Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СЛАПЧУК




Ведущей чертой этого поэта является его органичность, естественность. В.Слапчук - уже зрелый поэт, поэтому тяготеет к циклам, складноструктурованих поэтических полотен. В своем активе имеет венки сонетов, причем версифікаційно безупречны, которые сегодня не часто встретишь и в городских рафинированных эстетов. Лирика В.Слапчука определенно философствующая, глубоко укоренившаяся в украинском фольклоре. В интонациях его стихов постоянно мерцает тихая крестьянская правда. Однако, это вполне современная поэзия, в которой имена культуртрегеров возвышаются до символического звучания:

 

Боже, верни К'єркегорові

Регину Ольсен,

пока грехом беременная свобода

не упала в обморок.

Господи, пусть каждый сам

решает, что есть его Исаак.

 

Фольклоризм верлибров В.Слапчука вносит в тексты какой-то особый украинский дух, в котором мифы и традиции, предрассудки и тонкая ирония. Вне всякого сомнения и без лишнего пафоса сего поэта можно считать настоящим выразителем праукраинских ценностей. Этот смысл к тому же передается в современной совершенной форме. Миниатюры В.Слапчука часто приобретают афористического содержания, остро заправленные юмором, иронией, иногда - сатирой. Его поэзия демонстрирует истинную органичность в сосуществовании человека и природы, человека и Бога, природы и Бога. Это мир поэтический и справедливое, и, что главное, можно поверить, что все это вполне реально, и не где-нибудь, а именно здесь, у нас, на Богом избранной (sіс!) земли:

 

Чтобы жаворонки в небе

не погубилися - у каждого

серебряный колокольчик на шее висит.

А как коровы,

возвращаясь с пастбища,

солнце рогами за горизонт закатят -

тишина наступает.

Хозяин жаворонков

Богу молится.

 

В.Слапчук в современной украинской поэзии - отдельная личность со своим неповторимым силуэтом. Прочные связи с национальными традициями и безошибочное чувство слова сформировали четкий авторский почерк. Если Вы встретите такую строфу-

 

На охоту вышел князь,

хохочет над миром.

На алтаре весны

кладут девушки девственность.

Птицы - паломники

вдохновенно курят ноты.

Девственная весна

уже беременная летом, -

то можете быть уверенным: перед Вами - Василий Слапчук. Поэт, которых у нас немного. Поэт, вышедший из народа и не стесняется этого факта. Вот такие они, поэты, условно объединенные под обложкой антологии "Позадесятники 2". Что их объединяет? О каком феномене говорится в названии сего післямовного текста? Собраны вместе в этой Антологии, поэты-позадесятники творят определенное явление. Вместе они создают новое качество в контексте современной украинской поэзии. Получив на многих страницах Антологии ощущение истинного наслаждения, автор сих строк надеется, что это не последняя встреча с этими поэтами. Их шестеро. Шестеро вне каноном. И дай Бог. Возможно, когда-нибудь их станет больше. Но шестеро - это немало. Если это поэты. Настоящие поэты, которые не стесняются быть такими, какие есть. А "вокруг же радости так мало... Так мало праздников. А впрочем, каждая встреча с поэзией - это уже маленький праздник и маленькая радость. Как бы пафосно и смешно это не звучало.

Накапливая читательский опыт поэзии, все больше склонен разделять утверждение Слабчука о том, что "стихи - это то, что потребляется через соломинку". Вот я и признался в одном из авторов , чей поэтический опыт сегодня мне наиболее импонирует. Не прибегаю к никаких оговорок, хотя, конечно, кто-то и захочет воспользоваться моим признанием для обвинения в "теріторіяльному лоббировании" отдельных литературных фигур.

Новая поэтическая книга "Укол часовой стрелке". Слабчука воспринимается целостно. Автор отказывается от роли мітинґового поэта или такого себе европеизированного денди, влюбленного в собственное умение красиво говорить. В. Слабчук размышляет вслух, а отсюда форма и тон изложения - ненавязчивых, самоіронічних, в основном парадоксальных высказываний, что неожиданно всплывают, словно звуки выстрела в лесной тишине:

В понедельник

отделяем свет

от темноты,

во вторник

отделяем воды

от вод

в среду...

