Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
КАЙДАШЕВА СЕМЬЯ

И
 
Недалеко от городка Богуслава, возле реки Роси, в длинном покрученому оврага раскинулось село Семигори. Оно утонуло в ивах и садах.
Под одной горой стояла большая изба Омелька Кайдаша, вся в окружении старых черешен, которые создавали приятную прохладу в жаркие дни.
Одного летнего дня Омелько Кайдаш сидел в сарае [сарай, открытый с одной или нескольких сторон] и мастерил. «Будто нарисованный на черном поле картины, Кайдаш сидел в белой рубашке с широкими рукавами. Кайдаш строгал ось. Широкие рукава закачались до локтей; из-под рукавов были видны здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, словно в лицо монаха. На сухом высоком лбу набегали густые мелкие морщины. Вьющиеся секущиеся волосы торчали на голове, как пух, и блестели сединой».
На току два Кайдашеві сыновья, Карпо и Лаврин, поправляли места для стогов, ведь вскоре сюда будут свозить хлеб. Карп был старшим, Лаврентий - младшим. Это «молодые парни, оба высокие, уровни состоянию, оба довгообразі и русые, с длинными, тонкими, немного горбатыми носами, с румяными губами. Карп был широкий в плечах, с отцовскими карими глазами, с блідуватим лицом. Тонкие кромки его бледного лица с тонкими губами имели в себе что-то неласкаве. Острые темные глаза были будто сердитые».
«Лаврінове молодое продолговатое лицо было румяным. Веселые синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково. Тонкие брови, русые мелкие кудри на голове,
тонкий нос, румяные губы - все подышало молодой парубочою красотой. Он был похож с виду на мать».
Лаврентий проворно работал, а Карп еле совал заступом и морщил лоб, словно сердился. Веселом, шутливом младшему брату хотелось поговорить, а старший отвечал нехотя.
« - Карпе! - проговорил Лаврентий. - А кого ты будешь вот сватать? Ведь вот перед Семеном тебя отец, пожалуй, женится на разведенной, тот.
- Посватаю, кого случится, - нехотя отозвался Карп.
- Сватай, Карпе, Палажку. Лучшей ед Пелагеи нет на все Семигори.
- То сватай, как тебе надо, - сказал Карп.
- Если бы на меня, то я бы сосватал Палажку, - сказал Лаврин. - У Пелагеи брови, как шнурочки; моргнет, будто огнем сипне. Одна бровь стоит вола, второй брови и цены нет. А что уже хорошая! Как нарисованная!
- Когда у Пелагеи глаза навыкате, как у лягушки, а состояние кривой, которую бабы.
- То сватай Хіврю. Хивря складная, как писанка.
- И уже складная! Ходит так легонько, словно в ступе горох толчет, а как говорит, то носом свистит.
- То сватай Вівдю. Чем же Вівдя некрасивая? Говорит тонісінько, словно свирель играет, а тихая, как ягниця.
- Тихая, как телка. Я люблю, чтобы девушка была немного бриклива, чтобы имела сердце с перцем, - сказал Карп.
- То бери Химку. Эта как брикне, то и перекинешся, - сказал Лаврин.
- Когда в Химки глаза, как у совы, а своим курносым носом она слышит, как в небе блины пекут. А как ходит, то как будто решетом горох точит, такие выкрутасы выделывает...»
Здесь Карп прикинул такое словечко, что отец, бросив работу, стал прислушиваться. Увидев, что сыновья стояли без дела и болтали, старик выбежал к ним и начал ругаться. В тот день была пятница, а в этот день богомольный Емеля постился, веря, что благодаря такому поведению никогда не утонет. Карп с него посмеялся, ибо в Семигорах и утопиться негде, разве что в пруду, уходя из кабака в подпитии. Этот намек на то, что отец любит часто ходить в корчму, обидел старика и он, плюнув, ушел, а ребята продолжили разговор.
«- Карпе! - тихо начал Лаврентий, очень охоч до красивых девушек. - Скажи, кого ты будешь сватать?
- Ао! Одчепись от меня, - тихо произнес Карп.
- Сватай Елену Головківну. Елена круглая, как луковица, полнолицая, как полная луна; у нее щеки, словно яблоки, зубы, как белая репа, коса, как праник, сама девка здоровая, как тур: как идет, то под ней аж земля трясется.
- Красивая... хоть мордой крысы бей; самая толстая, как бодня, а шея, хоть ободья гни.
- Ну, то сватай Одарку Ходаківну: эта тонкая, как тростник, гибкая станом, как тополь; личико маленькое и тоненькое, словно шелковая нить; губы
маленькие, как рутяний письмо. С маленького личика хоть воды напейся, а сама пышная, которую салу вишня, а тихая, как вода в колодце.
- ...Уже и нашел красавицу! И в нее лицо, как щепка, состояние, как будто копыстка, руки, как кочерги, сама как доска, а как идет, то аж кости тарахтят.
- Но ты и капризный! То сватай Хотину Корчаківну, - сказал Лаврин и засмеялся.
- Ты спятил? Хотина как выглянет в окно, то на окно три дня собаки лают, а на виду в нее словно черт семь кип гороха змолотив.
- Ну, то бери Анну.
- Конечно! Вот взял бы тот кавдіб, что бублик съешь, пока кругом обойдешь, а как идет...»
Здесь Карп снова прикинул такое словечко, что отец выбежал из сарая и плюнул в сердцах. Он был нервный и злой, потому что с утра не ел. Наговорил ребятам много резких слов, не считая на святую пятницу и пошел, а те продолжили разговор.
«- Когда я буду выбирать себе девушку, то возьму хорошую, как цветочек, красную, как калина в лузі, а тихую, как тихое лето, - сказал веселый Лаврин.
- Мне, чтобы была рабочая и проворная, и чтобы была немного куслива, как мухи в спасовку [название поста в период с Первого до Третьего Спаса (14-27 августа)], - сказал Карп.
- То бери Мотрю, Довбишеву старшую дочь. Мотря и красивая, и немного бриклива, и у нее и сердце с перцем, - сказал Лаврин.
Лаврінові слова запали Карпу в душу. Он представил себе Матрену с «темными, маленькими, как терн, глазами»лицом «с румянцем во всю щеку», с белыми мелкими зубами между тонкими красными губами. Карп задумчиво смотрел на яблоню, где стояла его горячая мечта «в красных кісниках [ленты для косы] на голове, в красном ожерелье с дукачем».
«- Карпе! Чего это ты вытаращил глаза на яблоню, словно корова на новые ворота? - спросил Лаврин. Карп не слышал его слов и все смотрел туда, где уважалась ему его мечта.
Наступал вечер. Из дома вышла Кайдашиха. «Она была уже не молодая, но и не старая, высокая, ровная, с продолговатым лицом, с серыми глазами, с тонкими губами и бледным лицом. Маруся Кайдашиха юности долго служила во дворе, у господина, куда ее взяли телкой. Она умела очень хорошо готовит и еще и теперь ее брали к господам и к попам за кухарку на свадьбу, на крестины и на храмы. Она долго терлась круг господ и набралась од их немного почище. К ней прилипла какая-то облесливість в разговоре и уважение к господам. Она любили це ло вать их в руки, кланяться, подсластителя свой разговор с ними. Попадьи и небогатые дамы угощали ее в покоях, сажали рядом с собой на стуле как нужного человека. Маруся оставляла губы, осміхалась, сыпала облесливими словами, как мелким горохом. К естественной обычности украинской крестьянки в ней пристало что-то уже очень сладкое, аж скучна. Но как только она немного сердилась, с нее спадала и сладкая чешуя, и она ругалась и кричала на весь рот».
Кайдашиха позвала сыновей и мужа полдничать, но Емеля строго придерживался поста и не пошел, ожидая вечерние. Услышав первый звон, бросил работу и пошел к церкви. Женщина крикнула ему вдогонку, чтобы Затем зашел в бар за деньгами за сделанные телеги, но не заходил в трактир, потому что надо ехать на ярмарку.
Церковь в тот день была полупустая и Кайдаш даже служил за пономаря.
Выйдя из церкви, Кайдаш пошел к господину за деньгами. «Он был добрый стельмах, делал господам и крестьянам телеги, бороны, плуги и рала и зарабатывал хорошие деньги, но никак не мог удержать их в руках. Деньги бежали к кабатчику. Барщина положила на Кайдашеві свой напечаток».
Получив деньги, Емеля хотел пойти домой, но при дороге стоял кабак. Мужчина подумал, что выпить на голодный желудок будет не грех, и зашел. Там было несколько крестьян. Кайдаш подсел к куму, выпил рюмку и стал рассказывать, как он натомився, ибо чинил повозки и оси, что ломались на горе. Дорога в деревню проходила возле самого Кайдашевого огорода. Она спускалась с крутого шпиля, телеги катились и ломались там очень часто.
«- То застал сыновей немного раскопать путь, - сказал кум.
- А разве же я один буду возить тудой снопы? Ведь и ты возишь. Почему бы пак и тебе не раскопать, - сказал Кайдаш, выпивая вторую рюмку.
- Нет, видишь, мне дела. Будто я сижу, сложив руки, - отозвался мужчина, - а оно было бы хорошо розкопать возвіз, да еще так немножко наискосок».
Кумовья стали определять, как лучше раскопать ту проклятую гору, много бед наделала - столько людей попідривалося, подпирая телеги.
Кайдаш пил до полуночи, пока не пропил половину денег. Потом пошел домой, загрюкав в дверь. Но Кайдашиха не пускала, только ругалась. Наконец Лаврентий открыл отцу. Но пьяный Кайдаш долго не мог найти дверь, думая, что его кум украл у него в кабаке глаза. Потом таки добрел до скамейки, упал и захрапел.
 
