Драма-феерия в 3 действиях
Действующие лица:
«Тот, что плотины рвет»
Потерчата
Русалка
Водяной
Русалка Полевая
Иметь Лукашева
Лукаш
Дядя Лев
Судьба
Нищета
Перелестник
Лихорадка
Куць
Мавка
Леший
Акулина
«Тот, что в скале сидит»
Мальчик
Дети Акулины
События происходят в старом лесу, на Волыни, в течение года. В произведении действуют мифические существа: Нимфа и Русалка, Леший и Перелесник, Водяной и Потерчата. Каждое действие начинается пейзажем, который меняется соответственно времени года.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Пьеса начинается с пролога - волынского лесного пейзажа: «Старый, густой, предковічний лес на Волыни. Посередлісу просторная поляна с плакучей березой и большим прастарим дубом... Само озеро - тиховодне, покрытое ряской и кувшинками, но с чистым плесом посередине. Містина вся дикая, таинственная, но не унылая - полная нежной задумчивой полесской красоты».
Из леса на пробел выходят дядя Лев и племянник его Лукаш. Эти люди появились в лес, чтобы построить здесь дом. Но лесные существа не хотят, чтобы среди леса поселились люди.
Русалка. Я не терплю соломенного духа!
Я их топлю, чтобы вымыть водой тот дух ненавидний. Залоскочу тех патрутнів, как придут!
Леший же говорит Русалке, что «давно бы уже не стало сего дуба», если бы не дядя Лев, он «заклявся на жизнь, дуба век не даст рубить».
В это время начинает все развиваться, и вот из-за старой расщепленной ивы появляется Мавка. Она проснулась от зимнего сна, услышав, что кто-то играет на свирели. Леший ей объяснил, что это играл человеческий парень, племянник дяди Льва, Лукаш на имя.
Мавка хочет встретиться с Лукашем, но Леший ее предостерегает: «Не задивляйся ты на ребят человеческих. Се лесным девушкам опасно...» И вот появляется Лукаш, хочет из березы наточить соку, но Мавка подбегает к нему, хватает за руку. Она говорит, что береза ее сестра и сок ЕЕ - то кровь. Лукаш очень удивился этим словам.
С первой же встречи Лукаш и Мавка понравились друг другу. Мавке очень нравится, как играет Лукаш на свирели, и она просит его заиграть. Мавку завораживает Лукашева игра. От этой игры в лесу расцветает пышнее дикая рожа, становится белее квит калины, закуковала кукушка, запел соловей. И Мавке почему-то вдруг стало грустно до слез, наверное, потому, каждый день кончился, ей не хотелось расставаться так быстро с Лукашем. Лукаш ей рассказал, что его осенью хотят женить. После этих слов Мавка приуныла.
Мавка (с тревогой). С кем?
Л у к а ш . Я не знаю. Дядя не говорили, а может еще и не выспросили девки.
Мавка. Разве ты сам себе не найдешь пары?
Л у к а ш . Я может бы и нашел...
Мавка. Что?
Лукаш. Ничего.
М а в к а . Или у людей спариваются надолго?
Л у к а ш . Да уж навек!
Перейнявшися доверием к Лукашу, Мавка жалуется ему на то, что она совсем одинока.
- У нас так нет, как у людей,- навеки!
Лукаш.А ты бы хотела?
Вдруг слышится голос дяди Льва, который зовет Лукаша. Мавка спрашивает юношу, вернется ли он.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Позднее лето. Кое-где уже есть первые признаки осенней позолоты. К озеру пришли люди, поселились, внесли в лесную сторону свои обычаи, гам. Обыденная обстановка начинает пленить и Лукаша.
Лукаш выходит из леса с дудочкой, а мать ему упрекает, что он все играет, а работа стоит. Матери нужна помощница - невестка, и о Мавке она не хочет и слышать, потому что это «ведьмино отродье».
Лукаш. И кто гоняет? Быдло же я пасу,
А Мавка помогает.
Мать. Отцепись
с такой помощью! Нужны те цветка! И я не имею у себя в доме телки по изданию... Ему цветы и пение в голове!
Когда во дворе появляется Нимфа, мать ей говорит, что не следует девушке ухаживать за парнем, и лесной красавицы эти человеческие рассуждения непонятны:
Мне никто такого не говорил.
Дядя Лев заступается за Мавку, говорит, чтобы Лукашева иметь не обзывала ее ведьмой, потому что ведьмы живут на селе, а не в лесу.
Лев. Что лесное, то не плохое, сестра,-
всякие сокровища из леса идут...
Мать (насмешливо).Аякже!
Л . С таких девок бывают люди, вот что!
Выходит из дома Мавка, переодетая в сельский одежду, волосы зачесаны в две косы и уложены венчиком вокруг головы... Мать дает ей серпа и посылает жать.
М а в к а . Вы хотите, чтобы я сегодня жала?
Иметь .почему бы нет? Разве сегодня праздник? Вот на серпа - попробуй. Как управлюсь, то перейму тебя.
