Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Реферат:
Герои романа Дж.Голсуорсі «Сага о Форсайтах»

Джон Голсуорси был последовательным сторонником реалистического искусства, верил в его благотворное воздействие на общество.

Голсуорси глубоко волновали социальные противоречия, характерные для буржуазного общества. Он пишет о несправедливости существующего общественного строя, с теплотой изображает людей труда, в своих произведениях обращается к теме классовых противоречий. Однако, в своей критике Голсуорси переходит определенные границы; он стремится доказать, что классовая борьба дает убытки. Писатель разоблачает лицемерие и эгоизм английской буржуазии. Художник, правдиво показывает процесс ее политической и моральной деградации в эпоху империализма.

Главная тема творчества Голсуорси тема собственности, форсайтизм. Голсуорси, в течение своего творческого пути обращается к изображению мира владельцев, к раскрытию психологии человека-владельца. Взгляды и представления владельца ограничены рамками его класса, а поступки скованы общепринятыми в его среде нормами поведения.

Примечательным является труд Голсуорси «Сага о Форсайтах», которую он творил в период с 1906 по 1928 год. В течение этого срока позиция писателя претерпевает заметных изменений. Начав с резкой критики мира владельцев, Голсуорси под влиянием событий Первой мировой войны и рабочих беспорядков в Англии меняет свое отношение к миру Форсайтов. Сатирический элемент меняется драматическим изображением. Драматические переживания главного героя относительно разложения прежних укладов вызванных послевоенным периодом, совпадают с беспокойством самого Голсуорси,

Форсайтівский цикл включает шесть романов. Первые три объединяют в трилогию «Сага о Форсайтах». Сюда входят романы «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в поднаем» (1921), и даже две интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920). Вторая трилогия «Современная комедия» - включает романы «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песня» (1928) и две интерлюдии «Идиллия» (1927) и «Встречи» (1927).

"Сага о Форсайтах" - классический образец романа-эпопеи цикла романов, каждый из них отделен, герой один, но в совокупности они создают роман-эпопею. При этом цикл Голсуорси имеет определенное своеобразие. Это тип романа-эпопеи, которая называется роман-семейная хроника. Принципиальная задача автора это не только рассказ о жизненных перипетиях одного или нескольких людей, если речь идет о семье, но и рассказы об исторических судьбах, о развитии истории, о процессах в общественной жизни стран или страны.

Голсуорси создает истории жизни семей, которые становятся удобной формой повествования о жизни мира, общества, страны. Это более глубокая структура, чем роман-биография, потому что в семье много людей, у каждого своя судьба, несколько поколений. Судьба страны, общества хорошо показана через этот жанр семейной хроники, семейной эпопеи.

Сначала роман «Собственник» был задуман как самостоятельное произведение. Мысль о его продлении появилась у писателя в 1918 году. Замысел продолжить историю Форсайтах требовал определенную систему романов, которые позволили бы развернуть широкую и многогранную картину жизни общества на протяжении нескольких десятилетий. Таким эпическим циклом и стала «Сага о Форсайтах». Голсуорси создает широкое реалистическое полотно, на котором изображает частную жизнь английской буржуазии, ее быт, обычаи, мораль. Описанные им события охватывают период с 1886 по 1926 год.

Центральной темой романов форсайтівского цикла является упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда крепкого уклада ее жизни. Эту тему раскрывает история нескольких поколений семьи Форсайтов.

М. Горький писал о «Сагу о Форсайтах»: «Все чаще появляются книги, изображающие процесс распада «семьи, опоры государства», процесс вымирания и крушения несокрушимых Форсайтов, мастерски изображенных Джоном Голсуорси в его «Саге о Форсайтах».

О упадок и гибель буржуазных семей писали много романистов современности. В первом ряду с «Сагой о Форсайтах» стоят «Буденброки» Томаса Манна и «Семья Тибо» Роже Мартен дю Гара. Семейная тема этих романов перерастает в тему кризиса буржуазного общества.