II
 
Второго дня Кайдаш с женой поехал на ярмарку, а сыновьям велел немного раскопать дорогу.
Под вечер Карп пошел на тот край села, где жила Матрена Довбишівка.
Довбыш был богатый человек. Его дом - новая, большая, с помальованими ставнями - утонула в вишнях.
Карп стал за двором и оперся на ворота. Матрена вышла из дома с глиняником в руках. Она собиралась подмазать красной глиной шесток. Второй горшок с белой глиной стоял у порога.
Карп поздоровался: «Будь здорова, чернобровая!», на что Матрена язвительно ответила: «Будь здоров, нечорнобровий!», потому что парень действительно был белокурый, даже рыжеватый. Карп позвал девушку, будто что-то сказать, но она гордо ответила: «Как захочешь, то и сам придешь. С чернявым постояла бы, а рыжему - нельзя».
Мотря была «высока ростом, равная состоянию, но не очень тонкая, с крепкими ногами...В лице, в глазах было разлито что-то острое, горячее, горячее, было видно ум с рвением и немного со злостью».
Сегодня ее родители тоже уехали на ярмарку, и Карп смело перескочил через плетень. Матрена спросила, чего это он через перелазы лазит, ведь их пороги низкие для него.
«Карп не задевал девушек, не шутил с ними. Девушки звали его гордым». Парень хотел поздороваться с девушкой за руку, но Матрена не подала руки, а подставила горшка. Карп вознамерился отнять горшка и поставить, но тот развалился в руках, и красная глина полилась по земле. Карп продолжал шутить с девушкой, расспрашивая, кто ей купил такие красивые кісники и ожерелье, и мешая подмазывать завалинку. Мотря пообещала обмазать ему голову глиной и даже замахнулась пучком [клок соломы, сена и т.п. для мазки глиной, мелом], оббризкавши при этом рубашку. Карп вскочил и опрокинул второй горшок, а Матрена чуть не заплакала, что же теперь ей скажет мать. «Карп стоял среди двора и улыбался несколько. Он никогда не смеялся ладно, как смеются люди. Его насупленное, желтоватое лицо не видно даже тогда, как губы осміхались». Парень пообещал нанять на танцах для Матрены музыкантов, чтобы она на него не сердилась, а и сдерживала свой гнев, хотя другому парню действительно бы обмазала глиной затылок.
Но вот затараторил тележку и Карп был вынужден уйти. Это приехали Мотрині родители и удивились, чего это все поперекидане, а работа не сделана. Девушка сказала, что это вскочил во двор чей-то кабан и такое наделал.
Тем временем Карп пришел домой и отец стал его спрашивать, почему они с братом не раскопали гору, как он велел. Карп сердито заметил:
- Целый уголок ездит через гору, а я буду ее розкопувать. Вот это действительно штука!
- А кто же ее раскопает, как мы не начнем? Кому-то надо начать, - сказал отец.
- Как кто-то начнет, то и я копирсну заступом сколько там раз, - сказал Карпо и пошел в дом.
- И я так же, - отозвался Лаврентий...»
Кайдаш махнул рукой, мол, не будет же он его копать, если нет барщины не раскопали, ни по волости. На следующий день лагодилися возить снопы. «Крестьяне уважают воскресенье и празники и не делают никакой работы, но не имеют за грех одного дела: возить в воскресенье и в праздник снопы».
В воскресенье утром Матрена Довбишівна собиралась в церковь. «...Подруга-соседка надела Мотри на голову кибалку [луб'яне, веревочное или полотняное кольцо], вырезанную из толстой бумаги, похожую на венок; на кибалку, над самым лбом, положила узенькую ленту из золотой парчи, а потом клала ленты одну выше от второй так, чтобы над лбом было видно кромку от каждой ленты. Всю кибалку кругом и все косы она обтикала с цветками красных, зеленых, синих и желтых узеньких стьожок. За уши она позатикала пучки пустяшного барвинка, качурині кудри и павлиньи перья и затем расстелила по спине двадцать длинных концов лент до самого пояса».
Мать удивилась, чего это дочь так убралась, как на большой праздник, а и сказала, что хочет проветрить ленты и цветка. На самом же деле она думала о Карпа.
«Мотря оделась в зеленую юбку, в красную запаску, підперезалась длинным красным поясом и попускала конце чуть не до самого пола, одежда-лась в зеленый с красными цветочками горсет, обулась в красные сапоги, надела хорошо ожерелье, взяла в руки белый платок и пошла к церкви. Вся ее голова словно горела цветками против солнца. Павлиньи перья блестело и мигало, а золотой кромкой парчи на черных косах сяв и предоставлял красоты тонким черным бровям и блестящим глазам.
Кайдаши в это время съезжали телегами с крутой горы и Карп, засмотревшись на Мотре, не поддержал телеги и тот перевернулся, а за ним и второй. Отец ругался и упрекал сыновьям, что те не раскопали дороги, но делать было нечего, пришлось вместо церкви спасать снопы и телеги. Только на конец службы Карп попал в церковь в надежде встретиться с Мотрей. Там они договорились увидеться после обеда на музиках. Карп нанял музыкантов, но сам не танцевал, потому что не любил, и с Матреной не говорил. Вечером пошел ее провожать и попросил выйти позже в сад.
А через две недели Карп заслал к Мотре старост и они получили согласие на помолвку.
На праздник Семена [14 сентября (1 сентября) - по старому стилю начало осени] старые Кайдаши, одетые по-праздничному, пошли на смотрины к Довбишів. Матрена в это время терла конопли, а ее родители, увидев гостей, засуетились, стали готовиться и радушно встретили Кайдашей на пороге.
Довбыше были богаты, и Кайдашисі хотелось показать себя с лучшей стороны: она прихорашивалась, церемонилась, ждала, пока ее несколько раз попросят сесть на почетном месте - в красном углу. Хозяева принялись накрывать на стол, а Кайдашиха стала присматриваться к Мотре и хвалить ее за трудолюбие. Мотри сразу не понравился сладкий медок в ее голосе.
Довбыше угощали сватов и приговаривали к каждой рюмки пожелания. Кайдашиха розчванилась и стала рассказывать, как ее чтили господа и попы, у нее хорошие сыновья, «как будто два соколы», которые послушные, тихие и трудолюбивые, хоть Карп сроду не был покорным и послушным.
 
