Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
План конспект семинарского занятия на тему:
Символизм. Шарль Бодлер и его поэтический сборник «Цветы зла»
Дисциплина: история мировой литературы.
Вид занятия: комбинированное семинарское занятие
Продолжительность занятия: 80 мин.
Учебная цель: систематизация знаний по теме: «Символизм. Жизнь и творчество Шарля Бодлера», усвоенных во время лекционного занятия и в процессе самостоятельной подготовки к семинару.
Воспитательная цель:привитие студентам интереса к поэзии, воспитание любви к красоте, к искусству слова.
Развивающая цель: развитие навыков выразительного чтения, устной речи, критического мышления, анализа поэтического текста;
Наглядность: портрет Шарля Бодлера, поэтический сборник «Цветы зла», таблица «Биография Ш. Бодлера», опорно-логическая схема «Композиция сборника «Цветы зла».
Раздаточный материал: распечатанные для каждого студента стихи Шарля Бодлера: «Альбатрос», «Соответствия», «Падаль», «Гимн красоте».
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. С.395-412.
2. Бодлер Ш. Поэзии: Пер.з фр./Ред.-сост. М. Москаленко; авт.вст. слова Д. Павлычко; авт. Післям. Д. Наливайко.- К.: Днепр, 1990.- 272с.
3. Бодлер Ш. Поэзии // Вселенная. 1989. - №7. С.138-150
Дополнительная:
1. Дереза Л.В. «Находясь в аду, можно грезить о белоснежные вершины » Глубины поэзии Шарля Бодлера // Заруб. л-ра в навч. закл. 1998. - №9. с. 14.
2. Пронкевич А.П. Зарубежная литература: Учеб. для 10 кл. сред. загальноосвіт. шк.. 3-е изд., перераб. и доп. К.: Пед. пресса, 2002. с. 252-259.
Ход занятия:
И. Организационная часть (2 мин):
· приветствие преподавателя со студентами;
· выявление отсутствующих;
· проверка подготовленности группы к занятию.
II. Мотивация и стимулирование учебной деятельности студентов (3мин)
Эпиграф к занятию: «В эту жестокую книгу я вложил все мое сердце,
всю мою нежность, всю свою веру (викручену наизнанку),всю мою ненависть».
Ш.Бодлер
Преподаватель: Темой нашего сегодняшнего семинара является «Символизм. Жизнь и творчество Шарля Бодлера».
- прежде всего мы дадим определение понятиям: «декаданс», «символизм», «суггестия», «символ»;
- вспомним жизнь и творчество Шарля Бодлера заслушаем ваши доклады;
- охарактеризуем эстетические взгляды поэта воплощены в сборнике «Цветы зла»;
- прочитаем напам пять и сделаем анализ стихотворений Ш. Бодлера: «Альбатрос», «Гимн красоте», «Падаль», «Соответствия» (висловловимо суждения о том, в чем заключается своеобразие решения проблемы поэт и толпа в поэзии «Альбатрос»; найдем конкретные случаи толкования Бодлером предметных образов как видимых знаков идей, чувств, душевных состояний человека, воплощение мысли о невидимый человеческому глазу мир, где царят взаимной связи невидимые законы в сонете «Соответствия»; проанализируем стихотворения: «Падаль» и «Гимн красоте»)
- на завершение составим тест, что касается нашей темы.
III. Обсуждение учебных вопросов семинара (70 мин) 1. Актуализация опорных знаний учащихся
Словарная экспресс-викторина. Студенты должны дать определение понятия: «декаданс», «декадентский герой», «символизм», «суггестия», «символ».
Студент: Декаданс-это упадок, сложное идеологическое и культурное явление, обобщенное название кризисного мировосприятия, которое проявляется в литературе, искусстве, культуре.
Студент: Основными мотивами писателей-декадентов были: печаль, отчаяние, пессимизм, разочарование, жалобы беззащитной души.
Студент: Підкреслина болезненность и угасания жизни становятся любимыми темами, которые превращаются в источник утонченных переживаний.
Студент: Декадантський герой это человек, который чувствует свою отчужденность в мире, потерю нравственных идеалов, веры в будущее. Она не приемлет грубой действительности, предпочитая самоуглублению и самоспогляданню. Единственное действие, на которое она способна, по словам французского писателя П. Клоделя, - лишь «страстная скука».
Студент: Символизм литературное течение французской поэзии.