Мавке не удалось жать, потому что вынырнула из ржи Русалка Полевая и стала умолять «сестрицу» не губить ее красоту. Чтобы помочь ей, Мавка врезает себе руку серпом, а Русалка Полевая благодарит ее за это и исчезает. На поле появляются мать Лукаша и молодая полнолицая женщина. Увидев, что Барин ничего не сделала, мать стала ее ругать:
Ой лышенько! Еще не начинала! Ой мой упадоньку! Что же ты делала? Нездаренько! Нехтолице! Лентяйка!
М а в к а . Я руку врезала...
Вскоре приходит Лукаш и начинает помогать женщине, которая принялась жать. Лукаш с женщиной жнут и вяжут снопы быстро, ловко. Работа подходит к концу, мать зовет их полдничать. Немного не дов'язавши снопов, Лукаш просит Русалку сделать это, но она отказывается. Мавка говорит Лукашу, чтобы и женщина больше не приходила в лес, потому что она двуличная, бедствия, «хищная, словно рысь». Парню не нравятся ее слова, и он отвечает ей, что и сам может перебраться из леса в деревню.
Парень дов'язує последнего снопа и идет к дому. Нимфа села в борозде и похилилась в грустной задумчивости.
Из дома выходят мать, Акулина и Лукаш. Мать приказывает Лукашу провести женщину домой, потому что уже стемнело, и он охотно соглашается. На Мавку никто не обращает внимания. Она встает и тихой усталой походкой идет к озеру, садится на склоненную иву и тихо плачет. Мелкий дождик густой сеткой заволакивает поляну, дом и роща. Этом игривом и бездушному водяном твари Русалке никогда не понять силы и жертвенности Мавчиного любви. И силы природы сочувствуют Мавке:
«Нимфа вновь похилилась, длинные черные косы упали до земли. Начинается ветер и гонит седые облака, а вместе с ними черные ключи птичьи, что улетают в теплые края».
Мавка просит Лешего помочь ей вновь стать такой, как была:
Дай мне праздничные одеяния, дед! Я буду вновь, как лесная царевна, и счастье упадет мне в ноги, умоляя моей ласки!
Леший раскрывает свою кирею и достает из-под нее пышную, гаптовану золотом багряницу и серебряная дымка. Он надевает багряницу на Русалку, которая квітчається венчиком из красных кистей калины и склоняється перед ним. Леший набрасывает ей на голову серебряный дымка.
Из леса выбегает Перелесник. Он подхватывает Мавку и кружит ее в вихре быстрого танца. Серебряная дымка на ней взвился вверх, черные косы розмаялись и смешались с вогнистими кудрями Перелесника. Танец становится бешеным, Мавка умоляет отпустить ее, и он на это не обращает внимания и мчится лесную красавицу в танце зомлілу.
Вдруг из-под земли появляется широкое, страшное, темное Марище.
Перелесник бросился прочь и скрылся в лесу.
Марище уговаривает Мавку пойти с ним в неведомый далекий край: там, под землей, тишина, покой, ни дерево, ни зелья не шелестит, не навевает мечты».
В лесу слышится шелест человеческой походки.
Мавка. Вот тот идет, что дал мне эту Муку!
Исчезай, Маро! Идет моя надежда!
Из леса выходит Лукаш, а навстречу ему идет Мавка. Она очень бледная, хоть в яркой одежде.
Л у к а ш (увидев ее). Какая страшная! Чего ты от меня хочешь? (Спешит в дом и говорит матери.)
Готовьте, мама, хлеб для старост,- Я завтра засилаюсь до Акулины!
Услышав эти слова, Мавка срывает с себя багряницу и обращается к Марища:
Мавка. Бери меня! Я хочу забвения!
Марище подхватывает ее, накидывает на нее черную кирею, и оба исчезают под землей.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Облачная, ветреная осенняя ночь. Последний желтый отблеск луны гаснет в хаосе голого корни. Стонут филины, хохочут совы, язвительно хававкають пущики. Вдруг все покрывается протяглим печальным волчьим воем, простирающаяся все сильнее, сильнее и вдруг обрывается. Наступает тишина. Начинается больное рассвет поздней осени.
У Лукашевої дома чернеет какая-то фигура - это Мавка. Она в черной одежде, но на груди у нее красный пучок калины.
Из леса выходит Леший в серой свитке и в шапке из волчьего меха.
Он удивлен, что Мавка здесь, что ее отпустил обратно «Тот, что в скале сидит».
М а в к а . Ты избавил меня своим преступлением.
Леший. Ту месть ты называешь преступлением, ту справедливую месть, что я нанес неверному любовнику твоему? Разве же это не по правде, что услышал он одинокого несветские одчаю, блуждая в обличье волчьем лесу? Конечно! Теперь он оборотень дикий! Пусть скулит, пусть плачет, воет, пусть стремится крови человеческой,- не вгасить своей муки злой!
Мавка. Нерадій, потому что я его спасла. В сердце нашла я это слово волшебное, что и озверевших в люди возвращает.
