Тема: Устный
сочинение про литературного героя. Письменное сочинение-размышление. „Такие ли уж губительны деньги”
по повести Оноре де Бальзака „Гобсек”.
Цель дидактическая: обобщить знания учащихся по повести Оноре де Бальзака
„Гобсек”;
Цель развивающая: развивать связную устную и письменная речь учащихся, умение
анализировать;
Цель воспитательная: воспитывать интерес к творчеству писателя, культуру чувств и
отрицательное отношение к человеческим порокам, стремление и умение формировать и
высказывать собственную точку зрения..
Тип урока:
урок развития связной речи.
Оборудование: портрет писателя, сравнительная таблица „Гобсек и Плюшкин”, обобщающая
таблица „Гобсек”.
Содержание урока
И.
Актуализация опорных знаний.
Слово учителя.
Оноре де Бальзаку удалось показать очень интересный
образ ростовщика. Который отличается от других образов скряг в мировой
литературе. Сегодня вы имеете возможность высказать свое личное отношение к
этого персонажа.
II. Сообщение темы, цели и задач урока.
Тема наших з: „ Устный сочинение про литературного героя.
Письменное сочинение-размышление. „Такие ли уж губительны деньги” по повести Оноре де Бальзака
„Гобсек”. Вы должны обобщить свои знанием путем написания творческих работ.
III. Подготовка к устному сочинению.
Домашним заданием вам было подготовиться к написанию
доклады, составить план к сочинению. Перед тем, как составить собственное произведение, я предлагаю
образец подобного произведения.
Влада золота в повісті Оноре де
Бальзака "Гобсек"
Одним из самых существенных моментов всего творчества выдающегося французского реалиста
Оноре де Бальзака было стремление воссоздать целостную картину эпохи. Почти все
его произведения, по замыслу писателя, были частями великой эпопее "Человеческая
комедия", которая должна охватить все возможные явления тогдашней жизни. По плану
этот эпический цикл должен был состоять из трех разделов: "Этюды о нравах",
произведения из которого изображали жизнь, быт и нравы различных слоев французского
общества, "Философские этюды", что имел обобщать художественные
открытие Бальзака и его представления о закономерностях жизни, и, наконец,
"Аналитические этюды", в которых писатель пытался сформулировать законы,
которые управляют действительностью. В первом разделе ("Этюды об обычаях") Бальзак
создал галерею типичных образов его современников имели разный социальный
статус и разные профессии. Повесть "Гобсек" входит в его состав. Имя
центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Однако
именно в его образе О. Бальзак не только изобразил типичного ростовщика, а ярко
воссоздал особый психологический тип человека, который живет только одной страстью -
стяжательством в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь i
призвание Гобсека. В художественной литературе немало образов стяжателей и
скряг, но они не одинаковые. Скупой рыцарь А. Пушкина на самом деле стремится к власти,
деньги для него - лишь средство ее достижения, поэтому он скорее скрытый владолюб,
чем настоящий лихоимцев. Плюшкин М. Гоголя - мелочный скряга
"бытового" типа. Не случайно "плюшкіними" называют
время людей, не желающих выбросить вчерашнюю газету или что-то подобное: с Гобсеком
их сравнивать не станет никто. В этом образе обобщенно совсем другие черты
частнособственнической психологии, доведены до логического завершения (хотя почти
абсурдные с точки зрения нормального человека). Вот жизненная философия Гобсека:
"Что может удовлетворить наше "я", наше тщеславие? Золото! Потоки
золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти, нужно время, нужны материальные
возможности и усилия. В золоте все это в зародыше, и оно на самом деле дает
все". При этом Гобсек не пытается воспользоваться упомянутыми ним
возможностями золота, ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для
Гобсека не существует никаких удовольствий, кроме осознания наличия своего
богатства. Были ли у него другие черты? Через яркость главной характеристики,
его жизненного сверхзадача, их почти незаметно. "Это был человек-автомат, которую
ежедневно заводили", - пишет о нем Бальзак. Даже человеку, которому он будто
сочувствует, Гобсек одалживает деньги лишь на немного поблажливіших условиях, чем другим,
да еще и подводит своего рода "идеологическую подоплеку" этому поступку,
мол, так будет полезнее для его характера. Вообще, к ростовщикам люди
обращаются только в трудные моменты жизни, в отчаянии, когда нет другого
источники, чтобы получить деньги. Например, когда приближается банкротстве и банки
отказывают в кредите. В самом ростовщичестве как явлении, изначально заложено несколько
жестокое, и Гобсек превосходит в этом даже своих "коллег":
наблюдения за людьми, что попали в тупик для него становится развлечением. О
сочувствие, обычно, вообще не говорится.