Студент: Первый 70-х вторая половина 80-х годов XIX в. период становления направления. В это время С.Малларме организовал литературный салон для молодых поэтов, которые искали в стихах средства раскрытия целостных эмоций и внушения настроений. В 1886 году была опубликована статья Ж.Мореаса Литературный манифест. Символизм , которая содержала программу нового течения в лирике. Символизм активно развивался в течение второго этапа в 80-90-е годы. Период подъема показали произведения Ф.Вьєле-Гріффене, А. де Ренье, Е.Рейно, Е.Верхарна, Ш.Моріса, С.Малларме, Г.Кана, М.метерлинка. В третий период происходит спад символизма, символістський движение во Франции постепенно угасает.
Студент: Общие черты европейского символизма: эстетизм, потому что символизм это эстетический порыв к высокому и углубления в таинственное; философичность и мистицизм; абстрактность образов, обобщенность (создание символов); многозначность слова; уход от банальной обыденности; всестороннее и глубокое осмысление действительности.
Студент: Слово «суггестия» - означает внушение и является важным художественным средством символистской поэзии. Французские символисты начали создание таких образов и символов, которые внушали определенные настроения, ассоциации и аналогии читателям. Поэты не высказывали своего мнения напрямую, ничего не ясовували до конца, не делали выводов и тем более не учили. Они давали возможность читателям самим домыслить и завершить написанное .
Студент: Символ это сущность явления, символ как раз и является фундаментом всего направления. Символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирам.
2. Коллективное составление грозди «Шарль Бодлер»
(Студенты выходят к классной доске и составляют биографию Ш. Бодлера в хронологической последовательности)
3. Доклады студентов
(Как индивидуальное задание, студенты предварительно поделились на 3 группы: «литературоведы», «биографы», «теоретики», и должны были найти информацию для доклада).
Преподаватель: А встретились вам при подготовке к занятию какие-то интересные мысли других поэтов, критиков об Шарля Бодлера?
Студенты - «литературоведы»:
· Андре Моруа, известный французский писатель-мемуарист, литературный критик, автор сборника «Литературные портреты», писал о Бодлера; « в том и особенность произведения искусства, что в нем ничего нельзя изменить. Шартський собор и сонеты Бодлера такие, какие они есть. И не иначе».
· Акутагава Рюноскэ, японский писатель, в одной из своих новелл высказался еще категоричнее: « человеческая жизнь не стоит одной строки Бодлерівського».
Наш земляк и современник, поэт-переводчик Иван Петровций (он перевел стихи Бодлера, издал поэтические и прозаические переводы сборником «Литании сатане») пишет: «Бог дал мне жизнь физическое, Бодлер дал мне жизнь духовную».
Преподаватель: Сообщения интересны, что же это за «волшебник», как назвала его М. Цветаева, что нам известно про этого поэта? Возможно, есть смысл послушать коротенькие сообщения студентов, подготовили справки о поэте биографического характера.
Студенты - «биографы»:
Шарль Бодлер родился в Париже, в семьи, где между супругами существовала большая разница в возрасте и в характерах. Его отец, которому было уже за шестьдесят, происходил из крестьян, он вышел в люди еще за «старого режима» принадлежал к интеллигенции, сформировавшейся в сутки Просвітництва.Мати поэта, происходила из мещанской семьи, была младше супруга более чем на тридцать лет. Отец умер, когда Шарлю было семь лет. Вскоре мать вторично выходит заменить за офицера Опека, человека ограниченного, тщательного служаку
Преподаватель: Основы человеческой личности закладываются в детские и юношеские годы, в значительной мере определяет дальнейшее формирование психологии и мировосприятия. На Шарля Бодлера, бесспорно, глубокое впечатление произвела семейная драма: смерть отца, которого он любил, и появление отчима, которого он не принял и возненавидел. То же поставил себе цель перевоспитать «тяжелую ребенка». Второе замужество матери и ее покорность отчиму Шарль воспринял как измену, которую не мог простить ей до конца жизни.
Вы уже, особенно «теоретики», ознакомились со стихами Бодлера, не встретили ли вы произведения, в котором бы звучали эти поэтически трансформированы биографические мотивы?
