Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ЛЕОНИД МОСЕНДЗ
ЕВШАН-ЗЕЛЬЕ

М. Селешкові

«И когда Отрок, юноша-ханенко, понюхал волшебного Евшан-зелье, что принес ему гудець Оря от его отца хана Серная,- вспомнил вдруг свою половецкую вотчину и сбежал из Орею из вражеского Киева до привольных степей».

Так кончается легенда о волшебном зелье. Но здесь только-только начинается история самого ханенко Отрока. Вот она:

По длинной дороге достигли наконец беглецы таборовищ своего племени. Но не песни и радостные возгласы встречали их, а тишина и грусть: хан Сірчан умирал. Лежа безволен в своей ханской юрте, вокруг которой, куда только глаз хватало, стояли шатры его народа, он последним усилием воли держался остатков жизни, чтобы еще напослід увидеть давно казненного сына. Приказал поднести шатровые полы, чтобы днем и ночью мог выглядеть его со всех сторон света. Разослал на все чаты стороны, чтобы заранее оповестили о сыны приближения. Не спал ночью и не стулював глаз днем: всматривался и ждал...

Когда же наконец юноша склонился над ним, убраним до последнего путешествия в лисий тулуп, поволокой крытый, и кунячу шапку, - Сірчан уже едва мог произнести и слово. Лишь глаза его засветились последней радостью, и он крепко схватил сыну простертые руки... А после подходили начальники орд, уклонялися Сірчанові вплоть до земли, метучи пол кунячими шапками, и один за другим заключали свою левицу к переплетенных рук отца и сына. И Отрок знал: это клянется ему его народ, клянется, что будет так же верен сыну, как был до сих пор отцу.

А после Сірчан приподнялся на своем ложе, глаза заблестели, как лезвия половецкого ножа, зубы вишкірилися, словно клыки степного волка. Хотел что-то крикнуть, но лишь струснувся всем телом, упал навзничь и испустил дух... А Отрок стоял над ним без движения и без мысли и только чувствовал, как запах Евшан-зелье карабкается с завішаної на шее калиточки и сжимает грудь...

Три дня и три ночи стоял стон над таборовищем. Кричали женщины, сидя над вигаслим костром, выкрикивали до Смерти боевые угрозы боевики, визжали дети, ржали голодные лошади и икали верблюды. И было все это такое чужое и дикое для юноши Отрока, этот хищный степной мир, что казался ему тяжелым лихорадочным сном, который, бывало, снился среди ночей заброшенной Русской земли... Но он наклонялся до калиточки и запах Евшан-зелье вновь возбуждал в нем усыпленное половецкую душу...

А ночью третьего дня посадили мертвое ханове тело, облачен в дорогие одежды Великого Хана, на коня, примоцували к высокой спинки «седла мертвых», окружили последнее почотом и помчались прочь от лагеря, на запад солнца, в безбрежное степь. Молодой хан мчался впереди, между двумя старыми вождями, которые вели поезд. Было странно и страшно Отроку среди этой чужоти. Лошади были неприятности из-копытами о копыта, испуганные суслики выскакивали из-под ног, ветер свистел в ушах, и все это было чужое, чужое для русской души половецкого хана. Лишь мельничный круг луны, оно одно такое было именно, как и в далекой Русской земле...

Отрок быстро оглядывался и несколько шагов за собой видел коня смерти с мертвой фигурой в седле, а дальше беспорядочный толпа боевиков, летел молча врассыпную по ханами. И вдруг показалось ему, что это не люди, а бісовське полчище мчится степью на какую-то страшную победу... Но хватался за калиточку с зельем и сердце его вновь начинало биться степным тактом.