Гобсек при всей ограниченности в целях, как не странно, не примитивный. Он способен
делать обобщения относительно природы общества, анализировать его движущие силы.
Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота i
создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Следовательно, он
умный человек, но его страсть оказывается сильнее разума. Власть
золота, о которой он столько торочив, делает своей жертвой самого Гобсека, он
сам себе создает ловушку. Что может быть абсурднішим за смерть от голода посреди
незліченого богатства? Но несмотря на абсурдность, она логична: Гобсека убивает
собственная же идея о всевластии золота и его непревзойденную ценность. Он
настолько боялся потерять свои приобретения, что незаметно для себя уничтожил их в физическом
понимании: дорогие ткани, посуда, картины - все испортилось, все оказалось
потерянным для мира. Если учесть наличие авторского замысла, этот умышленный
внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.
"Есть ли у этого человека Бог?" - риторически спрашивает другой герой произведения,
Дервіль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря деньги. Служению этому идолу
подарено жизни Гобсека.
Сурово и безжалостно
осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни
Гобсеку, ни другим не приносит золото счастья. И пусть образ Гобсека - гранічний
случай, он показывает, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественная
мастерство письменни ка делает это предостережение еще убедительнее.
Работа
над осознанием темы и основной мысли произведения.
Определитесь с темой
произведения. Я предлагаю взять тему „такие уже пагубные деньги”, по которой вы будете
писать собственное произведение-размышление.
Составление плана
(Или проверка плана у учеников, у кого он уже есть)
Составление устного произведения.
При работе над
произведением вам могут помочь те таблицы, которые мы составляли на протяжении уроков.
Заслушивание
устных сочинений учащихся и их анализ.
ИV.
Подготовка к письменному сочинению.
Слово учителя.
Власть золота может уничтожить в Гобсекові человека. Насколько
повесть актуальна сегодня? Не царит в наше время жажда богатства над людьми?
Написание сочинения на черновике.
Совершенствование написанного (само редактирование произведения).
Проверка и анализ произведений.
Доработка работ и переписать их начисто.
V.
Подведение итога урока и осмысление домашнего задания.
Следовательно, не подвергайтесь пагубную власть золота. Как говорит
народная педагогика: „Смотри не забудь, человеком будь”.
Домашним заданием будет подготовиться к уроку
дополнительного чтения по роману Ч. Диккенса „Приключения Оливера Твиста”, подобрать
цитатные характеристики главных персонажей.
Литература:
1.
Зарубежная литера. 10 кл.
Пособие-хрестоматия / Авторы-сост.
Щавурський Бы. Б., Николин М. М. - Тернополь: Учебная книга - Богдан, 2000. -
480 с.
2.
Зарубежная литература XIX века. Хрестоматия. Учебный
пособие для 10 кл. загальноосвіт. шк. / Составитель, автор вступительных статей и
дидактического материала А. В. пронкевич. - 2-е издание. -
К.: Педагогическая пресса, 2001. - 512 с.
3.
Мухин В. О. Изучение зарубежной
литературы. 10 класс. - Харьков: Веста: Издательство „Ранок”, 2004. - 114 с.
4.
Романенко
Н. М. Творчество школьников. Творческие работы школьников // Зарубежная литература. -
2000. - № 11, 12.
5.
Пронкевич А. В. Зарубежная литература:
Пробн. підручн. для 10 кл. середн. загальноосвітн. Шк.. - 2 издание,
переработанное и дополненное. - К.: Мэд. Пресса, 2000. - 288 с.