Ill
 
После второй Пречистой [Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября] Карп обвенчался с Мотрей, свадьбу гуляли четыре дня.
На следующий день после свадьбы свекровь разбудила Мотрю очень рано, и начала учить, как раскладывать огонь в печи и варить бород, будто и этого не умела, и задала еще много другой работы, а сама лежала, словно нездужаючи. Кайдашиха встала, когда уже рассвело, и снова начала учить невестку, сама «не берясь ни за холодную воду». Она обманывала Мотрю, что нездоровая, потому что была рада иметь в доме хорошую работницу» и командовать ею. Мотри это не понравилось. Сначала она терпела, а потом начала остро отвечать, что не может разорваться надвое, чтобы все успеть. Поняла, какая нехорошая ее свекровь, и что «под ее сладкими словами скрывается горькая полынь». Но Матрена была не из таких, «чтобы кому-то покорятись».
Второго дня Кайдашиха снова охкала и заставила невестку сделать всю работу: сварить обед, испечь хлеб. Потом еще и упрекала, что борщ получился недобрый. Мотря не сдержалась и ответила, что ей не очень помогали, а сама она всего не успевает. Свекровь догадалась, что невестка не змовчуватиме.
В субботу было много работы, Кайдашиха опять ничего не делала, только стояла над Матреной и приговаривала, что она не так комин мажет. Тогда Матрена сказала, что у матери, бывало, все хорошо у нее получалось, а здесь никак не угодишь. Кайдашиха стала учить, чтобы невестка слушала ее и присматривалась, потому что она много чего в господ научилась.
Через неделю Кайдашиха перестала звать Мотрю сердечком и орудовала ею, как наймичкой, еще и кричала и упрекала.
Когда наступили длинные пилипівські ночи [время филипповского (Рождественского) поста с 28 ноября до 6 января], женщины поднимались очень рано, чтобы прясть на полотно. Мотря встала и начала прясть, ребята тоже встали и мяли ногами конопли, а Кайдашиха продолжала спать. Матрена поставила обед варить, стала стирать рубашки. Работа горела в ее руках. А свекровь даже дома не замел. Матрена же решила, что и она не будет заметать. К вечеру в доме было полно мусора и это заметили мужчины. Кайдашиха пожаловалась Карпу, что его женщина ничего не делает и не слушает ее, даже кричит. Карп сделал замечание Мотре, но та ответила, что делает на всю семью одна, уже и рук и ног не слышит. Кайдашиха поняла, что невестка не будет послушной и покорной, и сказала сыну, чтобы не очень тянул руку за женщиной, потому что она и им будет командовать. Карпу было жаль и мать, и женщину.
Пока Матрена стирала белье на пруду, мать наварила ужина. Матрена хотела помочь накрыть на стол, но Кайдашиха отогнала ее, грубо отругала. Мотря не села ужинать совсем. Она чувствовала себя сиротой в чужой семье.
На следующий день Мотря, выметая сени, услышала, как Кайдашиха говорила с кумой, и все о ней. И приданое [приданое] у нее мал, и сундук пуст, и сама работящая только за обедом, не умеет ничего делать, пришлось всему учить. И утром не добудишся, спит, здоровая, как кобыла... Невестка не выдержала и крикнула: «От кобылы слышу! Еще и одной рубашки не произвели мне, а уже судите на все село!» Кайдашиха от стыда не знала где деться.
Матрена решила, что теперь она покажет свекрови, и утром не стала вставать, говоря, как и Кайдашиха когда, что болен. Маруся увидела, что Мотря дразнит ее, рассердилась. Обратилась к своему мужу, но тот вечером пришел выпивший и спал как убитый, а потом стал кричать со сна как резаный, потому что ему приснилось что-то страшное.
Свекровь с невесткой прекратили ссору, но обед стоял недоварений, а хата неметена. Женщины занимали каждая себе латать рубашки. Кайдашиха ругалась и угрожала, Мотря не смолчала и сказала, что они должны все делать поровну.
Кайдашиха пожаловалась старом Кайдашеві, тот разозлился, хотел даже ударить невестку, но Карп сказал, чтобы отец не трогал Мотри, потому что у нее есть муж. Емеля еще больше рассердился и стал угрожать, что и даст Карпу. Сын остро ответил, что не даст, потому что он уже не маленький. Кайдаш понял, что Карп не шутит, сплюнул и вышел, хлопнув дверью. Дом заметал Лаврин, а женщины сели вышивать, и «от злости» такого напутали, что потом долго пришлось распутывать и випорювати.
С того времени они не мирились. Кайдашиха кричала на Мотре, а та огрызалась. До Рождества Матрена ждала, что свекровь подарит ей какую-то одежду, но и отрезала только полотна на запаску. Хорошее тонкое полотно и полотенца она спрятала себе в сундук, еще и замком заперла, хоть они пряли вместе с Матреной. Мотря пожаловалась Карпу, что ей ничего иметь не производит, и она ходит, как старчиха.
После того Кайдашиха привезла невестке платок и материю на юбку, но они были такие черные и убогие, что Мотря только вздохнула и отбросила обновки прочь.
 