Когда сумасшедший поезд наконец остановился над неведомым оврагом, где чернела глубокая могила, и когда вопли забиваних лошадей смешались с воплями вбиваних невольников - вновь волна чужоти плеснула на Отрока. Но пах Евшан-зелье защекотал ему вновь в ноздрях и он, как все, ударил мечом о щит и воскликнул боевой половецкий клич. Когда же трупы засыпали землей, а. бледный месяц вполне склонился к закату, тогда при первых заблесках дня заиграла мужественная сила в молодом половецком теле и хан Отрок почувствовал, что он есть господин и обладатель великого народа. Поднялся на стремени, мелькнул мечом, и клич сам вырвался из его горла. А тысячи ездоков повторили его за своим господином:

- На Русь! На Русь!

А запах Евшан-зелье щекотал хану ноздри, бурно возвышались грудь, и глаза вращались до полуночи, против которой хотел вести свои орды.

На второй день одели Отрока в драгоценные володарські одежды, от ромеев добытые, на голову дали шапку Великих Ханов, посадили среди открытого шатра и закричали великому хану славу. Видя вокруг себя мощные и преданные орды, не мог вновь сдержаться Отрок, и вчерашний вскрик: «На Русь», подхваченный тысячами могучих груди, покатился вплоть до Половецкого моря.

На праздник нового хана собрались все орды. Жадные боя, победы и добычи, ждали начальники и простые воины от нового хана обновления славы степного народа. Ждали счастья в походах, успеха в нападениях, множества пленных и добычи. И когда увлечение и кумыс затуманили головы, созвал Отрок большой совет вождей.

Запах Евшан-зелье ступал хану до гнева и паморочив змисли, когда он начал говорить. Вспомнил, сколько бед причинила Русь степному народу, вспомнил все победы над ней, ее богатство, поволоки и одежды, церкви, каменные палаты и белых пленниц... Вспомнил и про свою неволю в Киеве, о усмирения славного ханского рода, про всю ту опасность для половецкого племени, если Русь крепнуть и подвинется, все дальше и дальше в свободную степь. Говорил, а глаза начальников сверкали, как половецкие ножи, зубы скалились ненасыщенной яростью степных волков, и однодушний возглас: «На Русь, на Русь» встряхнул ханским шатром, покатился таборовищем и угас в Половецкого моря.

И была под Киевом сеча велика. Стрелы закрыли солнце, а от топота копыт, ржание лошадей и лязга железа не слышно было человеческого голоса. Целая орда с ханом Отроком пришел под Киев. Уже манилися им киевские поволоки, белые киевлянки-пленницы, полные пригоршни золота, непочислені ряды невольников. С странным чувством смотрел Отрок на золотой верх Софии, к которой некогда был ходил как мальчик-христианин, и странной тоской и страхом сжималось ему сердце. Но хватался за мошну на груди и запах Евшан-зелье карабкался ему вплоть до мозга.

Хоть как упорно нажимали половцы, как подбадривал их Отрок, сам идя впереди и пуская стрелу за стрелой в русских панцирей, хоть бурей летал он по своим бунчуком от одного крыла войска до второго - но стояла Русь, языков стены святой Софии. Половецкие стрелы застревали в русских кольчастих телягах, копья ломались о щиты, а когда падал один над ним, вновь сжимались щиты непроступним муром. Об эту стену разбивались волны половецкого моря, как Днепровские волны о скалы порогов. А золотая коругов князя маяла грозная и непреклонная среди русского войска.

И не выдержала наконец половецкая орда. Один за другим прибегали к Отрока обосрались вожди: много пало воинов, идет дальше, а Русь стоит, как и стояла! Самому Отроку начала уже падать отвага, и сомнение схватил его за сердце крепкими клещами. Когда же нажала Русь и замішалася орда - он первый покинул поле боя, а за ним мчались врассыпную его розторощені орды, гнали в ужасе перед страшной княжеской коругвою.

Со стыдом, жгучей ненавистью и еще большей жаждой мести вернул Отрок в степь и вновь начал думать о походе на Русь. Собрал все свои орды и союзников, множество лошадей и повозок и отправился, свирепый и кровожадный. Горели села русские, не могли оборониться и огороды, дым и стоны поднимались над Русской землей. Вновь обляг Отрок златоверхий Киев и ударил копьем в Золотые Ворота. Вновь манилися ему княжеские хоромы, святая София, манилася целая Русская земля - новая родина для его колена и рода. А половецкое войско бурно волновало, как сдерживаемая наводнение ярового Днепра, что вот-вот зальет благодатные киевские нивы.