Движение времени, смена эпох фиксируются отраженными в романах событиями истории: англо-бурская война, смерть королевы Виктории, Первая мировая война. События семейного характера перемежаются и связываются с историческими. Семья изображается как звено жизни. Особенность поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтах перерастает в историю форсайтизму как общественного явления.

Для Голсуорси истинным Форсайтом является не только тот, кто носит эту фамилию, но каждый, кому свойственна владельческое психология и кто живет по законам мира собственников. Форсайта можно распознать с чувством собственности, за умение оценивать вещи со стороны. Форсайт никогда не будет тратить энергию впустую, не выражать открыто своих чувств. Форсайти никому и ничему не отдадутся полностью. Но они любят демонстрировать свою сплоченность, потому что «их сила в сплоченности». Большинство Форсайтах - люди скучные, но вместе с тем здравомыслящие». Никто в их семье не пачкал рук созиданием чего-либо, но они стремятся купить, захватить созданное кем-то другим. Это и порождает основной конфликт романа «Собственник», что заключается в столкновении мира красоты и свободы, воплощенной в Ирэн и Босині и мира Форсайтов, что есть в рабстве собственности.

Форсайтизм и искусство понятия несовместимые. Среди Форсайтов есть коммерсанты, налоговики, стряпчі, юристы, купцы, издатели, агенты по продаже земель, но в том числе нет и не может быть творцов прекрасного. Они выступают лишь как «посредники», которые достают из искусства выгоду. Даже молодой Джолиан, который порвал со своей семьей, и совмещает работу страхового агента с занятиями живописью, говорит о себе: «Не сотворил ничего, что будет жить! Мне выпало быть дилетантом, я лишь любил, но не творил».

Относительно других героев романа, общения Джун с миром искусства основывается на ее филантропической деятельности. Сомс сочетает свою заинтересованность живописью, способность восхищаться полотнами Буше, Ватто, Тернера и Гойи с соображениями сугубо коммерческого характера. «Его репутация коллекционера это не поросто эстетическая прихоть, но способность угадывать рыночное будущее картины». Конечно, его понимание картин не ограничивается знанием их цены, и все же и Сомс является «посредником», «промежуточным звеном между художником и покупателем». Он имеет способность чувствовать и воспринимать красоту, но как истинный Форсайт стремится поработить ее, превратив в свою собственность.

Форсайти, управляя и владея имуществом, остаются непричастными и к науке, и к развитию техники, и к движению вперед к прогрессу. Не случайно Сомс и другие Форсайти устремляют свои взоры не вперед, навстречу будущему, а назад к прошлому. Их пугают изменения в мире, и они гордятся своей непричастностью к «этой лихорадочной экспансии».

Практицизм Форсайтах несовместим с героизмом. Откровенная ирония звучит в названии романа «Сага о Форсайтах». «Сага» - это сказание о героях, богатырях, которые делают подвиги. Но как отмечает сам Голсуорси, на страницах его романа героического мало.

Действие романа «Собственник» начинается в 1886 году во время наивысшего благосостояния Форсайтах во время викторианской Англии. Зачинатилем семьи был Гордый Доссет, простой подрядчик, который разбогател на строительных заказах. Его дети обогащались за счет его средств. В романах «Саги» действуют три поколения Форсайтов.

Первая часть «Владельца» содержит замечательное изображение Форсайтах, она является исходной для развития основных сюжетных линий романа. Демонстрация семейного благополучия Форсайтов становится в то же время и прелюдией к будущей драмы. Процветающее «ядро нации» инстинктивно чувствует приближение опасности. Сейчас она связана с вторжением в их середоище Босіні человека «другого мира».

В характеристике антагонистов форсайтовского мира, Голсуорси придерживается других принципов изображения, отказываясь от развернутого описания и прямой авторской оценки. Голсуорси показал Ирен и Босіні сбоку, переместил фокус в глаза Форсайтах. Никто из них не является такой живой как Форсайти. Голсуорси справедливо признавал, что образы Ирэн и Босіні удались ему в меньшей степени, чем образы Форсайтах, потому что за ними он наблюдал и жизнь их было хорошо ему знакомо.