IV
 
Наступило лето. Теперь все меньше времени проводили в доме и потасовка стихла. Кайдаши выжали свой хлеб и пошли к господину зарабатывать снопы. Карп с Матреной жали быстро и нажали больше кив, чем родители.
А осенью Матрена родила сына. Карп словно вырос в своих собственных глазах, стал считать себя за хозяина, равного отцу. Кайдаш был рад внуку и обещал оказать молодой семье хату через сени. Ребенок немного помирила невестку со свекровью, которая купала и пеленала, качала внука.
Карп и Мотря, заработав летом больше хлеба, знали, что теперь едят свой, а не родительский. И полотна Мотря напряла больше, но Кайдашиха все спрятала в свой сундук.
Когда стали шить рубашки, Маруся всем покроїла из толстого полотна, а себе из тонкого. Матрена спросила, почему же она и ей не отрезала такого. Кайдашиха ответила, что ей грубое полотно режет тело, кроме того, она же до господ ходит, ей нельзя в простом.
Мотри показалось, что она даже постарела в новой грубой, плохо вибіленій рубашке. С того времени молодая женщина стала прясть себе отдельно и прятать в собственный сундук. Кайдашиха это заметила и забеспокоилась, ведь она пряла лениво, и невестка могла все пряжа быстро випрясти. Вот и сказала Мотри, что это ее пряжу. А невестка отрезала: «Пряжа такое ваше, как и мое. Разве я не принимала конопли, не мочила, не била бительні, не терла на трепалки, может, более от вас?»
Кайдашиха замолчала и решила, что Мотря мстит ей за толстые рубашки. И когда невестка достала из сундука десять толстых починків [нити, намотанные на веретене] и стала мотать их на мотовило, свекровь поняла, что это уже не шутки, и схватилась за мотовило, говоря, что оно ее. Женщины подняли такой ужасный крик, сіпаючи мотовило каждая к себе, что мужчины сбежались к дому и удивлялись, за что ссора, а старый Кайдаш аж замахнулся кочергой. Потом выхватил мотовило, разбил его на куски и стал ругать Мотрю, что из-за нее такая буча в доме, хотел даже ударить, но Карп вступился. Отец набросился на сына, тот просил не делать этого, отступиться. Кайдаш разозлился, снова бросился в драку, но Карп так его толкнул, что тот упал навзничь и ноги задрал. Иметь с Лаврином бросились оборонять Кайдаша.
Когда немного втихомирилось, Кайдаш сказал, что отделит Карпа, а Мотря подсказала, что пусть сначала сделает для них с матерью два мотовила.
Оскорбленный поведением сына, Емеля пошел в кабак запивать свой стыд.
На следующий день старый Кайдаш внес в дом два мотовила, и Матрена радостно стала мотать починки и прятать в сундук. Свекровь брала злость. Через день Мотря позамочувала только свои с Карпом рубашки, а Кайдашисі пришлось молча самой стирать свои, потому что она боялась новой потасовки.
Однажды Матрена испекла неудачный хлеб, еще и борщ получился недобрый. Все стали высказывать свое недовольство, а Лаврин еще и конька слепил из хлеба. Этого уже Матрена не снесла, бросила ложкой об стол: «Ругали, били, а это уже издеваетесь надо мной?»
С того дня невестка решила варить отдельно на свою семью. Поставила два маленьких горшки в печь, а свекровь отлеживалась, думая, что обед варится на всех. Когда она встала и увидела, что это не так, подняла крик. Сбежались мужчины. Кайдашиха стала тыкать всем в глаза маленьким горшком с кашей, а потом выбросила его в помойное ведро. Матрена схватила и бросила свекрови под ноги миску с борщом.
Мужчины плюнули и вышли, а хозяйки молчали, только сало в печи шкварчало сердито и громко.
Мотря подмели в доме черепки и побежала жаловаться своей матери.
Ссоры в Кайдашовой доме не переставали. Свекровь с невесткой не разговаривали по три дня. Мотря не давала нянчить внука Кайдашисі, хоть и его очень любила, поэтому Маруся была вынуждена подходить к своему любимцу только ночью.
Кайдаш увидел, что надо действительно отличить сыну семью. Он боялся Карпа. Докупили дерева; Мотря посеяла пшеницу на месте нового дома, она хорошо взошла, а это значило, что здесь чисто.
Летом дом освятили и молодые ушли туда жить. Мотря измазала дом и половину сеней, при этом громко распевая на злость свекрови. Карп захотел отделиться и со скотом и полем, чтобы быть настоящим хозяином. Отец, хоть и предостерегал его, должен был наделить сына хозяйством.
 
