Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Образ Богдана Хмельницкого в устном народном творчестве и литературе.

У каждого народа есть любимые герои, которые свою жизнь принесли в жертву, избрав тернистый путь борьбы за счастье родной земли. Особое место среди них принадлежит Богдану Хмельницкому - выдающемуся политическому деятелю, дипломату, защитнику народных масс. В Киеве на майдане против Софийского собора стоит памятник великому гетману. Кто хоть раз увидел его, то запомнил навсегда. На гранитном пьедестале - бронзовая конная статуя. Беспокойного коня крепкой рукой сдерживает полководец. Сколько силы и уверенности в его героической фигуры! В руке он держит символ гетманской власти - булаву...

Не только в граните и бронзе, но и в слове вечно живет образ Богдана Хмельницкого.

Освободительная война против польско-шляхетского порабощения (1648-1654 гг.) дала толчок к новому подъем эпического творчества. Именно в это время возникло много исторических песен, дум: "Хмельницкий и Барабаш", "Хмельницкий и Василий Магдавський", "Победа Корсунская", "Ой, Богдан, батьку Хмелю", "Песня о Хмельницкого". В них изображен всенародное движение против обидчиков и завоевателей, показывается ненависть украинцев к ним, а также расправа восставших с польскими панами.

В своих песнях и думах народ правдиво отобразил историческую роль Хмельницкого в освободительной войне, изобразив его как храброго воина, как государственного деятеля и полководца, находил свою силу в поддержке восставших масс, в единстве с ними. В песне "Ой Богдане, батьку Хмелю" рассказывается о любви народа к выдающегося полководца. В песне "Ой Богдане, Богданочку" выражена просьба буковинцев до Хмельницкого вызволить их из-под ига польской шляхты.

В "Думе про Хмельницкого и Барабаша" настоящим защитником интересов казачества Богдан Хмельницкий. Барабаш вступает в сговор с врагами и пытается помочь польским панам покорить украинский народ. Для этого он прячет королевскую грамоту. Но Хмельницкий перехитрил предателя, забрал важные документы и призвал народ к восстанию. Итак, в думе он показан как ненавистник шляхты, последовательный борец за интересы украинского народа.

Историческое событие - победа Хмельницкого под Желтыми Водами - легла в основу еще одного фольклорного произведения - "Песни о Хмельницкого".

Далекие исторические события, образы Богдана Хмельницкого и его единомышленников не ограничиваются их отражением в народном эпосе. И как тут не вспомнить роман П. Загребельного "Я, Богдан". В этом исторически-психологическом произведении составной частью становятся такие элементы, как народные предания, думы, легенды, песни. Герой романа сам рассказывает о своей судьбе и уверенно утверждает: "Жил жизнью своего народа и для своего народа". Роман "Я, Богдан" - это диалог главного героя с сегодняшним читателем. Он говорит про свои сомнения, колебания, все, чем жил в своем времени, о том, что его поймут потомки.

Хмельницкий не гений, не святой, не пророк, не полководец от рождения - он обычный человек, но человек, который способен вместить в своем сердце боль народа. Образ Богдана живет на каждой странице, но "Я, Богдан" - это произведение не только об Хмельницкого. В нем звучит сама история народа, его освободительная борьба.

Образ выдающегося сына Украины раскрывается в произведениях многих украинских художников слова: Сковороды, И. Франка, М. Старицкого, Л. Костенко. Г. Сковорода в стихи о прославляет волю Богдана, называя его отцом вольности.

В романе Лины Костенко "Маруся Чурай" образ Хмельницкого будто эпизодический, но мы чувствуем его присутствие. Он перед нами предстает не только вождем нации, но и порядочным и мудрым человеком, которая запрещает судьям единолично вершить судьбу граждан.

В романе Н. Рыбака "Переяславская Рада" гетман Богдан Хмельницкий заботится о том, чтобы украинскую землю не грабили турки и татары, шведы и немцы. Чтобы польская шляхта не забрала у народа самое святое - христианскую веру. Поэтому для борьбы с врагом необходимо было объединиться с русским народом, но на основе равенства и братства.

В народном творчестве и художественной литературе Богдан Хмельницкий предстает перед нами как обычный человек, и как великий гетман украинский, умный и дальновидный политик и дипломат, защитник простого люда, который решительно борется против польско-шляхетского господства на Украине. С этим именем народ связывал надежды на лучшую судьбу, свободу, счастье, справедливость.