Мавка не смогла жить там, в каменной пещере, до нее дошло то протяжный вой. Она проснулась и поняла, что забвение не суждено ей. Силой волшебного слова Мавка спасла Лукаша, вернув ему человеческий облик. Полон тоски и раскаяния, он бросился в овраг терновый и скрылся из глаз.
Под окном слышно, как Лукашева мать ругается с Акулиной, упрекая невестке, что та так долго спит, а еще у ее коровы так мало молока, а сама она плохая хозяйка.
Мавка же, как тень, бродит возле дома Лукашевої, надеясь на встречу с любимым.
Акулина побежала по воду и, возвращаясь обратно, увидела около двери фигуру Нимфы. Она спрашивает соперницу, чего и пришла - видимо, ждет Лукаша.
Мавка (притомніше, отступая от двери).
Стою и смотрю, какие вы счастливые.
К и л и н а. А чтобы ты стояла в чуди и в чуде!
(Мавка сменяется вдруг в иву с сухим листом и плакучими ветвями).
Из леса выходит Лукаш, худой, с длинными волосами, без свиты, без шапки.
Акулина, которая сначала обрадовалась мужу, за минуту набросилась на него, упрекая за то, что он где-то «тянулся, волочился», обозвала алкоголиком. Лукаш ей так же грубо отвечал:
Молчи! Не скигли!
На вопрос Лукаша, куда делся дядь дуб, от которого остался только пенек, женщина ответила, что продала его купцам, чтобы не умереть с голоду.
Из дома выбегает мать, обнимает сына, хоть он холодно воспринимает это приветствие, и жалуется на тяжелую жизнь с «той ведьмой» - Акулиной. В ответе Лукаша звучат горький упрек и печальная ирония:
И и уже ведьма? Ба, то уже суждено ведовским свекровью вам быть. И кто же вам виноват? Вы же ее хотели.
К ним подходит мальчик с дудочкой, сделанной из ивы, в которую превратилась Нимфа, просит Лукаша заиграть на ней. Тот сначала отказывается, но потом согласился на просьбу парня.
Лукаш. Заиграть?
(Начинает играть сначала тихонько, потом громче; заводит впоследствии на ту веснушку, что когда-то играл Мавке. Голос свирели говорит словами.)
«Как сладко играет
как глубоко терзает,
рассекает мне грудь, сердце вынимает...»
Лукаш (выпускает из рук свирель).
Ой! Что это за флейта? Волшебство! Волшебство! Говори, чаклунко, что за ива?
К и л и н а . И отстань, откуда должен знать? Я с лесным отродьем не накладываю так, как твой род! Зрубай ее, как хочешь, разве я бороню? Вот на топор.
Л у к а ш (взяв топор, подошел к иве, ударил раз по стволу, она стенулась и зашелестела сухим листом. Он замахнулся во второй раз - и спустил руки).
Нет, руки не поднимаются, не могу... чего-то за сердце сжато...
Акулина. Дай-ноя!
(Выхватывает от Лукаша топор и широко замахивается на иву.)
В эту минуту с неба огненным змеем-метеором взлетает Перелесник и обнимает вербу.
Ива вдруг вспыхивает огнем. Достигнув вершины, огонь перекидывается и на дом, соломенная стреха занимается, пожар быстро поймає дом.
Мать с Акулиной суетятся, выхватывая из огня, что только можно выхватить, и вместе с вещами выносят Нищеты. Один лишь Лукаш стоит неподвижно. Акулина просит мужа бросить лес и вернуться на село, и Лукаш не соглашается на это. Женщина пошла прочь. Вдруг из-за березы выходит белая, легкая, прозрачная фигура, лицом напоминает Русалку, и склоняется над Лукашем.
Фигура Нимфы.
Заиграй, сыграй, дай голос мому сердцу! Оно же равно осталось от меня.
Лукаш. Сеты?.. Ты упирицею пришла,
чтобы из меня пить кровь? Спивай! Спивай!
(Раскрывает грудь.)
Живи моей кровью! Так и надо,
я тебя погубил...
Мавка. Нет, милый,
ты душу дал мне, как острый нож дает вербовой тихой ветке голос.
Мавка ни в чем не винит Лукаша.
Заканчивается драма-феерия ремаркой, что сама по себе воспринимается как поэтическое произведение, как стихотворение в прозе:
«Лукаш начинает играть. Сначала игра его печальна, как зимний ветер, как сожаление о чем-то потерянном и незабываемое, но быстро победное пение любовь покрывает тоску. Как меняется тоска, так меняется зима вокруг: береза шелестит кудрявым листом, весенние гуки отзываются в заквітлім роще, тусклый зимний день сменяется в ясную, лунную весеннюю ночь. Мавка вдруг вспыхивает древней красотой в звездном венце. Лукаш бросается к ней с криком счастья.
Белый цвет закрывает влюбленную пару, а впоследствии переходит в метель. Когда метель утихла, мы снова видим Лукаша, сидит сам, прислонившись к березе. На губах счастливая улыбка, глаза закрыты. Снег, будто шапкой, нависает над его головой и падает, падает без конца...»