V
 
Перед зелеными праздниками [День Святой Троицы и День Святого Духа, празднуются в мае-июне] Кайдаш послал Лаврина к мельнице. Парень ехал более Росью и любовался окружающей природой. К вечеру муку смололи, и когда Лаврентий стал собираться домой, случайно увидел девушку, которая была похожа на большой красный цветок. Он засмотрелся на ее красоту. «Девушка была невелика ростом, но ровная, как струна, гибкая, как тополь, красивая, как красная калина, довгообраза, полнолицая, с тонким носиком. Щеки краснели, как краснобокий яблочки, губы были полные и красные, как калина».
Вместо того, чтобы ехать по дороге домой, Лаврентий вернул на пригірок за девушкой. Догнал ее, спросил, из какого она села, но и шутя ответила, что старый будет, когда много знать, но и сама засмотрелась на молодого веселого парня. Они стали разговаривать, и девушка сказала, что зовут ее Мелашкою, а отца - Охрим Балаш, она полола барские свеклу. Лаврентий забыл обо всем и смотрел только на девушку, думая, что такой красивой нет у всех Семигорах. Лаврентий поехал вплоть до самых Бієвців, села, где она жила, и Мелашка показала ему свою хату: малую и старую. Видно было, что семья жила убого.
Парень сказал, чтобы девушка пришла на свидание к мельнице, а он придет обязательно, хотя бы отец его и привязал. Домой Лаврентий вернулся в полночь, и Кайдаш рассердился на него.
После этой встречи Мелашка была как в каком-то волшебном сне. Работа падала из рук. Девушка имела поэтическую душу, ласковое сердце, и ей хотелось петь.
Второго дня, в воскресенье, Лаврентий еле дождался вечера. Взял свирель и полетел, как на крыльях, к мельнице. Мелашка сидела на камне, расстроившись, что парня долго нет. Они стали мило разговаривать, рассказывать друг другу о себе, о семье. В их сердцах разгоралась любовь. Влюбленные договорились встретиться на улице, где собираются парни и девушки.
Местные парни сразу заметили чужого и стали требовать магарыч, или они прогонять его палками. Лаврентий знал этот холостяцкий обычай и повел ребят в кабак, а потом в согласии с ними вернулся на улицу.
Вскоре прибежала Мелашка. В разговорах и любовании они достояли до рассвета.
Так ходил ночами Лаврин к Мелашки, пока Емеля не стал ругать его, что он где-то бродит, потом на работе спит на ходу и после обеда заваливается спать где-то в сарае. Родители решили, что надо его женить, но боялись снова наткнуться на строптивом невестку.
Лаврентий признался, что встретил милую аж в Бієвцях, ходит туда на улицу и хочет жениться. Мать сказала, чтобы засылал сватов, а они с отцом поедут на смотрины.
Лаврентий так и сделал: взял двух старост и ушел. Отец Мелашки сначала не соглашался, потому что девушка еще молодая, кроме того, наступали жатва и нужна была работница. Потом, увидев слезы дочери и вспомнив, что она поздно возвращалась с улицы, согласился.
В воскресенье старые Кайдаши, принарядившись, собрались ехать на смотрины. Мать все расспрашивала у Лаврина, или же хорошая хата в Балашів, добрые они хозяева. Парень отвечал, что лучше их нет и в их деревне, потому что ему действительно так казалось. Кайдашиха надела все лучшее, велела намостити повыше сена и ехала, не здороваясь с людьми, горделиво сверкая новыми желтыми сапогами-сап'янцями.
Маруся на каждую большую хату думала, что то Балашова, но и была аж в конце села, называвшегося Западники, и где не видно ни одного приличного дома. Дорога пошла то оврагом, то горой. Лаврентий не успел предупредить мать, чтобы слезла с телеги, потому что дальше была крутая гора. Лошади понеслись, воз перевернулся и из него выкатилась Кайдашиха. Она кричала на весь овраг, потому что была вся в сене, пыльные и поцарапала сапоги. Мать едва очепурилася и поехала, ругая сына и говоря, что здесь, пожалуй, одни старики живут.
Балаші были бедно одеты, но гостей встретили радушно, пригласили в дом. Двери были низкие, Кайдашиха, думая гордо поднять голову, сильно ударилась о дверной косяк и прокляла все на свете. Хата оказалась очень невысокой, с темными окошками, вогнутой и підпертою столбом потолком. Кайдашиха, не церемонясь, села в углу. Потом, увидев малых Мелащиних братиков и сестричек, смягчилась: она любила детей. Тогда забеспокоилась, что не взяла малым гостинца и дала им по монете. Дети денег никогда не видели, и не знали, что с ними делать, даже пробовали надкусить. Балашиха выпроводила их на улицу и стала думать, чем угощать сватов. Мелашка посоветовала сварить вареников с земляникой, что она принесла из леса, и клубникой. Кайдашиха смотрела на маленькую проворну фигура девушки и думала, что небольшая с нее будет вдомі помощь. Вареники получились очень темные, и Кайдашиха съело только клубники, а тесто оставила в миске. Потом не удержалась и распустила на всю хату мед своим языком.
- Будь же, дочка, здоровая, как рыба; пригожих, как рожа; веселая, как весна, рабочая, как пчела, а богатая, как святая земля!»
Когда Кайдаши поехали под вечер, мать сказала Мелашці, что ей, пожалуй, будет трудно в такой гордой свекрови.
Через неделю после смотрин Лаврин обвенчался с Мелашкою и привез ее в отцовский дом.
 
