Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Прометей - символический образ непокоренного народа (по поэме Т. Шевченко «Кавказ»)

Фигура Т. Шевченко, его поистине подвижнической жизни достойны удивления, уважения и признательности. Его слово переходило государственные границы, ибо мало высочайшую визу - визу гения. Слово Шевченко от начала до конца написанное любовью ко всем народам, ко всем людям на Земле.

Разоблачением жестокой колонизаторской политики России и призывом к свержению царизма полна поэма Т. Шевченко «Кавказ», написанная в форме революционно-обличительного лирического монолога.

Творении поэт преподносит две взаимосвязанные образные темы -- развенчание захватнической политики царского самодержавия и прославление свободолюбивого духа народов Кавказа и всех народов мира.

Поэма начинается мрачным пейзажем гор, засеянных человеческим горем. За этим народнопоетичним метафорическим образом засіяння горя и слез поэт в контрастах подает символические образы алчного орла и бессмертного Прометея:

Испокон Веков Прометея

Там орел карает,

Что день божий хорошие ребра

И сердце разбивает. Разбивает, и не выпьет Живительной крови, - Оно снова оживает И смеется снова.

Бесспорно, образ Прометея - символ народной силы, что не умирает, образ орла - символ российского самодержавия, что ведет захватническую войну. Собственно, с этих двух символов и развиваются две взаимосвязанные и противопоставляемые темы. Каждый из образов ярко вырисовывается через противопоставление друг другу, в частности, жестокость одного (орла) и живучесть другого (Прометея).

Переосмысление собственного названия Прометей - имени мифологического героя - бога-борца,- поэт ведет дальше: через скрытое сравнение соединяет единственным поэтическим смыслом со словами «душа наша», «воля», а в конце вступительной части со словом «Бог» как определение высшей народной справедливости, образно формулируют духовный мир народа. Итак, в собственном названии Прометей осуществляется обобщение силы свободолюбивого народного духа, который противопоставляется бессилию царя и царизма.

И несытый не распахивать На дне моря поле. Не скует души живой И слова живого. Не понесет славы Бога, Великого Бога.

Вдохновенно и непереможно звучат слова поэта: «Не умирает душа наша, не умирает воля». Обратим внимание на эпитет «наша». Поэт здесь говорит о все порабощенные народы России, от имени всех трудящихся он выражает свой гнев и ненависть к царизму и этим подчеркивает общность судьбы всех трудящихся: Палачи издеваются над нами, А правда наша пьяная спит.

И все же поэт верит, что справедливость восторжествует:

Встанет правда! Встанет воля!

Метафоричними образами поэт разоблачает захватническую политику царизма:

Легло костьми

Людей муштрованих немало.

Чтобы выразить невыразимое горе и страдания народа, поэт использует гиперболический образ слез, крови:

А слез, а крови?

Не реки - море разлилось!

Поэт верит в победу горцев, поэтому провозглашает:

Борітеся - поборете!

Слово поэта полна страстной повествования о том, что творилось на Кавказе.

В наше время Россия продолжает политику «наведения конституционного порядка», привлекая к позорной дела свою армию. Очередной жертвой такого «порядка» стала Чечня... Народы отстаивают свою независимость. А синие горы так и остались нескореними поныне...