Краткое изложение произведения
ИЗ ПЕСЕННЫХ СОКРОВИЩ ОБЩЕСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
Ой у степу криниченька
Ой у степу криниченька,
Из нее вода протекает. (2)
Эй, там чумак седые волы пасет
И из колодца поит.
Волы ревут, воды не пьют.
Потому что в Крым дороженьку слышат. (2)
Ой Бог знает, и Бог и ведает.
Где чумаченьки ночуют.
Ой ночуют чумаченьки
В чистом степи при долине, (2)
Распустили серые волы пасты
При зеленой муравині.
Умер, умер чумаченько
И в неділеньку утром, (2)
Похоронили того чумаченька
В зеленом байраці.
Ой прилетела сива зозуленька.
И все «ку-ку» и «ку-ку». (2)
- Ой подай, чумак, и подай, голубчик,
И хоть правую руку!
- Ой рад бы я, моя милая.
Хоть обе подать: (2)
Насыпан и сырой земли.
Что не могу поднять.
Комментарий
Народная чумацкая песня «Ой у степу криниченька» повествует о тяжелой судьбе чумаков. Чумаки чинили телеги, запрягали волов, собирались в валки и отправлялись в долгий и опасный путь-в Крым по соль. В путешествии случались разные приключения - и разбойники нападали, и болезни цеплялись, и скот пропадала. Поэтому составлено так много печальных песен о чумацкую судьбу, когда хозяева после многомесячного путешествия не возвращались домой, а находили последний приют где край дороги.
Вообще, чумаки - первые купцы, путешественники, «живая газета». Они побывали не только в Крыму, а и в Европе, во многих странах, способствовали экономическим и культурным связям между государствами. В песне встречается фольклорный образ кукушки с ее предсказанием, постоянные эпитеты (чистая степь, зеленая муравина, зеленый овраг, сырая земля).
|
|