Вновь был яростный бой, которого уже не бывало под Киевом от печенежских времен. Разъяренные предыдущей неудачей, разгоряченные жаждой мести и добычи, нажимали половцы на Русь последним смертельным натиском. Л там, где тот напор ослабевал, где заломлювалося рвение степи,там все был впереди Отрок, давая войску пример зухвалости и отваги.

Но крепким забором стояло русское войско и половецкие волны розплюскувалися об него, как волны Днепра о пороги. И когда Русь нажала - опять не выдержали орды и снова должен был бежать Отрок, оставляя не только добычу, но и множество половецкого народа по оврагам и оврагах Русской земли.

А за беглецами загналося в степь и русское войско. Где натолкнулось на половецкие таборовища - уничтожило все, что могло. Попытался Отрок заступить ему дорогу, но шло оно, как стена щитов, над которым стойко стреміла вверх страшная и нелюбимая степью княжа коругов со строгим черным Спасом. Сей Отрок бежать аж до самого Половецкого моря, а запах Евшан-зелье сжимал ему в груди и притьмарював змисли бессильной ненавистью.

Когда же вновь собрались воедино остатки половецкого войска, великий плач снялся над таборовищем. Многих славных и могучих ханов недолічували присутствуют. И хоть пылало жаждой мести Отрокове сердце, хоть пах Евшан-зелье возвышался ему до мозга и будоражил кровь, но вскрик «На Русь, на Русь» уже не вскарабкался с хановым груди. Молча лишь обвел глазами он собрание вождей угнетенных, печальным полукругом засели в ханском шатре.

Наконец из круга вознесся Кобяк. Был ханом далекой орды, аж у самого Половецкого моря, и редко когда появлялся до ханского шатра. Может, потому, что было ему далеко, а может, и потому, что, будучи когда-то в русском плену, взял он себе в жену русскую девушку, перенял много обычаев русских и нерадо уже участвовал в походах на Русь. Встал и начал говорить. И пока говорил, слушали его словам с таким напряженным вниманием, как мало когда слушают степняки.

А Кобяк упомянул ранее о всех вождей и начальников, которые погибли за последних походов на Русь. Вспомнил и минутку помолчал. Не получил никакой ответа, лишь каждый присутствующий повел глазами по собранным, не увидел многих друзей и глубже насадил на глаза высокую шапку...

А Кобяк начал дальше вспоминать славные дни половецких побед, дни, когда Русь платила дань свободному народу степей, а каждый вождь имел невольников и невольниц вплоть до его ненадобности. И слава о степной народ уходила далеко-далеко, аж за Половецкое море, вплоть до земель ромеев. Вновь не было отклика на Кобякові слова. Лишь жаждой заблестели глаза, как лезвия половецких ножей, и кунячі шапки подвинулись вновь на затылке.

А теперь уже Кобяк говорил смелее. Говорил, что забыли уже о боги свой половецкий народ. Не дают ему уже ни той хоробрости, ни рвения, как за давних времен. Не дают степи уже того добра, что его вот хотя бы та же Русь! Разве можно сравнить богов русских с половецкими? Русские боги - могучие и сильные боги! Не помогли они Русы приобрести каменных палат, прочной оружия, огородов и храмов? Поэтому-то и становится вся Русь такой прочной стеной против своих врагов! Ибо есть что защищать... А степной народ, как только на него нажмет враг, сейчас же бежит куда глаза глядят со своими богами и убогими шатрами. Потому-то Русь все крепче и крепче нажимает на степ и подвигает за своими полками стены церквей и городищ все дальше и дальше в глубь половецкой земли...