VI
 
Мелашка неделю жила, как в раю, не замечая пьяного свекра и неласкавих взглядов свекрови, любуясь с Лаврином за пасекой.
Кайдашиха невзлюбила Мелащиних родителей, потому как только бралась за голову, вспоминала шишку свою поездку в Бієвці. Мелашка была молодая и некрасивое к тяжелой работе, а Кайдашисі очень хотелось на старости полежат и отдохнуть. То же она только неделю молчала, а потом стала ругать и насмехаться над невестки.
Однажды сказала Кайдашиха Мелашці замесить кадку с тестом, но и была такая большая, что та не доставала дна. Кайдашиха стала насмехаться над ней, заставляя Лаврина то стульчик подставить, то вытереть лоб от пота, то утереть нос своей женщине. Вошел голодный Кайдаш, увидел, что обед еще не готов, и стал стучать. Кайдашиха все показывала на Мелашку, мол, понабирали таких невесток незугарних. И бросилась сама месить тесто. Мелашка вымешивали размазню [кашеподібна мучная пища, чаще из гречневой муки] и сломала, спеша, копистку [мешалку]. Свекровь снова со злостью ее отругала. А тут второй раз вошел Кайдаш и стал кричать на женщин, что они и до сих пор не справились с обедом, и послал к Мотре одолжить хлеба. Кайдашиха закричала на Мелашку, чтобы та не смела этого делать, потому что ноги поперебиває - в Мотре и снега прошлогоднего не выпросишь. Мотря это услышала через открытую дверь и завопила, чтобы никто не смел на ее порог ступать, потому что тоже ноги поперебиває. Хлеба пришлось занимать у соседей. Когда Мелашка шла по хлеб, садик и все вокруг для нее словно пов'яло. А как шла обратно, увидела Лаврина, тот утешил ее ласковыми словами - все вновь будто расцвело.
Снова началась в Кайдашовой доме потасовка. Кайдашиха стала еще более лайливою, ежедневно нападала на Мелашку. Матрена тоже ее недолюбливала, потому что младшая невестка жила вместе со свекровью.
Настала жатва. Кайдашиха запрягла Мелашку к работе. Бабенка уже соскучилась по Бієвцями, по своей доброй матерью. Просилась в гости, но свекровь не пускала. Лаврентий заметил, что Мелашка сокрушается по дому и пообещал отпроситься у отца.
Наконец Кайдашиха пустила невестку в семью, дала на гостинец рыхлую хлеб, приговаривая, что там такого и не видели, а Мелашці она показалась тяжелой, как камень.
Ступив на родительский порог, Мелашка залилась мелкими слезами, и мать поняла, как тяжело живется ее ребенку, но ничего не поделаешь, надо привыкать. Балаш стал угощать зятя, а мать с дочерью пошли в садик, и Мелашка выплакала все свои слезы, рассказывая, что дергают и клюют ее, как злые коршуны голубку. Мать посоветовала не потакать свекрови, не молчать, как это делает Мотря.
Второго дня Мелашка решила вымести только половину сеней и не выносить Мотрино мусора, как это делала раньше. Таким образом снискала себе еще одного врага.
Когда пришла зима, Мелашці стало еще труднее, потому что свекровь сбрасывала всю тяжелую работу на нее, пьяный свекор вымещал на ней злость, а через сени шипело Мотря. Лаврентий уже и устал за нее заступаться.
Настал страстная неделя. В великий понедельник до Кайдашей зашла баба Палажка Солов'їха. Она была очень богомольная и ежегодно ела куличи в Лавре. И теперь она собиралась идти в Киев, но, чтобы было веселее и безопаснее, решила собрать себе попутчиков. Надеялась уговорить Кайдаша.
Пелагея рассказывала о рае для тех, кто ест ежегодно в Киеве пасху, о благословении на ту семью, откуда вышел паломник [богомолец]. Мелашка слушала, широко раскрыв глаза. Потом стала горячо просить свекровь, чтобы та отпустила ЕЕ с бабой. Кайдашиха колебалась, потому что было много работы. Но ее просила и Пелагея, говоря, что будет большой грех, если не пустит. Кайдаш тоже поддержал Мелащине просьбе.
Итак, на следующий день Мелашка, кланяясь и прощаясь, взяв сумку с куличами, пасхальными яйцами и другим харчем, отправилась в путь вместе с другими бабами. Она чувствовала себя свободной и счастливой.
Шли день, ночевали у добрых людей. На другой день в полдень поднялись на гору с могилой, откуда был виден Киев с церквями и колокольнями. Стали молиться, а баба Пелагея рассказывала и показывала, где какая церковь. К вечеру пришли на заставу, где стояла монахиня из монастыря Фрола и Лавра и уговаривала паломников идти именно в их монастырь. Баба Палажка гордо отказалась и повела односельчан в Лавру. Мелашка была поражена размерами и красотой колокольни, которая, казалось, упадет и раздавит ее. В церкви было море огней, монахи пели страстные песни, которые брали за душу и вызывали слезы. Мелашці показалось, что они оплакивают и ее собственное горе.
На второй день баба Палажка повела девушек по церквям. К ним присоединились еще и другие, и шли, как слепые за поводырем. Обходили множество церквей. Прикладывались к святым мощам и давали деньги монахиням. В великую пятницу Пелагея повела паломников на Разделение до Братского монастыря, там и заночевали. Мелашку заметил какой-то монах и следил за ней. Ночью хотел ЕЕ найти, но ошибся и наткнулся на бабу Палажку, стал ее обнимать и целовать. Бабе показалось, что это черт ее соблазняет, она испугалась и закричала. Монах убежал. А баба сокрушалася, что снова грешен и придется еще раз исповедоваться. Теперь она боялась ночевать на улице и повела паломников туда, где есть кладовки для ночлега. Пока Пелагея исповедовалось,
Мелашка сидела на церковных ступеньках рядом с проскурницею [женщина выпекает проскуры] и тяжело вздыхала. Она решила, что надо возвращаться домой, в ад. Просвирней понравилась бабенка, и она стала расспрашивать. Мелашка рассказала ей о своем горе и вдруг решила, что может здесь остаться. Попросила старую женщину принять ее за служанку. Та согласилась и отвела бабенку домой. Мелашка приступила к работе: раскатывать тесто для просфор [белые хлебцы, используемых в церковных обрядах] в этой красивой, уютной квартире.
Тем временем Пелагея выстояла службу, хотела вести паломников в пещеры, но вдруг заметила, что нет Мелашки. Стали ее искать и ждать, потом решили, что она пошла с другими людьми, и поспешили в пещеры, а после и в Лавру. Несколько раз возвращались на Подол, но Мелашку так и не нашли. Поискали, подождали, спросили у людей и так и вернулись домой без нее.
Баба Палажка боялась сказать о том, что произошло, Кайдашам и сидела тихо дома, но молва уже пошла селом. Ее донесла до Кайдашей баба Параска Гришиха, февраль Палажчин враг. Прасковья намовляла Кайдашиху пойти в волость жаловаться и набить Палажці морду, чтобы не бралась водить девушек, потому что теперь все знают, какая она святая, и рассказала о комедию с обніманням и целованием той ночи, видимо, с самим чертом.
Лаврентий обомлел и сказал матери, что это из-за нее Мелашка их покинула, и когда что-то случится, то он ей этого не простит.
Кайдаши пошли к Пелагеи и стали допытываться, где она девала Мелашку. Баба Палажка відгризалася, что и не ребенок, никого она не заводила никуда. Началась ссора. Лаврентий ругался и спрашивал, а Параска поддакивали и радовалась, что так досталось ее соперницы. Закончилось тем, что Пелагея с Прасковьей подрались граблями. Баба Палажка запричитала и заплакала, говоря Кайдашисі, что именно через нее Мелашка покинула дом. Бабы начали драться, тыкать друг другу дули и обзываться, пока старый Кайдаш их не розійняв. Поднялся большой крик сбежалась вся улица. Кайдаши таки потащили Палажку в волость. Волостной обругал бабу, но идти до Киева не присудил, потому Мелашка не маленькая, сама имеет ум в голове.
Лаврентий ждал, что жена вернется, но она не возвращалась. А паломники нагоняли страху, рассказывая о различные несчастные случаи, которые случаются с путниками. Слухи дошли до Бієвців, и Балаші прибежали, рыдая, к сватам. Даже Карп с Мотрей, забыв о вражде, зашли в дом и грустили со всеми. Кайдашиха уже чувствовала свою вину и жалела, что так себя вела. Решили идти в Киев искать Мелашку.
А она тем временем служила в просвирней и жила, как у Бога за пазухой. Работа нетрудная, харч хороший, никто не ругает, не грызет. Одно только: скучала по Лаврином. Однажды она так залилась слезами, проскурниця спросила, за чем она плачет: за селом, за матерью или за мужем, и посоветовала вернуться. Но девушка вспомнила про свекра и свекровь и сказала, что не вернется. Вышла на улицу, розгледілась и увидела семигорських молодиц, хотела броситься, расспросить, и еле сдержалась. На душе лежал камень, Мелашка думала, что совершает грех, мучая себя и мужа. На вторую неделю Мелашка стала понемногу привыкать и сама не знала уже, что ей делать.
Тем временем Кайдаши пришли к Киева, обходили все церкви и расспрашивали о Мелашку. Наконец попали к церкви, возле которой жила Мелашка. Проскурниця на ступеньках продавала проскуры. Мелашка выбежала из пекарни и хотела что-то спросить хозяйку. И вдруг увидела Лаврина - бледного и унылого. Затем свою мать и... свекровь. Ее как ледяной водой облили. Потом еще раз взглянула на Лаврінове лицо и не выдержала, бросилась к нему и зарыдала, как маленький ребенок. Люди их обступили вокруг.
Мелашка рассказала, что служит в наймах, а проскурниця пожалела, что уйдет от нее такая добрая и рабочая служанка. Кайдашиха пообещала не говорить ни одного плохого слова, только невестка вернулась.
И соблюдала его: осыпала Мелашку медовыми словами, купила обновки.
А вскоре девушка родила сына.
 