В романе «Собственник» чувствуется пафос картины мира собственников. В нем преобладает сатира, что проявляется прежде всего в образе Сомса Форсайта.

Хроника семьи Форсайтов, отношения многих теток и дяди, кузенов племянников, их жен и детей показана Голсуорси очень подробно. Но в этой хронике есть свой центр, вокруг которого происходят главные события, - это жизнь Сомса, которое стало бесконечной темой для разговоров и сплетен Форсайтах всех поколений, предметом обсуждения на «форсайтівській бирже». Сомс принадлежит к третьему поколению семьи, и пожалуй, в наибольшей мере выражает его дух дух собственности , что является характерным для всех Форсайтах, хотя они не любят в этом признаваться. Их совместное желание постоянно что-то купить, то новые компании, дома, картины, вызывает у автора «Саги» роздратувааня, которого он не скрывает. Но, кроме этого пафоса, пом якшеного иронией и тонким юмором Голсуорси, в романе есть другая тема, возможно, даже важнее «набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников», как формулирует ее сам автор. Вот почему, полный здравого смысла, сдержанный Сомс теряет голову когда видит юную красавицу Ирен. Каждый раз он делает ей предложение и наконец добивается ее согласия, обещая отпустить, если брак окажется неудачным. Привлекательность и красота Ирэн настолько необычные, что даже вызывают подозрение у осторожных Форсайтах: Ирэн имеет какую-то силу, что может разрушить их стабильный мир. И они оказываются правыми: Ирэн влюбляется в архитектора Босіні, который ради нее забывает о своей невесте, кузину Сомса. Тогда Ирен просит Сомса отпустить ее. Она хочет пойти к убогому, не имея ни гроша. Жена, которую Сомс, несмотря на свою любовь, рассматривает как ценное приобретение для коллекции то дорогой картины или уникального фарвору, относится к ней как к своей собственности, вдруг проявляет самостоятельность, говорит о своих желаниях. Сомс как владелец не представляет себе, что у жены могут быть свои взгляды на жизнь, на вещи вокруг, своя воля.

Голсуорси шаг за шагом развенчивает веру буржуазии во всемогущество денег. Он показывает иллюзию счастья, которое можно купить. Как не удалось Сомсу удержать Ирэн, как не удалось ему победить Босіні, так и не смог он подавить личность его второй жены Аннет. Когда в него вместо сына родилась дочь, несмотря на разочарование, Сомс все же решил, что упорная борьба за собственность не проиграна: ощущение праздника, радостное чувство обладания поднимался в нем. «Видит Бог, это его собственное!»- думает он. Даже роковой порыв Сомса, который жертвовал собственной жизнью для спасения картин и дочери, со всей благородностью родительского самопожертвования, вызванный желанием спасти «собственность».

Сомс наиболее полное и яркое воплощение форсайтизму. «Человек, пропитанный всеми предрассудками и верованиями своего класса», - говорит о нем Джолиан. Характерная внешность Сомса лицо, «в котором выступало подбородок», острые, как у рыси, глаза, его костюм («трудно представить его с галстуком, что отклонилась от перпендикуляра на одну восьмую дюйма и с воротничком, не сияющим белизной»). Изящество и «высокомерная выдержка денди» не только не скрывают, но удивительным образом подчеркивают его сходство с бульдогом; бросается в глаза его квадратная челюсть, специфическая линия рта, увеличивая эту схожесть.

Способный и умный от природы, Сомс направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного. Сомс поддерживает только деловые связи; у него нет друзей, и он не испытывает потребности духовного общения ни с кем, кроме Ирэн. Однако девушка всегда уклоняется от такого общения и остается недоступной и удаленной. Собственническое начало гасит человека в Сомсі, мешает раскрытию лучших качеств его личности. Но он неизменно безупречный в сфере своих деловых отношений. Его податливая никаким обольщениям профессиональная честность заключается в природной осторожности и врожденном отвращении к риску.