Кобяк говорил, сборы внимательно слушали, а Отроку казалось, что он нашел причину поражений и упадка своего народа! Да, это действительно был русский бог! То, что живет их золотоглаві церкви, то, что его ісповідувати научился и он в русской неволи. Это был черный Спас их хоругвей, ласковая Богородица их церквей, мужественный архангел Михаил с огненным мечом... Это они и множество других пророков, святителей и угодников держали над Русью свою охранную руку, давали ей силу, выносливость, мужество и богатство!

Действительно, имел бы и половецкий народ отдаться под охрану этого бога Русичей, перебрать его от Русской земли для земли Половецкой. Это он поможет степи сравниться наконец народу русскому, даже превысить его в силе и мужности. А окрепнув, забрать его богатства, его храмы, каменные палаты и весь народ русский сделать невольником половецкого народа. И будет эта месть слаще, чем месть оружия и возмездие крови...

Когда наконец Кобяк закончил и оглянулся вокруг, было заметно по блеску глаз и напряженном дыхании, что его слова не были чужды для слушателей. А после один за одним говорили и вожди. И все были заодно, что действительно боги Руси есть сильнее богов степных и хорошо было бы народа половецком принять их помощь и опеку...

* * *

Когда через степные таборовища прошла весть, что хан и вожди нашли для народа богов иных, более сильных и прихильніших, чем прежние, никто почти не спротивився. Потому что все таки действительно ожидали от русских богов богатства, выгодного жизни, победы без борьбы и славы без соревнования. А за тем, как выбрасывали из шатер старых, обмацаних руками веков черных идолов, как жгли святые бубны и срывали с шеи амулеты и волшебные калиточки,- приходили на Половецкую землю все дальнейшие и дальнейшие изменения. Русские боги не хотели жить в півтемних, зачаджених дымом костров шатрах, где всегда воняло овечиною, молоком и конским потом. Они требовали ясных, высоких, крепких строений, украшенных мальовилами и резьбой, напоєних запахами кадінь и сладким пением.

А богам Русичей перестали нравиться, сначала ханам, а после и простому люду, их шатры, повозки, еда... За русскими богами подвинули с Руси на Половецкую землю каменщики, каменщики, плотники, чрез резчика, ткачи и всякие другие удобные мастера и преподаватели, что теперь манила их к себе половецкая земля. И всех их теперь радостно принимал половецкий народ. Потому что надо было поставить много храмов для русских богов, много построить хоромы для вождей и ханов, делать кирпичи, тесать камни и дерево, ткать сукна и полотна...

Глядя на то, как легко принимают новые боги к себе Половецкую землю, как радостно устраиваются среди степного народа, успокоенно втягивал Отрок в ноздри степной ветер, и уже в его подувах чувствовался ему запах дыма из будущих пожарищ Русской земли.

О, привыкнет, привыкнет бог Руси к этой степной земле, насытится в ней запахом ладана и звуками пения, а тогда наверняка отдаст он силу русскую на растерзание силе половецкой, что наконец-таки станет над Русской землей грозной хвостатою звездой... И сам Отрок, великий хан, подгонял свой народ, чтобы скорее, скорее перенимал он веру и обычаи народа русского, скорее вислужував себе ласки и приязни новых богов... А запах Евшан-зелье паморочив его радостью будущей славы.

Но кончали мастера и преподаватели русские свой труд и не хотели уже уходить Половецкой земли. Ибо все шире и шире разливались по степи обычаи Русской земли. По склонам балок вырастали ханские палаты, строенные обычаю русскому или ромейский, у них купчилися уже усадьбы их подданных... И Половецкая земля начала забывать о шатра и коже бегали по весям, как земля Русская. Забыла и Русь о вражде с степью. Потому одолела уже его не мечом, копьем и стрелами, но силой своего Бога, словом своих навчителів и удобством мастеров. И не чувствовал этого половецкий народ, а радостно принимал все более дальние и дальние дары земли Русской.

