Статья
ВАСИЛИЙ СЛАПЧУК
Ведущей чертой этого поэта является его органичность, естественность. В.Слапчук - уже зрелый поэт, поэтому тяготеет к циклам, складноструктурованих поэтических полотен. В своем активе имеет венки сонетов, причем версифікаційно безупречны, которые сегодня не часто встретишь и в городских рафинированных эстетов. Лирика В.Слапчука определенно философствующая, глубоко укоренившаяся в украинском фольклоре. В интонациях его стихов постоянно мерцает тихая крестьянская правда. Однако, это вполне современная поэзия, в которой имена культуртрегеров возвышаются до символического звучания:
Боже, верни К'єркегорові
Регину Ольсен,
пока грехом беременная свобода
не упала в обморок.
Господи, пусть каждый сам
решает, что есть его Исаак.
Фольклоризм верлибров В.Слапчука вносит в тексты какой-то особый украинский дух, в котором мифы и традиции, предрассудки и тонкая ирония. Вне всякого сомнения и без лишнего пафоса сего поэта можно считать настоящим выразителем праукраинских ценностей. Этот смысл к тому же передается в современной совершенной форме. Миниатюры В.Слапчука часто приобретают афористического содержания, остро заправленные юмором, иронией, иногда - сатирой. Его поэзия демонстрирует истинную органичность в сосуществовании человека и природы, человека и Бога, природы и Бога. Это мир поэтический и справедливое, и, что главное, можно поверить, что все это вполне реально, и не где-нибудь, а именно здесь, у нас, на Богом избранной (sіс!) земли:
Чтобы жаворонки в небе
не погубилися - у каждого
серебряный колокольчик на шее висит.
А как коровы,
возвращаясь с пастбища,
солнце рогами за горизонт закатят -
тишина наступает.
Хозяин жаворонков
Богу молится.
В.Слапчук в современной украинской поэзии - отдельная личность со своим неповторимым силуэтом. Прочные связи с национальными традициями и безошибочное чувство слова сформировали четкий авторский почерк. Если Вы встретите такую строфу-
На охоту вышел князь,
хохочет над миром.
На алтаре весны
кладут девушки девственность.
Птицы - паломники
вдохновенно курят ноты.
Девственная весна
уже беременная летом, -
то можете быть уверенным: перед Вами - Василий Слапчук. Поэт, которых у нас немного. Поэт, вышедший из народа и не стесняется этого факта. Вот такие они, поэты, условно объединенные под обложкой антологии "Позадесятники 2". Что их объединяет? О каком феномене говорится в названии сего післямовного текста? Собраны вместе в этой Антологии, поэты-позадесятники творят определенное явление. Вместе они создают новое качество в контексте современной украинской поэзии. Получив на многих страницах Антологии ощущение истинного наслаждения, автор сих строк надеется, что это не последняя встреча с этими поэтами. Их шестеро. Шестеро вне каноном. И дай Бог. Возможно, когда-нибудь их станет больше. Но шестеро - это немало. Если это поэты. Настоящие поэты, которые не стесняются быть такими, какие есть. А "вокруг же радости так мало... Так мало праздников. А впрочем, каждая встреча с поэзией - это уже маленький праздник и маленькая радость. Как бы пафосно и смешно это не звучало.
Накапливая читательский опыт поэзии, все больше склонен разделять утверждение Слабчука о том, что "стихи - это то, что потребляется через соломинку". Вот я и признался в одном из авторов , чей поэтический опыт сегодня мне наиболее импонирует. Не прибегаю к никаких оговорок, хотя, конечно, кто-то и захочет воспользоваться моим признанием для обвинения в "теріторіяльному лоббировании" отдельных литературных фигур.
Новая поэтическая книга "Укол часовой стрелке". Слабчука воспринимается целостно. Автор отказывается от роли мітинґового поэта или такого себе европеизированного денди, влюбленного в собственное умение красиво говорить. В. Слабчук размышляет вслух, а отсюда форма и тон изложения - ненавязчивых, самоіронічних, в основном парадоксальных высказываний, что неожиданно всплывают, словно звуки выстрела в лесной тишине:
В понедельник
отделяем свет
от темноты,
во вторник
отделяем воды
от вод
в среду...
