Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Размышления Т. Шевченко о судьбе родного народа в произведении «И мертвым, и живым...»

Не бойтесь друзей - в худшем случае они предадут; не бойтесь врагов - в худшем случае они убьют; бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия вершатся все преступления на земле. Эти слова приходят на ум, когда перечитываешь пламенный произведение Шевченко «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим в Украине и не в Україні моє дружнєє посланіє».
По мнению поэта, с молчаливого согласия своих равнодушных детей Украина становится страной без прошлого и будущего. Болью за свою истерзанную землю напоенный каждая строка его страстного обращения к современникам.
На мой взгляд, поэту рассуждения касаются прежде всего тех, кто ушел из родительского дома, получил образование, а потом отрекся от своей родины. Они премудрые и безрідні. им бы броситься матери своей на помощь, им бы послужить собственному народу своим умом, своими способностями. А они покупают у хитрого немца выращенную на запорожских почвах картофель и не знают, что означала когда-то и земля, не знают, чьей кровью обильно полита.
Не в том беда, что покидают без сожаления и без любви родной дом. Беда, что возвращаются к ней с чужой правдой на устах и насаживают на чужое порядок перелицованные истины. И разговаривают уже не своей, а «панской» языке.
Строки шевченко состоят в печальное пророчество: не будет добра среди такого народа, где к крестьянину, пустившего корни в свою землю и нацию, придет такой «ученый брат» и заставит его жить с чужого голоса, относиться к нему свысока и презирать за тяжелый сельский труд. Поэтому, предостерегая от братоубийственной потасовки, поэт страстно призывает земляков-горожан не отрывать своих детей от их корней, не разрывать их связи с народом-земледельцем, не учить властвовать над простыми людьми. Иначе впоследствии «...невчене глаз заглянет им в душу глубоко! Глубоко!». И их высокомерие, их непам'ятливість когда больно ударят по ним же, когда рабочий вич устанет пахать для их безмятежной сытости.
Поэтому о таких земляков, которых хватало среди Его современников, поэт с горькой иронией говорит:
 
Немец скажет: «ви моголи».
«Моголы! моголы!»
Золотого Тамерлана
Внучата голые.
Немец скажет:
«Вы слав'яне».
«Слав'яне! слав'яне!»
Славных прадедов великих
Правнуки плохие!
 
Шевченко не идеализирует прошлого Украины, хоть какого героического, однако не лишенного своих досадных и бесславных страниц. Поэтому он смеется над пустозвонов-славянофилов, которые ахают и охают над красиво задрапованою историей края:
 
И гармония, и сила,
Музыка, да и только.
А история!., поэма
Вольного народа!
 
«Кровью и воля вмивалась», - так говорит поэт. Именно во имя этой священной крови, пролитой за Украину, нельзя забывать ничего из ее нелегкой истории. Чтобы знать правду о себе, о своем роде, «не проходите ни титлы, ниже тии запятой» из большого летописи украинского.
Тарас Шевченко горой стоит не за патриархальность Украины, хотя иногда может сложиться впечатление, что он против «современних огнів», ее осяваючих. Нет, он не против прогресса, просвещения для своего края, а только против идей «пере-котиполевих», космополитических. Чтобы и «современність» и не оказалась в противоречии со знанием собственных родословных корней. Чтобы она не сделала из украинцев, вместо людей с национальным достоинством и гордостью, проходимцев без чести и рода.
Поэтому знаменитое Шевченково «Учитесь, читайте, и чужому научайтесь, и своего не цурайтесь» означает не что иное, как мудрый совет совместить лучшие мировые достижения с неповторимо родной национальной духовностью. Именно это и составляет нравственный долг каждого истинного сына или дочери родительской края: вырасти из его живого корни, обзавестись знаний, опыта и принести их в дар земле, что тебя родила, для ее блага, для ее развития.