И однако не весь народ охотно клонился перед новыми богами. Мало было тех, которые этого не сделали, но все же были такие, что не захотели выбросить из шатров своих старых богов, ни заменять свои степные рипливі мажары за белые хатки над степными оврагам. Забрали они с собой своих богов и покинули родные степи. Было их мало, и никто не задерживал их, когда они отходили от родных таборовищ ген-ген за Половецкое море.

Проходили годы. Спокойствием и достатком полнилась Половецкая земля. Множились дома, росли храмы, русские обычаи заслоняли бывшую половецкую одичалость. Уже добровольно, а не в качестве пленницы, шли русские девушки до половецких степей, а девушки половецкие земли Русской... И был такой сумир, что, казалось, забыли степи, зачем звали к себе русских богов...

Не забыл только хан Отрок. Часто боевой крик сам ему карабкался из груди, но все казалось ему, что не настолько еще размножился его люд, не настолько еще окреп, чтобы мог начать борьбу с Русью. Был терпеливый и мудрый хан Отрок. Даже калиточку с волшебным зельем далеко заложил от себя, чтобы не беспокоила вовремя его души. Был терпелив, как тот степной ястреб, что целый день может парить над степью, следя за сторожкой добычей... Когда же наконец показалось хану без всяких сомнений, что наконец пришло время и началась его эпоха, он созвал большой совет.

Съехались из целого степи ханы и вожди к Отрокової палаты, как не съезжались уже с давних времен. И великий хан начал с ним говорить... Вспоминал им былую славу половецкого народа, его походы на Русь и ромеев, его победы... Ждал, что засветятся их глаза, как зрачки волчьей стаи зимней ночью. Но зістали они спокойные и темные, словно заросшие рогозой степные озерца. Вспомнил о врагах половецкого колена, ждал, что белые зубы виблиснуть яростью клыков, но уста присутствующих исказились сдержанной зівотою. Подумал, что это ему лишь так кажется. Но когда начал говорить про Русь, про все обиды, что причинила она половецком народа, о ее вечной вражды с степью,- не мог уже сам сдержаться, и клекотливий, наполненный жаждой мести и боя вскрик: «На Русь» вырвался ему из горла. И сейчас же ворвался. Потому к его восклицания не присоединился ни один голос из присутствующих, не распрямилась ни одна боевая фигура... Ошеломленный неожиданностью, стоял великий хан среди своих вождей, что (видел и понял!) отвлекали друг по другу свои взгляды от его загоревшегося зрения...

Долго молчали сборы. Наконец встал один молодой ханенко и заговорил. И то, что слышал Отрок, падало на него, словно ледові глыбы, которые бременем и студінню розторощують опрометчивого лодки. Он оглядывался вокруг, как зверек, загнанный в чащи, уже не имеет надежды на спасение, он искал глазами благодарных взглядов, но все отворачивались от него: чужого, непонятного, даже враждебного им уже вестника...

А ханенко говорил, что прошли уже времена, когда степь муссов враждовать с Русью. Прошли и не вернутся! Ибо нет почему уже становиться половчанинові против русина и, кроме благодарности, никакие чувства уже не тревожат половецкое сердце. Русь принесла степи своего ласкового и могущественного бога, за ним пришли русские избы, в которых так выгодно жить, хлеб и жаркое, что вкуснее от проса и сырого мяса, и русские песни, слаще от половецких скиглінь... Покой и мир воцарились над половецкой землей, и является преступлением призвать половецкий народ драться с Русью, милым братом, из-за какой-то там забытой славы половецкого рода...

Ханенко говорил еще больше, но Отрок уже не слушал. Хищная ярость охватила его существо, подступила к сердцу и залила кровлей глаза. Дернул он рубашку, сорвал из груди калиточку с Евшан-зельем, хотел дать понюхать волшебного зелья дерзкому юноше, рабу русском, этим трусливим порущеним собранию... Но Евшан-зелье не выдало никакого запаха. Было уже только травой, обычным сеном, его умножают половецкие степи... Остолбенел, но сейчас же швырнул мошной об землю и, шатаясь, покинул собрание. Никто не задерживал, никто не препятствовал ему, когда он сам выводил своего коня, и никто не сопроводил своего хана, когда он подался ген-прочь, на юг, к Половецкого моря...