Неделя закончилась,
но не у кого спросить:
когда же мы станем людьми?
(сб. "Ботинки Ван-Гоґа").
Парадоксальность высказывания тоже не есть самометою поэтических рефлексий автора. Слапчук уже давно не хочет никого удивлять. Он является екзистенціалістом в ярчайшем его проявлении: только мир природы, мир гармонии, мир человека, который странным образом опирается, а то и разрушает эту мировую гармонию, - это его мир, который он открывает людям:
Этот мир одинокий и немой,
он нуждается в помощи,
почему ты такой грустный
Богдан-Игорь Антонычу?
Антоныч рос, росла трава,
трава и сейчас скошена.
Все немовлені слова -
офир осени.
(сб. "Ботинки Ван-Гоґа").
Этот мир не представляется Слабчукові без Женщины, которая придает ему смысл, таинственности; которая творит и разрушает мужские представления об этом мире:
Злічив капли дождя,
зари посчитал...
А сколько женщин
под небом - не ведаю.
На тебе сбиваюсь.
(сб. "Рисование в темноте").
Преимущественно В. Слапчук говорит о вещах, которые всем известны; о "банальные вещи" говорит поэт, но он не боится показаться "банальным", снова и снова возвращается к давно казалось бы известного. Чем его лирический напоминает мне слепого кобзаря Шевченко - Перебендю. А то и быстрее странствующего философа нашего - Григория Сковороду: "Мой разговор касается только человеколюбивых душ, честных состояний и благословенных видов промыслов, которые не противоречат Божьему и человеческому закону, а составляют плодоносящий церкви, яснее говоря, общества сад, как отдельные части составляют часовой механизм". Отсюда в стихах В. Слабчука определенная простота (не упрощенность!), прозрачность мысли, диалогичность построения:
Встречный: дай Бог здоровья!
Витык: навеки.
Встречный: как поживаете?
Витык: чтобы и вы так поживали.
И перессорился Витык таким образом
со всеми односельчанами.
("Пять историй о том...")
Конечно, эта ненавязчивость Слабчукових стихов сегодня является его позицией. И как каждая позиция, она может отталкивать, если человек внутренне не готова ее принять. Но в ее пользу говорит то, что сам поэт не абсолютизирует ее, не делает из нее "фетиша" своей поэзии и мировоззрения в целом. Он выстрадал ее, он имеет на нее право. А мы не имеем морального права загонять поэта в "прокрустово ложе" собственных эстетических амбиций й видений.
Слапчукове "трикнижжя" отличается ясностью и качеством поэтического письма. Но такова уж способность человека к сравнениям, тем более, когда автор предлагает читателю определенный выбор. Как на меня, вторая книга "Рисование в темноте" несколько бледнее выглядит от первой и третьей. Не хуже, а именно более бледной. Возможно автор неосознанно спровоцировал такую оценку, ведая преимущество в этой книге описательно-елеґійному, а не контрастно-метаформичному элементу. Хотя в целом она оставляет впечатление тонкой, искусной инкрустации без неуместных в данном конкретном замыслу барочных форм.
Светлое и чистое писание стихов В. Слапчука. Несмотря на определенное трагическое обрамление отдельных тем, его стихи полны надежды у Человека. Слапчук очень тактичен в слове, он очень нежный в слове что однако не мешает ему оставаться мужественным и твердым в убеждениях:
Он появился,
но никто не спросил:
кто ты?
Когда он оставил их,
никто не спросил:
где он?
Поэтому то и песня эта
не о нем,
а о тех,
что остались.
("Песня мужчин" из сб. "Крылатый человек").
Можно говорить еще долго о поэзии В. Слапчука, но лучше слушать ее, читать вслух и рассуждать о поэте, "молчание которого в слове не помещается"...
Использована литература:
1. Литературная энциклопедия. В 4-х томах. - К., 1994.
2. Украинская и зарубежная культура. - К., 2000.
|
|