Студенты - «теоретики»:
В стихотворении «Благословение», которым открывается цикл сборника «Цветы зла», что называется «Сплин и идеал», речь идет о трагической судьбе в чужом и враждебном его мире:
Когда появляется Поэт на этом свете,
Его мать от отчаяния и печали
На Бога бросает проклятия ядовитые,
И сочувственно Бог воспринимает те клятвы
В строках стихотворения звучат поэтично трансформированы автобиографические мотивы, глубокая личная трагедия.
И не важнее отметить, что уже в юные годы, в «лоне семьи» состоит определяющая модель отношений поэта с миром, не изменяясь в дальнейшем, будет только расширяться и углубляться. В основе ее сложный комплекс умонастроений, включающий, с одной стороны, конфронтованість и пылкий протест, с другой чувство отчужденности, отчаяния, обреченности. Конфликт с семьей спонтанно перерос в конфликт со всем буржуазным обществом.
Преподаватель: Интересное сообщение. Действительно, о поэта наиболее полно могут рассказать стихи, потому что именно в поэтическом строке поэт сверяет все: наболевшее, сокровенное, тайное и непонятное даже самому себе. Сейчас послушаем еще несколько интересных сообщений-изюма «биографов».
Студенты - «биографы»:
· Ш. Бодлер учился в колледже, исключение из колледжа. Причина: не выдал друга, с ел записку, которую требовал показать учитель. Мотивировал тем, что не может выдавать чужих тайн.
· Углубление конфликта с матерь ю и отчимом. «Ссылки» на о. Маврикий, самовольное возвращение в Париж, разрыв с семьей.
· Свободная жизнь в парижском аристократическом среде, намирен эпатаж (покрасил волосы в зеленый цвет), первые статьи-отзывы о выставки художников-экспрессионистов, решение заниматься поэзией.
Преподаватель: Эпатаж, чудачество это все была лишь внешняя часть жизни Бодлера. Поэзию он считает основным своим призванием, но пишет мало (в количественном выражении), не спешит печататься, долго и тщательно работает над каждым стихом. То, что для рядового художника было лишь средством заработка, для Бодлера стало жизнью. Переводы, библиотеки, музеи, концерты, выставки Бодлер не только поэт, переводчик. Его художественные статьи стали достоянием эстетической мысли Франции XIX в.
4. Проблемная беседа.
Преподаватель:Докажите, что творчество Ш.Бодлера относится к «предвечернюю» суток.
Студенты: Творчество Ш.Бодлера относится к «предвечернюю» суток. Это эпоха конца ХІХ начала ХХ века, которая сказалась настроениями безнадежности, отчаяния, разочарования, упадка жизненных сил. Влиянием декадентских настроений обозначена и творчество Ш.Бодлера. Поэт воспевал отчаяние и печаль, печаль и тоску. И этот настрой мы можем объяснить тем, что у поэта не сложились отношения с матерь ю и обществом. Вместо материнского тепла, парень получил холодный лед, проклятие. Такая же антитеза заложена и в сборнике: две противоположности, две несовместимости - красивое и уродливое. Получается, беспокойная душа поэта, не имеет убежища, не может мириться с окружающим обществом, отсюда и такие настроения
Преподаватель: Что воспроизводят составляющие словосочетание «Цветы зла»?
Студенты: Цветы прекрасное творение природы, символ красоты и совершенства мира, радости. Зло черная сила темного дьявольского порождения, антипод добра, страдания, боль.
Преподаватель: В названии - парадокс. В ней противопоставлены надежду, идеалы, отчаяние и безнадежность. В стихах сборника воплощены и противоречия эпохи, и противоречия творчества самого Бодлера. Но название сборника выражает прежде всего основную концепцию поэта, которую он формулировал как «обретения красоты со зла». Антиномічність понятий «цветы» и «зло», противопоставление отчаяния и поисков идеала становятся сквозными в книге Бодлера.
Композиционное строение сборника Цветы зла
Преподаватель: Сборник «Цветы зла» состоит из шести разделов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт» и «Смерть». Первый, самый объемный раздел сборника «Сплин и идеал». Это лирическая драма, где идеалу противопоставлена не сама действительность, а сплин тяжелое болезненное душевное состояние поэта, которому присущи скептицизм, разочарование и тоска.
Большинство самых знаменитых произведений поэта входят в этот раздел, среди них и стихотворение «Альбатрос».
5. Работа с поэзией «Альбатрос»
Преподаватель: Поэт. Не каждый может им быть. Если талант дан свыше, то, по сути, этим определяется и судьба поэта.