Как когда-то перед годами, когда еще юношей путешествовал Отрок с Орею к родным таборовищ, за позабытой отцовской славой и честью,- так и теперь поспішався он по степям и оврагам. Отыскивал тех, что когда-то не склонились, не покорились, не захотели ни русских богов, ни русского мира и покоя... Нашел их... Нашел далеко, за морем, незначительные остатки своего половецкого народа. Нашел таким, каким был он раньше, целый половецкий народ, что, как Евшан-зелье, выдавал из себя крепкий аромат степной силы и славы... Те же боги, те же самые песни, обычаи и шатра... Все, что уже вигинуло в их братьев на севере И... вновь будто забытый запах Евшан-зелье коснулся Отрокових гнева.

Когда перед старшими этого небольшого колена рассказал покорно изгнанник все то, что произошло с их братьями в северных степях,- только молчанка была ему ответом. Наконец дряхлый дед, будто всем мхом степи поросший, приблизился к Отрока, посмотрел ему пристально в глаза и снова сел. За ним уставали, подходили другие, присматривались вблизи к изгнанного хана... А после заговорил самый старший.

Говорил Отрока, даже не к присутствующим. Говорил так, будто в пространном шатре не было никого, кроме него, а он сверялся напівголосу самому себе. А мысли его были отзвуком тех самых мыслей, которые овладевали его, когда со горсткой непримиримых покидал он родные степи, потому что не хотел принимать чужого бога. Нет, не самого нового бога боялся он. Боялся того, что с новым богом потеряет половецкое племя свою старую душу. А на ее место войдет душа русского народа...

Так и случилось! Научились есть мягкий русский хлеб, и зм'якло мужественное половецкое сердце. Начали высыпаться на мягких перинах с русскими девушками, и перестала им Русь быть врагом, потому что уже и дети их были піврусичами. Стали лелеять пшеницу и сделались русскими пахарями, их погонщиками и слугами. Не захотели быть дальше панамы степи, ибо тяжелые и суровые были обязанности степного господина! А прислужникам Руси спокойно и выгодно жилось под чужим господином и чужим богом...

Дед заканчивал свои шепотливі рассуждения, и за каждым его словом все ниже и ниже клонилась Отрокова голова. Так! Не было никакого сомнения: вся вина на нем! На нем, что, дав одолеть себя сомнения в собственные силы и отдав народ в опеку чужим богам, промарнував и половецкую нрав, и половецкую душу. Думал, что отомстит Руси, когда переймет силу ее богов, но не замечал, что делал это лишь потому, что это было легче и спокойнее, чем сполягати на собственный меч и собственных богов. Обманывался и обманывал!...

А после длительной тишины, когда в шатре не было даже слышно дыхание присутствующих, подошел Отрок к деду, склоняясь перед ним в ожидании приговора. И спокойно выслушал его...

Была полночь, но таборовище еще не пришло. Вопли и крик ступали до высокого неба, тревожные нарекания над тем, что навеки должна отойти до звездных степей. И когда из шатра вывели торжественно одетого Отрока и подвели к нему коня с «седлом мертвых» - все затихло. И когда высаживали на коня Отрока и примоцовували к высокой спинки, словно безвольном трупа, и когда страшный поезд вимчав в темный степь - ни вздоха стона, ни шепота боли не издала жертва, почет и зрители...

И вновь, как перед годами, мчался страшный поезд ночной тишиной. Только коцало копыто об копыто, шелестели травы, скрипели седла, месяц поднимался мельничным кругом над краем степи. Но в Отроку не было уже никакой мысли: поезд мертвых с бездушной жертвой!

Только, как под жертвенным ножом, падала в яму страшная жертва покаяния за прошлое и офира надежды за будущее половецкого племени,- тогда только тяглый крик, словно вскрик раненого зверя, промчался над степью... И была в нем и тревога, и гордость, и извечная жажда возмездия!