Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛИНА КОСТЕНКО
Бывают мыши цветными? (по стихотворениям Л. Костенко Цветные мыши»)

Развитие человеческого общества в значительной степени зависит от людей, которые умеют нестандартно мыслить, замечают яркие краски там, где для других все сливается в серую будничную пятно. Поэзия Лины Костенко Цветные мыши» тоже о нестандартности чувств, оригинальный подход к восприятию действительности. Талантливая поэтесса так переплела в небольшом произведении мысленное, фантастическое и реальность, что невольно перед нами за строками стихотворения предстают художественные образы, словно на картине.

Представим себе средневековый город. В нем темно от дыма костров, на которых сжигают людей, которые осмелились думать или жить по-другому. Наук здесь еще не знают строем. Следовательно, и населения города, темное, неграмотное, легко признает ведьмой или колдуном того, кто мыслит или поступает иначе, чем другие. Судья в судейській черной мантии лишь усиливает тьму толпы. Такими художественными образами изображает Лина Костенко реальность.

Когда читаешь стихи, кажется, что поэтесса сама присутствовала на том суде, который приводит разъяренный сосед подсудимую Анну, которой, может, десять лет. Она также видит багряные кленовые листья, что положено на столе, как доказательство. Может, маленькая Анна на суде - это сама Лина Костенко, которой также пришлось в свое время пережить несправедливый суд. ее стихи тоже необычные, как и цветные мыши, которых делала из желтых листочков девочка Анна. Поэтому некоторое время творчество поэтессы была закрытой для общества. Находились «разъяренные соседи», которые ставили препоны на пути ее стихов к читателю. К тому же в самую лучшую, самую активную пору его творчества.

Аллегоричность образа цветных мышей касается тех, кто не умеет приспосабливаться к серой обыденности, стремится не только увидеть что-то необычное, но и показать его другим.

«Ночью им снятся мыши цветные», -- возмущается «серый» сосед тем, что после общения с фантазеркой Анной, его дети забросили обычные игрушки. «Они были нормальные и здоровые, а эта колдунья сбила их с толку», - убежден сосед, который давно потерял способность видеть цветные сны. А значит, мечтать. Он должен был бы поблагодарить маленькой Анне за то, что подарила способность его детям хотя бы в снах понимать, что мир состоит не только из серых красок. Но признать превосходство духа маленького хрупкого ребенка, его талант к перевоплощению обычного на неповторимое - это переступить свою сущность, преодолеть собственную черствость души. Таким людям, как сосед, трудно понять, что что-то неповторимое можно создать исключительно ради красоты, а не ради наживы. И судья такой же. Он понял бы, если бы мыши, пусть и цветные, «сгрызли сухаря, а прогрызли в полу норку» или нанесли другой ущерб в хозяйстве.

Судья также живет в своей будничной реальности. Если сосед испытывает моральный ущерб от того, что мыши яркие, то судья пытается найти прозаическую основание для наказания чего-то неповторимого, духовного. Он привык выносить приговор. Для него каждый, кто на скамье подсудимых, является виновным. Нужно только найти доказательства этой вины или их подтасовать.

И в этом жестокая реальность снова заступает мир ярких цветных мышей, созданных Анной. А что же она сама?

«Сидела тихо девочка на скамейке», - продолжает описывать картину действительности поэтесса. В ее стихи Анна не оправдывается, ничего никому не доказывает. Может, у нее такая большая сила духа, что не боится этого суда. Она умеет создавать цветных мышей и этого таланта ее никто не лишит. А может, девочка лишь повинуется долі. ей все равно не отвести от себя подозрения в колдовстве со стороны разъяренного соседа и приговор неправедного суда. Кажется, поэтесса дает право выбора каждому из нас: стать на сторону существования цветных мышей или отнести их к разряду фантастики и мечтаний.

Вот только... не с тех пожелтевших кленовых листочков, которые должны были служить доказательствами в колдовстве, появился вдруг «цветной кот, залил чернилами приговор на бумаге». Неизбежным вмешательством судьбы в образе цветного кота заканчивает свою поэзию Лина Костенко. Ведь, если существуют цветные коты, то должны быть и цветные мыши. Поэтесса дает возможность нам поразмышлять, задуматься над актуальностью ее произведения в сегодняшнем нашем обществе.