Как определяет судьбу поэта, а собственно свою, Шарль Бодлер, можно это понять на примере одного стихотворения?
Стих был написан в 1842 году во время поездки на остров Маврикий, куда направил Бодлера отчим, чтобы вернуть его на путь истины. Шарль, находясь там 10 месяцев на корабле под присмотром капитана и наблюдая за птицами, раздумывал над собственной судьбой.
Выразительное чтение стихотворения «Альбатрос»
Бывает, плывя морскими дорогами,
Чтобы развеяться, охотятся моряки
На альбатросов тех, что в вишині над ними
Среди лазури и облаков плывут віддалеки.
Когда на палубу уже лютая сила сбила,
Король небес, что знал все грозы без числа.
Волочит трудно так свои большие крылья,
Языков снежно-белые раскинуты два весла.
Крылатый путешественник - какой неуклюжий в движениях,
В полете буйнокрил - калека на ногах!
Еще и дразнятся - тот в клюв ему из трубки дмуха,
А тот, насмехаясь, хромает, будто птица!
Поете! Князю облаков твоя подобная сила,
Между молний ты свой в грозовой мгле;
Но под шал образ препятствуют крылья
Тебе, изгнаннику, ступать по земле.
Перевел И.драч
Анализ стихотворение
Преподаватель: Начнем собственно сам анализ стихотворения «Альбатрос».
Во-первых, моряков, которых охватывает тоска или хандра, не надо понимать непосредственно. То есть перед нами не реалистичная зарисовка, а создание символа человечества, которое плывет на своем судне в безграничности вселенной.
Студенты: В первых строках автор рассказывает, как матросы ради развлечения ловят величественных альбатросов, «что любят пролетать следам кораблей». Альбатрос - величественный птица, властелин морских просторов, что сопровождает корабли. На палубе он имеет вид очень беспомощного птицы:
На палубу несут ясных высот владыку,
И грустно тянет он приборкане крыло,
Что потеряло свою былую мощь большую,
Языков среди буйных вод поломанное весло.
Автору сожалению птицу, свою боль и печаль он передает в подчеркивании величия этого обладателя пространств. Раненый альбатрос не может противостоять толпе моряков, он не может взлететь в воздух, потому что крылья его поломаны, у него нет будущего.
Постепенно этот образ приобретает символа образа самого поэта и его судьбе в человеческом водовороте жизни. Шарль Бодлер не находит понимания среди людей и поэтому не может взлететь мыслью, а «волочит... крылья великана по земле»:
Поэт подобный тоже до властелина лазури,
Что среди облаков, как молния во мгле.
Но, словно в тюрьме, в толпе неистовой
Он крылья великана волочит по земле.
С образом этой птицы связано все возвышенное, он в центре внимания, автор восхищается им и выражает ему сочувствие. В плену альбатрос становится бессилен и смешным, потому что он - жертва насилия.
В этом стихи Шарль Бодлер противопоставляет высокое и низкое, небесное и земное, поэзию и проявления, в нем высказаны горькие размышления автора о трагической судьбе поэта в современном ему обществе.
Преподаватель: Итак, два мира противостоят в стихотворении?
Студенты: В противопоставлении поэта и толпы воплощается мотив борьбы добра и зла.
Преподаватель: В каких образах воплощается эта борьба?
Студенты: Альбатрос, то есть сам поэт - это мир прекрасного, добра. Моряки, то есть толпа - мир уродливого, зла.
Преподаватель: К чему стремится душа лирического героя?
Студенты: Она стремится к духовным высотам, «жаждет высоты».
Преподаватель: Символом чего в стихе есть альбатрос?
Студенты: Романтический образ - символ поэта и его судьбы. С образом альбатроса связано все возвышенное, он в центре внимания.
Преподаватель: Как автор относится к альбатроса?
Студенты: Он восхищается им и выражает ему сочувствие.
Преподаватель: Какие еще символы вы нашли в тексте?
Студенты: Море - символизирует жизнь; корабль, лодка - человеческую судьбу; гром, гроза, молния - жизненные неурядицы.
Преподаватель: Что говорит этот стих?
Студенты: В «Альбатросе» утверждается божественная сила искусства, с наибольшей полнотой воплощена в фигуре поэта.
