12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИНА КОСТЕНКО
Незнищеність духа украинского народа в историческом романе Лины Костенко «Маруся Чурай»
Украинская народная песня то живой клад, что идет от поколения к поколению, неся радость и грусть, очаровывая человеческую душу, давая ей силу и вдохновение. Полиньмо в седые века, прикоснемся сердцем к золотых ключей человеческого гения - и нам представляются те первоисточники, чьи авторы пусть и затерялись в течении веков, но их слово цветет и сейчас. Порой из странного калейдоскопа вырывается легендарная личность автора. Такова народная поэтесса Маруся Чурай. Родилась для любви искреннего, но не понесла его радостей. И все надежды любящего сердца капля за каплей вылила в песню беспокойная, страстную.
Шел милый горонькою,
Мыла - под горой,
Зацвел милый роженькою,
Милая - калиной.
Цветет калиной, пломеніючи гроздьями, творчество народной поэтессы на душистых лугах украинской лирической песни. Маруся Чурай - это образ, созданный народным воображением, воплощенный в произведениях писателей и ученых. Является ли реальным ее фигура? Кто знает. Может, это лишь поэтическая легенда.
Маруся Чурай - девушка из легенды, интересной и захватывающей, что на протяжении трех веков тревожит сердце, вызывает удивление, побуждает к размышлениям о сокровенном...
Украине везет на крупных женщин. Три века отдаляют Марусю Чурай от поэтессы Лины Костенко. Но сколько общего имеют эти необычные женщины, эти беззащитные и безоружные пророки нашего многострадального народа, слово которых было «духовным мечом». И вот ожила легендарная девушка на страницах исторического романа в стихах «Маруся Чурай» Лины Васильевны Костенко, который увидел свет в 1979 году. Выход этого произведения стал настоящим событием в литературе наши. Люди, которые двух слов не могли связать на родном языке - несчастные жертвы своего времени - искали, доставали, читали и перечитывали «Марусю Чурай». К примеру, в далеком Казахстане украинцы от руки переписывали роман. Рассыпан набор книги раскатился, как отборное бессмертное зерно по всей Украине и дал свои всходы.
В чем же сила этого произведения? Какова причина его фантастической популярности? Со страниц романа возникла неприкрашенная история нашего народа. Нашу память о том, кто мы, чьи дети, вытравливали, выжигали, отбивали немилосердно... Но она - живет. Кто посчитает всех жаждущих, что приходились и приходятся к «Маруси Чурай», как к живительному источнику? Ведь такая потребность обусловлена сверхзадачей, что предстало перед нашим обществом: духовное возрождение нации как единственное спасение от морального и физического вымирания.
«Маруся Чурай» Лины Костенко - это не просто наша обворован и опозоренная история, не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII века. Это - история, которая осмысливает саму себя, мыслящая история.
У Лины Костенко история - это женщина, измученная, катована, униженная, но не растоптана, потому что она не потеряла духа своего, гордость, достоинство человеческое.
Историческое полотно произведения составляет отдельную страницу, через которую еще раз высветились судьбы героев романа. И жизненную линию главной героини Маруси Чурай Лина Костенко ввела в бурные социально-политические перипетии общественного прогресса Украины XVII века, а еще точнее - периода освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого.
Представители казацкой республики в романе - Богдан Хмельницкий, Лесько Черкасс, Мартын Пушкарь, Иван Искра, Которым Шибилист и те, кто из небытия вернулись в думе (Яков Остряница, Гордей Чурай, Павлюк, Наливайко). До этого славного рыцарства принадлежит и дед Гамарник, «затворник и химерник», который от трех сабель еще не загоєн. Григорий Бобренко тоже казак, но он со временем усвоит другую мораль, далеко не казацкую, неоднократно повторив Маруси: «Любовь любовью, а жизнь жизнью».
В романе сошлись две морали, две общественные силы: казачество с его самым демократичным в мире устройством, законами, обычаями, в нормах общежития которого олицетворяется народная мораль. Полтава с деформированными принципами светской жизни, канцелярсько-бюрократической машиной, которая работает на уничтожение человеческого в человеке, и которая снимает потребность мыслить.
Процесс такого общественного рассортировка выразительно и достоверно выписан Линой Костенко в сцене суда - осудить или оправдать Марусю, а если судить, то какую кару ей назначить. На суде, как и в любой другой ситуации, казачество проявляет активную позицию защитников и гуманистов. За всеми своими хлопотами Богдан способен понять и тоску гонца Ивана Искры: «что-То должно произойти, твоей печали достойно?»; а после, приложив «сердца и головы» к делу Маруси, отменить позорный приговор полтавского суда: «Такую певицу покарать на горло. - Да это же не что, и песню задушит». И далее - «смерть повсюду, а жизнь одна».
Судейство вместе с підбрехалами Бобренихи во взгляде на человека, общественная жизнь находятся на совершенно противоположной с казачеством позиции. им до таких высот не дорасти. Таким людям не дано понять величие дарования девушки, их черствые души погружаются в другое - Горбун, что «из кладовой местной желают воровал», обнаружив свою ограниченность, удивился на Иване слова в защиту піснетворки: «При чем здесь песни? Она же на суд за другое совсем представлена».
Талант Маруси Чурай достойно оценен представителями Сечи. Ивану Искре судьба вывела Марусю в двух величинах: любимой девушки и художника необыкновенного таланта. Во время суда ему все равно болит и, вместе с тем, значимым и вартішим проступает жизнь Чураивны-поэтессы, піснетворки: «эта девушка не просто так, Маруся, это наш голос, это - песня, это - душа». Все Иваново естество стремится к справедливости, требует сохранить жизнь девушки, явив в слове мудрость и дальновидность казака. Что будет после позорного приговора? Что будет после нас? «А как тогда будет петь Полтава? Или слезы не душить ее?»
Лина Костенко предлагает самостоятельно найти ответ на извечный вопрос, что и сегодня такое же болезненное, как и в далеком XVII веке: «А Байда что, от веры одступивсь?» или «А что сильнее подпирает твердь - молитва преподобного Антония или Наливайка мученическая смерть?» Вместе с тем этот вопрос решается автором однозначно: народ с его извечной идеей добротворение, с его высочайшими морально-этическими категориями, с его дарованием был, есть и будет.
Дед Галерник, «дряхлый, полотняный» и «бессмертный» обладает большой притягательной силой, он такой же мудрый, как и его народ, он говорит Ивану: «В жизни самое главное - это сознание духа, тогда и выход найдется из несчастий». В этом же утверждении отражается и дальнейшую жизнь страждущей души Маруси Чурай, что стала символом бессмертия и неуничтожимости духа нашего народа.
|
|