VII
 
В Кайдашовой доме наступил мир: свекровь помирилась с невесткой. Зато на улице, между отцом и Лаврином, начался беспорядок. Лаврентий перестал слушать отца, ему самому хотелось хозяйничать. Кроме того, старый Емеля пропивал в кабаке все деньги, заработанные вместе с сыном, и поэтому все труднее было повиноваться ругательном отцу.
Как-то старый Кайдаш вечером сказал Лаврінові косить ячмень, а тот решил ехать к мельнице. На следующий день пошел на поле, не спрашивая отца. Тот обиделся и подумал, что сынки быстро загонят его на печь.
С того времени Лаврентий забрал хозяйство в свои руки. Отец мастерил, зарабатывал деньги и каждый вечер возвращался с кабака пьяный.
Однажды в церкви Кайдашеві показалось, что спели вместе с дьяком ангелы и все образы зашевелились, спели. Ожила и картина страшного суда. А на улице его как бы позвал за собой какой-то мужчина из тумана, и Кайдаш пошел за ним. Дошел до плотины и лишь тогда пришел в себя и удивился, зачем он сюда пришел. Вернулся домой испуганный и задуман. В понедельник снова выпил, и теперь за ним ходили, не отставая, черные мальчики с рожками. Они были везде: и во дворе, и на улице, и верхом на стаде. Кайдаш стал косить крапиву, потому что там было полно чертей, а сыновья и невестки стали издеваться над ним. Кайдашиха же начала ругаться.
Кайдаш зашел в дом, но ему показалось, что за столом сидит чумак, которого он видел в молодости, и покойный отец. Стал с ними разговаривать. В доме все встревожились. Уже было не до смеха. Позвали соседей и те уговаривали старого помолиться и ложиться спать. Матрена побежала за знахаркой бабой Палажкой, о ссоре с которой уже и забыли.
Баба Палажка пришла и начала шептать и приговаривать, выполняя при этом различные магические действия. Но они ничего не изменили. Кайдашиха послала мужа к священнику. Кайдаш рассказал ему все, заказал молебен, говів. На некоторое время это помогло, Емеля перестал пьянствовать, но потом Кайдаш снова не вытерпел и начал заходить в кабак.
Одной лунной ночи Кайдашеві снова привиделся чумак. Старый начал с ним говорить и пошел за ним на улицу, через деревню и пруд, потом зашел в лес. Там ему мерещились огненные цветы и зайчики. Кайдаш поднял голову, стукнулся и... проснулся. Он стоял в одной рубашке среди густого незнакомого леса. Едва нашел дорогу к мельнице. Вернулся домой, а жена думала, что он опять пьяный где-то волочился и начала ругать. Кайдаш сказал, что его водила нечистая сила. Вдруг увидел чертей на печи, схватил макогона и стал лупить им, аж куски глины посыпались. Родственники поперелякувалися, вывели отца на улицу, как он просил, дом окропили святой водой, зажгли свечи перед образами. С трудом Кайдаш успокоился. Хотел лечь, но в постели ему везде мерещились пауки.
Через неделю призрак-чумак завел Кайдаша на плотину, а утром нашли утопленным.
 
VIII
 
Похоронили сыновья Кайдаша с большой честью. На четвертый день стали делить наследство. Карп сказал, что отец мало отрезал ему огорода, поэтому надо поделить его поровну. Решили не идти в волость, а сделать это самим.
Только поделили, прибежала Мотря и измерила все глазами. Ей показалось, что Лаврінова доля больше. Она сбросила пояс и стала перемерять. Лаврінів город действительно оказался, по ее мерке, на один пояс вдоль и два поперек пояса больше. Матрена подняла крик, репетуючи, что это так свекрушище им наміряла. Начали перемерять. Матрена, как мерила в себя, то пояс натягувала, аж трещал, а когда у соседей - то стягивала. Огород перемеряли Кайдашиха с Мелашкою, и получилось поровну. Мотря была сердита, что не по ее вышло. Она привязалась за пасеку, потом за садик, потому что в Лавріновій доле было больше деревьев. Кричала, что надо идти в волость, пусть их рассудят там.
Карп тоже сказал, чтобы ему дали половину пасеки и половину скота. Тогда Кайдашиха напомнила, что и ей принадлежит какая-то доля, а кроме того, припомнила, как Карп бил отца кулаками в грудь.
Пошли в волость, а там присудили Лаврінові все отцовское добро, ибо Карп забрал свою долю уже давно. Мотря как услышала это, то чуть не скрутилась.
От того времени не стало мира между Кайдашенками и их женщинами. Достаточно было искорки, чтобы ссора вспыхнула с новой силой.
Однажды Мелашка подмели сени, намела кучу мусора и пошла за дерюгой, чтобы вынести его. В это время пришла Матрена и стала кричать, чтобы Мелашка не мела ей до порога, ругать и оскорблять. Мелашка не смолчала, закричала, что она ей не свекровь и пусть не указывает. Схватила деркача и им разбрасывала мусор прямо на Мотрині стены и окна. Выбежала еще и Кайдашиха. Женщины вцепились за метлу, пока та не разлетелась на куски. Мужчины и себе выбежали, и еле разняли и разогнали девушек. Мотря орала, чтобы Карп «одривав» дом, потому что она не может так жить. Взяла из лужи грязь и стала обкидывать Мелащину дом. Кайдашиха тоже закричала, чтобы Лаврин «одривав» дом и побежала жаловаться в волость. За ней прибежала Мотря и тоже жаловалась. Волостной слушал-слушал, плюнул и прогнал их.
Того же вечера Кайдашиха услышала, как на чердаке закричали и бросились с насеста куры. Подумала, что это какой-то зверь или вор, выскочила с лампой в сени. На чердаке кто-то был со светом. Лаврентий заглянул туда и увидел Матрену с курицей в руках. Она сказала, что поймала свою курицу на насесте, и чтобы он вернул те яйца, которые эта курица давно несет в них. А сама лазила по гнездам и собирала тем временем яйца за пазуху. Одна курица упала и погасила свет. Мотря стала спускаться, а Лаврентий все еще стоял на лестнице. Женщина ударила его пяткой в зубы, потом второй в нос. Лаврентий закричал и стал трясти лестницу, а затем принял ее. Мотря повисла на стене и завопила, потому что в одной руке у нее была курица, а в пазухе - яйца, и она боялась их растолочь. Выскочил Карп, толкнул Лаврина и мать и спас свою жену.
Второго дня Кайдашиха пошла к священнику жаловаться, и рассказала все не так ему, как матушке. И передала гостинцев для бабушкиных внуков: сладкие коржики и бублики. Кайдашиха раздала гостинцы Мелащиним детям, это услышали Мотрині дети и выбежали в сени. Баба угостила и их. А Матрена закричала, чтобы они не брали ничего у бабы-воровки и выбросила бублики. Дети стали обзывать Кайдашиху, как слышали от матери, а та только заплакала.
Того же дня Мотрин парень напился воды из Мелащиної бочки и разбил случайно кружку. Кайдашиха наделала шуму и разбила Мотрин кружку. Тогда Матрена забежала к Лаврінової дома и разбила горшок. Кайдашиха побежала к Мотре и разбила большую миску. Мотря и себе вскочила к соседям и прошлась кочергой по полкам с горшками и мисками, только черепки посыпались. Мужчинам показалось, что женщин покусала бешеная собака, они бросились оборонять посуда. Еле разняли женщин, но те продолжали ругаться, упрекать друг другу. Кайдашиха, как доказательство своей правоты, ткнула Мотри фигу, но попала не к носу, а в глаз. Матрена схватила деркача и сунула его в глаза свекрови так, что виколола глаз. Мелашка с Лаврином стали защищать мать, пихнули Мотрю, а Карп бросился на Лаврина. Лаврентий дракон, полез на крышу и стал сбрасывать кровлю из дома Карповой - «одділятися». Кайдашиха размазала кровь побольше и побежала подавать в суд в волость, наделав шуму на всю деревню.
Община приговорила Карпу «одірвати» свою хату и поставить отдельно на огороде, почва разделить поровну, а Мотри - таки отсидеть два дня в холодной.
После того старая Кайдашиха заболела и ослепла на один глаз. Она все спрашивала, от чего у них началась такая потасовка? Решила освятить дом, зашли и в Карпа, потому что матери было все-таки жаль сына.
Дом «одірвали», розгородили тыном двор, и семьи понемногу стали мириться. Сначала начали забегать с одной хаты в другую дети, потом хозяева заходить за инструментом, а там стали ни в чем ни бывало разговаривать через плетень и женщины. Чтобы не обходить вокруг в ворота, сделали во дворе перелаза через плетень.
Мир между братьями поміцнішав для хозяйственной дела и общей выгоды. Карп, «одрізнившись» от отца, сначала набрался бедствия, пока стянулось на собственное хозяйство. Он был человек гордый, не любил никому кланяться, даже родному отцу. Потому находил себе товарищей по пахоте среди чужих людей. Теперь они пахали, сеяли, заволікували и возили сено и хлеб вместе с Лаврином.
Именно тогда построили железную дорогу недалеко от Семигор. Люди нанимались возить туда сахар и муку с сахарень и мельниц. Брать и себе купили по коняці, спряглися в одну фуру и вместе зарабатывали деньги.
Налоги были большие, надо было еще где-то подрабатывать. «Община в волости выбирала Карпа за десяцького». Пришел приказ из волости ровнять дороги, чинить мосты и насыпать на болотах плотины. Карп прежде всего велел раскопать тот проклятый горб возле своего двора, на котором сколько повозок сломалось. Сказал это делать всем, даже своей Мотре.
Община понемногу завоевывала свои права через столько лет после отмены барщины. Один богатый жид купил у господина право на ветчины в селе. И начал продавать водку по дешевой цене. Люди бросились туда, а общественный кабак стоял пустой. Община постановила не покупать ничего в жидівському ветчину и «одганяти» всех желающих. Хитрый жид подкупил водкой и писаря волостного и еще нескольких человек, пообещал дать деньги - сорок рублей - на волость и на церковь, чтобы мужики «отдали» ему и общественный кабак в аренду.
И вот на востоке крестьяне уже запели другую песню и «отдали» Беркові свой кабак. А то на церковь денег не дал, и только посмеивался, потому что вернул свои деньги за угощение, да еще и мужиков теперь мог обдирать, как хотел.
 