Студенты: Автор воспевает душу, что стремится высокого идеала, красоты. У поэта, как у альбатроса, "мощь велика", но его пытаются обуздать. Он не может противостоять обществу, как птица толпы матросов. Толпа не понимает его. И здесь зло побеждает добро. Но прекрасное всегда выше уродливое, даже когда погибает. Искусство и личность выше толпы. Такая позиция автора.
Преподаватель: Положение поэта в тогдашнем обществе видится Бодлеру бесправным и трагическим. Поэт обречен на непонимание. Удивительное, поистине символическое воплощение получили эти мысли в стихотворении «Альбатрос».
6. Работа с поэзией «Соответствия»
Преподаватель: Как известно, каждый художественный образ той или иной степени является символом, потому что он не только что-то непосредственно отображает, но и символизирует шире, больше, шире, как в сонете Бодлера «Соответствия».
Выразительное чтение поэзии «Соответствия»
Природа - храм живой, где символов леса Наблюдают нас и наши все маршруты; Мы в нем ходим, и не раз удается слышать Фундаментов и колонн неясные голоса.
Все краски и цвета, все ароматы и тона Сливаются в мощь единого естества.
И урвновешивают их измерение и права, Взаимной связи невидимые законы.
Есть свежие запахи, словно детей тела, Есть нежные, как гобой, отважные, молодые, Развратные, щедрые, злые, липучие, как смола,
Как ладан и бензой, как амбра и мушмула,
Что осваивают все безграничные вещи; В них - восторг ума, в них ощущением хвала.
Переводчик: Д.павлычко
Анализ стихотворения
Преподаватель: (Объясняет непонятные слова) «бензой» смола с приятным запахом; «амбра» воскообразное душистая вещество серого цвета, продукт патологического выделения пищеварительного тракта кашалота; «мушмула» кустарники или невысокие деревья семейства розовых.
Преподаватель: Какие миры автор пытается совместить в этой поэзии?
Студенты: Автор пытается каким-то образом объединить материальный и духовный миры.
Преподаватель: В сонете «Соответствия» конкретные случаи толкования Бодлером предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний человека, воплощение мысли о невидимый человеческому глазу мир, где царят «взаимного связи невидимые законы».
Найдите в сонете эти конкретные случаи.
Студенты: В центре стихотворения тема таинственных соответствий видимой природы и невидимых сущностей. Человек в храме природы. И поскольку природа это храм, то ее краски и цвета, все ароматы и тона только разные коды одного языка, которыми она себя проявляет
7. Работа с поэзией «Падаль»
Преподаватель: Стихотворение «Падаль», который зачастую демонстрировали, желая указать суть бодлерівської «антиестетики», как раз относится к темных мелодий. Его страшно читать.
Выразительное чтение стихотворения «Падаль»
Или память помните тот ужас, моя любимая,
Как летнего, жаркого дня
В овраге, между скалами, где трав яна поляна,
Мы вздріли сдохшую лошадь.
Как и повійниця, падлятина лежала,
Задрав ноги кверху,
И брюхо гадкий цинично открывала,
Словно говорила, - на, бери!
А солнце пражило, как будто кучу трутни
Сжечь стремилось дотла
И все частями Природе вернуть,
Что в целости она дала.
Смотрели небеса на вишкірені зубы,
Словно на белый цвет в траве,
Гатило в ноздри нас такое смердіння грубое,
Что вы остались чуть живы.
Из гнилого живота, покрытого мухвою,
Выходили черви полки,
И растекались живой лавиной
По шматах плоти черви.
Все то поднималось, приходило и кишело,
Само в себе текло и ползло,
Так, словно дыханием напялить гнойное тело
Помножувалося и жило.
А мир мелодии творил где-то донесся снова
Падучей воды мотив,
Или кто-то там от зерна одвіював полову,
Ритмично вентилятор крутил.
Исчезали очертания, как маревіння хилые,
Как наброски на холсте,
Мазки, что их художник завершает медленно,
И только в помине или во сне.
Из-за скал смотрела на нас тревожная шавка,
Ждала, хищная и хитра,
Чтобы снова подойти к падла и поживится,
Ободрать м мясо со скелета.
- О! Станете и вы когда-то, моя любимая,
Мой ангел и свет мой,
Как эта палятина, как эта заразная рана,
Как этот стліваючий погній!
После последнего причастия, моя милая,
Под владениями травы,
Когда поглотит нас безжалостная могила,
Такой будете и вы!
