Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Осмысливая уроки Шевченко произведение по публицистической статье)

Слова и деяния великого Кобзаря созвучны с сегодняшним днем. Его каторжный путь борьбы с кріпосництвом, власть имущими, человеческими слабостями поражает воображение тех, кто способен к сопереживанию и чувство прекрасного. Тернистый путь собственной судьбы гения украинского народа был насквозь пронизан устремлениям униженных прорваться сквозь решетку духовного удушья до звезд воли. Поэт жил за границей чести: ничего для себя - все для людей. То, что чувствовали, переживали его соотечественники, пронес Кобзарь через Голгофу реальной жизни:

В неволе тяжело, хотя и воли, Сказать по правде, не было.

О чем говорят эти строки? Шевченко - мученик или счастливый человек?

Выпало на его судьбу испить до дна чашу ядовитых испарений чумы крепостничества в детстве, юности, пережить потрясения ареста, издевательства во время допросов в каземате, скитания десятилетней солдатчины. Почти всю жизнь терпеть муки и муштры. Где же брались силы на это? Силы все выше подниматься из настоящей дияволіади условий к вершинам общечеловеческой духовности, все время наращивая бунтарский потенциал, достигая гениальных прорывов в тайники человеческой души? Еще и приобретая навыков мастерского владения кистью художника, исполняясь интеллектуальной мощью, которая покорила времена и поколения?

С давних времен известно, что главное в человеке - его духовный вселенная, поэтому первым уроком Шевченко для меня стало то, что он предстал перед нами как живой символ пробужденной народного самосознания, органическим голосом украинцев, что объявил всему миру о своей высокой миссии нести тяжелую долю ответственности за мир и все гуманное в нем.

Имя Тарас означает «гневный». Видимо, поэтому и появилась из недр масс человек, которая разделила с народом драматическую судьбу. Поэтому столько пронзительной, всепобеждающей любви в строках стихов:

Я так ее, я так люблю Мою Украину убогую, Что прокленами самого Бога, За нее душу погублю.

Вторым главным уроком Шевченко является его беспримерная любовь к всего сущного на земле, до главных человеческих ценностей, его полон детской чистотой и доверием гуманизм. Известно, что уровень культуры, цивилизованности любого общества наиболее ярко проявляется в отношении к женщине. Наш Поэт всеми своими мыслями обнаружил уважительное отношение к Женщине-Матери, Труженице, Любимой. Космос его любви безграничен.

Сколько нежности, сострадания, преданности, сколько излучает поэзия нашего великого соотечественника, который молился за всех страдающих, униженных, не отыскать ни у одного другого поэта мира. Поэтому не случайно его стихи часто поднимаются до высот идиллий, когда красота поэтического и чистота жизненного становятся синонимами, тогда и появляются такие шедевры, как «Садок вишневый коло хаты», «Исаия. Глава 35»...

Третий урок великого художника в том, что, будучи глубоко национальным, Шевченко всматривался в интернациональные горизонты, достигая высот, понимая, выражаясь современным языком, диалектики интернационального и национального. Никакой кичливости, узкой ограниченности мысли, презрения ни в поэзии, ни в жизни к людям других национальностей. Всем он протягивал руку дружбы - и россиянину, и поляку, еврею и казаху. Поэт исповедовал принципы общности, не делал гневных разграничений в своем презрительном отношении к «своему» украинского господина, российского помещика, строптивого дворянина, купца-еврея.

Наконец, четвертым уроком Шевченко была его огромная любовь к родному угнетенного народа. Эта любовь порождала ненависть к любым проявлениям эксплуатации, рабства, унижений человеческого достоинства. Гнев - главная движущая сила его мысли, всегда публицистически заостренной, сатирически убийственный, уничтожающий зло в виде царской вседозволенности, разгула тирании, чиновничье-бюрократического самодовольства, рабски переродженої личности, политизации сознания.

Пантелеймон Кулиш писал о Шевченко: «Широко он обнял Украину с ее могилами кривыми, с ее страшной славой, и песенную народную вещь обратил на живопись того, что было и что есть на Украине. Его устами весь наш народ запел свою судьбу...

... и с того времени все из нас разделились на живых и мертвых, да и долго еще будут делиться».

Да, пожалуй, долго. Потому что гении рождаются раз в столетие, чтобы указать потомкам верную дорогу к самоопределению.

Описывая уроки Шевченко, Евгений Маланюку своих трудах отмечал: «Скажу коротко и просто: научиться Шевченко нельзя. Его можно воспринимать или не воспринимать...» Кажется, я восприняла. Хотя между гением и современностью всегда пропасть. Гений отдает себя без остатка, а современность берет от него то, что она слаба взять.

Осмысливая события 30-х годов XX ст., видим, что в период культа личности великого Кобзаря считали слишком национальным, украинским слишком, слишком резкой казалась его поэзия. В застойний период различные сборы «без ведома», тем более с украинским «акцентом», мягко говоря, были нежелательными.

Значит, Шевченко был опасным и через десятилетия? Риторическим оставались его вопрос:

Один у второго вопрошаем: " Зачем нам мать привела? Или для добра? Будь то для зла? Зачем живем? Чего желаем? 1, не дознавшись, умираєм, А покидаем дела...

Поэтому именно сейчас, в период возрождения, будем стараться делать так, чтобы не была запущенной наше дело, а была оставлена потомкам - в этом вижу свой главный долг, что является главным следствием уроков украинского Гения.

По словам одного из писателей, к Шевченко приходят все, но главное, чтобы эта встреча состоялась как можно раньше. Хочу, чтобы чаще звучали слова П. Тычины: «Здоров, Шевченко мой, земли орган могучий!»