Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей 2010 года


Автор: Роксолана

Проблема украденного счастья в драме Ивана Франко

В первой половине XIX века сюжеты украинских драм имели счастливый конец. Героиня получала право на счастье, главным образом, благодаря уступчивости и богатого претиндента на нее и родителей ("Назар Стодоля", "Наталка Полтавка", "Сватанье на Гончаровке"). К последней трети века трагический конец становится обычным, причем, в некоторых случаях за смерть героини мстит ее любимый, но такой же отверженный, как и она. Единственным в своем роде остался финал драмы Ивана Франко "Украденное счастье" (1893г. первое название "Жандарм"), где самый робкий из робких, самый забытый из забытых мужчина, потеряв последние остатки векового, увійшовшого, кажется, в кровь, терпение поднимает топор на жандарма - мстит за свое унижение. Конечно же, Николай Задорожный не понимал, что унизил его не Михаил, который совсем недавно был таким же крестьянином, а сегодня стал жандармом, как и не понимал того, что счастье украдено не только у него. Счастье украла именно жизнь героев. Такая ситуация была характерна для данного периода.
В п"еси использован уже известный сюжетный мотив: обманув девушку, чтобы не делить с ней наследство, братья выдают ее замуж за собственного батрака - тихого и покорного Николая. Но это предыстория. Действие начинается с того момента, на котором, условно говоря, закончилась "Лымеривна". В драме "Украденное счастье" конфликт разворачивается в крестьянском окружении. Михаил пользуется своим положением жандарма - на его характере, манере общения отразилась "служба".но все же он человек того же состояния, только оторвана от обычной среды, вот что усиливает его драму. За его грубостью и наглостью - пропасть одиночества души, когда некогда горячий и искренний , а теперь искалеченный государственной машиной, которая губит все вокруг. И в его любви к Анне появляется нечто фальшивое, что больше похоже на месть, на юродство, потому что юное прекрасное чувство в нем уже давно убитое страшной силой этого мира - власництвом. Поэтому и возникает противостояние не только между ним и Николаем, но и противоестественна напряженность, почти вражда, в его отношениях с Анной. Уже и Анне передается часть его жестокости по отношению к Николаю - самому беззащитному из всех. Тяжелые и трагические муки в этом "треугольнике" выпадают на долю Анны, так как она еще переживает внутренний конфликт между чувством и обязательством.
Зарублений Николаем Задорожным, Михаил Гурман благодарит его и берет всю вину на себя, тем самым раскрывает не только его внутреннее благородство, но и то, какой мукой было для него жизнь: "Мне теперь совсем хорошо. Даже лекарства не надо. Спасибо тебе. Я хотел сам это сделать, но рука не поднималась". И было ли это лекарством для Анны? Николай пытается успокоить Анну словами: "Анна, успокойся, разве тебе не для кого жить?"
Михаил нашел спасение в смерти, а Анна и Николай остались жить дальше, с этим клеймом на всю жизнь. Кто забрал у них то счастье, которое принадлежало им, кто виноват в этом, брать ли общество, в котором жили они, или сама жизнь?
У людей забирали все, но кто дал им право забрать то, самое ценное, что есть в людини.Кожна человек имеет право на счастье. Самеце ужасающее жизни и показал Иван Франко в своей драме, тем самым вынес приговор окружающей мира.