Красота, скажите тогда черви, что подло хлынет
С цілунками на вашу грудь,
Что ваши формы я сохранил, моя богиня,
Сохранил моей любви суть!
Переводчик: Д.павлычко
Преподаватель: О чем пишет поэт в этом стихотворении? Какие чувства этот стих вызывает?
Студенты: Поэт написал о том, что каждое, даже самое лучшее тело в конце концов после смерти отдают на съедение червям, а поэтому надо жить не телесным, а духовным, неподвластным могиле жизнью. Автор насильно кормит смертью свою возлюбленную, которую, кстати, называет богиней, но это кормление обусловлено тем, что она, как и множество тех, к кому обращался поэт, относится к людям без морали, без духовной цели, то есть к «живых трупов», которых пугать и поучать смертью возможно только такими стихами как «Падаль»
8. Работа с поэзией «Гимн красоте»
Преподаватель: Во многих стихах Шарля Бодлера противопоставляются Добро и Зло. Бодлерівське добро - это вовсе не христианская любовь (к Богу или к другим людям), это всепоглощающая жажда слияния с вечным и бесконечным миром - жажда, что может быть удовлетворена только телесными средствами, которые имеют позаморальну природу. И именно в этом - корень амбивалентности Бодлера. Два противоположных полюса - Добро и Зло, дух и плоть, Бог и Сатана - начинают превращаться одно в одно. Сатана выступает как воплощенный голос плоти, но этот голос является тоской по невозможным, которая, в свою очередь, может найти хотя бы какое-то удовольствие только с помощью материального. Вот почему бодлерівський Сатана не ангел, а прежде всего земное воплощение Бога, а Бог - земной Сатана, эти две «бездны» притягивают и одновременно отталкивают поэта, и он замирает между ними, очарованный и объятый ужасом. Именно об этом стихотворение Бодлера «Гимн красоте», где утверждается мысль, что Добро и Зло в равной степени могут быть источником прекрасного.
Выразительное чтение стихотворения «Гимн красоте»
Красота! С неба ли ты, или из темной бездны
В твоем взгляде - покара и вина,
Безумные преступления и деяния благородные;
Захмелюєш сердца, подобно вина.
В твоему взгляде - и закат, и рассвет,
Как вечер грозовой, приносишь аромат.
Немым становится герой из твоего очарование,
I сміливішає ребенок во сто крат.
Или ты сошла с зари, вышла из пропасти,
Идет фатум, словно пес, за покроком твоим;
I, розсіваючи беду или безпечалля,
Во всем свободна ты, хоть госпожа над всем!
Красота! Ты по мертвецах ступаешь без мороки,
Злочинство, ревністъ, ужас - то как будто золотые
Драгоценности, твои чарующие брелоки,
Что танцуют на твоем животе.
Любовник изнуренный, что прижимает милую,
Что медленно клонится и вздыхает раз в раз,
Напоминает того, кто сам свою могилу
Укрывает ласками в свой умирающий время.
Неважно, из ада ты, из рая,
Безобразно вибредна, страшная и святая,
Как к безмежностей, что я о них не знаю,
Но жажду их, відчиниш ты врата!
Это неважно, кто ты, Дева, Сирена,
Или Бог, или сатана, или нежный Херувим,
Чтобы только бремя жизни, в владарко вдохновенный,
Сделала легче ты, а вселенная - менее гадким!
Переводчик: Д.павлычко
Преподаватель: Итак, что такое красота? Бог или Сатана? Соответствует ли поэт на этот вопрос в стихотворении? А вы можете дать четкий ответ: что такое Красота? Может кто-то понял ее происхождение и суть?
Студенты: Да, трудно найти однозначный ответ на этот вопрос, потому что Красота понятие многогранное. Бодлер в своем стихотворении не утверждает, а рассуждает. В поисках идеала он оказывается между Добром и Злом, между Богом и Сатаной, между духом и плотью.
Преподаватель: «В эту жестокую книгу, - написал Бодлер о «Цветы зла» за год перед смертью, - я вложил все мое сердце, всю мою нежность, всю мою веру (викручену наизнанку), всю мою ненависть».