IX
 
«Целую зиму и весну Кайдашенки прожили в ладу». Кайдашиха сердилась на Мотре, но невестки жили между собой в согласии. Лаврентий любил Мелашку: никогда и пальцем не тронул, даже не ругался. Мотря часто грызла голову Карпу, но он отмалчивался.
Весной Мелашка посадила возле самого плетня огурцы. Когда появились первые огурчики, Мотрин петух перескочил через плетень, поскликав кур и цыплят, и вместе они поклевали все огурцы. Кайдашиха, как увидела такой ущерб, нашла палку и пошпурила на кур. Перебила петуху ногу и раздавил двух цыплят. Здесь Мотря выбежала и стала ругаться, приставать к Карпа, чтобы тот выругался мать и заставил оплатить за петуха и двух цыплят. Но Карп смеялся и отмахивался, говоря: «да И бриклива же ты, Мотре, хоть я тебя когда-то любил за тот перец. Уже очень наперчила!»
Вечером Лаврінів кабанчик залез в Мотрину картофель и и перебила ему спину. Лаврінові было жаль животное, и он сказал, что Мотря уже не знает, что производит. И «стояла за вуглом» и только того и ждала. Крикнула, что то им за петуха и цыплят.
Тогда Кайдашиха подстерегла Мотриного петуха в своих огурцах, прибила его, дорізала, обскубла и себе в борщ положила. В то время Мотрині дети гуляли в Мелащиних и старший парень увидел перебитую ногу своего петуха. Он побежал к матери и рассказал. Матрена вскочила к Лаврина, выхватила петуха из борща и побежала с ним к Карпа. Тот вынужден был идти ругаться с матерью и братом, потому что ему жаль было петуха. Матрена велела детям поймать Мелащиного черного петуха и вбросить в своих кур. А когда Лаврінів кабан вскочил в Мотрин огород, и наделала шума, с детьми поймала его, заперла в свой хлев и не хотела отдать без выкупа.
В тот же день Карпов конь вскочил в Лаврінів огород и его тоже поймали и заперли в сарай. Карп с Матреной сильно разгневались.
«Не черная туча из синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к забору. Не сизая туча над дубравой вставала, то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха, а за ней выбежала из дома Мелашка с Лаврином, а за ними выбежали все дети. Две семьи, как две черные тучи, приближались одна к другой, грустно и уныло».
Вся Мотрина семья была в узкой и короткой одежды, потому что Матрена была работящая, но скупа, и экономила на одежде, сколько могла, т.к. имела не очень привлекательный вид.
Мелашка же расцвела и сияла, как куст калины.
Мотря крикнула, зачем баба «одв'язала» коня и заперла в сарай. Кайдашиха отвечала, что его отвязали дети, и конь вскочил в ущерб. Мотрині дети «врали из-за угла», что то сделала баба, а Мелащині возражали.
Кайдашиха с Мелашкою требовали заплатить за плетень и отпустить кабана, тогда отдадут коня. Карп был пьян, разозлился и бросился вызволять коня. Люди не смели его останавливать, боялись, одна Кайдашиха стала перед хлевом. Сын схватил ее за плечи и стал трясти так, что она еле вырвалась и побежала со двора к пруду. Карп бежал за ней с палкой и остановился лишь перед водой, говоря, что не жалко ему матери, как жаль сапог.
Кайдашиха побежала жаловаться священнику, а затем в волость. Там присудили Карпу или десять розог, или заплатить матери пять рублей и извиниться и помириться.
Карпу было стыдно ложиться под розги, и он извинился перед матерью.
На некоторое время воцарилось согласие между Кайдашенками. Но лето принесло новую ссору, теперь уже через грушу. Когда община делила двор старого Кайдаша, то к Карповой половины отошла Лаврінова груша. Она долго не рожала, то не было и бед. Этим же летом груш уродило очень обильно. Они были здоровы, как кулаки, и сладкие, как мед. Лаврінові дети узнали от бабушки, что то груша не дядина, а папина, и полезли проверять. Тут выбежала тетя Мотря, стала их ругать и вознамерилась выпороть крапивой. Дети закричали, выбежала Мелашка, потом Лаврин с Кайдашихою и стали заступаться за детей, ведь груша действительно их. Матрена сказала, чтобы больше дети не лазили, иначе поперебиває им ноги. Дети все-таки лазили по груше, а Мотря лупила их розгами. Теперь начали уже ругаться мужчины. В волости присудили, чтобы Карп отдавал ежегодно половину груш. На том немного помирились. Но груша, как на злость, разрасталась и родила все больше. Груши дорого стоили на ярмарке, пахло рублями, а это для крестьянина не шутка. Матрена продолжала гонять Лаврінових детей и бить их по чем попало.
Братья пошли советоваться к священнику, но ни один не соглашался на его предложения. Лаврентий не хотел брать за грушу три или четыре рубля відчіпного, потому что мог ежегодно на них сколько заработать. Карп не хотел продавать два аршина земли с грушей. Кончилось тем, что священник их прогнал. Братья продолжали ругаться, как и их женщины.
А закончилось дело с грушей неожиданно. Груша засохла и две семьи помирились.