Неделя закончилась,

но не у кого спросить:

когда же мы станем людьми?

(сб. "Ботинки Ван-Гоґа").

 

 

Парадоксальность высказывания тоже не есть самометою поэтических рефлексий автора. Слапчук уже давно не хочет никого удивлять. Он является екзистенціалістом в ярчайшем его проявлении: только мир природы, мир гармонии, мир человека, который странным образом опирается, а то и разрушает эту мировую гармонию, - это его мир, который он открывает людям:

Этот мир одинокий и немой,

он нуждается в помощи,

почему ты такой грустный

Богдан-Игорь Антонычу?

Антоныч рос, росла трава,

трава и сейчас скошена.

Все немовлені слова -

офир осени.

(сб. "Ботинки Ван-Гоґа").

Этот мир не представляется Слабчукові без Женщины, которая придает ему смысл, таинственности; которая творит и разрушает мужские представления об этом мире:

Злічив капли дождя,

зари посчитал...

А сколько женщин

под небом - не ведаю.

На тебе сбиваюсь.

(сб. "Рисование в темноте").

 

Преимущественно В. Слапчук говорит о вещах, которые всем известны; о "банальные вещи" говорит поэт, но он не боится показаться "банальным", снова и снова возвращается к давно казалось бы известного. Чем его лирический напоминает мне слепого кобзаря Шевченко - Перебендю. А то и быстрее странствующего философа нашего - Григория Сковороду: "Мой разговор касается только человеколюбивых душ, честных состояний и благословенных видов промыслов, которые не противоречат Божьему и человеческому закону, а составляют плодоносящий церкви, яснее говоря, общества сад, как отдельные части составляют часовой механизм". Отсюда в стихах В. Слабчука определенная простота (не упрощенность!), прозрачность мысли, диалогичность построения:

Встречный: дай Бог здоровья!

Витык: навеки.

Встречный: как поживаете?

Витык: чтобы и вы так поживали.

И перессорился Витык таким образом

со всеми односельчанами.

("Пять историй о том...")

 

 

Конечно, эта ненавязчивость Слабчукових стихов сегодня является его позицией. И как каждая позиция, она может отталкивать, если человек внутренне не готова ее принять. Но в ее пользу говорит то, что сам поэт не абсолютизирует ее, не делает из нее "фетиша" своей поэзии и мировоззрения в целом. Он выстрадал ее, он имеет на нее право. А мы не имеем морального права загонять поэта в "прокрустово ложе" собственных эстетических амбиций й видений.

Слапчукове "трикнижжя" отличается ясностью и качеством поэтического письма. Но такова уж способность человека к сравнениям, тем более, когда автор предлагает читателю определенный выбор. Как на меня, вторая книга "Рисование в темноте" несколько бледнее выглядит от первой и третьей. Не хуже, а именно более бледной. Возможно автор неосознанно спровоцировал такую оценку, ведая преимущество в этой книге описательно-елеґійному, а не контрастно-метаформичному элементу. Хотя в целом она оставляет впечатление тонкой, искусной инкрустации без неуместных в данном конкретном замыслу барочных форм.

 

Светлое и чистое писание стихов В. Слапчука. Несмотря на определенное трагическое обрамление отдельных тем, его стихи полны надежды у Человека. Слапчук очень тактичен в слове, он очень нежный в слове что однако не мешает ему оставаться мужественным и твердым в убеждениях:

Он появился,

но никто не спросил:

кто ты?

Когда он оставил их,

никто не спросил:

где он?

Поэтому то и песня эта

не о нем,

а о тех,

что остались.

("Песня мужчин" из сб. "Крылатый человек").

 

Можно говорить еще долго о поэзии В. Слапчука, но лучше слушать ее, читать вслух и рассуждать о поэте, "молчание которого в слове не помещается"...

 

Использована литература:

1. Литературная энциклопедия. В 4-х томах. - К., 1994.

2. Украинская и зарубежная культура. - К., 2000.