9. Скадання теста (приложение 1)
IV. Подведение итогов занятия (3 мин)
Итак, сегодня мы вспомнили особенности литературного течения конца XIX в. Символизма, дали определение понятиям: «декаданс», «символизм», «суггестия», «символ»; заслушали ваши доклады и таким образом узнали интересные факты из жизни и творчества Шарля Бодлера, охарактеризовали эстетические взгляды поэта, воплощенные в сборнике «Цветы зла»; выразительно прочитали и сделали анализ стихотворений Ш.Бодлера: «Альбатрос», «Гимн красоте», «Падаль», «Соответствия», высказали собственные суждения о том, в чем заключается своеобразие решения проблемы поэт и толпа в поэзии «Альбатрос»; нашли конкретные случаи толкование Бодлером предметных образов как видимых знаков идей, чувств, душевных состояний человека, воплощение мысли о невидимый человеческому глазу мир, где царят взаимной связи невидимые законы в сонете Соответствия ; проанализировали стихотворение «Падаль» и узнали что такое красота проанализировав стихотворение «Гимн красоте». Составили тест, результаты которого будут объявлены на следующей лекции.
V. Оценивание работы студентов и сообщение домашнего задания (2мин)
(Приложение 1) Тесты:
1. Символизм возник в:
А. Англии
Б. Германии
В. Америке
Г. Франции
2. Выдающимися французскими символистами являются:
А. А.Рембо, С.Малларме, О. Уайльд
Б. П.Верлен, А.Рембо, Ш.Бодлер
В. С.Малларме, Ш.Бодлер, М.Метерлінк
Г. О. Уайльд, Ш. Бодлер, Г. М. Рильке.
3. Термин «суггестия» означает:
А. символ
Б. внушение
В. мистичность
Г. многозначность
4. Ш. Бодлер централь фигура европейской поэзии:
А. второй половины XVIII ст.
Б. первой половины XIX ст.
В. второй половины XIX в.
Г. первой половины XX вв.
5. Ш. Бодлера считают зачинатилем:
А. романтизма
Б. символизма
В. реализма
Г. импрессионизма
6. Ш. Бодлер занимался переводами произведений:
А. Дж. Чосера
Б. Е. По
В. Л. Толстого
Г. И. В. Гете
7. Поэтический сборник Ш. Бодлера «Цветы зла» вышла:
А. 1845р.
Б. 1848р.
В. 1857р.
Г. 1869 г.
8. Сколько разделов входит в сборник «Цветы зла»?
А. 8
Б. 6
В. 5
Г. 9
9. Раздел начинает сборник «Цветы зла»?
А. «Смерть»
Б. «Вино»
В. «Сплин и идеал»
Г. «Парижские картины»
10. Из какого стихотворения взят отрывок: « Это неважно, кто ты, Дева, Сирена »
А. «Гимн красоте»
Б. «Вечерняя гармония»
В. «Альбатрос»
Г. «Соответствия»
11. С кем сравнивает Ш. Бодлер альбатроса?
А. с поэтом
Б. с безнадежно влюбленным
В. с матросом
Г. с мечтателем
12. Ш. Бодлера обвинили и 6 стихов признаны:
А. антигуманными
Б. аморальными
В. аполитичными
Г. философскими
13. Толкование предметных образов как "видимых знаков" идей, чувств, душевных состояний находим в стихотворении Ш. Бодлера:
А. «Падаль»
Б. «Альбатрос»
В. «Соответствия»
Г. «Гимн красоте»
14. Раздел завершает сборник «Цветы зла»?
А. «Вино»
Б. «Сплин и идеал»
В. «Бунт»
Г. «Смерть»
15. Из какого стихотворения взят отрывок: « Как ладан и бензол, как амбра и мушмула »?
А. «Гимн красоте»
Б. «Вечерняя гармония»
В. «Альбатрос»
Г. «Соответствия»
16. Всю свою жизнь Ш. Бодлер искал и воспевал
А. Красоту
Б. Радость
В. Счастье
Г. Любовь
17. Сколько осужденных стихов содержит поэтическая звезда Ш. Бодлера «Обломки»?
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6
18. Какое стихотворение Ш. Бодлера отличается филигранностью и формальным совершенством?
А. «Падаль»
Б. «Альбатрос»
В. «Соответствия»
Г. «Вечерняя гармония»
19. Кому посвящен поэтический сборник «Цветы зла»?
А. Е. По
Б. Ж. Дюраль
В. Т. Готье
Г. О. де Бальзаку
20. Шарль Бодлер умер в:
А. Лионе
Б. Бельгии
В. Индии
Г. Париже
|
|