Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ИЗ ПЕСЕННЫХ СОКРОВИЩ
ОБЩЕСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
Ой у степу криниченька

Ой у степу криниченька,

Из нее вода протекает. (2)

Эй, там чумак седые волы пасет

И из колодца поит.



Волы ревут, воды не пьют.

Потому что в Крым дороженьку слышат. (2)

Ой Бог знает, и Бог и ведает.

Где чумаченьки ночуют.



Ой ночуют чумаченьки

В чистом степи при долине, (2)

Распустили серые волы пасты

При зеленой муравині.



Умер, умер чумаченько

И в неділеньку утром, (2)

Похоронили того чумаченька

В зеленом байраці.



Ой прилетела сива зозуленька.

И все «ку-ку» и «ку-ку». (2)

- Ой подай, чумак, и подай, голубчик,

И хоть правую руку!



- Ой рад бы я, моя милая.

Хоть обе подать: (2)

Насыпан и сырой земли.

Что не могу поднять.



Комментарий

Народная чумацкая песня «Ой у степу криниченька» повествует о тяжелой судьбе чумаков. Чумаки чинили телеги, запрягали волов, собирались в валки и отправлялись в долгий и опасный путь-в Крым по соль. В путешествии случались разные приключения - и разбойники нападали, и болезни цеплялись, и скот пропадала. Поэтому составлено так много печальных песен о чумацкую судьбу, когда хозяева после многомесячного путешествия не возвращались домой, а находили последний приют где край дороги.

Вообще, чумаки - первые купцы, путешественники, «живая газета». Они побывали не только в Крыму, а и в Европе, во многих странах, способствовали экономическим и культурным связям между государствами. В песне встречается фольклорный образ кукушки с ее предсказанием, постоянные эпитеты (чистая степь, зеленая муравина, зеленый овраг, сырая земля).