В отличие от остальных Форсайтах (Суізін, Тимоти, тети Джули и Эстер), Сомс сочетает в себе противоречивые черты. Привлекает внимание его странная настороженность в выражении замкнутости, тоска во взгляде, порожденная неудовлетворенностью его чувства к Ирэн. Любовь и красота недоступны Сомсу, хотя он очень стремится владеть ими. Факты и цифры, из которых складывалась жизнь Форсайтов, мешают понять, что любовь и красота основанные на свободе. В своем предисловии к «Саги» Голсуорси писал, что трагедия Сомса «очень простая, но непоправимая трагедия человека, которого не любят». Даже Флер недолюбливает Сомса поскольку он, по его мнению, этого не заслуживает». Страдания Сомса делают его прозорливым. Лишь за мгновение «предал в себе Форсайта-забыл себя поднялся в чистые высоты бескорыстия и непрактичности». Это произошло тогда, когда он убеждался в том, что, уйдя из его дома, Ирэн не взяла с собой подаренные им драгоценности. Читая оставленную ею записку, Сомс понимает, что она страдает. Именно тогда человек одерживает в нем верх над владельцем, но только на мгновение. В конце романа владелец уже снова готов торжествовать победу.
Герои, которые произвели наибольшее впечатление: Ирен, возможно, положительный герой всех времен и народов. Красавица, умница, талантливая, но бедная. Не смелая, ей трудно принимать решения, она с растерянностью перекладывает их на плечи других. К сожалению все, что она решала сама мало фатальное завершение. Ее образ раздражает читателя, она зануда, постоянно приходит с печальными глазами мужчин и жалуется на свои проблемы, после чего мужчины, влюбленные в ее красоту и беззащитность спешат защитить несчастную девушку, ломая свою и чужую жизнь. Аннет, вторая жена Сомса, француженка, женщина, которая играет по правилам. Она сознательно приняла правила игры и решила выйти замуж по расчету. Ее отношение к браку: «Человек для выгоды, а любовник для удовольствия». В ее образе мне нравится то, что она озвучивает свои мотивы такими, какие они есть, не пытаясь показать то, что ей не присуще. Флер, один из лучших образов этого романа. В ней есть все. Она упрямая, решительная, красивая и привлекательная. Флер умеет брать от жизни все. Ее борьба за счастье с Джо захватывает. Ее жизнерадостность и стремление достичь своего не оставляют читателя равнодушным.

Реалистичная мастерство Голсуорси проявилась в его великолепном умении создавать яркие характеры, раскрывая своеобразие каждого в тесной связи с окружением. С большой тщательностью описанный в романе мир вещей, среди которых живут его герои. Форсайти любляють и ценят вещи. Все, что их окружает - прочное, удобное, солидное. Дома и их обстановка, лошади и кареты, костюмы и украшения все это описано до мельчайших подробностей. Воссоздавая портреты своих героев, Голсуорси через внешние черты раскрывает сущность их характера. Худощава, высокая фигура Джеймса Форсайта в гармонии с его сухостью и «прямолинейным» восприятием окружения. Во внешности Суізіна натуры примитивной и грубой подчеркнутая массивность, тяжелая окаменелость черт, квадратные плечи. Характерна застыла презрительная гримаса на узком и бледном лице Сомса, его осторожная походка будто он что-то подстерегает. Голсуорси часто использует средство повторения, многократно упоминает характерные черты внешности героя, достигая этим особо четкого зрительного образа (крупный, резко выступающий вперед форсайтовске подбородок, пышная копна волос Джун, яркие жилеты Суізіна, и т.д.).





Список использованной литературы:



1. Аникин Г., Михальская Н. История английской литературы. М., 1975 519с.

2. Воропанова М. Ы. Джон Голсуорси. Красноярск, 1968, с. 495.

3. Джон Голсуорси "Сага о Форсайтах", Киев, С 1.01.1961 г. - 364 с.

4. Дубашинский И.А. «Сага о Форсайтах».- М.,1979 - 111с.

5. История зарубежной литературы ХХ века, под ред. З.Т. Гражданской. М., 1963 855с.