поэме Котляревского "Энеида" (1798-1809; полное издание - 1842 г.) и довольно часто связывался с "Вергілієвою Энеидой, вывернутой в обратную сторону" русского поэта М.Осипова, которая писалась в те же годы (1791-1808), хоть Котляревский имел собственные творческие источники, отсутствующие в русской литературе, опирался на традиции низового барокко, опыт "мандрованих дьяков", школьников-"бакалярів", на собственно бурлескные жанры (рождественские, пасхальные, "нищенські" стихи, школьную драму, интермедии, вертеп и т.д.), сочетая их с достижениями европейской бурлескной культуры. В то же время Котляревский отошел от "двотекстовості" П.Скаррона, А.Блюмауера или М.Осипова, взалежненої от Вергілієвого произведения к семантической автономной однотекстовості, в которой устранялась присутствие Вергилия. Главным фактором здесь считается национальная разруха, уничтожение Запорожской Сечи, ассоциированное с трагедией Трои. Смихова культура помогла украинству выжить, поэтому она, получив бурлескных признаков, распространилась в новой украинской литературе (п. гулак-Артемовский, П.билецкий-Носенко, Н. гоголь, Г. Квитка-Основьяненко, л. глебов, с. руданский и др.). Опытом бурлеска занимались не только юмористы и сатирики следующих творческих поколений (Остап Вишня, В.Чечвянський, Ю.Вухналь, Порфирий Горотак - псевдоним Ю.Клена и Л.Мосендза и др.), но и представители авангардистских течений, начиная от кверофутуризму, провозглашенного М.Семенком, до сегодняшних неоавангардистів, известных под названиями "Бу-Ба-Бу" (Бурлеск-Балаган-Буффонада), "ЛуГоСад" и др., которые используют с традиционного достояния Б. прежде всего епатаційний, пародийно сниженный тон, указывая на несоответствие устаревших общественных и литературных ценностей в новой исторической ситуации.